Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2024 г. N 5-ИКАД24-1-А1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения политической партии "Партия Возрождение России" в городе Москве на решение Московского городского суда от 1 июля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 июля 2024 года по административному делу N 3а-3352/2024 по его административному иску о признании незаконным решения Московской городской избирательной комиссии от 21 июня 2024 года N 94/2 "О списке кандидатов в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональным отделением политической партии "Партия Возрождения России" в городе Москве по одномандатным избирательным округам".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного истца Рыбина А.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Московской городской избирательной комиссии Перевезенцевой И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2024 года N 56 выборы депутатов Московской городской Думы восьмого созыва назначены на 8 сентября 2024 года (далее - выборы депутатов).
19 июня 2024 года в Московскую городскую избирательную комиссию Региональным отделением политической партии "Партия Возрождения России" в городе Москве (далее - Региональное отделение) представлены документы для заверения списка кандидатов, выдвинутых названным избирательным объединением по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 21 июня 2024 года N 94/2 "О списке кандидатов в депутаты Московской городской Думы восьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональным отделением политической партии "Партия Возрождения России" в городе Москве по одномандатным избирательным округам" отказано в заверении поименованного списка кандидатов в депутаты на основании частей 3, 4, 7, 9 статьи 33 Избирательного кодекса города Москвы ввиду предоставления не заверенного печатью организации списка кандидатов и заверенной неуполномоченным лицом копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Полагая приведённое решение избирательной комиссии незаконным ввиду отсутствия оснований для отказа в заверении представленного избирательным объединением списка кандидатов в депутаты, не оспаривая факты допущенных нарушений, Региональное отделение обратилось в суд, указывая на обязанность избирательной комиссии уведомить о наличии документов, оформленных с нарушением закона, предоставив возможность для исправления выявленных недостатков.
Решением Московского городского суда от 1 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 июля 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В поступившей в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Региональное отделение ставит вопрос об отмене судебного решения и апелляционного определения, как принятых с нарушением норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Требования к выдвижению кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями закреплены в статье 35 названного закона.
Так, в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в указанную комиссию документы, в том числе заверенный печатью избирательного объединения список кандидатов и нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа (подпункты "а", "г" пункта 14.1, пункт 14.4 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ).
Приведённым федеральным нормам корреспондируют положения статьи 33 Избирательного кодекса города Москвы, пунктом 1 части 4 которой предусмотрена возможность наряду с нотариально удостоверенной копией документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного уполномоченным федеральным органом, представление заверенной постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копии такого документа.
Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов, в соответствии с пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 этой статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), Федеральным законом N 67-ФЗ.
Аналогичные предписания содержатся в части 9 статьи 33 Избирательного кодекса города Москвы.
Пунктом 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что выдвижение списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 95-ФЗ.
Положения упомянутого закона возлагают на политическую партию, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязанность осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соблюдать устав политической партии (подпункт "а" пункта 1 статьи 27, пункта 1 статьи 21).
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ решение, в частности, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
Уставом Политической партии "Партия Возрождения России", утверждённым решением Учредительного съезда партии 26 октября 2012 года с последующими изменениями (далее - политическая партия, Устав политической партии) в пункте 15.13 определено, что постоянно действующим руководящим органом Регионального отделения является Совет Регионального отделения.
Совет Регионального отделения избирает из своего состава Секретаря Совета, являющегося его руководителем. Председатель Регионального отделения, являющийся по должности членом Совета, не может одновременно быть избран Секретарём Совета Регионального отделения (пункты 15.15.1 и 15.13.3 Устава).
Председатель Регионального отделения партии является единоличным исполнительным органом и не вправе совмещать свою должность с должностью Секретаря Совета Регионального отделения партии (пункт 15.17.14 Устава).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, установив, что в нарушение приведённых выше положений федерального, регионального законодательства и Устава политической партии Региональным отделением в избирательную комиссию представлены не заверенный печатью избирательного объединения список кандидатов в депутаты, а также копия документа о государственной регистрации избирательного объединения Регионального отделения заверенная неуполномоченным лицом, пришёл к выводу о законности оспариваемого решения избирательной комиссии.
Проанализировав в системном единстве положения Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 95-ФЗ, а также Избирательного кодекса города Москвы и Устава политической партии, оценив представленные в дело доказательства, в том числе решение Совета Регионального отделения от 22 мая 2024 года, оформленное протоколом, о возложении на Председателя Регионального отделения полномочий Секретаря Совета Регионального отделения, выявленные административным ответчиком в представленных документах нарушения, суд расценил как невыполнение Региональным отделением требований к выдвижению списка кандидатов.
Выводы суда первой инстанции признаны правильными судебной коллегией по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, которая указала, что они соответствуют установленным обстоятельствам и положениям избирательного законодательства, сделав заключение о невыполнении избирательным объединением требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом N 67-ФЗ, в части нормативных предписаний об удостоверении списка кандидатов собственной печатью и обязательности заверения копии документа о государственной регистрации Регионального отделения нотариусом или постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения.
По существу доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана правовая оценка.
С учётом изложенного Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 1 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 июля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения политической партии "Партия Возрождение России" г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2024 г. N 5-ИКАД24-1-А1
Опубликование:
-