Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Настоящая программа разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2021 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" и предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения на 2024 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ
Комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия (далее - Комитет) по переданным полномочиям осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения, (далее - федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия).
Программа представляет собой взаимосвязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны объектов культурного наследия, размещен на официальном сайте Комитета: https://okn.tatarstan.ru/perechen-obyazatelnih-trebovaniy.htm.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1093 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пунктом 22 раздела 4 Положения, Комитет при осуществлении государственного контроля (надзора) не проводит плановые контрольные (надзорные) мероприятия в области охраны объектов культурного наследия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать: "...пунктом 22 раздела 3 Положения..."
В связи с чем, за период с 1 января 2023 года по 1 декабря 2023 года Комитетом плановые контрольные (надзорные) мероприятия в области охраны объектов культурного наследия не проводились.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" внеплановые мероприятия и проверки по видам контроля (надзора), предусмотренные федеральным законодательством, проводятся в 2022-2024 гг. только по специально указанным основаниям. В 2023 году была проведена 1 внеплановая проверка.
В соответствии с положениями статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Комитетом продолжается работа по оформлению охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранные обязательства).
Охранное обязательство является документом, содержащим в себе сведения об особенностях объекта культурного наследия, а также перечень обязательных требований по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране такого объекта.
Охранное обязательство направляется всем собственникам (иным законным владельцам) объекта культурного наследия, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости.
За период с 1 января 2023 года по 1 декабря 2023 года Комитетом утверждено 51 охранное обязательство.
В силу пункта 7 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" договоры о передаче прав собственности (владения, пользования) на объект культурного наследия должны включать существенное условие о возникновении у нового правообладателя обязанностей по исполнению охранного обязательства. Копия охранного обязательства должна являться неотъемлемой частью таких договоров.
С учетом изложенного работа по оформлению охранных обязательств и направлению их в адрес собственников (иных законных владельцев) объектов культурного наследия, а также в орган регистрации прав, отнесена настоящей программой к профилактическим мероприятиям, так как обеспечивает адресное информирование контролируемых лиц о специальном статусе объектов культурного наследия и установленных в отношении них обязательных требований.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Исходя из сложившейся правоприменительной практики федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, наиболее значимыми рисками несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) непроведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
2) несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия, и непринятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;
3) проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия;
4) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;
5) проведение строительных и иных работ в непосредственной близости к объектам культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных органами охраны объектов культурного наследия.
Ключевым риском при реализации Программы является различное толкование содержания обязательных требований контролируемыми лицами, что может привести к нарушению ими обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2023 году Комитетом осуществлялись следующие профилактические мероприятия:
объявлено 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
проведено 68 консультирований с контролируемыми лицами;
проведен 41 профилактический визит;
в течение 2023 года поддерживалась в актуальном состоянии размещенная на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
Также, Комитетом, в рамках организованной профилактической работы, проводились консультации по вопросам касающихся объектов культурного наследия, по телефону и другим средствам связи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.