Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Правительства Орловской области
от 13 августа 2024 г. N 515
I. Стратегические приоритеты государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области"
1.1. Оценка текущего состояния сферы социального обслуживания населения Орловской области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы социального обслуживания населения.
В Российской Федерации приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.
Система социальной поддержки граждан основана на оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки различных категорий граждан и максимально направлена на улучшение качества их жизни и материального положения.
Предоставление гражданам в денежной форме мер социальной поддержки является одним из источников обеспечения денежных доходов населения.
Современную систему социальной поддержки и социального обслуживания граждан в Орловской области характеризуют следующие важнейшие тенденции и показатели:
1. Распределение полномочий между Российской Федерацией и Орловской областью, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Региональные нормативные правовые акты направлены на обеспечение отдельных категорий граждан гарантированными государством правовыми, экономическими, организационными и иными мерами, объединенными единой системой в виде социальной поддержки населения.
2. Преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в учреждение социальной защиты населения или социального обслуживания за предоставлением мер социальной поддержки или услуг.
3. Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:
1) адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) путем предоставления государственной социальной помощи, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг и другого;
2) профессиональный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями, ограничениями и рисками осуществления профессиональной деятельности (госслужащие, врачи-фтизиатры, спортсмены и тренеры и другие);
3) категориальный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются в связи:
с последствиями политических репрессий и другим;
трудной жизненной ситуацией - малообеспеченностью, инвалидностью, сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних.
4. Дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки и услуг - постоянная, на определенный срок либо разовая.
Важнейшей характеристикой современной системы социальной поддержки населения в Орловской области является значительное количество категорий и число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме.
Население Орловской области своевременно и в полном объеме обеспечивается мерами социальной поддержки.
Единовременные, ежегодные, ежемесячные выплаты и компенсации в 2023 году получили свыше 270 тыс. человек из числа ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, семей с детьми и других социально значимых категорий.
Актуальной мерой социальной поддержки, предоставляемой гражданам в качестве помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг, по-прежнему являются жилищные субсидии, предоставляемые адресно. Данной мерой поддержки пользуются более 5,7 тыс. получателей.
Более 70 тыс. человек (с учетом членов семей) из числа федеральных льготников являются получателями ежемесячной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Наиболее массовой группой получателей регулярных денежных выплат в форме ежемесячных выплат и компенсаций являются региональные льготники, такие как ветераны труда, труженики тыла, лица, имеющие продолжительный стаж работы, жертвы политических репрессий. Граждан данных категорий более 88 тыс. человек.
С 2021 года на территории региона предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета. По итогам 2023 года 54 процента граждан из числа охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, по которым проведена оценка среднедушевого дохода семьи, увеличили свой доход в сравнении с доходом до заключения социального контракта. У 31 процента граждан доход превысил величину прожиточного минимума.
Важное значение для увеличения рождаемости в регионе имеет финансовая поддержка семей при рождении детей. В Орловской области действует комплекс региональных мер социальной поддержки семей с детьми:
1) с 1 мая 2022 года обеспечивается предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде набора принадлежностей для ухода за новорожденным ребенком "Подарок новорожденному" либо единовременной денежной выплаты на приобретение принадлежностей для ухода за новорожденным ребенком в размере 5 тыс. рублей;
2) семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Орловской области, предоставлено право на пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации, расположенной на территории Российской Федерации, - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет);
3) особое внимание в регионе уделяется многодетным семьям, реализуется целый комплекс мер, направленных на повышение престижа многодетной семьи, - это финансовые и нефинансовые меры поддержки.
Всего детские пособия получают 19,9 тыс. семей на 39,9 тыс. детей.
На постоянной основе проводится аудит действующих мер поддержки семей с детьми с точки зрения их достаточности, условий получения, доступности и удобства обращения за назначением мер. По итогам аудита проводится актуализация комплекса мер поддержки семей с детьми.
5. Социальный и экономический эффект социального обслуживания на дому. Приоритетность надомной формы обслуживания граждан, позволяющей поддерживать их функциональность, социальные связи в привычной, благоприятной среде.
6. Ориентированность стационарного социального обслуживания (в случаях, когда семейные формы ухода недостаточны и/или невозможны в силу различных причин) на создание максимально комфортных и безопасных условий оказания помощи гражданам, нуждающимся в постороннем уходе.
Организацию предоставления социальных услуг населению осуществляют 57 бюджетных учреждений (комплексные центры социального обслуживания, дома-интернаты и психоневрологические интернаты, социально-реабилитационные центры).
Система социального обслуживания семьи и детей развивается в соответствии с такими направлениями, как:
совершенствование системы социального обслуживания семьи, обеспечивающей сохранение в ней ребенка;
комплексная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов направлено на продление периода самостоятельной здоровой жизни в привычном социальном окружении.
На территории Орловской области функционируют 15 бюджетных стационарных учреждений, а также 11 домов ветеранов, входящих в структуру центров социального обслуживания населения Орловской области, подведомственных Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, которые полностью обеспечивают потребность получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
В настоящее время в домах-интернатах и домах ветеранов для престарелых и инвалидов проживает около 2,0 тыс. получателей социальных услуг, 80 процентов из которых составляют инвалиды с различной степенью утраты трудоспособности. Более трети из них лишены возможности самостоятельно передвигаться и требуют постоянного постороннего ухода, а также проведения реабилитационно-восстановительных процедур. Такие процедуры оказываются в отделениях милосердия, функционирующих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в том числе в психоневрологических интернатах.
С учетом соблюдения требований санитарно-эпидемиологического режима проводятся досуговые мероприятия, отмечаются праздники, организовываются экскурсионные поездки.
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 19 февраля 2022 года N 66 "О комплексных мерах по оказанию содействия в социально-бытовом устройстве гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Украины, а также на территориях субъектов Российской Федерации, на которых введены максимальный и средний уровни реагирования, вынужденно покинувшим жилые помещения и находящимся в пунктах временного размещения на территории Орловской области" в центрах социальной профилактики и реабилитации инвалидов "Березка" и "Солнышко" развернуты пункты временного размещения граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Орловской области в экстренном массовом порядке (далее - ПВР), на 50 мест в каждом учреждении.
Приняты исчерпывающие меры по социально-бытовому обустройству граждан, находящихся в ПВР, в том числе все проживающие обеспечены полноценным горячим питанием, предметами первой необходимости, средствами защиты и гигиены, лекарственными препаратами. Регулярно поступает гуманитарная помощь, организованы медицинское сопровождение и охрана. При необходимости жители Украины направляются в медицинские организации для оказания им медицинской помощи. Обеспечено взаимодействие с региональным волонтерским Центром по оперативному обеспечению потребностей проживающих.
Используемые социальные технологии и проекты направлены на достижение основной цели - повышение ожидаемой продолжительности жизни граждан.
В 2022 году 30 центрами социального обслуживания населения социальные услуги жителям области предоставлялись в трех формах: стационарной, полустационарной, на дому.
На сегодняшний день структура центров выстроена в соответствии с региональным законодательством и имеет полное ресурсное обеспечение.
Основные направления деятельности центров социального обслуживания представлены достаточно широким спектром профильных мероприятий и услуг.
Число людей, которым сейчас за 60 лет, увеличивается. Эта тенденция вызвана рядом демографических факторов и общим благоприятным фактором - увеличением продолжительности жизни.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" реализуется региональный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" на территории Орловской области", входящий в состав федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
Региональный проект носит межведомственный характер и направлен на создание к 2024 году условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, мотивации к ведению здорового образа жизни.
Основной целью регионального проекта является увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет.
Одним из мероприятий по достижению целевых показателей является совершенствование медицинской и социальной помощи для граждан старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров, а также диспансерного наблюдения лиц пожилого возраста.
В целях выполнения этого показателя Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в 2019 году приобретены 32 единицы автотранспорта российского производства на общую сумму 24 241 050,50 рубля, в том числе 2 автомобиля для перевозки маломобильных пассажиров с наличием мест для размещения инвалидных кресел-колясок. За период с 1 августа 2019 года по 31 декабря 2022 года организована доставка более 4 тысяч лиц старше 65 лет. В трех районах Орловской области на базе центральных районных больниц Орловского, Ливенского и Покровского районов развернуты 32 гериатрические койки.
В 2021 году в области продолжена работа по созданию на территории региона системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на дому. Главная цель этой системы - обеспечить людям, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь в привычных для них условиях на дому, а также поддержать их семьи и научить их оказывать помощь своим близким самостоятельно.
Данная система социального обслуживания позволяет своевременно выявить граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг, а также объективно оценить обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности пожилых граждан и инвалидов.
В 2022 году в рамках системы долговременного ухода гражданам пожилого возраста и инвалидам 30 центрами социального обслуживания населения предоставлялись социальные услуги в форме социального обслуживания на дому с учетом дифференцированного подхода к состоянию здоровья получателей социальных услуг. Частота посещения социальным работником получателей социальных услуг составляет два, три и пять раз в неделю.
В 2022 году 802 социальных работника ежедневно обеспечивали жизненные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса.
Гарантированные социальные услуги в 2023 году получали 10 717 граждан пожилого возраста и инвалидов, из них 9 - инвалиды Великой Отечественной войны, 16 - участники Великой Отечественной войны, 3 418 - лица с группой инвалидности, 74 - лица, страдающие психическими расстройствами, 51 процент получателей социальных услуг - жители сельской местности.
Важным направлением системы долговременного ухода за пожилыми людьми является проведение специальных занятий для их родственников, в связи с этим в 30 центрах социального обслуживания населения организованы бесплатные "Школы ухода" за пожилыми гражданами.
В деятельность "Школы ухода" активно вовлекаются медицинский персонал районных медицинских организаций, специалисты сферы образования, психологи, которые проводят индивидуальные и групповые практические занятия в форме консультаций, семинаров, тренингов.
Информация о работе данных школ размещается на официальных сайтах учреждений.
В 2022 году продолжили работу отделения социальной реабилитации и активного долголетия, в которых для удовлетворения познавательных интересов пожилых граждан и инвалидов и в целях поддержания активного образа жизни работали 220 клубов по интересам, 96 кружков разной направленности, 12 театральных студий, 26 хоровых коллективов.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области".
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены исходя из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
К приоритетным направлениям и целям социальной политики отнесены:
Приоритет 1. Повышение благосостояния граждан и снижение бедности.
Цель: повышение уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости.
Приоритет 2. Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году.
Цель: модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания.
Приоритет 3. Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации.
Цель: обеспечение социальной поддержки семей с детьми.
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации.
Мероприятия государственной программы направлены на достижение отдельных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Реализация мероприятий государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области" непосредственно связана с достижением показателей государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
В качестве показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области", предусмотрен показатель "Доля граждан, получивших социальную поддержку, к общей численности граждан, имеющих право на ее получение".
1.4. Задачи государственного управления и обеспечения региональной безопасности, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления.
Структурные элементы государственной программы соотнесены с национальной целью развития Российской Федерации "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", путем реализации:
регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей в Орловской области";
регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Орловская область)";
ведомственного проекта "Капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты населения Орловской области";
комплекса процессных мероприятий "Совершенствование системы социальной поддержки отдельных категорий граждан";
комплекса процессных мероприятий "Доступная среда";
комплекса процессных мероприятий "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов";
комплекса процессных мероприятий "Старшее поколение";
комплекса процессных мероприятий "Обеспечение доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере";
комплекса процессных мероприятий "Оказание мер государственной поддержки семьям с детьми";
комплекса процессных мероприятий "Развитие эффективной системы социального обслуживания в домах-интернатах";
комплекса процессных мероприятий "Развитие эффективной системы социального обслуживания во взрослых и детских центрах";
комплекса процессных мероприятий "Развитие эффективной системы социального обслуживания в казенных учреждениях";
комплекса процессных мероприятий "Создание условий для реабилитации и социальной интеграции инвалидов";
комплекса процессных мероприятий "Развитие эффективной системы социального обслуживания в казенных стационарных учреждениях".
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Орловской области от 13 августа 2024 г. N 515 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.