Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению РАН
от 17 июля 2024 г. N 10120-1011
Порядок
оценки коррупционных рисков и их минимизации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд РАН
Общие положения
1. Настоящий Порядок оценки коррупционных рисков и их минимизации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (далее - Порядок) разработан в соответствии с Методическими рекомендациями Минтруда России.
2. Порядок направлен на внедрение эффективного механизма по профилактике и пресечению коррупционных проявлений в закупочной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (далее - РАН) с целью минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд РАН, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
3. Порядок не устанавливает и не имеет целью установление исчерпывающего перечня случаев (видов) коррупционных проявлений, а определяет возможные признаки таких проявлений и основные подходы к их выявлению и пресечению.
4. Коррупционные действия в сфере закупок - это группа правонарушений, отличительной чертой которых является нацеленность работника РАН на получение личной выгоды за умышленные противоправные действия (бездействие) с использованием своих должностных обязанностей.
5. Процедура оценки коррупционных рисков и принятия мер по минимизации выявленных коррупционных рисков состоит из последовательных этапов:
подготовительный этап;
описание процедуры осуществления закупки;
идентификация коррупционных рисков;
анализ коррупционных рисков;
ранжирование коррупционных рисков;
разработка мер по минимизации коррупционных рисков;
утверждение результатов оценки коррупционных рисков;
мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.
6. Проведение оценки коррупционных рисков осуществляется на основании решения президента РАН либо уполномоченного им лица.
Для целей оценки коррупционных рисков может быть в установленном порядке утверждена рабочая группа.
7. Оценка коррупционных рисков при осуществлении закупок проводится регулярно, не реже чем 1 раз в год, а также по мере необходимости.
8. Для целей выявления коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупки, используются внутренние (организационно-штатная структура, положения об отделах, должностные инструкции и т.п.) и внешние (нормативно-правовые акты Российской Федерации, обращения граждан, материалы, представленные Управлением Федеральной антимонопольной службы и т.п.) источники информации.
9. При проведении оценки коррупционных рисков анализируется процедура осуществления закупок в РАН, а также проводится идентификация коррупционных рисков.
Коррупционные риски при осуществлении закупок в РАН могут быть выявлены на следующих этапах:
при определении необходимости проведения закупки;
при выборе конкурентного способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
при внесении изменений в закупочную документацию;
при принятии решения о закупке у единственного поставщика;
при подведении итогов процедуры закупки;
при приемке выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров.
10. К числу возможных форм коррупционных проявлений в РАН при осуществлении закупок относятся следующие коррупционные риски:
описание объекта закупки и определение условий исполнения контракта;
определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта с единственным поставщиком;
разработка документации о закупке;
публикация информации о закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС);
определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
приемка выполненных работ, оказанных услуг и поставленных товаров по контрактам.
11. Потенциально возможные коррупционные схемы отражаются в реестре (карте) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд РАН.
12. Индикаторами коррупционных рисков при осуществлении закупок в РАН следует считать:
незначительное количество участников закупки;
в качестве поставщика (исполнителя, подрядчика) постоянно выступает одно и то же физическое (юридическое) лицо;
в целях создания видимости конкуренции участниками закупки выступают физические (юридические) лица, которые объективно не в состоянии исполнить контракт;
большое количество закупок осуществляется при помощи неконкурентных способов, то есть в форме закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
необоснованное дробление (объединение) закупки на части (лоты).
13. Целью минимизации коррупционных рисков является снижение вероятности совершения коррупционного правонарушения и (или) возможного вреда от реализации такого риска (снижение до приемлемого уровня или его исключение). Для каждого выявленного коррупционного риска определяются меры по их минимизации.
14. Снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок способствует:
повышение уровня конкуренции, честности и прозрачности при осуществлении закупок (например, обеспечение возможности для широкого круга физических и юридических лиц участвовать в закупочных процедурах и недопущение влияния личной заинтересованности работников на результаты таких процедур);
повышение (улучшение) знаний и навыков работников, участвующих в осуществлении закупок;
усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупочных процедур;
проведение правового просвещения и информирования;
повышение качества описания объекта закупки товаров, работ, услуг в целях исключения противоречивых условий исполнения контракта;
анализ обоснованности изменения условий контракта, причин затягивания (ускорения) сроков заключения (исполнения) контракта.
15. Для оценки значимости коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд РАН используется метод оценки значимости коррупционных рисков на основе коррупциогенных факторов.
16. К числу ключевых коррупциогенных факторов относятся:
возможность получения кем-либо из работников в результате реализации потенциальной коррупционной схемы материальной выгоды;
простота потенциальной коррупционной схемы;
распространенность потенциальной коррупционной схемы, т.е. наличие информации о неоднократном использовании коррупционной схемы в организациях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, в иных организациях;
недостаточная регламентация процессов в критической точке.
17. Оценка коррупционных рисков основана на использовании критериев, приведенных в Методических рекомендациях Минтруда России по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд: "вероятность реализации", "потенциальный вред".
18. Оценка коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд РАН с использованием градации степени выраженности критериев "вероятность реализации" и "потенциальный вред" приведена в таблице:
NN |
Риск |
Вероятность наступления негативного события (нарушения, недостатка) |
Значимость риска |
1. |
Наименование объекта закупки, не соответствующего описанию объекта закупки, чтобы ограничить конкуренцию и привлечь конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Низкая частота |
Средней тяжести |
2. |
Характеристики товара, работы или услуги определены таким образом, что могут быть приобретены только у конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Низкая частота |
Средней тяжести |
3. |
Необоснованное внесение изменений в закупочную документацию после опубликования извещения в ЕИС с целью увеличения шансов на победу конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Очень редко |
Средней тяжести |
4. |
Необоснованное сокращение или затягивание срока исполнения контракта при осуществлении закупки в целях привлечения конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Очень редко |
Средней тяжести |
5. |
Необоснованное занижение (завышение) начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки в целях привлечения конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Очень редко |
Значительный |
6. |
Установленные или не установленные в документации о закупке к участникам закупки требования о наличии специального разрешения (лицензии) или свидетельства о допуске к определенному виду работ |
Средняя частота |
Средней тяжести |
7. |
Необоснованное дробление (объединение) лотов (этапов) в целях ограничения потенциального количества участников закупки |
Очень редко |
Значительный |
8. |
Необоснованное отклонение участника закупки в целях объявления победителем конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Очень редко |
Значительный |
9. |
Принятие выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, не соответствующих требованиям контракта |
Очень редко |
Значительный |
10. |
Принятие исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту (этапу контракта), не соответствующих требованиям |
Очень редко |
Значительный |
19. Перечень основных коррупционных рисков не является исчерпывающим и может быть расширен в ходе проведения контрольного мероприятия (мониторинга реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков).
20. Ранжирование коррупционных рисков по значимости проводится с использованием как качественных, так и количественных показателей.
21. Способом ранжирования коррупционных рисков является использование матрицы оценки значимости рисков.
Риски по степени своей значимости разделяются на критические, существенные и незначительные.
Значимость риска обозначена буквой R.
Критический риск наступает при условии, что 16 R
25, существенный риск: 12
R
15, незначительный риск: 1
R
10. При этом значимость риска есть вероятность, умноженная на вред.
22. По результатам проведенной оценки коррупционных рисков составляется реестр коррупционных рисков и план по минимизации коррупционных рисков в РАН.
23. Реестр коррупционных рисков и план по минимизации коррупционных рисков утверждаются руководителем РАН и размещаются после утверждения на официальном сайте РАН в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
24. Мерами по минимизации коррупционных рисков в РАН являются:
соответствие этапов закупочной процедуры требованиям законодательства о закупках;
минимизация возможности принятия единоличных решений в процессе закупочной процедуры;
регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях;
проведение методических совещаний, семинаров и т.д. по вопросам минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупочных процедур.
25. Подготовка доклада о результатах мониторинга по минимизации выявленных коррупционных рисков за отчетный год осуществляется ответственным лицом по противодействию коррупции в РАН.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Российской академии наук от 17 июля 2024 г. N 10120-1011 "Об утверждении Порядка оценки коррупционных рисков... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.