Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента транспорта
и развития дорожно-транспортной
инфраструктуры города Москвы
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в 2023 году
1. Организация и проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом (далее - федеральный контроль)
В соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) и пунктом 4.7 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. N 32-ПП, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент транспорта) является органом исполнительным власти города Москвы, уполномоченным на осуществление федерального контроля.
Публичное обсуждение проекта доклада проведено в период с 8 июля 2024 г. по 29 июля 2024 г. посредством размещения на странице Департамента транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В ходе публичного обсуждения замечания и предложения к проекту доклада не поступали.
1.1. Нормативно-правовое регулирование федерального контроля в 2023 году осуществлялось в соответствии с нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом N 442-ФЗ;
- Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1003 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом и о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1897" (далее - постановление Правительства N 1003);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства N 336);
- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 октября 2018 г. N 386 "Об утверждении Типовых правил пользования метрополитеном" (далее - приказ Минтранса России N 386);
- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2018 г. N 404 "Об утверждении Типовых правил пользования монорельсовым транспортом" (далее - приказ Минтранса России N 404);
- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 июня 2023 г. N 235 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом";
- Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 28 декабря 2021 г. N ВБ-1065фс "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом";
- постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2020 г. N 468-ПП "Об утверждении Правил технической эксплуатации метрополитена в городе Москве";
- постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2020 г. N 469-ПП "Об утверждении Правил технической эксплуатации монорельсового транспорта в городе Москве".
Объектами федерального контроля являются:
- деятельность по эксплуатации внеуличного транспорта;
- объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
- подвижной состав внеуличного транспорта.
Учет объектов федерального контроля осуществляется в электронном виде на странице Департамента транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
Объектом федерального контроля является Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - ГУП "Московский метрополитен").
1.2. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок.
1.2.1. Федеральный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит;
- документарная проверка;
- выездная проверка;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) - проводится без взаимодействия с контролируемым лицом;
- выездное обследование - проводится без взаимодействия с контролируемым лицом.
1.2.2. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть:
1.2.2.1. наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
1.2.2.2. наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
1.2.2.3. поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
1.2.2.4. требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
1.2.2.5. истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
1.2.3. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
В ходе контрольных (надзорных) мероприятий могут осуществляться следующие виды контрольных (надзорных) действий:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- инструментальное обследование;
- экспертиза;
- эксперимент.
1.2.4. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.
В 2023 году сотрудниками Департамента транспорта проведено 170 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, из них:
- 37 наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
- 133 выездных обследований.
1.2.5. До 2030 года в соответствии с постановлением Правительства N 336 проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрено только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
Объект федерального контроля ГУП "Московский метрополитен", в 2023 году отнесен к низкой категории риска.
1.2.6. В 2023 году в Департамент транспорта поступили сведения о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан в результате допущенного события, связанного с нарушением безопасности движения и эксплуатации внеуличного транспорта. После их рассмотрения принято решение о проведении внеплановой выездной проверки, согласованное с прокуратурой города Москвы.
По итогам проведения выездной проверки составлен акт и выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований до 1 марта 2024 г. В январе 2024 года ГУП "Московский метрополитен" предоставил в Департамент транспорта материалы, подтверждающие устранение всех выявленных нарушений, с комплексом мероприятий направленных на недопущение аналогичных случаев нарушения обязательных требований.
1.3. Проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
В рамках профилактики нарушений обязательных требований Департаментом транспорта проводились следующие профилактические мероприятия:
1) информирование, осуществляемое посредством размещения сведений в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ на странице Департамента транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) объявление 87 предостережений ГУП "Московский метрополитен" о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) обобщение правоприменительной практики в виде доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в 2022 году, утвержденного приказом Департамента транспорта от 10 августа 2023 г. N 61-02-428/23, и размещенного на официальном сайте Департамента транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
1.4. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом выявлены типичные нарушения обязательных требований:
1.4.1. перевозчик не обеспечил на схемах поселения, в котором расположен метрополитен, или отдельных его территорий, прилегающих к соответствующим станциям метрополитена (далее - схема поселения), остановочных пунктов иных видов пассажирского транспорта общего пользования, к которым от этой станции обеспечена доступность (пункт 33 Типовых правил пользования метрополитеном, утвержденных приказом Минтранса России N 386 (далее - ТППМ);
1.4.2. перевозчик не обеспечил размещение указателей номеров и (или) направлений маршрутов регулярных перевозок иными видами пассажирского транспорта общего пользования на схемах поселения (пункт 34 ТППМ).
1.5. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).
Основными причинами случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям является человеческий фактор и уровень профессиональной подготовки персонала по соблюдению обязательных требований.
2. Реализация полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях
Полномочия по привлечению к административной ответственности за нарушения требований законодательства, выявляемые в рамках федерального контроля в 2023 году, не реализованы, ввиду отсутствия в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях статьи о мерах ответственности за нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию подвижного состава внеуличного транспорта и объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, обязательных требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации внеуличного транспорта и правилами пользования внеуличным транспортом.
3. Правоприменительная практика соблюдения контролируемым лицом обязательных требований правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом объявлено 87 предостережений.
По результатам профилактических мероприятий (объявление предостережений) получена информация от ГУП "Московский метрополитен" о проведенных мероприятиях, направленных на снижение количества нарушений обязательных требований, о привлечении работников к дисциплинарной ответственности.
4. Судебная практика, сложившаяся в подконтрольной сфере общественных отношений
Судебная практика не формировалась по причине отсутствие судебных споров с контролируемым лицом в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности.
5. Предложения об актуализации обязательных требований
В целях повышения эффективности федерального контроля предлагается внести изменения в Типовые правила технической эксплуатации метрополитена, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 468, в части определения требований к технической эксплуатации подвижного состава внеуличного транспорта.
6. Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле отсутствуют.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 13 августа 2024 г. N 61-02-444/24... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.