Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
постановлением Администрации
Шурышкарского района
от 15 февраля 2024 года N 103-а
Программа
комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года 2024 год
Введение
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры - документ, устанавливающий перечень мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения, который предусмотрен также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального округа и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального округа, планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта.
Реализация программы должна обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры муниципального округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения.
Одним из основополагающих условий развития муниципального округа является комплексное развитие транспортной инфраструктуры. Этапом, предшествующим разработке основных мероприятий Программы, является проведение анализа и оценка социально-экономического и территориального развития муниципального округа.
Анализ и оценка социально-экономического и территориального развития муниципального округа, а также прогноз его развития проводится по следующим направлениям:
- демографическое развитие;
- перспективное строительство;
- состояние транспортной инфраструктуры.
Программа направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей услугами, снижение износа объектов транспортной инфраструктуры. Основными целями программы являются:
- обеспечение безопасности, качества и эффективности транспортного обслуживания населения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность (далее субъекты экономической деятельности) на территории муниципального округа;
- обеспечение доступности объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;
- развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении, субъектов экономической деятельности - в перевозке пассажиров и грузов на территории муниципального округа;
- развитие транспортной инфраструктуры, сбалансированное с градостроительной деятельностью в муниципальном округе;
- обеспечение условий для управления транспортным спросом;
- создание приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности;
- создание приоритетных условий движения транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам;
- условия для пешеходного и велосипедного передвижения населения;
- эффективность функционирования действующей транспортной инфраструктуры.
Бюджетные средства, направляемые на реализацию программы, должны быть предназначены для реализации проектов модернизации объектов транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства, связанных с ремонтом, реконструкцией существующих объектов, а также со строительством новых объектов. Таким образом, Программа является прогнозно-плановым документом, во-первых, формулирующим и увязывающим по срокам, финансовым, трудовым, материальным и прочим ресурсам реализацию стратегических приоритетов в сфере развития транспортной инфраструктуры муниципального округа, во-вторых, формирующим плановую основу взаимодействия членов местного сообщества, обеспечивающего и реализацию стратегических приоритетов, и текущее сбалансированное функционирование экономического и социального секторов муниципального округа.
1. Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Градостроительный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов"; - решение Думы Шурышкарского района от 14 августа 2021 года N 237 "Об утверждении генерального плана муниципального округа Шурышкарский район"; - постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 января 2018 года N 69-П "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ямало-Ненецкого автономного округа"; - постановление Администрации муниципального образования Шурышкарский район от 20 декабря 2022 года N 1258-а "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа" |
Заказчик Программы |
Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации Шурышкарского района. Местоположение: 629640, Ямало-Ненецкий Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи, ул. Советская, д. 39, помещ. 2 |
Разработчик Программы |
Индивидуальный предприниматель Жеребцова М.А. Местоположение: 355047, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр-к Кулакова, д. 65 |
Цель Программы |
Обеспечение сбалансированного перспективного развития транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения |
Задачи Программы |
безопасность, качество и эффективность транспортного обслуживания населения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность (далее - субъекты экономической деятельности); доступность объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении, субъектов экономической деятельности - в перевозке пассажиров и грузов; развитие транспортной инфраструктуры, сбалансированное с градостроительной деятельностью; создание приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности; создание условий для управления транспортным спросом; создание условий для пешеходного передвижения населения; эффективность функционирования действующей транспортной инфраструктуры |
Целевые показатели (индикаторы) развития транспортной инфраструктуры |
Индикаторами, характеризующими успешность реализации Программы, станут: увеличение протяжённости автомобильных дорог (улиц) местного значения; снижение доли протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения; создание современной системы безопасности дорожного движения в структуре улично-дорожной сети округа, сокращение количества пострадавших и тяжести последствий в результате дорожно-транспортных происшествий; снижение социальных и транспортных рисков, дорожно-транспортных происшествий; снижение количества выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспортных средств |
Сроки и этапы реализации Программы |
Сроки Программы: с 2023 по 2035 гг. Этапы Программы: 1 этап - 2023 - 2027 гг. 2 этап - 2028 - 2035 гг. |
Укрупненное описание запланированных мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры |
Для реализации поставленных целей и решения задач Программы, достижения планируемых значений показателей и индикаторов предусмотрено выполнение следующих мероприятий: 1. мероприятия по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, а также других объектов транспортной инфраструктуры. Реализация мероприятий позволит сохранить автомобильные дороги и искусственные сооружения на них в соответствии с нормативными требованиями, а также обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по этим дорогам; 2. мероприятия по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют требованиям стандартов к эксплуатационным показателям автомобильных дорог; 3. мероприятия по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют категории дороги; 4. мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых уровень загрузки соответствует нормативному; 5. мероприятия по организации дорожного движения. Реализация мероприятий позволит повысить уровень качества и безопасности транспортного обслуживания населения; 6. мероприятия по ремонту и строительству пешеходных и велосипедных дорожек. Реализация мероприятий позволит повысить качество велосипедного и пешеходного передвижения населения |
Объемы и источники финансирования Программы |
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в плановом периоде 2023 - 2035 годов, могут быть уточнены при формировании проекта местного бюджета. Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании местного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период. Все суммы показаны в ценах соответствующего периода |
2. Характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры
2.1. Анализ положения муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа в структуре пространственной организации Российской Федерации, анализ положения в структуре пространственной организации субъектов Российской Федерации
Краткая характеристика
На основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2022 N 16-ЗАО "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Шурышкарский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа" (в ред. от 24.05.2022 N 28-ЗАО) образовано муниципальное образование Шурышкарский район и наделено статусом муниципального округа.
Таблица 1. Сведения по населенным пунктам, входящим в состав Шурышкарского района
N п/п |
Населенный пункт |
1. |
с. Азовы |
2. |
д. Карвожгорт |
3. |
д. Пословы |
4. |
с. Горки |
5. |
д. Хашгорт |
6. |
с. Лопхари |
7. |
д. Казым-Мыс |
8. |
д. Сангымгорт |
9. |
с. Мужи |
10. |
д. Анжигорт |
11. |
д. Новый Киеват |
12. |
д. Ханты-Мужи |
13. |
с. Восяхово |
14. |
д. Усть-Войкары |
15. |
д. Вершина-Войкары |
16. |
с. Овгорт |
17. |
д. Евригорт |
18. |
д. Нымвожгорт |
19. |
с. Овалынгорт |
20. |
д. Тильтим |
21. |
д. Ямгорт |
22. |
с. Питляр |
23. |
с. Шурышкары |
24. |
д. Унсельгорт |
Административным центром муниципального округа является село Мужи, в котором располагаются и действуют органы местного самоуправления муниципального округа.
Территория Шурышкарского района располагается в юго-западной части Ямало-Ненецкого автономного округа.
Северо-западная граница района совпадает с границей Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Коми (муниципальные образования город Воркута и город Инта), с северо-востока муниципальное образование Шурышкарский район граничит с муниципальными образованиями Приуральский район и г. Салехард, южная и западная граница района совпадает с границей Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа (муниципальные образования Белоярский и Берёзовский районы). Общая площадь территории составляет 5434238,5 га, численность населения на 01.01.2023 составила 9121 человека. Плотность постоянного населения в целом составляет 0,17 чел/км2.
Муниципальный округ Шурышкарский район находится в территориальной близости с муниципальными образованиями город Салехард (административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа) и город Лабытнанги, которые являются основными центрами системы расселения Ямало-Ненецкого автономного округа. От границы района до г. Салехард 30 км, от административного центра Шурышкарского района с. Мужи до г. Салехард 150 км. Транспортная схема муниципального округа представлена водным транспортом, воздушным транспортом (вертолет) и сетью зимних автомобильных дорог (автозимников), что в свою очередь и объясняет отсутствие круглогодичных непрерывных взаимосвязей между населенными пунктами и не оказывает значительного влияния на развитие территории.
Климат
Климат территории Шурышкарского района суровый, континентальный и характеризуется продолжительной холодной зимой (до 8 месяцев) и коротким холодным летом. Устойчивые морозы держатся со второй половины октября до конца апреля. Абсолютный минимум составляет минус 45,4С. Снежный покров достигает высоты в среднем 60 см.
Лето короткое, однако, заморозки возможны и в летние месяцы. Абсолютный максимум температур отмечен в июле - плюс 27°С.
Средняя годовая температура воздуха составляет минус 6,4°С. Самый холодный и суровый месяц года - январь, средняя месячная температура его составляет минус 20°С. Самый тёплый месяц - июль, средняя месячная температура его составляет плюс 13,8°С. Дату перехода средней суточной температуры воздуха через 0°С весной и осенью считают признаком конца и начала зимы, через 5°С - как начало и конец вегетативного периода холодостойких растений, через 10°С - как начало и конец активной вегетации, период с температурой 15°С характеризует наиболее тёплую часть месяца. Средняя продолжительность безморозного периода - 80 дней.
Территория Шурышкарского района относится к зоне сильного дефицита ультрафиолетовой радиации. В течение декабря - января прямая солнечная радиация вообще не поступает. В июле при безоблачном небе поступает порядка 90-95 ккал/кв. см. В среднем по России - 130 ккал/кв. см.
Характерной чертой для территории является преобладание циклонического типа погоды в течение всего года, особенно в переходные сезоны и в начале зимы. Зимой преобладают ветры западного и юго-западного направления со средней скоростью 4,9 м/сек, а летом - северные, восточные и северо-восточные со средней скоростью 4,87 м/сек. При скоростях ветра более 5,0 м/сек образуются метели.
Средняя годовая скорость ветра равняется 4,9 м/сек. В осенние и весенние месяцы скорость ветра наибольшая, достигает 5,5-5,9 м/сек. Наименьшая скорость ветра отмечается в феврале и августе - 4,2 м/сек. В эти же месяцы больше отмечается случаев штилевой погоды (20-21%).
Большое влияние на световой и радиационный режимы оказывают облачность, прозрачность атмосферы, рельеф.
Наибольшее число часов солнечного сияния отмечается в июле, наименьшее в декабре. Весной число часов солнечного сияния в 2-3 раза больше, чем осенью, что обусловлено годовым ходом облачности.
В среднем за год облачность снижает число часов солнечного сияния примерно на 60%. В отдельные годы число часов солнечного сияния может значительно отличаться от средних многолетних.
Число дней без солнца, когда солнечные лучи не достигают поверхности земли из-за облачности или тумана, может служить косвенной характеристикой условий освещённости.
Согласно карте общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97), территория округа относится к 5-и бальной зоне сейсмической активности по шкале MSK-64. (для средних грунтовых условий и трёх степеней сейсмической опасности - A (10%)=5, B (5%)=5, C (1%)=5 в течение 50 лет).
2.2. Социально-экономическая характеристика муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа, характеристика градостроительной деятельности, включая деятельность в сфере транспорта, оценка транспортного спроса
Демографическая ситуация и анализ численности населения
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих конкурентоспособность любой территориальной единицы, является наличие достаточного количества трудовых ресурсов, что, в свою очередь, зависит от демографической ситуации. Территория Шурышкарского района является исторической родиной для проживания КМНС, преобладающими по численности из которых являются ханты, ненцы (49,12%, 1,98% соответственно от общей численности населения). Численность народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности составляет 4857 человек. Из них ведут традиционный образ жизни (кочевой, полукочевой) 715 человек.
Также на территории муниципального округа проживает значительное число коми - 15,14% от общей численности населения (некоренной для округа национальности - этнографическая родина - Республика Коми). Коми сосредоточены, в основном, на территории с. Мужи (973 чел.).
Представители русской национальности проживают в основном в с. Мужи, с. Горки.
Динамика численности населения района по населенным пунктам представлена в таблице 2.
Таблица 2. Численность населения Шурышкарского района по населенным пунктам
Наименование населённого пункта |
Годы |
||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
с. Азовы |
301 |
296 |
287 |
312 |
324 |
290 |
288 |
д. Ильягорт (ликвидировано с 2022 г.) |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
д. Ишвары (ликвидировано с 2022 г.) |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
д. Карвожгорт |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
д. Пословы |
54 |
54 |
56 |
12 |
12 |
34 |
26 |
с. Горки |
1744 |
1708 |
1668 |
1681 |
1662 |
1641 |
1578 |
д. Хашгорт |
51 |
40 |
38 |
32 |
28 |
19 |
21 |
с. Лопхари |
472 |
458 |
453 |
433 |
434 |
446 |
439 |
д. Казым-Мыс |
38 |
38 |
38 |
51 |
51 |
46 |
38 |
д. Сангымгорт |
14 |
14 |
14 |
15 |
15 |
15 |
15 |
с. Мужи |
3709 |
3552 |
3581 |
3613 |
3712 |
3737 |
3787 |
д. Анжигорт |
22 |
34 |
10 |
24 |
22 |
21 |
20 |
д. Новый Киеват |
30 |
39 |
10 |
11 |
10 |
12 |
12 |
д. Ханты-Мужи |
9 |
10 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
с. Восяхово |
357 |
428 |
450 |
444 |
427 |
422 |
299 |
д. Усть-Войкары |
89 |
129 |
110 |
130 |
128 |
125 |
62 |
д. Вершина-Войкары |
25 |
32 |
14 |
32 |
32 |
31 |
14 |
с. Овгорт |
998 |
992 |
1000 |
1042 |
1013 |
1014 |
977 |
д. Евригорт |
15 |
16 |
15 |
14 |
14 |
14 |
14 |
д. Нымвожгорт |
27 |
23 |
20 |
19 |
15 |
15 |
16 |
с. Овалынгорт |
19 |
16 |
16 |
15 |
13 |
13 |
11 |
д. Тильтим |
19 |
19 |
14 |
12 |
12 |
12 |
9 |
д. Ямгорт |
241 |
236 |
238 |
241 |
230 |
230 |
237 |
с. Питляр |
475 |
459 |
460 |
470 |
478 |
486 |
470 |
с. Шурышкары |
748 |
762 |
751 |
761 |
775 |
760 |
744 |
д. Унсельгорт |
53 |
54 |
54 |
54 |
54 |
46 |
37 |
д. Лохпотгорт (ликвидировано с 2022 г.) |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
0 |
0 |
Всего по району |
9524 |
9423 |
9314 |
9435 |
9477 |
9436 |
9121 |
За период с 2017 по 2022 год численность населения сократилась на 88 человек и к началу 2022 года составила 9436 человек против 9524 человека на начало 2017 года. В процентном отношении численность населения за данный период сократилась на 0,92%.
За 2021 г. демографические показатели, связанные с естественным приростом населения, имеют значение 1,86 родившихся на 1000 чел. населения (средний показатель за 5 лет составил 1,86) при смертности 1,22 чел. на 1000 человек населения (средний - 1,02). Средний уровень рождаемости превышает средний уровень смертности на 16,4%.
Динамика миграционных потоков за анализируемый период показывала отрицательное направление.
Несмотря на положительный естественный прирост миграционный поток за последние 5 лет оказывал отрицательное влияние на численность населения Шурышкарского района.
Коэффициент миграционного прироста населения в 2021 году составил - 1,02 чел. при среднем показателе за последние 5 лет - 1,01 чел.
В целях сохранения накопленных потенциальных трудовых ресурсов появляется необходимость проведения мероприятий, направленных на снижение смертности населения в рабочих возрастах. Основная часть трудоспособного населения погибает под воздействием внешних факторов, поэтому устранение или уменьшение их влияния на человека может быть использовано как один из методов снижения смертности населения в целом.
В целом снижение смертности населения в настоящее время является одним из эффективных способов противостоять тенденциям депопуляции. Для этого необходимы меры, направленные на повышение уровня жизни населения, улучшение экологической обстановки, повышение доступности качественного здравоохранения. Для снижения заболеваемости - одного из основных факторов высокой смертности, необходима широкая пропаганда здорового образа жизни, направленная на изменение поведения населения в целях самосохранения.
Характеристика градостроительной деятельности на территории муниципального округа, включая деятельность в сфере транспорта
Сельскохозяйственная отрасль является одной из основных специализаций экономики муниципального округа, отдельные виды сельскохозяйственной деятельности являются традиционным видом занятости значительной части населения района. В производстве сельскохозяйственной продукции (включая рыболовство и рыбоводство) занято более 700 жителей, что превосходит многие другие отрасли экономики муниципального округа. Доля представителей коренных малочисленных народов Севера составляет 90% в сельскохозяйственном секторе.
На территории муниципального округа в сфере агропромышленного комплекса деятельность осуществляют Муниципальное сельскохозяйственное предприятие муниципального образования Шурышкарский район "Мужевское", акционерное общество "Горковский рыбозавод", общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Горковское", 9 крестьянско-фермерских хозяйств и 4 общины коренных малочисленных народов Севера, ведущие рыбный промысел, а также сбор и заготовку дикорастущих грибов. Жители небольших населенных пунктов, ведущие оседлый или полукочевой образ жизни занимаются сбором дикоросов, охотой и рыболовством.
Основной специализацией сельского хозяйства района является животноводческая отрасль, и в частности, её оленеводческое направление. Поголовье оленей сельскохозяйственных организаций составляет более 10 тыс. голов, частное поголовье более 8 тыс. голов. Забой оленей сегодня производится в размере, необходимом для удовлетворения потребности жителей муниципального округа. Мясо реализуется конечным потребителям напрямую, через магазины предприятия МСП "Мужевское", а также в социальные учреждения, а именно в школы, школы-интернаты и детские сады района. За пределы района оленина практически не вывозится.
Кроме сферы оленеводства МСП "Мужевское" также занимается разведением крупного рогатого скота. Предприятие производит: кефир, ряженку, йогурт, сметану, творог, сливочное масло, сыр, мороженое.
На территории муниципального округа развиваются крестьянско-фермерские хозяйства, занимающиеся выращиванием крупного рогатого скота, свиней, птицы. Продукция фермерских хозяйств удовлетворяет спрос внутреннего рынка, за пределы муниципального округа не вывозится.
В личных подсобных хозяйствах население содержит крупный и мелкий рогатый скот, свиней, птицу, кроликов.
На базе образовательных учреждений района функционируют три агрошколы (в селах Горки, Овгорт, Питляр), основная сфера деятельности которых - выращивание тепличных растений и цветов, овощеводство, сбор дикоросов, содержание сельскохозяйственных животных.
Растениеводством занимается МСП "Мужевское", а также население в личных подсобных хозяйствах.
Рыбный промысел ведут три предприятия МСП "Мужевское", ООО "СП "Горковское", АО "Горковский рыбозавод". В данной отрасли занято более 200 человек, в том числе по сезонным гражданско-правовым договорам.
Сеть предприятий торговли и общественного питания является основным источником удовлетворения потребностей жителей в товарах повседневного спроса. В условиях достаточно высокого уровня безработицы отрасль выполняет важную социальную функцию - обеспечивает рабочие места жителям муниципального округа.
По состоянию на 01 января 2023 года на территории района действуют 76 объектов торговли, которые зарегистрированы в установленном порядке.
Обеспеченность площадями торговых объектов составляет 422,9 кв. м на 1 тыс. человек населения и превышает суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадями стационарных торговых объектов по муниципальному округу, утвержденный Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в размере 367 кв. м на 1 тыс. человек населения, что значительно ниже показателя в целом установленного для Ямало-Ненецкого автономного округа 650 кв. м.
Территориально большая часть рынка услуг сконцентрирована в районном центре - с. Мужи, крайне низкая обеспеченность населения в других населенных пунктах, таких как Горки, Овгорт, Шурышкары, в более малых населенных пунктах рынок услуг отсутствует.
Население муниципального округа нуждается в развитии следующих сфер услуг: бытовые услуги (пошивочные, парикмахерские, ремонт цифровой и бытовой техники, ритуальные), услуги общественного питания, медицинские, образовательные, юридические, гостиничные, спортивные, в сфере развлечения и отдыха.
2.3. Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры по видам транспорта
В настоящее время в муниципальном округе Шурышкарский район основными видами транспорта, с помощью которого осуществляется транспортное сообщение со смежными территориями, перевозки пассажиров и грузов по территории, являются: в летний период - водный транспорт; в зимнее время - автомобильный транспорт (автозимники); в межсезонье и в зимний период - воздушный транспорт (вертолетный транспорт).
Автомобильный транспорт.
Автодорожная сеть муниципального округа Шурышкарский район представлена только зимними автомобильными дорогами.
В соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2011 N 108-П "Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа" по территории муниципального округа Шурышкарский район проходит участок зимней автомобильной дороги общего пользования окружного значения Лабытнанги - Мужи - Азовы - Теги (в границах Ямало-Ненецкого автономного округа), протяженностью в границах Шурышкарского района 274,1 км. Данная зимняя автомобильная дорога связывает Ямало-Ненецкий автономный округ с Ханты-Мансийским автономным округом - Югра и имеет выход на автомобильные дороги общего пользования федерального значения.
Таблица 3. Автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенные в границах муниципального округа Шурышкарский район
N |
Идентификационный номер |
Наименование автомобильной дороги |
1. |
71-140 ОП МЗ 71Н-17 |
автомобильная дорога Лабытнанги - Мужи - Азовы - Теги (в границах Ямало-Ненецкого автономного округа), в том числе зимник |
На территории муниципального округа функционируют с ноября - декабря по март - апрель зимние автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального округа, общей протяженностью 136 км.
Таблица 4. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенные в границах муниципального округа Шурышкарский район
Зимние автомобильные дороги | |||
N |
Наименование |
Протяженность (км) |
Идентификационный номер |
1 |
Черный Мыс - Ямгорт - Овгорт |
61 |
71166 ОП МЗ 192 |
2 |
Развилка Азовы - Горки |
10 |
71166 ОП МЗ 193 |
3 |
Горки - Лопхари |
30 |
71166 ОП МЗ 194 |
4 |
Шурышкары - Питляр |
30 |
71166 ОП МЗ 195 |
5 |
Развилка - Новый Киеват |
5 |
71166 ОП МЗ 196 |
Итого: |
136 |
|
Воздушный транспорт.
В зимний период и межсезонье перевозки между населенными пунктами Шурышкарского района возможны только по воздуху (вертолетный транспорт). Перевозки осуществляет ООО "Авиационная компания "Ямал".
Субсидии на покрытие убытков, возникающих в результате содержания вертолетных площадок, составляет 100%. Обеспечивается содержание 9 посадочных площадок регионального значения для вертолётов в следующих населенных пунктах: с. Мужи, с. Горки, с. Восяхово, с. Шурышкары, с. Питляр, с. Лопхари, с. Азовы, с. Овгорт, д. Казым-Мыс.
На территории муниципального округа Шурышкарский район ООО "Авиационная компания "Ямал" осуществляет перевозку пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по следующим местным авиалиниям:
- Салехард - Шурышкары - Восяхово - Мужи и обратно;
- Салехард - Мужи - Овгорт и обратно;
- Салехард - Питляр - Мужи - Горки и обратно;
- Салехард - Мужи - Лопхари - Казым-Мыс и обратно;
- Салехард - Мужи - Горки - Азовы и обратно;
- Салехард - Мужи и обратно.
Водный транспорт.
Ведущую роль в летний период в развитии экономики муниципального округа Шурышкарский район занимает речной транспорт. Для жизнедеятельности района устойчивое функционирование речных перевозок имеет особое значение. Из объектов водного транспорта на территории Шурышкарского района функционируют 26 причалов регионального значения.
Межмуниципальные и межрегиональные пассажирские перевозки внутренним водным транспортом в период навигации осуществляются по следующим маршрутам:
- Салехард - Питляр - Горки - Лопхари - Казым-Мыс и обратно;
- Березово - Салехард - Мужи и обратно;
- Салехард - Шурышкары - Мужи и обратно.
Трубопроводный транспорт
В юго-восточной части территории муниципального округа Шурышкарский район расположены участки магистральных газопроводов федерального значения систем "Надым-Пунга", "Уренгой-Петровск", "Уренгой-Новопсков".
2.4. Характеристика сети дорог муниципального округа, параметры дорожного движения (скорость, плотность, состав и интенсивность движения потоков транспортных средств, коэффициент загрузки дорог движением и иные показатели, характеризующие состояние дорожного движения, экологическую нагрузку на окружающую среду от автомобильного транспорта и экономические потери), оценка качества содержания дорог
Общая протяженность улично-дорожной сети в населенных пунктах Шурышкарского района, находящаяся в праве собственности муниципального округа Шурышкарский район составляет 78438 м. Реестр улично-дорожной сети муниципального округа представлен в приложении N 1.
В целом характер дорожной сети района соответствует сложившейся планировочной структуре населенных пунктов.
В границах населенных пунктов муниципального округа Шурышкарский район при пересечении с водными объектами расположены мостовые сооружения:
- автодорожные мосты в с. Питляр - 3 объекта;
- автодорожный мост в с. Шурышкары - 1 объект;
- автодорожный мост в с. Горки - 1 объект.
В управлении транспортного потока задействованы светофорные объекты (СО): транспортно-пешеходные СО, пешеходные СО и светофоры типа Т7. В настоящее время ограничение скорости движения введено в местах установки искусственных дорожных неровностей (ИДН). Также на территории имеются жилые зоны, скорость движения на территории которых регламентируется дорожными знаками "жилая зона" 5.21 и 5.22.
Скорость движения на дорогах муниципального округа Шурышкарский район составляет 40-60 км/час.
Участки дорог с перегруженным дорожным движением на улично-дорожной сети не выявлены.
Сложившаяся улично-дорожная сеть населённых пунктов муниципального округа Шурышкарский район имеет ряд недостатков, препятствующих обеспечению транспортных и пешеходных связей на территории. Основными недостатками являются:
- отсутствие чёткой дифференциации улично-дорожной сети по категориям;
- технический уровень улиц и дорог не соответствует нормативным требованиям;
- отсутствие тротуаров на части улиц населенных пунктов, а также отсутствие на значительной части улиц твердого покрытия.
Пешеходное движение осуществляется в основном по проезжим частям улиц, что приводит к возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Оценка качества содержания дорог
Разработанный отчет "Разработка норматива финансовых затрат на содержание автомобильных дорог Шурышкарского района" в рамках Муниципального контракта N 0190300002722000255 регламентирует требования Заказчика к условиям и уровню содержания Организацией - исполнителем (далее - Подрядчик) автомобильных дорог муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и является основой для подготовки контрактной документации по содержанию дорог между Заказчиком и Подрядчиком.
Одним из основных принципов системы управления содержанием автомобильных дорог Шурышкарского района является распределение ответственности между Заказчиком и Подрядчиком по вопросам формирования и планирования нормативных объемов работ с учетом определения финансовых средств для их выполнения.
Целью отчета является расчет стоимости содержания дорог в рамках регламентации требований Заказчика к условиям и уровню эксплуатации улично-дорожной сети муниципального округа Шурышкарский район, также являющейся основой для подготовки контрактной документации по содержанию автомобильных дорог.
Работы по содержанию автомобильных дорог муниципального округа Шурышкарский район направлены на обеспечение бесперебойного, безопасного и комфортного движения транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, их сохранности и поддержание технического состояния на уровне, соответствующем уровню выделяемого финансирования.
2.5. Анализ состава парка транспортных средств и уровня автомобилизации в муниципальном округе, обеспеченность парковками (парковочными местами)
Автомобильный парк муниципального округа преимущественно состоит из легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам. Хранение автомобилей осуществляется на участках индивидуального жилищного строительства. Также выделены отдельные участки для индивидуального гаражного хранения.
Парковочные места имеются у объектов социальной инфраструктуры и у административных зданий хозяйствующих организаций.
2.6. Характеристика работы транспортных средств общего пользования, включая анализ пассажиропотока
Транспортная отрасль в районе выполняет, прежде всего, социальную функцию. Инфраструктура транспорта представлена: водным (в летнее время) и наземным (в зимнее время) транспортом. Зимник функционирует с ноября-декабря по март-апрель и связывает районный центр со всеми поселениями района. По территории Шурышкарского района в зимний период проходит региональный зимник Лабытнанги-Мужи-Азовы-Теги, связывающий Ямало-Ненецкий автономный округ с Ханты-Мансийским автономным округом с выходом на федеральные дороги. В летний период функционирует водный транспорт: метеоры на линии Берёзово-Салехард, судно КС-162 на линии Салехард-Шурышкары-Мужи, паромы Салехард-Мужи-Приобье, Салехард-Горки-Приобье, теплоходы "КС" по межмуниципальным маршрутам: Мужи-Ямгорт-Овгорт, Мужи-Азовы-Горки-Лопхари, Мужи-Восяхово-Мужи. В межсезонье пассажирские перевозки между населенными пунктами возможны только воздушным транспортом (вертолетный транспорт). Пассажирские перевозки воздушным транспортом также осуществляются и в зимний период, перевозки осуществляет авиакомпания "ЯМАЛ".
В таблице 5 из "Доклада о социально-экономической ситуации в муниципальном образовании Шурышкарский район за I полугодие 2022 года" приведены показатели транспортной отрасли.
Таблица 5. Показатели транспортной отрасли
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
1 полугодие 2021 года |
1 полугодие 2022 года |
Динамика показателя, % |
1. |
Количество совершенных рейсов по межмуниципальным маршрутам пассажирского транспорта |
ед. |
48 |
48 |
100,00 |
|
Мужи-Новый Киеват-Ямгорт-Овгорт-и обратно |
ед. |
14 |
14 |
100,00 |
|
Мужи-Азовы-Горки-Лопхари и обратно |
ед. |
13 |
13 |
100,00 |
|
Мужи-Восяхово и обратно |
ед. |
14 |
14 |
100,00 |
|
Мужи-Шурышкары-Питляр и обратно |
ед. |
7 |
7 |
100,00 |
|
Мужи-Новый Киеват-Ямгорт-Овгорт-и обратно |
чел. |
700 |
774 |
110,57 |
|
Мужи-Азовы-Горки-Лопхари и обратно |
чел. |
349 |
360 |
103,15 |
|
Мужи-Восяхово и обратно |
чел. |
300 |
290 |
96,67 |
|
Мужи-Шурышкары-Питляр и обратно |
чел. |
51 |
92 |
180,39 |
2. |
Количество перевезенных пассажиров |
чел. |
1 400 |
1 516 |
108,29 |
3. |
Содержание зимних автодорог |
|
|
|
|
3.1. |
протяженность |
км |
136,00 |
136,00 |
100,00 |
|
Горки-Лопхари |
км |
30,00 |
30,00 |
100,00 |
|
Развилка Азовы-Горки |
км |
10,00 |
10,00 |
100,00 |
|
Шурышкары-Питляр |
км |
30,00 |
30,00 |
100,00 |
|
Черный Мыс-Ямгорт-Овгорт |
км |
61,00 |
61,00 |
100,00 |
|
Развилка-Новый Киеват |
км |
5,00 |
5,00 |
100,00 |
3.2. |
Расходы на содержание |
руб. |
18 491,21 |
30 669,32 |
165,86 |
На реализацию мероприятий по вопросам организации речных перевозок и содержанию стоечного флота предусмотрено в бюджете района 25,2 млн. рублей. Заключены муниципальные контракты с МУП "СпецТрансСервис" на вышеуказанные мероприятия.
Общественный пассажирский транспорт функционирует только в с. Мужи, перевозка пассажиров осуществляется бесплатно по двум маршрутам.
Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории муниципального округа Шурышкарский район утвержден постановлением Администрации муниципального образования Шурышкарский район от 26.12.2022 N 1284-а и представлен в таблице ниже.
Таблица 6. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых в границах муниципального округа Шурышкарский район
Регистрационный номер маршрута регулярных перевозок |
Порядковый номер маршрута регулярных перевозок |
Наименование маршрута регулярных перевозок |
Наименование промежуточных ОП по маршруту регулярных перевозок |
Наименование улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение ТС между ОП по маршруту регулярных перевозок |
Протяженность маршрута регулярных перевозок, км |
Порядок посадки и высадки пассажиров |
Характеристики ТС |
Максимальное количество ТС каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок |
||||
Вид ТС |
Класс ТС |
Экологические характеристики ТС |
Максимальный срок эксплуатации транспортных средств |
Характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
1 |
Магазин "Для Вас" (Рыбацкая, д. 31) - Центральная площадь (по требованию) |
магазин "Для Вас" (Рыбацкая, д. 31); д/с "Олененок" (по требованию); Школа; д/с Буратино (по требованию); Центральная площадь (по требованию); ул. Уральская, д. 23 (по требованию); магазин "Ромашка" (по требованию); Школа; д/с "Олененок" (по требованию); магазин "Для Вас" (ул. Рыбацкая, д.. 31); |
ул. Рыбацкая, ул. Истомина, ул. Архангельского, ул. 50 лет Октября, ул. Советская, ул. Комсомольская, ул. Уральская |
4,7 |
только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок |
автобус |
МК |
ЕВРО-5 |
не установлен |
не установлен |
1 |
2 |
2 |
Магазин "Для Вас" (ул. Рыбацкая, д. 31) - Центральная площадь (по требованию) |
магазин "Для Вас" (ул. Рыбацкая, д, 31); Новый рынок (ул. Рыбацкая) магазин "Ромашка" (по требованию); ул. Уральская, д. 23 (по требованию); Центральная площадь (по требованию); ул. Уральская, д. 23 (по требованию); магазин "Ромашка" (по требованию); Новый рынок (ул. Рыбацкая); магазин "Для Вас" (ул. Рыбацкая, д, 31) |
ул. Истомина, ул. Архангельского, ул. 50 лет Октября, ул. Советская, ул. Комсомольская, ул. Уральская |
5,4 |
только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок |
автобус |
МК |
ЕВРО-5 |
не установлен |
не установлен |
1 |
ИП - индивидуальный предприниматель |
ТС - транспортное средство; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ОП - остановочный пункт; |
МК - транспортное средство малого класса (длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно); |
|
|
|
|
|
|
2.7. Характеристика условий пешеходного и велосипедного передвижения
Таблица 7.
Наименование |
НПА о включении в реестр |
Адрес (месторасположение) |
Право собственности |
||
Собственник |
Протяженность в праве |
Основание |
|||
Пешеходный тротуар |
постановление от 19.02.2015N 120-а, выдан Администрация МО Шурышкарского района |
Российская Федерация, Ямало-Ненецкий а.окр., Шурышкарский р-н, с. Шурышкары |
муниципальный округ Шурышкарский район |
410 |
постановление от 19.02.2015N 120-а, выдан Администрация МО Шурышкарского района |
Пешеходный тротуар |
постановление от 19.02.2015N 120-а, выдан Администрация МО Шурышкарского района |
Российская Федерация, Ямало-Ненецкий а.окр., Шурышкарский р-н, с. Шурышкары, ул. Центральная, д. 13 |
муниципальный округ Шурышкарский район |
59 |
постановление от 19.02.2015N 120-а, выдан Администрация МО Шурышкарского района |
Сооружение: пешеходная дорожка в с. Азовы |
постановление от 29.12.2022 N 1312-а, выдан Администрация МО Шурышкарский район |
629651, Россия, Ямало-Ненецкий а.окр., Шурышкарский р-н, с. Азовы, от здания аэропорта (ул. Школьная, д. 21) до вертолетной площадки (улица Школьная, 21 а) |
муниципальный округ Шурышкарский район |
310 |
постановление от 29.12.2022 N 1312-а, выдан Администрация МО Шурышкарский район |
Сооружение: Пешеходный тротуар с. Шурышкары, ул. Мира, 40 - Центральная, 39 |
постановление N 120-а от 19.02.2015, выдан Администрация МО Шурышкарского района |
Российская Федерация, Ямало-Ненецкий а.окр., Шурышкарский р-н, с. Шурышкары, ул. Мира - Центральная, д. 40-39 |
муниципальный округ Шурышкарский район |
736 |
постановление от 19.02.2015N 120-а, выдан Администрация МО Шурышкарского района |
В основном тротуары для движения пешеходов имеются частично, используются проезжие части улиц, что вызывает небезопасную обстановку на дорогах и может привести к возникновению ДТП.
На сегодняшний день велотранспортная инфраструктура развита слабо. Движение велосипедистов неупорядоченно, отсутствуют велодорожки. Движение велосипедистов осуществляется в соответствии с требованиями правил дорожного движения по дорогам общего пользования. Это ведет к возникновению конфликтных ситуаций между велосипедистами и другими участниками дорожного движения, снижению безопасности передвижения пешеходов и повышению нагрузки на улично-дорожную сеть.
2.8. Характеристика движения грузовых транспортных средств, оценка работы транспортных средств коммунальных и дорожных служб, состояния инфраструктуры для данных транспортных средств
Важным фактором, влияющим на состояние сооружений и коммуникаций автомобильного транспорта является организация движения грузовых транспортных средств. Движение грузовых транспортных средств организовано элементами обустройства автомобильных дорог, искусственными и дорожными сооружениями, устроенными в соответствии с правилами дорожного движения. Движение разрешено по всем улицам. Данная ситуация создает условия для повышения уровня загрязнения атмосферного воздуха, нагрузку на дорожно - транспортную сеть и уровень аварийности.
Содержание и обслуживание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с муниципальными контрактами.
2.9. Анализ уровня безопасности дорожного движения
Ситуация, связанная с аварийностью на транспорте, неизменно сохраняет актуальность в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям участников дорожного движения, их низкой дисциплиной, а также недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения является одной из важнейших задач.
2.10. Оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения
Характерные факторы, неблагоприятно влияющие на окружающую среду и здоровье:
1. Загрязнение атмосферы. Автотранспорт выбрасывает в воздух более 40 химических веществ, причем каждое из них в различной степени вреден для организма человека. К основным ингредиентам относятся окись углерода (до 70%), канцерогенные полициклические ароматические углеводороды (около 19%) и окислы азота (около 9%). Сжигание 1 т топлива бензиновым двигателем автомобиля приводит к образованию в среднем 600 кг окиси углерода. В отличие от бензиновых, дизельные двигатели выбрасывают значительно больше дыма, состоящего в основном из несгоревшего углерода. Кроме того, работа двигателей внутреннего сгорания сопровождается выбросами в атмосферу соединений тяжелых металлов. В первую очередь это свинец, образующийся при использовании этилированного бензина. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха с каждым годом значительно увеличивается и составляет около 70% от общего валового выброса. Ежегодно количество транспортных единиц увеличивается в среднем на 30%.
2. Воздействие шума. Приблизительно 30% населения России подвергается воздействию шума от автомобильного транспорта с уровнем выше 55 дБ. Это приводит к росту сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний. Воздействие шума влияет на познавательные способности людей, вызывает раздражительность.
При всей важности транспортно-дорожного комплекса как неотъемлемого элемента экономики необходимо учитывать его весьма значительное негативное воздействие на окружающую среду и природные экологические системы.
Механизм воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду имеет ряд специфических особенностей по сравнению со многими отраслями промышленности. К таким особенностям относятся:
- массовость и постоянно растущие темпы процесса автомобилизации;
- концентрация большого количества транспортных средств на сравнительно небольшой территории и их массовое проникновение в зоны жилой застройки;
- хроническое отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации.
2.11. Характеристика существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры муниципального округа
Развитие транспортного комплекса округа на расчётный срок до 2035 года предполагает главной целью обеспечение жителям и гостям муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа комфортных и рациональных передвижений по округу для удовлетворения трудовых, бытовых и социально-культурных нужд.
Транспортная инфраструктура должна служить обеспечению указанной цели при условии соблюдения требований к комфортности районной среды, экологичности, соблюдения условий для безопасного движения, создании среды, доступной маломобильным группам населения, сохранении культурного наследия.
При подготовке проектных предложений по развитию транспортного комплекса муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа учитывалась местная специфика. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры разработаны на основе тщательного и всестороннего анализа существующего состояния транспортной системы, выявленных тенденций в изменении основных показателей развития транспорта, планируемых пространственных преобразований.
Приоритетными направления развития транспортной инфраструктуры являются:
- капитальный ремонт дорог и реконструкция сооружений на них;
- повышение качества транспортных услуг, улучшение условий и безопасности всех участников дорожного движения;
- улучшение качества жизни жителей за счет повышения транспортной доступности, снижения времени передвижения на общественном и личном транспорте, повышения уровня информирования всех участников движения;
- уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду вследствие более эффективной организации транспортных потоков. Отсюда вытекают новые требования к транспортной системе, а именно - переход от преимущественно экстенсивной к интенсивной модели развития. Это прежде всего предполагает более эффективное производительное качественное использование имеющегося потенциала и, в частности, переход к более качественным транспортным услугам.
2.12. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития транспортной инфраструктуры муниципального округа
Основными документами, определяющими порядок функционирования и развития транспортной инфраструктуры, являются:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
2. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
5. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
6. Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения";
8. Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов";
9. ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения";
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
11. Генеральный план муниципального округа Шурышкарский район, утвержденный решением Думы Шурышкарского района от 14.08.2023 N 237.
Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что на разных уровнях государственной власти сформирована нормативно-правовая база, необходимая для функционирования и развития транспортной инфраструктуры.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2014 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального округа.
В соответствии с п. 27 статьи 1 от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительного кодекса Российской Федерации" программы комплексного развития транспортной инфраструктуры документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения муниципального образования, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, Стратегией социально-экономического развития муниципального округа Шурышкарский район до 2035 года и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры округов должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения.
Программа позволит обеспечить:
- безопасность, качество и эффективность транспортного обслуживания населения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность;
- доступность объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;
- развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении, развитие субъектов экономической деятельности в соответствии с потребностями в перевозке пассажиров и грузов на территории округа;
- развитие транспортной инфраструктуры, сбалансированное с градостроительной деятельностью;
- условия для управления транспортным спросом;
- создание приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности;
- создание приоритетных условий движения транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам;
- условия для пешеходного и велосипедного передвижения населения;
- эффективность функционирования действующей транспортной инфраструктуры.
2.13. Оценка финансирования транспортной инфраструктуры
Содержание и ремонт дорог осуществляется по муниципальным контрактам, заключаемым по результатам проведения закупочных процедур.
Указанные в настоящей Программе средства, необходимые на реализацию мероприятий Программы, рассчитаны для ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и улично-дорожной сети, уровень состояния которых требует дополнительных финансовых вложений к возможностям местного бюджета для изготовления проектной документации и реконструкции дорог улично-дорожной сети.
Реальная ситуация с возможностями федерального и областного бюджетов пока не позволяет обеспечить конкретное планирование мероприятий такого рода даже в долгосрочной перспективе. Таким образом, возможности органов местного самоуправления должны быть сконцентрированы на решении посильных задач на доступной финансовой основе (содержание, текущий ремонт дорог).
Расходы на реализацию Программы представлены в соответствующем разделе Программы. Объемы финансирования муниципальной программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке.
3. Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории муниципального округа
3.1. Прогноз социально-экономического и градостроительного развития муниципального округа
Основой развития является сохранение и развитие малого и среднего предпринимательства на территории округа.
Создание эффективной транспортной инфраструктуры может способствовать увеличению инвестиционной привлекательности и экономическому росту. Стимулирование развития малого предпринимательства может осуществляться такими методами, как консультационная и информационная поддержка малого предпринимательства, разработка мер адресной поддержки предпринимателей и предприятий, формирование конкурентной среды. При улучшении транспортной доступности инвестиционная привлекательность территории будет выше как для небольших предприятий, так и для частных инвесторов. Кроме того, улучшение социальных условий для населения также приведет к повышению социально-экономического уровня.
В соответствии с утвержденной Стратегией социально-экономического развития муниципального округа Шурышкарский район до 2035 года, для достижения главной стратегической цели социально-экономического развития Шурышкарского района на период до 2035 года приоритетными направлениями являются:
- устойчивый экономический рост;
- повышение качества жизни;
- рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности;
- обеспечение эффективности муниципального управления и развитие гражданского общества.
Прогноз развития транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности, улучшение качества и повышение безопасности транспортных услуг
Реализация логистических проектов позволит местным товаропроизводителям увеличить сбыт своей продукции, повысить долю переработки сырьевых ресурсов на месте. В конечном итоге товары и услуги станут доступнее для жителей округа. Существующая на сегодняшний день потребность в строительстве новых и ремонте имеющихся дорог не обеспечена. На развитие дорожной сети будут направлены значительные бюджетные средства. При этом будут реализованы не только проекты по развитию дорожной сети, но и осуществлено поддержание в должном состоянии уже существующих дорог.
3.2. Прогноз транспортного спроса, объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов по видам транспорта, имеющегося на территории муниципального округа
На перспективу основную долю передвижения населения составят передвижения различными способами, а именно:
1) общественным транспортом (автобусом);
2) легковыми автомобилями (индивидуальными, служебными, такси);
3) пешие.
Возрастет роль общественного транспорта и средств легкой мобильности (велосипедов).
Объем перевозок грузов автомобильным, воздушным и водным транспортом прогнозируется на уровне - не ниже существующего.
3.3. Прогноз развития транспортной инфраструктуры по видам транспорта
Развитие воздушного транспорта муниципального округа находится в прямой зависимости от темпов социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, развития наземных видов транспорта, спроса на услуги воздушного транспорта, подвижности населения. Развитие воздушного транспорта основано на реконструкции действующих посадочных площадок с доведением до нормативных показателей (с. Овгорт, с. Восяхово, с. Мужи).
Комплекс ключевых мероприятий в сфере развития водного транспорта, предусмотренный стратегией социально-экономического развития муниципального округа Шурышкарский район включает:
- обновление пассажирского флота путем приобретения водомётного катера;
- обновление стоечного флота, в том числе причальных понтонов, переходных понтонов;
- приобретение внедорожных транспортных средств для организации транспортного обслуживания населения по зимним автомобильным дорогам.
Проектом генерального плана развитие трубопроводного транспорта на территории муниципального округа Шурышкарский район не предусмотрено.
Развитие и совершенствование автомобильных дорог муниципального округа Шурышкарский район должно обеспечивать устойчивое и надёжное обслуживание населения и хозяйственного комплекса.
Следовательно, в ближайшее время необходимо уделить особое внимание улучшению качества дорог, расширению транспортного сообщения, реконструкции, ремонта автодорог.
Развитие транспортной инфраструктуры, в целом должно стать одним из условий повышения уровня жизни и социально-экономического развития муниципального округа Шурышкарский район.
Существующая сеть автомобильных дорог, сложившаяся в процессе экономического развития района с учётом природно-географических условий, и, в основном, соответствующая направлениям транспортных связей, положена в основу проектируемого состава дорожной сети.
Существующие зимние автомобильные дороги (автозимник) сохраняются.
3.4. Прогноз развития дорожной сети
В основе принятой системы улиц и дорог лежит принцип оптимальности транспортных связей между отдельными функциональными элементами населённых пунктов.
При этом большое значение на решение уличной сети населённого пункта оказала застройка, сложившаяся к моменту проектирования.
Ширина улиц и дорог в красных линиях была назначена с учётом планируемого развития населённого пункта и соответствующего ему развития улично-дорожной сети.
В соответствии с СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, а также МНГП Шурышкарского района, введена чёткая дифференциация улично-дорожной сети по категориям (таблица 8).
Таблица 8. Категория дорог и улиц
Категория сельских улиц и дорог |
Расчётная скорость движения, км/ч |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения |
Ширина пешеходной части тротуара, м |
Поселковая дорога |
60 |
3,5 |
2 |
|
Главная улица |
40 |
3,5 |
2 - 3 |
1,5 - 2,25 |
Улица в жилой застройке: |
|
|
|
|
- основная |
40 |
3,0 |
2 |
1,0 - 1,5 |
- второстепенная (переулок) |
30 |
2,75 |
2 |
1,0 |
- проезд |
20 |
2,75 - 3,0 |
1 |
0 - 1,0 |
Хозяйственный проезд, скотопрогон |
30 |
4,5 |
1 |
- |
Существующая сеть местных улиц подлежит реконструкции с целью упорядочения системы связей, обеспечивающих обслуживание всех зданий и учреждений, жилых зон и общественной застройки.
Вдоль основных улиц и дорог предлагается устройство тротуаров.
При разработке проектной документации необходимо в обязательном порядке предусмотреть выполнение мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения согласно СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".
Генеральным планом рекомендовано строительство и реконструкция УДС, протяжённость и технические характеристики дорог требуют уточнения на этапе проектирования.
3.5. Прогноз уровня автомобилизации, параметров дорожного движения
При сохранившейся тенденции к увеличению уровня автомобилизации населения, с учетом прогнозируемого увеличения количества транспортных средств, без изменения пропускной способности дорог, предполагается повышение интенсивности движения по основным направлениям к объектам тяготения.
По дорогам общего пользования на территории муниципального округа Шурышкарский район предусмотрено двухстороннее и одностороннее движение автомобильного транспорта.
Определение параметров дорожного движения является неотъемлемой частью при определении мероприятий по снижению аварийности на дороге, а также для совершенствования регулирования дорожного движения на перекрестке. Параметры дорожного движения, характеризующие улично-дорожную сеть муниципального округа Шурышкарский район приведены в нижеследующей таблице.
Таблица 9 Параметры дорожного движения
Категория улиц |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Магистральные дороги регулируемого движения |
70 |
Магистральные улицы общегородского значения |
50 |
Магистральные улицы районного значения |
50 |
Основные улицы в жилой застройке |
30 |
Улицы и дороги промышленных и коммунально-складских районов |
50 |
Проезды |
30 |
3.6. Прогноз показателей безопасности дорожного движения
В перспективе возможно ухудшение ситуации из-за следующих причин:
- постоянно возрастающая мобильность населения;
- массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников движения;
- неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;
- недостаточный технический уровень дорожного хозяйства;
- несовершенство технических средств организации дорожного движения.
Чтобы не допустить негативного развития ситуации, необходимо:
- создание современной системы обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования и улично-дорожной сети всех населённых пунктов округа;
- повышение правового сознания и предупреждения опасного поведения среди населения, в том числе среди несовершеннолетних;
- повышение уровня обустройства автомобильных дорог общего пользования - установка средств организации дорожного движения на дорогах (дорожных знаков).
Если на расчетный срок данные мероприятия осуществятся, то прогноз показателей безопасности дорожного движения будет благоприятный.
3.7. Прогноз негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду и здоровье населения
В период действия Программы, не предполагается серьезных изменений в структуре маршрутов и объемов грузовых и пассажирских перевозок. Изменения центров транспортного тяготения не предвидится. Возможной причиной увеличения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, станет рост автомобилизации населения в совокупности с ростом его численности в связи с чем, усилится загрязнение атмосферы выбросами в воздух дыма и газообразных загрязняющих веществ и увеличением воздействия шума на здоровье человека.
4. Принципиальные варианты развития транспортной инфраструктуры и их укрупненная оценку по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта
При прогнозировании и построении транспортной модели учитывались прогноз численности населения, деловая активность региона, была построена многофакторная модель, по итогам которой сформированы прогнозы по развитию ключевых отраслей транспортного спроса населения на услуги транспортного комплекса.
Кроме того, учитывалось, что инфраструктура транспортного комплекса в свою очередь должна расти опережающими темпами вслед за транспортным спросом.
Прогноз сценарных условий развития транспортного комплекса муниципального округа разработан на основании сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
При разработке сценариев развития транспортного комплекса помимо основных показателей социально-экономического развития учитывались макроэкономические тенденции, таким образом, было разработано 3 сценария на вариантной основе в составе двух основных вариантов - вариант 1 (базовый) и вариант 2 (умеренно-оптимистичный) и варианта 3 (экономически обоснованный), предлагаемого к реализации с учетом всех перспектив развития района.
Варианты 1, 2 прогноза разработаны на основе единой гипотезы внешних условий. Различие вариантов обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития.
Вариант 1 (базовый). Предполагается сохранение инерционных трендов, сложившихся в последний период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора, при стагнации государственного спроса.
Вариант 2 (умеренно-оптимистичный). На территории муниципального округа предполагается проведение более активной политики, направленной на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста. Сценарий характеризует развитие экономики в условиях повышения доверия частного бизнеса, применения дополнительных мер стимулирующего характера, связанных с расходами бюджета по финансированию новых инфраструктурных проектов, поддержанию кредитования наиболее уязвимых секторов экономики, увеличением финансирования развития человеческого капитала.
Сценарий характеризуется ростом экономической активности транспортных и пассажирских перевозок, увеличение деловой активности.
Вариант 3 (экономически обоснованный). На территории муниципального округа предполагается проведение более активной политики, направленной на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста. Сценарий характеризует развитие экономики в условиях повышения доверия частного бизнеса, применения дополнительных мер стимулирующего характера, связанных с расходами бюджета по финансированию новых инфраструктурных проектов, поддержанию кредитования наиболее уязвимых секторов экономики, увеличению финансирования развития человеческого капитала.
Сценарий предполагает комплексную реализацию основных мероприятий по развитию улично-дорожной сети в муниципальном округе, предполагает рост транспортной инфраструктуры опережающими темпами, развитие кварталов перспективной застройки, расширение индивидуального жилищного строительства, развитие инфраструктуры пассажирских перевозок.
По итогам анализа и моделирования следует, что наиболее оптимальным вариантом, гарантирующим наиболее полное использование возможностей транспортной инфраструктуры, и гарантирующим максимальное удовлетворение потребностей населения является вариант 3.
Без развития транспортной инфраструктуры в районах точечной застройки, новых микрорайонов, будет нарастать дисбаланс транспортного спроса и транспортного предложения.
5. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры
Автомобильный транспорт - важнейшая составная часть инфраструктуры муниципального округа, удовлетворяющая потребностям всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающая различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения.
Развитие транспортной инфраструктуры рассматривается как один из базовых элементов стратегического планирования территории и хозяйственного комплекса Шурышкарского района, повышения качества жизни населения. Представляется актуальным комплексный подход к формированию транспортной сети.
5.1. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры по видам транспорта
Воздушный транспорт
В сфере воздушного транспорта схемой территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа предусмотрено:
- реконструкция действующей посадочной площадки с доведением её до нормативных требований, с. Овгорт;
- реконструкция действующей посадочной площадки с доведением её до нормативных требований, с. Восяхово;
- реконструкция действующей посадочной площадки с доведением её до нормативных требований, с. Мужи.
Железнодорожный транспорт
Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта и автомобильных дорог федерального значения запланировано строительство однопутной не электрифицированной железнодорожной линии Полуночное-Обская-Салехард.
Водный транспорт
В сфере водного транспорта схемой территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа предусмотрено размещение плавучего дебаркадера "ППС-2" в с. Мужи.
Проектом генерального плана запланированы к размещению на территории муниципального округа Шурышкарский район следующие объекты:
- эллинги на 165 мест в с. Питляр;
- лодочная станция в с. Питляр;
- эллинги в с. Шурышкары;
- эллинги, с. Горки;
- эллинги, с. Лопхари.
Автомобильный транспорт
Схемой территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере автомобильного транспорта предусмотрено:
- автомобильная дорога Лабытнанги - Мужи - Азовы - Теги, планируемая к размещению, протяженность сооружения, км - 315,0 категория автомобильной дороги (проектная) - IV;
- автомобильная дорога Агириш - Салехард (в границах Ямало-Ненецкого автономного округа), планируемая к размещению, протяженность сооружения - 286,67 км, категория автомобильной дороги (проектная) - III;
- автомобильная дорога подъезд на Мужи, планируемая к размещению, протяженность сооружения - 72,98 км, категория автомобильной дороги (проектная) - IV.
Проектом генерального плана предусмотрено:
- автомобильная дорога подъезд к селу Азовы, планируемая к размещению, протяженность - 19,68 км, категория - V;
- автомобильная дорога подъезд к с. Лопхари, планируемая к размещению, протяженность - 1,44 км, категория - V;
- автомобильная дорога местного значения, д. Кызым-Мыс, планируемая к размещению, протяженностью - 0,51 км, категория - V;
- автомобильная дорога с. Горки - д. Кызым-Мыс, планируемая к размещению, протяженность - 63,9 км, категория - V;
- автомобильная дорога Питляр - Пельвож-Зеленый Яр, планируемая к размещению, протяженность - 27,72 км, категория - V;
- автомобильная дорога к полигону для складирования снега от с. Азовы, планируемая к размещению, протяженность 75 м;
- автомобильная дорога к полигону для складирования снега от с. Горки, планируемая к размещению, протяженность 35 м
- автомобильная дорога к полигону для складирования снега от с. Шурышкары, планируемая к размещению, протяженность 70 м;
- автомобильная дорога к полигону для складирования снега от с. Лопхари, планируемая к размещению, протяженность 140 м;
- автомобильная дорога к полигону для складирования снега от с. Мужи, планируемая к размещению, протяженность 40 м.
5.2. Мероприятия по развитию транспорта общего пользования, созданию транспортно-пересадочных узлов
В рамках задачи, предусматривающей увеличение протяженности автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям, предусмотрены мероприятия по реконструкции перегруженных движением участков автомобильных дорог, ликвидации грунтовых разрывов и реконструкции участков дорог, имеющих переходный тип дорожного покрытия проезжей части, реконструкции искусственных сооружений для приведения их характеристик в соответствие с параметрами автомобильных дорог на соседних участках, повышения безопасности движения, увеличения грузоподъемности, долговечности и эксплуатационной надежности.
В рамках задачи, предусматривающей меры по обеспечению устойчивого функционирования автомобильных дорог общего пользования местного значения, намечены мероприятия по организационной и правовой поддержке реализации задач муниципального заказчика Программы, направленные на проведение работ в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимости дорожного хозяйства муниципальной собственности, установление придорожных полос автомобильных дорог местного значения и обозначение их на местности, информационное обеспечение дорожного хозяйства, выполнение работ и оказание услуг, направленных на обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения, выполнение работ и оказание услуг, направленных на правовое обеспечение реализации Программы.
Основой эффективной реализации мероприятий программы является точность и своевременность информационного обеспечения всех ее участников. Основными задачами мероприятия по информационному обеспечению являются:
- создание и поддержание единого информационного пространства в целях надежного управления дорожным хозяйством и эффективного контроля деятельности дорожных организаций и предприятий, привлеченных к выполнению мероприятий программы, а также повышения качества обслуживания пользователей дорог;
- обеспечение дорожных организаций необходимой информацией по реализации мероприятий программы;
- информирование населения о ходе выполнения программы и ее итогах, а также разъяснение ее целей и задач.
В основу построения улично-дорожной сети положена идея увеличения числа связей между существующими и планируемыми районами на территории муниципального округа и включение улично-дорожной сети в автодорожную систему региона.
В соответствии с уровнем в иерархии улиц должен быть выполнен поперечный профиль каждой из них.
Неизменными должны остаться ширина проезжих частей, типы развязок и основные направления движения. При подготовке комплексной транспортной схемы эти поперечные профили и схемы развязок могут быть откорректированы.
При проектировании улиц и дорог в районах но
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.