Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждена
постановлением Администрации
Шурышкарского района
от 15 февраля 2024 года N 103-а
Программа
комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года 2024 год
Введение
Социальная инфраструктура - система необходимых для жизнеобеспечения человека объектов, коммуникаций, а также предприятий, учреждений и организаций, оказывающих социальные и коммунально-бытовые услуги населению, органов управления и кадров, деятельность которых направлена на удовлетворение общественных потребностей граждан, соответствующих установленным показателям качества жизни.
Социальная инфраструктура объединяет жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, торговлю и общественное питание, бытовые услуги. Целесообразное разделение функций управления между органами власти различных уровней определяется главным критерием функционирования социальной сферы - улучшением условий жизни населения.
Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих и социальную инфраструктуру, их доступность - важное условие повышения уровня и качества жизни населения страны.
На муниципальном уровне услуги социальной сферы доводятся непосредственно до потребителя. На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации создаются условия для их реализации. На федеральном уровне определяются роль и приоритеты федеральной власти в обеспечении жильем и услугами всех отраслей. Воплощением их должны стать федеральная концепция развития отраслей социальной сферы и гарантируемые государством минимальные социальные стандарты, реализуемые на уровне муниципальных образований как часть стратегии комплексного развития территории.
Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества - достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:
- создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;
- эффективное использование трудовых ресурсов;
- обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;
- улучшение и сохранение физического здоровья населения;
- рациональное использование свободного времени гражданами.
Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полноценное и всестороннее развитие личности человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.
Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостоянии и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. К ним относится прежде всего решение жилищной проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников, как базы увеличения производительности труда и роста объема товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.
Основные функции инфраструктуры муниципального округа заключаются в:
- обеспечении и удовлетворении инфраструктурных потребностей населения муниципального округа;
- обеспечении инфраструктурной целостности муниципального округа.
Решающее значение для совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения государственной поддержки местных бюджетов имеет система государственных минимальных социальных стандартов, которая служит нормативной базой и инструментом для расчета бюджетной потребности и оценки фактического исполнения бюджетов различных уровней.
Характеристика социальной инфраструктуры является основной входной информацией, используемой для целей расчета бюджетной потребности. Основные составляющие характеристики - численность работающих, обучающихся, воспитанников, обслуживаемых, занимаемая площадь и уровень ее благоустройства. Характеристики формируются в разрезе отраслей, типов и видов учреждений отрасли, в разрезе территорий региона.
Прогнозирование развития социальной инфраструктуры опирается на анализ демографической ситуации на территории, процессов рождаемости и смертности, миграции населения, анализ структуры населения, поскольку основная цель социальной инфраструктуры - это удовлетворение потребностей населения.
Программой установлен перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры муниципального округа, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального округа, планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального округа (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, Программа является прогнозно-плановым документом, во-первых, формулирующим и увязывающим по срокам, финансовым, трудовым, материальным и прочим ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального округа, во-вторых, формирующим плановую основу взаимодействия членов местного сообщества, обеспечивающего и реализацию стратегических приоритетов, и текущее сбалансированное функционирование экономического и социального секторов муниципального округа.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Правовыми основаниями для разработки Программы комплексного развития являются: - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ; - Федеральный закон от 31 декабря 2017 года N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - постановление Правительства РФ от 01 октября 2015 года N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов"; - СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; - Генеральный план муниципального округа Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа |
Заказчик Программы |
Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации Шурышкарского района. Местоположение: 629640, Ямало-Ненецкий Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи, ул. Советская, д. 39, помещ. 2 |
Разработчик Программы |
Индивидуальный предприниматель Жеребцова М.А. Местоположение: 355047, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр-к Кулакова, 65 корп. 1 |
Цели и задачи Программы |
- безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры; - доступность объектов социальной инфраструктуры округа в соответствии с нормами градостроительного проектирования; - сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры в соответствии с установленными требованиями потребностями в объектах социальной инфраструктуры; - достижение расчетного уровня обеспеченности населения в соответствии с нормами градостроительного проектирования; - эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры |
Целевые индикаторы и показатели |
- доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием; - уровень обеспеченности населения объектами здравоохранения; - увеличение доли населения, обеспеченной спортивными объектами в соответствии с нормативными значениями; - уровень безработицы; - увеличение доли населения, обеспеченной объектами культуры в соответствии с нормативными значениями |
Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры |
Обеспечение комплексных мер безопасности, модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство территории муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа, организация досуга и обеспечение жителей услугами культуры, развитие физической культуры и спорта |
Сроки и этапы реализации Программы |
Сроки Программы: с 2023 по 2035 гг. Этапы Программы: 1 этап - 2023 - 2027 гг. 2 этап - 2028 - 2035 гг. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование Программы будет осуществляться за счет бюджетных средств разных уровней и привлечения внебюджетных источников. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в плановом периоде 2023 - 2035 годов, могут быть уточнены при формировании проекта местного бюджета. Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании местного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период. Все суммы показаны в ценах соответствующего периода |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- сбалансированное развитие сети объектов социальной инфраструктуры; - обеспечение комфортных и безопасных условий для граждан; - территориальная доступность объектов социальной инфраструктуры |
1. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры
1.1. Описание социально-экономического состояния муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа, сведения о градостроительной деятельности на территории муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа
Краткая характеристика
На основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2022 N 16-ЗАО "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Шурышкарский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа" (в ред. от 24.05.2022 N 28-ЗАО) образовано муниципальное образование Шурышкарский район и наделено статусом муниципального округа.
Таблица 1. Сведения по населенным пунктам, входящим в состав Шурышкарского района
N |
Населенный пункт |
1. |
с. Азовы |
2. |
д. Карвожгорт |
3. |
д. Пословы |
4. |
с. Горки |
5. |
д. Хашгорт |
6. |
с. Лопхари |
7. |
д. Казым-Мыс |
8. |
д. Сангымгорт |
9. |
с. Мужи |
10. |
д. Анжигорт |
11. |
д. Новый Киеват |
12. |
д. Ханты-Мужи |
13. |
с. Восяхово |
14. |
д. Усть-Войкары |
15. |
д. Вершина-Войкары |
16. |
с. Овгорт |
17. |
д. Евригорт |
18. |
д. Нымвожгорт |
19. |
с. Овалынгорт |
20. |
д. Тильтим |
21. |
д. Ямгорт |
22. |
с. Питляр |
23. |
с. Шурышкары |
24. |
д. Унсельгорт |
Административным центром муниципального округа является село Мужи, в котором располагаются и действуют органы местного самоуправления муниципального округа.
Территория муниципального округа Шурышкарский район располагается в юго-западной части Ямало-Ненецкого автономного округа.
Северо-западная граница района совпадает с границей Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Коми (муниципальные образования город Воркута и город Инта), с северо-востока муниципальное образование Шурышкарский район граничит с муниципальными образованиями Приуральский район и г. Салехард, южная и западная граница района совпадает с границей Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа (муниципальные образования Белоярский и Берёзовский районы). Общая площадь территории района в настоящее время, на период разработки проекта, составляет 5434238,5 га, численность населения на 01.01.2023 составила 9121 человека. Плотность постоянного населения в целом составляет 0,17 чел/км2.
Муниципальный округ Шурышкарский район находится в территориальной близости с муниципальными образованиями город Салехард (административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа) и город Лабытнанги, которые являются основными центрами системы расселения Ямало-Ненецкого автономного округа. От границы района до г. Салехард 30 км, от административного центра Шурышкарского района с. Мужи до г. Салехард 150 км. Транспортная схема муниципального округа представлена водным транспортом, воздушным транспортом (вертолет) и сетью зимних автомобильных дорог (автозимников), что в свою очередь и объясняет отсутствие круглогодичных непрерывных взаимосвязей между населенными пунктами и не оказывает значительного влияния на развитие территории.
Климат
В соответствии со СНиП 23-01-99* "Строительная климатология" территория поселения относится к I строительно-климатической зоне, подрайон IД, II ветровому району.
Климат территории Шурышкарского района суровый, континентальный и характеризуется продолжительной холодной зимой (до 8 месяцев) и коротким холодным летом. Устойчивые морозы держатся со второй половины октября до конца апреля. Абсолютный минимум составляет минус 45,4С. Снежный покров достигает высоты в среднем 60 см.
Лето короткое, однако, заморозки возможны и в летние месяцы. Абсолютный максимум температур отмечен в июле - плюс 27 С.
Средняя годовая температура воздуха составляет минус 6,4 С. Самый холодный и суровый месяц года - январь, средняя месячная температура его составляет минус 20 С. Самый тёплый месяц - июль, средняя месячная температура его составляет плюс 13,8 С. Дату перехода средней суточной температуры воздуха через 0 С весной и осенью считают признаком конца и начала зимы, через 5 С - как начало и конец вегетативного периода холодостойких растений, через 10 С - как начало и конец активной вегетации, период с температурой 15 С характеризует наиболее тёплую часть месяца. Средняя продолжительность безморозного периода - 80 дней.
Территория муниципального округа Шурышкарский район относится к зоне сильного дефицита ультрафиолетовой радиации. В течение декабря - января прямая солнечная радиация вообще не поступает. В июле при безоблачном небе поступает порядка 90-95 ккал/кв. см. В среднем по России - 130 ккал/кв. см.
Характерной чертой для территории является преобладание циклонического типа погоды в течение всего года, особенно в переходные сезоны и в начале зимы. Зимой преобладают ветры западного и юго-западного направления со средней скоростью 4,9 м/сек, а летом - северные, восточные и северо-восточные со средней скоростью 4,87 м/сек. При скоростях ветра более 5,0 м/сек образуются метели.
Средняя годовая скорость ветра равняется 4,9 м/сек. В осенние и весенние месяцы скорость ветра наибольшая, достигает 5,5-5,9 м/сек. Наименьшая скорость ветра отмечается в феврале и августе - 4,2 м/сек. В эти же месяцы больше отмечается случаев штилевой погоды (20-21%).
Большое влияние на световой и радиационный режимы оказывают облачность, прозрачность атмосферы, рельеф.
Наибольшее число часов солнечного сияния отмечается в июле, наименьшее в декабре. Весной число часов солнечного сияния в 2-3 раза больше, чем осенью, что обусловлено годовым ходом облачности.
В среднем за год облачность снижает число часов солнечного сияния примерно на 60%. В отдельные годы число часов солнечного сияния может значительно отличаться от средних многолетних.
Число дней без солнца, когда солнечные лучи не достигают поверхности земли из-за облачности или тумана, может служить косвенной характеристикой условий освещённости.
Согласно карте общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97), территория поселения относится к 5-и бальной зоне сейсмической активности по шкале MSK-64. (для средних грунтовых условий и трёх степеней сейсмической опасности - A (10%)=5, B (5%)=5, C (1%)=5 в течение 50 лет).
Градообразующая деятельность
Сельскохозяйственная отрасль является одной из основных специализаций экономики муниципального округа, отдельные виды сельскохозяйственной деятельности являются традиционным видом занятости значительной части населения района. В производстве сельскохозяйственной продукции (включая рыболовство и рыбоводство) занято более 700 жителей, что превосходит многие другие отрасли экономики муниципального округа. Доля представителей коренных малочисленных народов Севера составляет 90% в сельскохозяйственном секторе.
На территории муниципального округа в сфере агропромышленного комплекса деятельность осуществляют Муниципальное сельскохозяйственное предприятие муниципального округа Шурышкарский район "Мужевское", Акционерное общество "Горковский рыбозавод", Общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Горковское", 9 крестьянско-фермерских хозяйств и 4 общины коренных малочисленных народов Севера, ведущие рыбный промысел, а также сбор и заготовку дикорастущих грибов. Жители небольших населенных пунктов, ведущие оседлый или полукочевой образ жизни занимаются сбором дикоросов, охотой и рыболовством.
Основной специализацией сельского хозяйства района является животноводческая отрасль, и в частности, её оленеводческое направление. Поголовье оленей сельскохозяйственных организаций составляет более 10 тыс. голов, частное поголовье более 8 тыс. голов. Забой оленей сегодня производится в размере, необходимом для удовлетворения потребности жителей муниципального округа. Мясо реализуется конечным потребителям напрямую, через магазины предприятия МСП "Мужевское", а также в социальные учреждения, а именно в школы, школы-интернаты и детские сады района. За пределы района оленина практически не вывозится.
Кроме сферы оленеводства МСП "Мужевское" также занимается разведением крупного рогатого скота. Предприятие производит: кефир, ряженку, йогурт, сметану, творог, сливочное масло, сыр, мороженое.
На территории муниципального округа развиваются крестьянско-фермерские хозяйства, занимающиеся выращиванием крупного рогатого скота, свиней, птицы. Продукция фермерских хозяйств удовлетворяет спрос внутреннего рынка, за пределы муниципального округа не вывозится.
В личных подсобных хозяйствах население содержит крупный и мелкий рогатый скот, свиней, птицу, кроликов.
На базе образовательных учреждений района функционируют три агрошколы (в селах Горки, Овгорт, Питляр), основная сфера деятельности которых - выращивание тепличных растений и цветов, овощеводство, сбор дикоросов, содержание сельскохозяйственных животных.
Растениеводством занимается МСП "Мужевское", а также население в личных подсобных хозяйствах.
Рыбный промысел ведут три предприятия МСП "Мужевское", ООО "СП "Горковское", АО "Горковский рыбозавод". В данной отрасли занято более 200 человек, в том числе по сезонным гражданско-правовым договорам.
Сеть предприятий торговли и общественного питания является основным источником удовлетворения потребностей жителей в товарах повседневного спроса. В условиях достаточно высокого уровня безработицы отрасль выполняет важную социальную функцию - обеспечивает рабочие места жителям муниципального округа.
По состоянию на 01.01.2023 года на территории района действуют 76 объектов торговли, которые зарегистрированы в установленном порядке.
Обеспеченность площадями торговых объектов составляет 422,9 кв. м на 1 тыс. человек населения и превышает суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадями стационарных торговых объектов по муниципальному округу, утвержденный Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в размере 367 кв. м на 1 тыс. человек населения, что значительно ниже показателя в целом установленного для Ямало-Ненецкого автономного округа 650 кв. м.
Территориально большая часть рынка услуг сконцентрирована в районном центре - с. Мужи, крайне низкая обеспеченность населения в других населенных пунктах, таких как Горки, Овгорт, Шурышкары, в более малых населенных пунктах рынок услуг отсутствует.
Население нуждается в развитии следующих сфер услуг: бытовые услуги (пошивочные, парикмахерские, ремонт цифровой и бытовой техники, ритуальные), услуги общественного питания, медицинские, образовательные, юридические, гостиничные, спортивные, в сфере развлечения и отдыха.
Демографическая ситуация и анализ численности населения
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих конкурентоспособность любой территориальной единицы, является наличие достаточного количества трудовых ресурсов, что, в свою очередь, зависит от демографической ситуации. Территория Шурышкарского района является исторической родиной для проживания КМНС, преобладающими по численности из которых являются ханты, ненцы (49,12%, 1,98% соответственно от общей численности населения). Численность народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности составляет 4857 человек. Из них ведут традиционный образ жизни (кочевой, полукочевой) 715 человек.
Также на территории муниципального округа проживает значительное число коми - 15,14% от общей численности населения (некоренной для округа национальности - этнографическая родина - Республика Коми). Коми сосредоточены, в основном, на территории с. Мужи (973 чел.).
Представители русской национальности проживают в основном в с. Мужи, с. Горки.
Динамика численности населения района по населенным пунктам представлена в таблице 2.
Таблица 2. Численность населения Шурышкарского района по населенным пунктам
Наименование населённого пункта |
Годы |
||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
с. Азовы |
301 |
296 |
287 |
312 |
324 |
290 |
288 |
д. Ильягорт (ликвидировано с 2022 г.) |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
д. Ишвары (ликвидировано с 2022 г.) |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
д. Карвожгорт |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
д. Пословы |
54 |
54 |
56 |
12 |
12 |
34 |
26 |
с. Горки |
1744 |
1708 |
1668 |
1681 |
1662 |
1641 |
1578 |
д. Хашгорт |
51 |
40 |
38 |
32 |
28 |
19 |
21 |
с. Лопхари |
472 |
458 |
453 |
433 |
434 |
446 |
439 |
д. Казым-Мыс |
38 |
38 |
38 |
51 |
51 |
46 |
38 |
д. Сангымгорт |
14 |
14 |
14 |
15 |
15 |
15 |
15 |
с. Мужи |
3709 |
3552 |
3581 |
3613 |
3712 |
3737 |
3787 |
д. Анжигорт |
22 |
34 |
10 |
24 |
22 |
21 |
20 |
д. Новый Киеват |
30 |
39 |
10 |
11 |
10 |
12 |
12 |
д. Ханты-Мужи |
9 |
10 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
с. Восяхово |
357 |
428 |
450 |
444 |
427 |
422 |
299 |
д. Усть-Войкары |
89 |
129 |
110 |
130 |
128 |
125 |
62 |
д. Вершина-Войкары |
25 |
32 |
14 |
32 |
32 |
31 |
14 |
с. Овгорт |
998 |
992 |
1000 |
1042 |
1013 |
1014 |
977 |
д. Евригорт |
15 |
16 |
15 |
14 |
14 |
14 |
14 |
д. Нымвожгорт |
27 |
23 |
20 |
19 |
15 |
15 |
16 |
с. Овалынгорт |
19 |
16 |
16 |
15 |
13 |
13 |
11 |
д. Тильтим |
19 |
19 |
14 |
12 |
12 |
12 |
9 |
д. Ямгорт |
241 |
236 |
238 |
241 |
230 |
230 |
237 |
с. Питляр |
475 |
459 |
460 |
470 |
478 |
486 |
470 |
с. Шурышкары |
748 |
762 |
751 |
761 |
775 |
760 |
744 |
д. Унсельгорт |
53 |
54 |
54 |
54 |
54 |
46 |
37 |
д. Лохпотгорт (ликвидировано с 2022 г.) |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
0 |
0 |
Всего по району |
9524 |
9423 |
9314 |
9435 |
9477 |
9436 |
9121 |
За период с 2017 по 2022 год численность населения сократилась на 88 человек и к началу 2022 года составила 9436 человек против 9524 человека на начало 2017 года. В процентном отношении численность населения за данный период сократилась на 0,92%.
За 2021 г. демографические показатели, связанные с естественным приростом населения, имеют значение 1,86 родившихся на 1000 чел. населения (средний показатель за 5 лет составил 1,86) при смертности 1,22 чел. на 1000 человек населения (средний - 1,02). Средний уровень рождаемости превышает средний уровень смертности на 16,4%.
Динамика миграционных потоков за анализируемый период показывала отрицательное направление.
Несмотря на положительный естественный прирост миграционный поток за последние 5 лет оказывал отрицательное влияние на численность населения Шурышкарского района.
Коэффициент миграционного прироста населения в 2021 году составил -1,02 чел. при среднем показателе за последние 5 лет -1,01 чел.
В целях сохранения накопленных потенциальных трудовых ресурсов появляется необходимость проведения мероприятий, направленных на снижение смертности населения в рабочих возрастах. Основная часть трудоспособного населения погибает под воздействием внешних факторов, поэтому устранение или уменьшение их влияния на человека может быть использовано как один из методов снижения смертности населения в целом.
В целом снижение смертности населения в настоящее время является одним из эффективных способов противостоять тенденциям депопуляции. Для этого необходимы меры, направленные на повышение уровня жизни населения, улучшение экологической обстановки, повышение доступности качественного здравоохранения. Для снижения заболеваемости - одного из основных факторов высокой смертности, необходима широкая пропаганда здорового образа жизни, направленная на изменение поведения населения в целях самосохранения.
1.2. Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры муниципального округа, сложившийся уровень обеспеченности населения округа услугами объектов социальной инфраструктуры
Образование
Образование муниципального округа Шурышкарский район включает в себя: дошкольное образование, начальное, основное и среднее общее образование, дополнительное образование.
Дошкольное образование
Таблица 3. Учреждения дошкольного образования муниципального округа Шурышкарский район
Местонахождение |
Наименование ДОУ |
Проектная мощность/ Количество мест |
Количество обучающихся |
Количество персонала/ педсостав |
Износ здания, % |
с. Азовы |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Азовская средняя образовательная школа "Образовательно-воспитательный центр" |
40/45 |
25 |
21/5 |
0 |
с. Горки |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Северяночка" |
80/120 |
114 |
45/15 |
15 |
с. Лопхари |
муниципальное общеобразовательное учреждение "Социокультурный центр" с. Лопхари |
40/55 |
39 |
28/8 |
0 |
с. Мужи |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Оленёнок" |
120/196 |
175 |
47/19 |
22 |
с. Мужи |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Аленушка" |
115/151 |
154 |
48/17 |
28 |
с. Мужи |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Буратино" |
50/83 |
98 |
36/12 |
62 |
с. Восяхово |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Восяховская средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" |
40/52 |
35 |
17/4 |
100 |
с. Овгорт * |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Теремок" |
60/87 |
74 |
34/10 |
29 |
д. Ямгорт |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Овгортская школа-интернат среднего общего образования" |
15 |
15 |
8/2 |
100 |
с. Питляр |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Питлярская средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" В 2021 г. было дополнительно построено модульное здание |
45/54
46 |
52 |
21/6 |
100
0 |
с. Шурышкары |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Шурышкарская средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" Дополнительное модульное здание |
87/115
35 |
105 |
43/14 |
100
0 |
*В "МБОУ "Овгортская школа-интернат среднего общего образования" еще есть подготовительная группа, в которую ходят 24 ребенка, мест 26, количество персонала 3 чел, из них 2 пед. работника. Находится группа непосредственно в здании школы.
Дошкольное образование в муниципальном округе обеспечивается в 8 населенных пунктах: селах Мужи, Горки, Шурышкары, Овгорт, Лопхари, Восяхово, Питляр, Азовы, деревне Ямгорт. В форме кочевого образования работает кочевой воспитатель в с. Восяхово и с. Шурышкары с выездом к местам кочевий. Услугу дошкольного образования предоставляют в 5 детских садах и в 6 дошкольных отделениях образовательных центров.
Ведется строительство дошкольного образовательного учреждения в с. Шурышкары на 120 мест.
В последние годы в муниципальном округе успешно реализовывалась политика по ликвидации очередности в детских садах.
Общее образование
Таблица 4. Общеобразовательные учреждения на территории муниципального округа Шурышкарский район
Местонахождение |
Название |
Количество мест |
Количество учащихся |
Количество персонала/ педсостав |
Подвоз детей/ н.п., ед. |
Износ здания, % |
с. Азовы |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Азовская средняя образовательная школа "Образовательно-воспитательный центр" |
192 |
59 |
51/19 |
- |
100 |
с. Горки |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Горковская средняя общеобразовательная школа" |
320 |
236 |
62/30 |
- |
0 |
с. Горки |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" |
192 |
43 |
65/29 |
- |
100 |
с. Лопхари |
муниципальное общеобразовательное учреждение "Социокультурный центр" с. Лопхари |
120 |
79 |
61/22 |
- |
47 |
с. Мужи |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Мужевская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Архангельского" |
700 |
720 |
106/60 |
- |
47 |
с. Восяхово |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Восяховская средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" |
95 |
80 |
79/31 |
- |
6 |
с. Овгорт |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Овгортская школа-интернат среднего общего образования" |
320 240 |
243 |
119/50 |
- |
0 |
с. Питляр |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Питлярская средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" Основное общее и среднее образование (5 -11 классы) Начальная школа |
192 40 |
55 46 |
66/24 |
- |
100 |
с. Шурышкары |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Шурышкарская средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" |
160 |
149 |
99/40 |
- |
26 |
На территории муниципального округа Шурышкарский район функционируют 9 школ, из них 5 школ являются малокомплектными.
Ведется строительство объекта "Центр допрофессиональной подготовки и дополнительного образования для детей и взрослых с интернатом на 60 мест, с. Горки Шурышкарского района".
С целью предоставления образования детям, чьи родители ведут кочевой образ жизни, при трех школах в селах Овгорт, Горки и Восяхово функционируют пришкольные интернаты. Численность воспитанников в интернатах на январь 2021 года составила 136 человек. Воспитанники интернатов обеспечиваются пятиразовым питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем за счет бюджетных средств.
Для всех категорий обучающихся, за счет средств бюджета, предусмотрено двухразовое питание в школах.
Дополнительное образование
Таблица 5. Учреждения дополнительного образования, расположенные на территории муниципального округа Шурышкарский район
Наименование учреждения, местонахождение |
Специализация |
Количество мест |
Количество учащихся |
Количество персонала/ педсостав |
Износ здания, % |
с. Мужи |
дополнительное образование |
н/д |
591 |
17/10 |
27 |
Дополнительное образование по общеразвивающим программам реализуется на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр воспитания и дополнительного образования с. Мужи Шурышкарского района" (МБУ ЦВиДО).
С целью охвата большего числа детей программами дополнительного образования в 2020 году на базе МБУ ЦВиДО начал работу мобильный технопарк "Стерх". Педагоги выезжают в поселки для реализации модулей программ "Виртуальная и дополненная реальность", "Управление беспилотными летательными аппаратами", "Робототехника".
Всего охвачено дополнительными общеразвивающими программами 1640 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. За счет бюджетных ассигнований посещают кружки и секции в общеобразовательных школах 968 человек. Одним из ключевых и перспективных направлений системы дополнительного образования остается поддержка и развитие одаренных детей. В районе сложился определенный подход к работе с такими детьми. Школьники имеют возможность продемонстрировать свои достижения не только на региональном, но и всероссийском уровне. Уже в течение нескольких лет осуществляется поддержка талантливой молодежи через выплату грантов Главы муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
Обеспечение доступа общеобразовательных организаций к сети "Интернет" составляет 100%. Постоянно развивающаяся IT - инфраструктура позволяет создать условия для активной самостоятельной работы учащихся, проектной и исследовательской деятельности, формирования ключевых компетенций, гибкой организации образовательного процесса, доступного и качественного образования.
В муниципальном округе 40% образовательных организаций доступны для детей с особенностями в развитии нижних конечностей опорно-двигательного аппарата (имеются пандусы, подъемники, специально оборудованные туалетные комнаты). Информационные терминалы для дублирования информации для людей с особенностями развития зрения и слуха установлены в 27% образовательных учреждениях. Все дети-инвалиды, включенные в образовательный процесс, принимают активное участие во внеурочных и общешкольных (внутрисадовых) мероприятиях.
С целью обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей с ограниченными возможностями, а также с целью адаптации их к жизни в обществе и организации содержательного досуга, в системе образования района создана сеть внеурочной занятости и дополнительного образования детей, представленная кружками и внеурочными занятиями различного направления. Большая часть детей-инвалидов, посещающих образовательные учреждения района, не имеет значительных ограничений жизнедеятельности для включения в образовательно-воспитательный процесс наряду с детьми, не имеющими ограничений.
Здравоохранение
В области здравоохранения на территории муниципального округа Шурышкарский район функционирует государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Мужевская центральная районная больница" (ГБУЗ ЯНАО "Мужевская ЦРБ").
Основным направлением деятельности ГБУЗ ЯНАО "Мужевская ЦРБ" является организация и осуществление первичной медико-санитарной, специализированной помощи населению муниципального округа. Учреждением оказывается медицинская (амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь, стационаро-замещающая помощь, стоматологическая помощь, скорая медицинская помощь) и фармацевтическая деятельности.
Система здравоохранения муниципального округа Шурышкарский район представлена:
1) больницами:
- Мужевская центральная районная больница;
- Горковская участковая больница;
2) врачебными амбулаториями:
- Овгортская участковая больница;
- Питлярская амбулатория;
- Шурышкарская амбулатория;
3) фельдшерско-акушерскими пунктами:
- Восяховский фельдшерско-акушерский пункт;
- Ямгортский фельдшерско-акушерский пункт;
- Азовский фельдшерско-акушерский пункт;
- Лопхаринский фельдшерско-акушерский пункт;
4) фельдшерским пунктом:
Казым-Мысовский фельдшерский пункт.
Характеристика и анализ обеспеченности населения Шурышкарского района объектами здравоохранения приведены в таблице 6.
Таблица 6. Перечень медицинских учреждений
Наименование учреждения |
Адрес |
Единица измерения |
Расчетная вместимость |
Фактическая вместимость |
Площадь объекта |
Состояние |
Стационар |
Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи, ул. Архангельского, 7а |
коек |
37 |
37 |
1569,6 м2 |
неудовлетворительное |
Бактериологическая лаборатория |
Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи, ул. Архангельского, 11 |
исследований |
215 |
215 |
87,3 м2 |
неудовлетворительное |
Административный корпус (дет. отделение, лаборатория) |
Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи, ул. Архангельского, 7 |
адм. - сотрудников; лаборатория - исследований; дет. отделение - коек. |
адм. - 20 сотрудников; лаборатория - 900 исследований; дет. отделение - 13 коек. |
адм. - 20 сотрудников; лаборатория - 900 исследований; дет. отделение - 13 коек. |
1044,2 м2 |
удовлетворительное |
Поликлиника |
Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи, ул. Комсомольская, 16 |
коек дневной стационар |
9 коек |
9 коек |
785,2 м2 |
удовлетворительное |
Амбулатория на 50 посещений |
Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи, ул. Комсомольская, 20 |
посещений |
200/200 посещений |
200/200 посещений |
1138,1 м2 |
неудовлетворительное |
Инфекционное отделение |
Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Мужи, ул. Архангельского, 9а |
коек |
5 коек |
5 коек |
216,1 м2 |
неудовлетворительное |
Горковская врачебная амбулатория |
629644, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Горки, ул. 8 Марта, 12 |
посещений |
52 посещений |
52 посещений |
855,7 м2 |
неудовлетворительное |
Овгортская врачебная амбулатория |
629643, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Овгорт, ул. Советская, д. 21 |
посещений |
29 посещений |
29 посещений |
298,4 м2 |
удовлетворительное |
Питлярская врачебная амбулатория |
629647, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Питляр, ул. Совхозная, 2 |
посещений |
12 посещений |
12 посещений |
142,7 м2 |
удовлетворительное |
Шурышкарская врачебная амбулатория |
629650, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Шурышкары, ул. Молодежная, 14 |
посещений |
28 посещений |
28 посещений |
1289,7 м2 |
неудовлетворительное |
Восяховский фельдшерско-акушерский пункт |
629648, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Восяхово, ул. Береговая, 9а |
посещений |
19 посещений |
19 посещений |
129,1 м2 |
удовлетворительное |
Азовский фельдшерско-акушерский пункт |
629651, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Азовы, ул. Школьная, 1 |
посещений |
13 посещений |
13 посещений |
121,9 м2 |
неудовлетворительное |
Лопхаринский фельдшерско-акушерский пункт |
629640, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Лопхари, ул. Школьная, 6 |
посещений |
20 посещений |
20 посещений |
118,7 м2 |
удовлетворительное |
Ямгортский фельдшерско-акушерский пункт |
629643, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, д. Ямгорт, ул. Кедровая, 15 |
посещений |
5 посещений |
5 посещений |
259,7 м2 |
удовлетворительное |
Казым - Мысовский фельдшерский пункт |
629645, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, д. Казым-Мыс, ул. Набережная, 4 |
посещения |
2 посещения |
2 посещения |
43,7 м2 |
удовлетворительное |
В сфере здравоохранения основной проблемой является ветхое состояние помещений, в которых оказывается медицинская помощь, лечебные учреждения находятся в старых приспособленных помещениях.
В настоящее время ведется проектирование современного больничного комплекса на 65 койко-мест в с. Мужи и инфекционного корпуса.
Кроме того, осуществляется строительство мобильного (инвентарного) здания "Шурышкарская врачебная амбулатория на 50 посещений" в с. Шурышкары, и модульного объекта "Участковая больница в с. Горки Шурышкарского района".
Остается нерешенной проблема дефицита врачебных кадров и нехватка жилья для медицинских работников. Одним из приоритетов в развитии здравоохранения является привлечение квалифицированных врачебных кадров.
Реализацию приоритетных направлений и задач в сфере здравоохранения планируется осуществлять посредством мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования Ямало-Ненецкого автономного округа:
- укрепление потенциала системы здравоохранения;
- привлечение квалифицированных врачебных кадров;
- расширение доступности сети объектов здравоохранения для всех слоев населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение доступности медицинской помощи для всех жителей региона (охват удаленных населенных пунктов);
- улучшение материально-технического состояния учреждений здравоохранения.
Культура
Уровень качества жизни определяется также доступностью населения к культурным ценностям, наличием возможностей для культурного досуга, занятий творчеством и спортом.
В последние годы большой интерес общества обращён к истокам традиционной народной культуры и любительскому искусству как фактору сохранения единого культурного пространства в многонациональном районе. Учреждения культурно-досугового типа удовлетворяют широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствуют полноценной реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.
В целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и право граждан на участие в культурной жизни, созданы условия для обеспечения услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
Таблица 7. Перечень действующих объектов культурно-досугового назначения
Культурно-досуговые учреждения |
Местонахождение |
Вместимость, мест |
Износ здания, % |
Здание мобильное "Быстровозводимое культурно-досуговое учреждение модульного типа" |
с. Овгорт ул. Советская д N 35 |
120 |
27,5 |
Сельский дом культуры |
с. Лопхари, ул. Советская N 8 |
100 |
50,8 |
Часть здания помещения по N 1,2,5 |
д. Усть-Войкары, ул. Набережная N 17 |
30 |
47,8 |
Здание СДК |
с. Шурышкары, ул. Центральная, дом 13а |
120 |
51,9 |
Здание СДК |
с. Азовы, ул. Школьная, дом N 8 |
100 |
51,9 |
Помещение, назначение нежилое (N 41,43)" общей площадью 31,0 кв. м. |
с. Мужи, ул. Ленина д7 |
6 |
55,6 |
Модульный дом культуры |
с. Мужи, ул. Комсомольская, дом N 13 |
200 |
12,5 |
Культурно-досуговый центр |
д. Ямгорт, ул. Мира д. 2а, |
50 |
50,8 |
Здание СДК |
д. Казым-Мыс, ул. Набережная, дом N 4 |
50 |
17,1 |
"Сельский клуб с. Восяхово" |
с. Восяхово, ул. Советское д17А |
100 |
100 |
"Сельский Дом культуры с. Горки" |
с. Горки, ул. Заводская д. 16 |
120 |
100 |
"Сельский клуб с. Питляр" |
с. Питляр, ул. Советская д. 19 |
100 |
100 |
Централизованная клубная система объединяет Центр досуга и народного творчества в с. Мужи, являющийся головным филиалом, три сельских дома культуры в крупных селах и семь сельских клубов в небольших населенных пунктах района.
В целях повышения доступности к культурным ценностям и повышения качества жизни населения, проживающего в малых населенных пунктах, сотрудниками филиалов Шурышкарской клубной системы ежегодно осуществляются выездные мероприятия в малые населенные пункты муниципального округа.
С 2020 открыт кинозал "Север" в рамках национального проекта "Культура" на базе Центра досуга и народного творчества с. Мужи.
В состав Шурышкарского районного музейного комплекса входят Шурышкарский районный музей - головной музей учреждения, Овгортский краеведческий музей им. Е. И. Тыликовой, Природно-этнографический парк-музей "Живун", Дом-музей "Коми-изба".
Библиотечное обслуживание граждан осуществляет централизованная библиотечная система. Общедоступные библиотеки являются востребованным социальным институтом, их услугами пользуются 64,4% жителей района (6,1 тыс. читателей). Совокупный библиотечный фонд составляет 57,9 тыс. экземпляров.
Таблица 8. Перечень действующих библиотек на территории муниципального округа Шурышкарский район
Местонахождение |
Вместимость, читательских мест |
Фонд, тыс. экз. |
Износ здания, % |
Азовская сельская библиотека-филиал N 1 629651 с. Азовы, ул. Школьная, 8 |
10 |
4,685 |
- |
Восяховская сельская библиотека-филиал N 2 629648 с. Восяхово, ул. Советская 17А |
10 |
4,618 |
- |
Горковская сельская библиотека-филиал N 3 629644 с. Горки, ул. Заводская 24 |
20 |
8,113 |
100 |
Лопхаринская сельская библиотека-филиал N 4 629645 с. Лопхари, ул. Советская 8 |
10 |
4,871 |
- |
Овгортская сельская библиотека-филиал N 5 629643 с. Овгорт, ул. Кооперативная 29 |
10 |
7,273 |
- |
Питлярская сельская библиотека-филиал N 6 629647 с. Питляр, ул. Советская 18 |
10 |
4,573 |
100 |
Шурышкарская сельская библиотека-филиал N 7 629650 с. Шурышкары, ул. Центральная 13А |
10 |
7,368 |
- |
Ямгортская сельская библиотека-филиал N 8 629652 д. Ямгорт, ул. Мира д. 1 |
10 |
2,630 |
- |
Центральная районная библиотека им. И.Г. Истомина, с. Мужи, ул. 50 лет Октября, 2 |
20 |
7,409 |
40,28 |
Детская районная библиотека с. Мужи, ул. 50 лет Октября, 2 |
20 |
5,730 |
40,28 |
Итого |
57,270 |
|
Ежегодно библиотеки расширяют спектр оказываемых услуг, внедряют новые формы информационно-библиографического обслуживания населения. Среди существенных особенностей современной информационной библиотеки - формирование виртуального пространства (виртуальное сотрудничество, виртуальные коллективы и сообщества и т.д.), создание и развитие цифровой инфраструктуры (электронные библиотеки, издательства, журналы, архивы), развитие облачных технологий, широкое использование мобильных устройств и приложений. Современные тенденции связаны, в первую очередь, с изменениями в способах публикации, системе распространения информации.
Растет количество официальных удаленных пользователей библиотек через сеть Интернет, в том числе в электронном библиотечном ресурсе. В отделах обслуживания на безвозмездной основе предоставляется доступ читателям к информационно-образовательным ресурсам, правовым системам и ресурсам сети Интернет. Учреждение имеет официальный веб-сайт, группы в социальных сетях. Помимо традиционной библиотечной деятельности библиотека осуществляет проведение информационно-досуговых, культурно-образовательных проектов, мероприятий и акций.
Предоставление дополнительного образования детям осуществляется Шурышкарской районной детской школой искусств. Предметом основной деятельности учреждения является реализация образовательных программ (предпрофессиональных и общеразвивающих) инструментального исполнительства, хорового пения, хореографии и декоративно-прикладного творчества. Общее количество обучающихся в сравнении с 2016 годом выросло на 17,7% и составило 239 человек. Значительное увеличение количества лауреатов и дипломантов конкурсов различных уровней (на 103,7%) связано с развитием дистанционного конкурсного движения.
Таблица 9. Учреждения дополнительного образования в сфере искусства муниципального округа Шурышкарский район
Наименование учреждения, местонахождение |
Специализация |
Количество мест |
Количество учащихся |
Количество персонала/ педсостав |
Износ здания, % |
с. Горки |
филиал МБОУДО "ШРДШИ" "ДШИ с. Горки" |
18 |
59 |
2/3+1 совместитель |
25% |
с. Мужи |
МБОУДО "ШРДШИ" |
60 |
180 |
6/11+1 совместитель |
33,25% |
Муниципальные учреждения культуры испытывают дефицит в квалифицированных кадрах, особенно в отдаленных населенных пунктах района, наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим профильным образованием.
Основные цели и задачи в области развития культуры являются:
- сохранение историко-культурного наследия Шурышкарского района;
- сохранение традиционного художественного творчества, национальных культур, развитие профессионального искусства и культурно-досуговой деятельности;
- обеспечение доступности информационных ресурсов жителей через библиотечное обслуживание;
- привлечение квалифицированных кадров;
- совершенствование музейного дела и обеспечение доступности музейных фондов.
Реализация приоритетных направлений и задач в сфере культуры и искусства поможет решить ряд выявленных при анализе сложившейся ситуации проблем:
- повысить посещаемость жителями Шурышкарского района учреждений культуры и искусства;
- исключить разрушение зданий объектов культурного наследия и архивных фондов за счет своевременного проведения ремонтно-реставрационных работ;
- повысить качество услуг за счет улучшения материально-технической базы учреждений (реконструкция помещений, находящихся в аварийном состоянии; оснащение современной техникой и оборудованием).
Сфера молодежной политики
На территории района реализуются эффективные модели и формы вовлечения детей и учащейся молодежи в трудовую деятельность. Сформирована система проведения районных молодежных массовых мероприятий, ежегодно в районе проводится Форум молодёжи Шурышкарского района "Наше время!".
Приоритетными направлениями деятельности остаются:
- временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, проведение мероприятий по профориентации молодёжи, организация малозатратных форм отдыха для детей и молодёжи в летний период;
- создание условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление детей.
Ежегодно за счет средств местного, окружного и федерального бюджетов организованными видами отдыха и оздоровления охватывается более 200 детей.
С целью решения актуальных проблем молодежи, стимулирования их гражданской позиции, поддержания общественных инициатив и развития молодежной политики в целом в муниципальном округе создан Молодежный совет при Главе муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа. Деятельность Молодёжного совета обеспечивает всестороннее и оперативное взаимодействие органов местного самоуправления муниципального округа с молодёжью, в рамках реализации молодёжной политики, привлечение молодых граждан к решению социально-экономических, общественно-политических вопросов муниципального округа.
Особое внимание уделяется организации патриотического воспитания молодежи. Ежегодно организуются памятные мероприятия, посвященные Великой Отечественные войне, также проводятся мероприятия в рамках Всероссийских патриотических акций, флешмобы, конкурсы.
Современным трендом в сфере молодёжной политики является развитие добровольчества, на базе районного молодежного центра действует 18 общественных объединений - более 500 человек, которые координирует районный штаб волонтеров.
Волонтеры реализуют свои проекты, развиваются в различных направлениях, самые яркие примеры - добровольцы ВОД "Волонтеры Медики", "Волонтеры Победы", волонтеры-экологи, волонтеры - выборов, волонтеры - культуры, и самое молодое направление, которое наиболее востребовано на сегодняшний день - это добровольцы Всероссийской акции взаимопомощи "Мы вместе".
Физическая культура и спорт
Основными направлениями в области физической культуры и массового спорта являются привлечение жителей Шурышкарского района к занятиям физической культурой и спортом, развитие детско-юношеского спорта, пропаганда здорового образа жизни, военно-патриотическое воспитание молодёжи и подростков.
В настоящее время действуют спортивные сооружения, представленные ниже.
Таблица 10. Количество и площадь спортивных залов и плавательных бассейнов (включая школьные)
Наименование объекта и адрес |
Количество объектов |
Площадь объекта, м2 (пола, зеркала воды) |
Износ здания, % |
МБДОУ "Детский сад "Аленушка" |
1 |
109,7 |
34% |
МБДОУ "Детский сад "Олененок" |
1 |
75,3 |
24,7% |
МБДОУ "Детский сад "Северяночка" |
1 |
79,8 |
20% |
МБОУ "Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского |
2 |
144,9 268,1 |
53,5% |
МБОУ "Азовская СОШ "ОЦ" |
1 |
155,2 |
0 |
МБОУ "Питлярская СОШ "ОЦ" |
1 |
354,1 |
40% |
МБОУ "Шурышкарская СОШ "ОЦ" |
1 |
1040,79 |
33% |
МБОУ "Восяховская СОШ "ОЦ" |
1 |
182,9 |
6,44% |
МБОУ "Овгортская школа-интернат" |
1 |
566,4 |
0 |
МБОУ "Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" |
1 |
181,24 |
100% |
СОК "Олимп", с. Мужи, ул. Уральская 16 |
1 |
814 |
0 |
"Холодный крытый хоккейный корт с отапливаемыми вспомогательными помещениями в с. Мужи, ЯНАО" Адрес: ул. Уральская 33а |
1 |
2 550,9 |
35,26% |
Физкультурно-оздоровительный комплекс "Лидер" с. Лопхари, ул. Советская д. 27 |
1 |
153,3 |
54,5% |
Физкультурно-оздоровительный комплекс "Кедровый" с. Горки, ул. Школьная д. 9 б |
1 |
308,1 |
|
Лыжная база с. Горки ул. Рабочая д. 29 |
1 |
105 |
0 |
Лыжная база с. Овгорт ул. Строителей д. 10 |
|
132 |
0 |
Таблица 11. Количество и площадь плоскостных спортивных сооружений (включая школьные)
Наименование объекта и адрес |
Количество объектов |
Площадь объекта м2 |
Износ объекта, % |
МБОУ "Восяховская СОШ "ОЦ" |
1 |
5739,6 |
6,44% |
Приоритеты по достижению целевых показателей на период до 2035 года сформированы с учётом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах федерального уровня:
- Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 16611 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";
- постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р "Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года".
Сохранение и развитие существующей системы физической культуры и спорта, расширение круга занимающихся физической культурой, повышение качества спортивной подготовки и безопасности занятий требуют реализации комплексного подхода к развитию физической культуры и спорта в муниципальном округе.
Приоритетными направлениями развития физической культуры и спорта являются:
- развитие учреждений физкультурно-спортивной направленности;
- привлечение частных инвесторов к поддержке спортивных школ и команд;
- развитие молодёжного и детско-юношеского спорта;
- выявление и поддержка деятельности организаций, осуществляющих инновационные проекты и программы по вовлечению детей, в том числе дошкольного возраста, подростков и молодёжи в систему физического воспитания;
- развитие физкультурно-оздоровительной деятельности среди взрослого населения;
- создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий пожилых людей;
- содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения занятию новыми видами спорта, национальными видами спорта;
- стимулирование работодателей к созданию условий для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников;
- реабилитация и абилитация инвалидов посредством физической культуры и спорта;
- создание условий для роста спортивных достижений;
- развитие медицинского обеспечения физической культуры и спорта;
- укрепление и развитие материально-технической базы, приведение материально-технической базы и инфраструктуры в соответствие с задачами развития массового спорта;
- совершенствование кадрового обеспечения в сфере физической культуры и спорта, в том числе через повышение квалификации специалистов, создание благоприятных условий для работы молодых специалистов в сфере физической культуры и спорта;
- пропаганда ценностей физической культуры и спорта и популяризация здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту жительства, в том числе через поддержку проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации, через поддержку общественных организаций физкультурно-спортивной направленности и федераций по видам спорта.
Сохранение и развитие существующей системы физической культуры и спорта, расширение круга занимающихся физической культурой, повышение качества спортивной подготовки и безопасности занятий требуют реализации комплексного подхода к развитию физической культуры и спорта в Шурышкарском районе.
1.3. Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры (в соответствии с прогнозом изменения численности и половозрастного состава населения) с учетом объема планируемого жилищного строительства в соответствии с выданными разрешениями на строительство и прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры
Демографический прогноз
Актуальной задачей демографической политики органов местного самоуправления муниципального округа Шурышкарский район является увеличение численности населения территории за счёт повышения рождаемости, снижения смертности, увеличения средней продолжительности жизни, а также за счёт развития рынка труда на основе баланса интересов работодателей и работников, максимального обеспечения занятости трудоспособного населения, привлечения квалифицированных кадров на территорию Шурышкарского района.
Прогноз численности населения был выполнен в несколько этапов. Первоначально анализ действующих документов территориального планирования всех уровней, а именно прогнозируемых в них показателей естественного и миграционного прироста и ожидаемой при этом численности постоянного населения (темпа роста), позволил в целом представить, как изменится демографическая ситуация в районе на прогнозный период времени (до 2035 г.).
Вторым этапом произведён анализ действующих документов стратегического социально-экономического планирования, в которых были рассмотрены аналогичные прогнозируемые показатели, а также основные ориентиры развития экономики и всех инфраструктур.
При прогнозировании численности населения во внимание были приняты Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2035 года и СТП Ямало-Ненецкого автономного округа.
Таблица 12. Прогноз численности населения по населенным пунктам муниципального округа Шурышкарский район на 2035 г.
Численность населения |
Расчётный срок (2035 г.) |
|
чел. |
% |
|
с. Азовы |
270 |
2,97 |
д. Карвожгорт |
5 |
0,05 |
с. Горки |
1600 |
17,57 |
д. Хашгорт |
16 |
0,18 |
с. Лопхари |
410 |
4,50 |
д. Казым-Мыс |
40 |
0,44 |
д. Сангымгорт |
11 |
0,12 |
с. Мужи |
3700 |
40,65 |
д. Анжигорт |
18 |
0,20 |
д. Новый Киеват |
10 |
0,11 |
д. Ханты-Мужи |
4 |
0,04 |
с. Восяхово |
408 |
4,38 |
д. Усть-Войкары |
110 |
1,21 |
д. Вершина-Войкары |
25 |
0,27 |
с. Овгорт |
990 |
10,68 |
д. Евригорт |
11 |
0,12 |
д. Нымвожгорт |
12 |
0,13 |
с. Овалынгорт |
10 |
0,11 |
д. Тильтим |
10 |
0,11 |
д. Ямгорт |
208 |
2,28 |
с. Питляр |
460 |
5,05 |
с. Шурышкары |
730 |
8,02 |
д. Унсельгорт |
42 |
0,47 |
д. Пословы |
34 |
0,34 |
Всего по району |
9134 |
100 |
В Шурышкарском районе существует необходимость создания дополнительных рабочих мест посредством новых производств, ориентированных на продовольственное обеспечение населения, жилищное и иное строительство, благоустройство дорог, а также общественных и придомовых территорий, организацию детского и взрослого досуга, развитие народных промыслов и творчества.
Жилищная сфера
Проектное решение предусматривает размещение нового строительства на свободной от застройки территории, на территориях, освобождаемых в результате сноса ветхого жилищного фонда, на землях, примыкающих к современной застройке.
Требуется сформировать систему обслуживания, которая бы позволила обеспечить человека всем необходимым, но в разумных, экономически оправданных пределах по радиусу доступности и ассортименту услуг.
Это возможно лишь на основе разноуровневой системы культурно-бытового обслуживания, которая позволяет в соответствии с проектной системой расселения, основанной на иерархической соподчинённости опорных центров, создавать экономически целесообразную социальную инфраструктуру.
При расчёте необходимых объёмов нового жилищного строительства на период до 2035 года также принимались во внимание предложения разработанной Минрегионом "Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан". Основными целевыми показателями реализации стратегии являются:
- достижение ежегодного ввода жилья в объёме 1 кв. м на душу населения;
- достижение средней обеспеченности жильём около 36 кв. м общей площади жилья на 1 человека, в том числе по сельской местности 25-26 м2/чел.;
- доведение ввода малоэтажного жилья в среднем до 60% от общих объёмов ввода жилья по стране.
Для перспективного жилищного строительства планируется использовать:
- отдельные свободные участки в сложившейся жилой застройке;
- незастроенные территории, прилегающие к существующей жилой застройке;
- не эксплуатируемые земли сельскохозяйственного использования.
С учётом текущей обеспеченности жильём (22,6 м2 на человека) и перспективным демографическим показателям населения Шурышкарского района (9134 человека к 2035 году), принята средняя по муниципальному округу обеспеченность на расчётный срок в объёме 26 м2, в т.ч. на первую очередь - 24 м2 на человека, общий объём жилищного фонда должен составить не менее 237,48 тыс. м2 общей площади жилых помещений. Существующая жилая застройка будет сохранена исходя из технического состояния жилищного фонда.
1.4. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и р
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.