1. В соответствии с Законом Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (далее - основные направления долговой политики).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой долговой политики на территории Ставропольского края при формировании местных бюджетов на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов учитывать основные направления долговой политики.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.A.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Ставропольского края
4 августа 2024 г. N 633-рп
Основные направления
долговой политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (далее - долговая политика) разработаны в соответствии со статьей 107 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов консолидированного бюджета Ставропольского края и сокращению государственного долга Ставропольского края на 2023-2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 марта 2023 г. N 145-рп, и государственной программой Ставропольского края "Управление финансами", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2023 г. N 768-п.
Долговая политика направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) путем сохранения объема государственного долга Ставропольского края (далее - государственный долг) на безопасном уровне и минимизации стоимости обслуживания государственного долга.
II. Реализация долговой политики по итогам 2021-2023 годов и анализ текущего состояния государственного долга
Государственный долг по состоянию на 01 января 2021 года составлял 36 487,4 млн. рублей или 59,2 процента к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год.
За период 2021-2023 годов государственный долг сократился на 9 568,1 млн. рублей и составил на 01 января 2024 года 26 919,3 млн. рублей или 23,5 процента к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год.
Объем и структура государственного долга в 2021-2024 годах приведены в таблице.
Таблица
Объем и структура государственного долга в 2021-2024 годах
N п/п |
Наименование показателя |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
сумма (млн. рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
сумма (млн. рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
сумма (млн. рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
сумма (млн. рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
||
1. |
Кредиты кредитных организаций |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
2 566,1 |
8,4 |
2. |
Государственные облигации Ставропольского края |
9 400,0 |
32,5 |
8 200,0 |
27,6 |
5 250,0 |
19,5 |
3 500,0 |
11,5 |
3. |
Кредиты из федерального бюджета |
19 078,0 |
66,0 |
21 260,6 |
71,6 |
21 669,3 |
80,5 |
24 424,7 |
80,1 |
4. |
Государственные гарантии Ставропольского края |
419,6 |
1,5 |
244,6 |
0,8 |
0,0 |
|
0,0 |
0,0 |
|
Всего |
28 897,6 |
100,0 |
29 705,2 |
100,0 |
26 919,3 |
100,0 |
30 490,8 |
100,0 |
В 2021 году Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029) проведена реструктуризация обязательств Ставропольского края по бюджетному кредиту, предоставленному из федерального бюджета в декабре 2020 года на срок до 01 июля 2021 года для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете краевого бюджета, с 2021 года по 2029 год в объеме 5 000,0 млн. рублей под 0,1 процента годовых.
В 2022 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 г. N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 г. N 815) Ставропольскому краю из федерального бюджета предоставлен долгосрочный бюджетный кредит в объеме 2 182,6 млн. рублей со сроком погашения в 2028 году под 0,1 процента годовых, средства которого направлены на погашение облигаций Ставропольского края со сроками погашения в 2022 году в объеме 1 200,0 млн. рублей и долговых обязательств муниципальных образований Ставропольского края по кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, со сроками погашения в 2022 году в объеме 982,6 млн. рублей (далее - рыночные заимствования).
В 2023 году в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190) и от 31 марта 2023 г. N 525 "Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12 1 Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" (далее соответственно - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 525, специальный казначейский кредит) Ставропольскому краю из федерального бюджета предоставлены долгосрочные бюджетные кредиты в объеме 1 362,8 млн. рублей со сроком погашения до 2038 года под 3,0 процента годовых.
По итогам 2021-2023 годов Ставропольским краем все условия реструктуризации обязательств Ставропольского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531) и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029, выполнены.
Особое внимание в 2021-2023 годах уделено минимизации расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга. Для этого проведены следующие мероприятия:
привлечены временно свободные средства государственных бюджетных учреждений Ставропольского края и государственных автономных учреждений Ставропольского края;
в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 г. N 815 за счет средств бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета под 0,1 процента годовых сроком на 6 лет, проведено замещение рыночных заимствований;
в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 проведена реструктуризация обязательств Ставропольского края по бюджетному кредиту, предоставленному из федерального бюджета в декабре 2020 года на срок до 01 июля 2021 года для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете краевого бюджета, с 2021 года по 2029 год в объеме 5 000,0 млн. рублей под 0,1 процента годовых.
Проведенные в 2021-2023 годах мероприятия позволили высвободить и направить на финансирование социально значимых расходов средства краевого бюджета в сумме 1 215,8 млн. рублей.
В 2021-2023 годах ввиду отсутствия в составе государственного долга кредитов кредитных организаций привлечение кредитов кредитных организаций на исполнение действующих долговых обязательств не осуществлялось.
В 2023 году Ставропольский край отнесен Министерством финансов Российской Федерации к числу заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Уровень кредитного рейтинга, присвоенный Ставропольскому краю в 2022 году по национальной рейтинговой шкале на уровне ruA+ (стабильный), по итогам 2023 года сохранен на прежнем уровне.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и Бюджетный кодекс Российской Федерации;
рост расходных обязательств Ставропольского края вследствие принятия решений о реализации задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
необходимость ежегодной индексации заработной платы работников бюджетной сферы и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
выполнение условий реструктуризации обязательств Ставропольского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029;
привлечение Ставропольским краем в 2025 году из федерального бюджета бюджетного кредита в сумме 4 756,4 млн. рублей под 3,0 процента годовых на срок до 2040 года в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190.
IV. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
сохранение объема государственного долга на безопасном уровне;
минимизация расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга.
Задачами долговой политики являются:
обеспечение размера дефицита краевого бюджета в 2025-2027 годах на уровне не более 10,0 процента от суммы доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений в соответствующем году (значение может быть превышено на сумму изменения остатков средств краевого бюджета, которые в рамках разработки проекта изменений в закон Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации);
обеспечение доли объема государственного долга в объеме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не более 44,0 процента по состоянию на 01 января 2028 года с учетом возможности превышения данного показателя в соответствии с абзацами двенадцатым, тринадцатым и тридцать восьмым - сорок третьим пункта 10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531;
обеспечение доли объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ставропольского края и кредитам, полученным Ставропольским краем от кредитных организаций, в объеме доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не более 37,0 процента по состоянию на 01 января 2028 года с учетом возможности превышения данного показателя в соответствии с абзацами двенадцатым, тринадцатым и тридцать восьмым - сорок третьим пункта 10 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531.
Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляются путем выполнения следующих мероприятий:
проведение мероприятий, направленных на рост доходной части и оптимизацию расходной части краевого бюджета;
осуществление мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств краевого бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и уменьшения объема заимствований при исполнении краевого бюджета;
осуществление мероприятий по увеличению остатков средств на едином счете краевого бюджета с целью их дальнейшего использования при управлении остатками средств на едином казначейском счете;
направление остатков средств на едином счете краевого бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое значение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении краевого бюджета на сокращение дефицита краевого бюджета в целях снижения объема государственного долга;
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете краевого бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
привлечение временно свободных средств государственных бюджетных учреждений Ставропольского края и государственных автономных учреждений Ставропольского края в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
максимально возможное сокращение доли рыночных заимствований в структуре государственного долга;
рефинансирование долговых обязательств в целях снижения процентных ставок за пользование заемными средствами;
перечисление муниципальным образованиям Ставропольского края целевых межбюджетных трансфертов в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты.
V. Инструменты реализации долговой политики
Инструментами реализации долговой политики являются:
кредиты кредитных организаций;
бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
государственные гарантии Ставропольского края;
государственные облигации Ставропольского края.
VI. Основные риски, связанные с реализацией долговой политики
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств;
риск роста процентных ставок.
Риск рефинансирования долговых обязательств означает невозможность осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств.
Снижение риска рефинансирования долговых обязательств обеспечивается:
проведением реструктуризации обязательств Ставропольского края по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета в 2015-2017 годах и 2020 году на срок с 2017 года по 2029 год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 (проведение реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета позволит сократить годовые объемы погашений долговых обязательств и исключить необходимость их рефинансирования);
предоставлением Ставропольскому краю в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 г. N 815 из федерального бюджета долгосрочного бюджетного кредита в объеме 2 182,6 млн. рублей на срок до 2028 года под 0,1 процента годовых для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям (предоставление бюджетного кредита из федерального бюджета позволит сократить объемы рыночных заимствований и стоимость их обслуживания);
использованием инструментов долгосрочных заимствований в форме кредитов кредитных организаций и выпуска государственных облигаций Ставропольского края.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований влечет возникновение дополнительных расходов краевого бюджета, связанных с обслуживанием государственного долга. Снижение данного риска возможно за счет маневрирования различными инструментами заимствований, сроками их использования или за счет перераспределения средств краевого бюджета в пользу расходов по обслуживанию государственного долга за счет иных расходных обязательств в пределах расходов, утвержденных законом Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 14 августа 2024 г. N 633-рп "Об утверждении основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов"
Вступает в силу с 14 августа 2024 г.
Опубликование:
- на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края (www.stavregion.ru) 16 августа 2024 г.