Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены
постановлением
Правительства
Ямало-Ненецкого
автономного округа
от 15 августа 2024 года N 448-П
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие строительного комплекса и жилищной сферы"
1. Пункт 30 таблицы 1 структуры государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа изложить в следующей редакции:
"30 |
Показатель 1. Количество семей, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий, по всем категориям граждан |
семей |
3538 |
3700 |
6300 |
7491". |
2. Пункт 5 таблицы приложения N 1 изложить в следующей редакции:
"5 |
Комплекс процессных мероприятий 2 "Реализация комплекса мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе". Ответственный исполнитель: ДСиЖП ЯНАО |
мероприятие 2.1. Субсидия некоммерческой организации "Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа" на уставную деятельность в виде добровольного имущественного взноса. Целью предоставления из окружного бюджета субсидии некоммерческой организации "Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ФЖС ЯНАО) является финансирование расходов и возмещение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности ФЖС ЯНАО, направленных на реализацию мероприятий про граммы деятельности ФЖС ЯНАО, обеспечивающих достижение показателей Государственной программы. Порядок предоставления субсидии ФЖС ЯНАО в виде добровольного имущественного взноса автономного округа утверждается нормативным правовым актом автономного округа |
к концу второго этапа реализации мероприятия будет достигнут результат: использование средств субсидии на финансирование расходов и возмещение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности ФЖС ЯНАО, в размере 100%. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: использование средств субсидии на финансирование расходов и возмещение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности ФЖС ЯНАО, в размере 100% |
мероприятие 2.2. Субсидия некоммерческой организации "Фонд жилищного строительства Ямало - Ненецкого автономного округа" на оказание содействия в формировании жилищного фонда автономного округа, муниципального жилищного фонда и арендного жилищного фонда в автономном округе. Направления использования субсидии ФЖС ЯНАО на оказание содействия в формировании жилищного фонда ЯНАО, муниципального жилищного фонда и арендного жилищного фонда в автономном округе, порядок определения потребности в жилых помещениях, использования жилых помещений и изменения их целевого назначения установлены в приложении N 4 к Государственной программе. Порядок предоставления субсидии ФЖС ЯНАО на оказание содействия в формировании жилищного фонда автономного округа, муниципального жилищного фонда и арендного жилищного фонда в автономном округе утверждается нормативным правовым актом автономного округа |
к концу 2025 года будут достигнуты следующие результаты: приобретено (построено) жилых помещений в целях передачи в собственность автономного округа и муниципальную собственность не менее 500 тыс. кв. метров. Площадь расселенного аварийного жилищного фонда к концу 2025 года составит не менее 400 тыс. кв. метров. К концу второго этапа реализации мероприятия будет достигнут результат: обеспечен ввод арендного жилья на территории автономного округа 23,4 тыс. кв. метров. К концу 2026 года будут достигнуты следующие результаты: приобретено (построено) жилых помещений в целях передачи в собственность автономного округа и муниципальную собственность не менее 640 тыс. кв. метров. Площадь расселенного аварийного жилищного фонда к концу 2025 года составит не менее 570 тыс. кв. метров |
||
мероприятие 2.3. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений. Реализация мероприятия осуществляется на условиях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидии из федерального бюджета |
к концу 2025 года будет достигнут следующий результат: оказана государственная поддержка в обеспечении жильем 16 детям-сиротам, в т. ч. 2022 г. - 4 чел.; 2023 г. - 4 чел.; 2024 г. - 4 чел.; 2025 г. - 4 чел. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: 3 чел. |
||
мероприятие 2.4. Предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. Реализация мероприятия осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета. Субсидии на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья предоставляются в рамках ведомственной целевой про граммы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи собственных (заемных) средств, необходимых для оплаты части стоимости строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала. При рождении (усыновлении) одного ребенка в течение срока действия свидетельств, выданных молодым семьям, предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств окружного бюджета в размере 5% расчетной (средней) стоимости жилья. Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья утверждается нормативным правовым актом Российской Федерации и автономного округа |
к концу 2025 года будет достигнут следующий результат: оказана государственная поддержка в обеспечении жильем 41 семье, в т. ч. 2022 г. - 11 семей; 2023 г. - 10 семей; 2024 г. - 10 семей; 2025 г. - 10 семей. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: 10 семей |
||
мероприятие 2.5. Предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья ветеранам, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий за счет субвенций из федерального бюджета в рамках Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Мероприятия являются полномочиями Российской Федерации, переданными на реализацию регионам. Обеспечение жильем граждан указанных категорий осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в окружной бюджет в виде субвенций. Порядок реализации мероприятия утверждается нормативными правовыми актами автономного округа |
к концу 2025 года будет достигнут результат: оказана государственная поддержка в обеспечении жильем 30 семьям, в т.ч. 2022 г. - 11 семей; 2023 г. - 9 семей; 2024 г. - 5 семей; 2025 г. - 5 семей. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: 6 семей |
||
мероприятие 2.6. Предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета в рамках Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Мероприятия являются полномочиями Российской Федерации, переданными на реализацию регионам. Обеспечение жильем граждан указанных категорий осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в окружной бюджет в виде субвенций. Порядок реализации мероприятия утверждается нормативными правовыми актами автономного округа |
к концу 2025 года будет достигнут результат: оказана государственная поддержка в обеспечении жильем 20 семьям, в т.ч. 2022 г. - 5 семьям; 2023 г. - 5 семьям; 2024 г. - 5 семьям; 2025 г. - 5 семьям. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: 5 семей |
||
мероприятие 2.7. Предоставление жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам за счет субвенций из федерального бюджета. Обеспечение жильем граждан указанных категорий осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в окружной бюджет в виде субвенций. Порядок реализации мероприятия утверждается нормативными правовыми актами автономного округа |
оказана государственная поддержка обратившимся гражданам в случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета |
||
мероприятие 2.8. Предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья ветеранам Великой Отечественной войны. Мероприятия являются полномочиям и Российской Федерации, переданными на реализацию регионам. Обеспечение жильем граждан указанных категорий осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в окружной бюджет в виде субвенций и средств бюджета автономного округа на условиях софинансирования. Порядок реализации мероприятия утверждается нормативными правовыми актами автономного округа |
к концу второго этапа реализации мероприятия будут достигнуты следующие результаты: при включении граждан в список претендентов - предоставление социальных выплат год в год |
||
мероприятие 2.9. Субвенции муниципальному образованию муниципальный округ Тазовский район автономного округа на предоставление мер государственной поддержки в связи с преобразованием населенных пунктов на территории автономного округа. Меры государственной поддержки установлены Законом автономного округа от 26 октября 2020 года N 113-ЗАО "О мерах государственной поддержки граждан в связи с преобразованием населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа". Законом автономного округа от 26 октября 2020 года N 114-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению мер государственной поддержки гражданам в связи с преобразованием населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район автономного округа наделены отдельными государственными полномочиями автономного округа по предоставлению мер государственной поддержки, в том числе: - социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Российской Федерации; - выплаты в размере рыночной стоимости занимаемого жилого помещения, в том числе земельного участка, на котором расположен жилой дом (доли в праве общей собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом), определенной на основании отчета независимого оценщика (далее - земельный участок); - выплаты гражданину компенсации за недостающую общую площадь предоставляемого жилого помещения; - на получение услуг по оценке рыночной стоимости жилых помещений, в том числе земельных участков. Порядок предоставления гражданам мер жилищной поддержки в соответствии с Законом о мерах господдержки утверждается нормативным правовым актом автономного округа |
к концу 2024 года будет достигнут результат: оказана государственная поддержка в обеспечении жильем 61 семьям, в т.ч. 2022 г. - 41 семья; 2023 г. - 9 семей; 2024 г. - 11 семей |
||
мероприятие 2.10. Предоставление социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений. Мероприятие разработано в целях расширения мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий гражданам, проживающим в аварийном жилищном фонде. Порядок предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, на приобретение жилых помещений утверждается нормативными правовыми актами автономного округа |
к концу 2025 года будут достигнуты следующие результаты: оказана гос. поддержка в обеспечении жильем 570 семьям, в т. ч. 2022 г. - 90 семей; 2023 г. - 160 семей; в 2024 г. - 160 семей; в 2025 г. - 160 семей. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: 160 семей |
||
мероприятие 2.11. Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплата возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания после 01 января 2017 года. Мероприятие направлено на исполнение органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе обязанности по обеспечению жилищных прав граждан, проживающих в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01 января 2017 года. Порядок предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в автономном округе в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования в рамках реализации мероприятий по приобретению жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплате возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания после 01 января 2017 года, является приложением к Государственной программе |
к концу 2025 года будут достигнуты следующие результаты: оказана гос. поддержка в улучшении жилищных условий 2 684 семей, в т.ч. 2022 г. - 696 семьей; 2023 г. - 612 семей; 2024 г. - 660 семей; 2025 г. - 716 семей. Площадь расселенного аварийного жилищного фонда к 2026 году составит не менее 120 тыс. кв. метров. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: 945 семей |
||
мероприятие 2.12. Предоставление межбюджетных субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе для сноса расселенных аварийных домов. Мероприятие направлено на решение вопросов местного значения в области организации благоустройства территории. Порядок реализации мероприятия утверждается нормативным правовым актом автономного округа. Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из окружного бюджета для сноса расселенных аварийных домов является приложением к Государственной программе |
к концу 2025 года будут достигнуты следующие результаты: снесено расселенных аварийных жилых домов - 1514, в т. ч. в 2022 г. - 325; в 2023 г. - 215; в 2024 г. - 530; 2025 г. - 444. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: 300 домов |
||
мероприятие 2.13. Предоставление межбюджетных субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе для сноса расселенных строений, не предназначенных для проживания. Мероприятие направлено на решение вопросов местного значения в области организации благоустройства территории. Порядок реализации мероприятия утверждается нормативным правовым актом автономного округа. Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из окружного бюджета для сноса расселенных строений, не предназначенных для проживания, является приложением к Государственной программе |
к концу 2025 года будут достигнуты следующие результаты: снесено строений, не предназначенных для проживания, - 104 ед., в т. ч. в 2022 г. - 70 ед.; в 2023 г. - 33 ед.; в 2024 г. - 1 ед.; в 2025 г. - 0 ед. |
||
мероприятие 2.14. Субвенции на реализацию мероприятий, связанных с расселением граждан из строений, не предназначенных для проживания. Законом автономного округа от 19 декабря 2019 года N 108-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, проживающим в строениях, не предназначенных для проживания" органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе наделены отдельными государственными полномочиями автономного округа по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, проживающим в строениях, не предназначенных для проживания. Порядок реализации мероприятия утверждается нормативным правовым актом автономного округа |
к концу 2026 года будет достигнут результат: оказана гос. поддержка в обеспечении жильем 35 семьям. 2022 г. - 15 семей; 2023 г. - 11 семей. Планы по расселению: 2024 г. - 1 семья; 2025 г. - 4 семьи; 2026 г. - 4 семьи |
||
мероприятие 2.15. Субсидия ФЖС ЯНАО для реализации мероприятий по комплексному развитию территории. Реализация мероприятий осуществляется за счет средств окружного бюджета |
в 2022 будут изъяты жилые помещения для реализации мероприятий по комплексному развитию территорий - 6 жилых помещений (по факту в 2022 году гос. поддержка оказана 2 семьям). За 2023 - 2024 годы завершено строительство 1 объекта |
||
мероприятие 2.16. Пилотный проект переселения граждан из аварийного жилья с использованием механизма самостоятельного инвестирования гражданами бюджетных средств в приобретение жилья на первичном рынке. Мероприятие направлено на расселение аварийного жилищного фонда путем введения дополнительного механизма, предусматривающего предоставление государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на первичном рынке собственникам и нанимателям жилых помещений на условиях социального найма, проживающим в аварийных домах. Социальная выплата будет подтверждаться сертификатом длительного действия с гарантированной возможностью авансирования, целевым использованием - на заключение договора участия в долевом строительстве (выбор застройщика предоставляется держателю сертификата). Типовой порядок реализации пилотного проекта переселения граждан из аварийного жилья с использованием механизма самостоятельного инвестирования гражданами бюджетных средств в приобретение жилья на первичном рынке утверждается нормативным правовым актом автономного округа |
в 2022 году планируется выдача свидетельств всем участникам пилотного проекта (по факту в 2022 году гос. поддержка оказана 9 семьям). В 2023 году - план 9 семей, 2024 г. - 45 семей, 2025 - 9 семей. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: 5 семей |
||
мероприятие 2.17. Предоставление за счет средств окружного бюджета дополнительных социальных выплат на приобретение (строительство) жилья ветеранам, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, имеющим право на получение социальных выплат за счет средств федерального бюджета в рамках Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Предоставление социальной выплаты из окружного бюджета в дополнение к социальной выплате за счет средств федерального бюджета при условии направления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в капитальном исполнении на территории автономного округа |
мероприятия направлены на выполнение плановых показателей мероприятия 2.5 |
||
мероприятие 2.18. Предоставление за счет средств окружного бюджета дополнительных социальных выплат на приобретение (строительство) жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, имеющим право на получение социальных выплат за счет средств федерального бюджета в рамках Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Предоставление социальной выплаты из окружного бюджета в дополнение к социальной выплате за счет средств федерального бюджета при условии направления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в капитальном исполнении на территории автономного округа |
мероприятия направлены на выполнение плановых показателей мероприятия 2.6 |
||
мероприятие 2.19. Предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо приобретение земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, военнослужащим, лицам, заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Мероприятие является альтернативной мерой для указанной категории граждан, состоящих на учете для предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. Право на дополнительную меру поддержки имеют граждане, проживающие на территории автономного округа и имеющие специальные звания полиции, удостоенные звания Героя Российской Федерации или награжденные орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе специальной военной операции, и являющиеся ветеранами боевых действий, а также члены их семей, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции. Порядок реализации мероприятия утверждается нормативным правовым актом автономного округа |
к концу 2025 года будут достигнуты следующие результаты: оказана гос. поддержка в улучшении жилищных условий 100 семьям, в т.ч. 2024 г. - 50 семей; 2025 г. - 50 семей. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: 50 семей |
||
мероприятие 2.20. Оказание финансовой поддержки гражданам в рамках реализации комплексной программы по улучшению жилищных условий молодежи. Мероприятие направлено на оказание финансовой поддержки на следующие цели: 1) софинансирование гражданам в возрасте от 18 до 35 лет накоплений на цели приобретения жилья, в том числе с использованием жилищного (ипотечного) кредита (займа), в форме ежемесячного внесения в пользу гражданина на банковский вклад 50% от суммы денежных средств, внесенных в этом же месяце самим гражданином-вкладчиком или третьим лицом на имя гражданина-вкладчика, но не более 15 тысяч рублей; 2) возмещение части расходов на уплату арендных платежей в период накопления первоначального взноса в форме возмещения участнику программы 75% от указанной в договоре найма жилого помещения суммы ежемесячного платежа, но не более одного МРОТ, установленного Федеральным законом для соответствующего года в период реализации программы. Порядок реализации мероприятия утверждается нормативным правовым актом Российской Федерации |
к концу 2025 года будут достигнуты следующие результаты: оказана гос. поддержка в улучшении жилищных условий 400 семьям, в т.ч. 2024 г. - 200 семей; 2025 г. - 200 семей. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: 200 семей |
||
мероприятие 2.21. Предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения ветеранам боевых действий, участникам специальной военной операции и членам их семей. Мероприятие направлено на оказание указанной категории граждан дополнительной меры поддержки в целях улучшения жилищных условий. Порядок реализации мероприятия утверждается нормативным правовым актом автономного округа |
к концу 2025 года будут достигнуты следующие результаты: оказана гос. поддержка в улучшении жилищных условий 200 семьям, в т.ч. 2024 г. - 100 семей; 2025 г. - 100 семей. К концу 2026 года будет достигнут следующий результат: 100 семей |
||
мероприятие 2.22. Предоставление выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Порядок реализации мероприятия определяется Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации |
к концу второго этапа реализации мероприятия будут достигнуты следующие результаты: при обращении сирот с заявлением на получение выплаты - предоставление выплат год в год |
||
мероприятие 2.23. Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплата возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года. Мероприятие направлено на исполнение органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе обязанности по обеспечению жилищных прав граждан, проживающих в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года в целях реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории автономного округа в 2024 - 2025 годах, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 02 августа 2024 года N 416-П (далее - региональная адресная программа). Порядок предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета, выделенных бюджетам муниципальных образований в автономном округе на решение отдельных вопросов местного значения в области формирования и управления муниципальным имуществом в рамках реализации мероприятий по приобретению жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплате возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, является приложением к Государственной программе |
к концу 202 4 года будут достигнуты следующие результаты: 1. Государственную поддержку в улучшении жилищных условий получат 10 семей. 2. Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда в 2024 г., - 0, 012 тыс. чел. 3. Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда в 2024 г. - 0,458 тыс. кв. м |
||
мероприятие 2.24. Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплата возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, на условиях софинансирования с ППК "Фонд развития территорий". Мероприятие направлено на исполнение органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе обязанности по обеспечению жилищных прав граждан, проживающих в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, при финансовой поддержке ППК "Фонд развития территорий", в целях реализации мероприятий региональной адресной программы. Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований в автономном округе для реализации мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, на условиях софинансирования с ППК "Фонд развития территорий" является приложением к Государственной программе |
к концу 2024 года будут достигнуты следующие результаты: 1. Государственную поддержку в улучшении жилищных условий получат 3 семьи. 2. Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда в 2024 г., - 0,0 05 тыс. чел. 3. Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда в 2024 г. - 0, 096 тыс. кв. м |
||
мероприятие 2.25. Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплата возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий". Мероприятие направлено на исполнение органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе обязанности по обеспечению жилищных прав граждан, проживающих в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года в целях реализации мероприятий региональной адресной программы. Порядок предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета, выделенных бюджетам муниципальных образований в автономном округе на решение отдельных вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в рамках реализации мероприятия по приобретению жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплате возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, за счет средств ППК "Фонд развития территорий", является приложением к Государственной программе |
к концу 2024 года будут достигнут следующие результаты: 1. Государственную поддержку в улучшении жилищных условий получат 25 сем ей. 2. Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда в 2024 г., - 0,0 57 тыс. чел. 3. Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда в 2024 г. - 1,125 тыс. кв. м |
||
мероприятие 2.26. Предоставление субсидии ФЖС ЯНАО на переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года. Мероприятие реализуется в целях приобретения (строительства) жилых помещений, подлежащих передаче в собственность муниципальных образований в автономном округе, для переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, признанного таковым с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года в целях реализации мероприятий региональной адресной программы. Порядок предоставления субсидии ФЖС ЯНАО утверждается нормативным правовым актом автономного округа |
к концу 2025 года будут достигнуты следующие результаты: приобретено (построено) жилых помещений в целях передачи в муниципальную собственность не менее 15 тыс. кв. м. К концу 202 5 года будут достигнуты следующие результаты: 1. Государственную поддержку в улучшении жилищных условий получат 350 семей, в т.ч.: 2024 г. - 196 семей; 2025 г. - 154 семей. 2. Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда, - 0,775 тыс. чел., в т.ч.: 2024 г. - 0, 420 тыс. чел.; 2025 г. - 0,355 тыс. чел. 3. Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда - 14 тыс. кв. м, в т.ч.: 2024 г. - 8 820 тыс. кв. м; 2025 г. - 5 180 тыс. кв. м". |
3. Приложение N 2 дополнить разделами XV - XVII следующего содержания:
"XV. Порядок предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета, выделенных бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на решение отдельных вопросов местного значения в области формирования и управления муниципальным имуществом в рамках реализации мероприятий по приобретению жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплате возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года
1. Общие положения
1.1. Порядок предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета, выделенных бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на решение отдельных вопросов местного значения в области формирования и управления муниципальным имуществом в рамках реализации мероприятий по приобретению жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплате возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года (далее - Порядок, муниципальное образование, автономный округ, субсидии), определяет механизм предоставления и распределения субсидий в соответствии с детализированным перечнем мероприятий государственной программы автономного округа "Развитие строительного комплекса и жилищной сферы" на решение отдельных вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципальных образований в рамках реализации мероприятия "Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплата возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года" направления 2 "Развитие жилищной сферы" комплекса процессных мероприятий "Реализация комплекса мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы автономного округа "Развитие строительного комплекса и жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П (далее - мероприятие 2.23, Направление 2, Государственная программа).
1.2. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории автономного округа в 2024 - 2025 годах, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 02 августа 2024 года N 416-П (далее - региональная адресная программа).
1.3. Главным распорядителем средств окружного бюджета по предоставлению субсидий в рамках Порядка является департамент строительства и жилищной политики автономного округа (далее - главный распорядитель средств окружного бюджета).
1.4. Получателем субсидии является муниципальное образование в лице органа местного самоуправления муниципального образования (далее - получатель субсидии).
1.5. Субсидии предоставляются по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу "Жилищное хозяйство" классификации расходов бюджетов Государственной программы на реализацию комплекса мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в автономном округе.
2. Условия предоставления и расходования субсидии
2.1. Субсидия предоставляется при условии заключения соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в автономном округе, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования из окружного бюджета (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования в автономном округе, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 18 декабря 2019 года N 1318-П (далее - соглашение, Правила).
2.2. Условия расходования субсидии:
2.2.1. расходование субсидии получателем субсидии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ);
2.2.2. площадь приобретаемых жилых помещений определяется с учетом требований, установленных статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 28-3, 28-5 Закона автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон N 36-ЗАО);
2.2.3. выкуп жилых помещений у собственников путем предоставления возмещений за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда осуществляется с учетом требований, установленных частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2.2.4. приобретаемые жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и находиться в границах данного населенного пункта;
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Законом N 36-ЗАО другое жилое помещение, предоставляемое нанимателю, проживающему по договору социального найма в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, либо в жилом помещении в аварийном доме, с согласия в письменной форме этого нанимателя может находиться в границах другого населенного пункта автономного округа;
2.2.5. стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, приобретаемого в муниципальную собственность на первичном или вторичном рынке жилья, не может превышать средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилых помещений соответственно на первичном или вторичном рынке жилья в муниципальном образовании, определяемой в соответствии с постановлением Правительства автономного округа на текущий квартал "Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - постановление о рыночной стоимости).
Стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, за которое предоставляется возмещение собственнику за счет средств субсидии, применяемая для расчета субсидии, не может превышать средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилых помещений на вторичном рынке в муниципальном образовании, определяемой в соответствии с постановлением о рыночной стоимости.
В случае превышения стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, приобретаемого в муниципальную собственность, или стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, за которое предоставляется возмещение собственнику за счет средств субсидии, по отношению к средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилых помещений, определяемой в соответствии с постановлением о рыночной стоимости, разница в стоимости оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования.
3. Критерии отбора муниципального образования для предоставления субсидии
3.1. Критерием отбора муниципального образования для предоставления субсидии является потребность муниципального образования в средствах на реализацию мероприятия, предусмотренного пунктом 1.1 Порядка.
4. Методика распределения субсидий между муниципальными образованиями
4.1. Размер субсидии для предоставления возмещений собственникам за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда определяется следующим образом:
V MO=S MOO MO
0,99,
где:
Vмо - размер субсидии (руб.);
Sмо - общая площадь жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, принадлежащих собственникам, в рамках реализации Порядка (кв. м);
Омо - стоимость 1 кв. м, которая определяется в соответствии с отчетом независимого оценщика об оценке изымаемого жилого помещения, подлежащего сносу (руб./кв. м);
0,99 - коэффициент софинансирования за счет средств окружного бюджета.
Размер субсидии на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, определяется следующим образом:
V MO=S MOP MO
0,99,
где:
Vмо - размер субсидии (руб.);
Sмо - общая площадь жилых помещений, планируемая к предоставлению (кв. м);
Pмо - средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилых помещений в муниципальном образовании, определяемая в соответствии с постановлением о рыночной стоимости (руб./кв. м);
0,99 - коэффициент софинансирования за счет средств окружного бюджета.
4.2. Распределение субсидий между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с региональной адресной программой.
4.3. Максимальный размер субсидии не должен превышать суммы денежных средств, заявленной муниципальным образованием.
5. Порядок предоставления субсидии
5.1. Главный распорядитель средств окружного бюджета и получатель субсидии заключают соглашение на цели, указанные в пункте 1.2 Порядка, и в соответствии с соглашением утверждают перечень жилых помещений, подлежащих расселению.
Соглашение заключается в сроки, установленные пунктом 21 Правил.
Соглашение подготавливается (формируется) и заключается в электронном виде с использованием специализированного программного обеспечения для организации бюджетного процесса в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом департамента финансов автономного округа.
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значения показателя результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов Государственной программы, а также в случае сокращения размера субсидии в объеме средств, предусмотренном на достижение значения конкретного показателя результативности использования субсидии.
Под обстоятельствами непреодолимой силы в рамках Порядка понимаются обстоятельства, предусмотренные пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5.2. Главный распорядитель средств окружного бюджета на основании заявки получателя субсидии на предоставление субсидии по форме, утвержденной соглашением (далее - заявка), осуществляет перечисление субсидии в бюджет муниципального образования в пределах доведенных объемов бюджетных ассигнований на соответствующий период в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью окружного бюджета под фактическую потребность муниципального образования пропорционально объему установленного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования.
Заявка направляется получателем субсидии посредством государственной информационной системы "Региональная система электронного документооборота Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГИС "РСЭД ЯНАО") с приложением документов, подтверждающих фактическую потребность муниципального образования, предусмотренных соглашением (далее - документы).
При завершении операций по исполнению бюджета текущего финансового года главный распорядитель средств окружного бюджета осуществляет перечисление субсидии в бюджет муниципального образования с учетом ожидаемой фактической потребности в текущем финансовом году.
5.3. Главный распорядитель средств окружного бюджета рассматривает заявку с приложенными документами в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.
Перечисление средств субсидии в бюджет муниципального образования производится главным распорядителем средств окружного бюджета в течение 4 рабочих дней со дня завершения проверки и рассмотрения заявки и приложенных документов.
В случае если средства субсидии направляются на оплату стоимости приобретаемого жилого помещения, главный распорядитель средств окружного бюджета осуществляет проверку и рассмотрение заявки в течение 2 рабочих дней со дня ее поступления, перечисление средств субсидии в бюджет муниципального образования производится в течение 3 рабочих дней со дня завершения проверки и рассмотрения заявки и приложенных документов.
5.4. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
а) представление неполного пакета документов;
б) недостоверность сведений, содержащихся в заявке либо приложенных документах;
в) несоответствие заявки либо приложенных документов нормативным правовым актам Российской Федерации и автономного округа.
При наличии основания для отказа в предоставлении субсидии главный распорядитель средств окружного бюджета в течение 2 рабочих дней со дня рассмотрения заявки и приложенных документов направляет получателю субсидии уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа посредством ГИС "РСЭД ЯНАО".
После устранения причин, указанных в уведомлении об отказе в предоставлении субсидии, получатель субсидии вправе повторно направить заявку в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 Порядка.
6. Порядок оценки эффективности использования субсидии и показатели результативности использования субсидии
6.1. Оценка эффективности использования субсидии проводится главным распорядителем средств окружного бюджета на основании представленного получателем субсидии отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии с пояснительной запиской в порядке, предусмотренном соглашением.
6.2. Показателем результативности использования субсидии является количество граждан (семей), проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий.
Показатель результативности использования субсидии соответствует показателю результативности мероприятия 2.23 Направления 2 Государственной программы.
6.3. Сроки и порядок (форма) представления отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования в автономном округе, источником финансового обеспечения которых является субсидия, о достижении значения показателя результативности использования субсидии, а также значения показателя результативности использования субсидии определяются соглашением.
7. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности
7.1. Получатель субсидии несет ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе условий предоставления субсидии, представление главному распорядителю средств окружного бюджета недостоверных документов, материалов и сведений, в том числе указанных в отчетных материалах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.
7.2. В случае нецелевого использования субсидии к получателю субсидии применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае установления факта нецелевого использования субсидии получатель субсидии обязан вернуть в окружной бюджет средства субсидии, израсходованные не по целевому назначению, в течение 10 рабочих дней со дня получения от главного распорядителя средств окружного бюджета требования по возврату средств субсидии (далее - требование по возврату).
Главный распорядитель средств окружного бюджета направляет требование по возврату посредством ГИС "РСЭД ЯНАО" получателю субсидии в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем установления факта нецелевого использования субсидии.
Требование по возврату должно содержать сумму, срок и реквизиты для возврата средств субсидии.
7.3. Субсидия, не использованная муниципальным образованием в текущем финансовом году, подлежит возврату в окружной бюджет в порядке и сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.
Основанием для освобождения получателей субсидии от обязательств по возврату средств, предусмотренных пунктом 12 Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
7.4. В случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению установленного соглашением значения показателя результативности использования субсидии и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, средства субсидии подлежат возврату из бюджета муниципального образования в окружной бюджет до 01 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 12 Правил.
7.5. В случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по соблюдению установленного соглашением уровня софинансирования расходного обязательства, средства субсидии подлежат возврату из бюджета муниципального образования в окружной бюджет до 01 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 16 Правил.
7.6. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии осуществляется главным распорядителем бюджетных средств, департаментом финансов автономного округа и Счетной палатой автономного округа.
XVI. Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе для реализации мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, на условиях софинансирования с ППК "Фонд развития территорий"
1. Общие положения
1.1. Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе для реализации мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, на условиях софинансирования с ППК "Фонд развития территорий" (далее - Порядок, субсидии, муниципальные образования, автономный округ, Фонд) определяет механизм предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований в автономном округе в целях реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории автономного округа в 2024 - 2025 годах, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 02 августа 2024 года N 416-П (далее - региональная адресная программа), на условиях софинансирования с Фондом.
1.2. Субсидии направлены на достижение цели по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, путем реализации муниципальных программ, соответствующих направлению 2 "Развитие жилищной сферы" комплекса процессных мероприятий "Реализация комплекса мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы автономного округа "Развитие строительного комплекса и жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П (далее - мероприятие 2.24, Направление 2, Государственная программа).
1.3. Главным распорядителем средств окружного бюджета по предоставлению субсидий в рамках Порядка является департамент строительства и жилищной политики автономного округа (далее - главный распорядитель средств окружного бюджета).
1.4. Получателем субсидии является муниципальное образование в лице органа местного самоуправления муниципального образования (далее - получатель субсидии).
1.5. Субсидии предоставляются по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу "Жилищное хозяйство" комплекса процессных мероприятий "Реализация комплекса мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" на реализацию мероприятия "Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплата возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, на условиях софинансирования с ППК "Фонд развития территорий".
2. Условия предоставления и расходования субсидии
2.1. Субсидия предоставляется при условии заключения соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в автономном округе, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования из окружного бюджета (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования в автономном округе, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 18 декабря 2019 года N 1318-П (далее - соглашение, Правила).
2.2. Условия расходования субсидии:
2.2.1. субсидия направляется на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для последующего их предоставления гражданам, проживающим в жилищном фонде, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, по договорам социального найма либо по договорам мены, а также на предоставление возмещения за изымаемое жилое помещение.
Приобретение жилых помещений муниципальными образованиями в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Объем средств субсидии определяется исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, приобретаемого в муниципальную собственность на первичном или вторичном рынке жилья, и не может превышать средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилых помещений соответственно на первичном или вторичном рынках жилья в муниципальном образовании, определяемой в соответствии с постановлением Правительства автономного округа на текущий квартал "Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - постановление о рыночной стоимости);
2.2.2. площадь приобретаемых жилых помещений определяется с учетом требований, установленных статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 28-3, 28-5 Закона автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон N 36-ЗАО);
2.2.3. выкуп жилых помещений у собственников путем предоставления возмещений за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда осуществляется с учетом требований, установленных частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2.2.4. приобретаемые жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Законом N 36-ЗАО другое жилое помещение, предоставляемое нанимателю, проживающему по договору социального найма в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, либо в жилом помещении в аварийном доме, с согласия в письменной форме этого нанимателя может находиться в границах другого населенного автономного округа;
2.2.5. надлежащее исполнение получателем субсидии обязательств, установленных соглашением;
2.2.6. расходование субсидии получателем субсидии в соответствии с целевым назначением.
3. Критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий
3.1. Субсидия предоставляется при условии соблюдения условий, установленных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в том числе наличия жилищного фонда, признанного аварийным с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года.
3.2. Муниципальное образование должно быть включено в заявку автономного округа, по которой правлением Фонда принято решение о предоставлении финансовой поддержки автономному округу за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (с информацией о принятом решении возможно ознакомиться на информационном портале Фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - ФРТ.РФ).
4. Методика распределения субсидий между муниципальными образованиями
4.1. Размер субсидии для предоставления возмещений собственникам за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда определяется по формуле:
V MO=S MOO MO
0,99,
где:
Vмо - размер субсидии (руб.);
Sмо - общая площадь жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, принадлежащих собственникам, в рамках реализации Порядка (кв. м);
Омо - стоимость 1 кв. м, которая определяется в соответствии с отчетом независимого оценщика об оценке изымаемого жилого помещения, подлежащего сносу (руб./кв. м);
0,99 - коэффициент уровня софинансирования за счет средств окружного бюджета.
Размер субсидии на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, определяется по формуле:
V MO=S MOP MO
0,99,
где:
Vмо - размер субсидии (руб.);
Sмо - общая площадь жилых помещений, планируемая к предоставлению (кв. м);
Pмо - средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилых помещений в муниципальном образовании, определяемая в соответствии с постановлением о рыночной стоимости (руб./кв. м);
0,99 - коэффициент уровня софинансирования за счет средств окружного бюджета.
4.2. Распределение субсидий между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с региональной адресной программой.
4.3. Максимальный размер субсидии не должен превышать суммы денежных средств, заявленной муниципальным образованием.
5. Порядок предоставления субсидии
5.1. Главный распорядитель средств окружного бюджета и получатель субсидии заключают соглашение на цели, указанные в пункте 1.1 Порядка.
Соглашение подготавливается (формируется) и заключается в электронном виде с использованием специализированного программного обеспечения для организации бюджетного процесса в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом департамента финансов автономного округа.
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов Государственной программы, а также в случае сокращения размера субсидии в объеме средств, предусмотренном на достижение значения конкретного показателя результативности использования субсидии.
Под обстоятельствами непреодолимой силы в рамках Порядка понимаются обстоятельства, предусмотренные пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5.2. Главный распорядитель средств окружного бюджета на основании заявки получателя субсидии на предоставление субсидии по форме, утвержденной соглашением (далее - заявка), осуществляет перечисление субсидии в бюджет муниципального образования в пределах доведенных объемов бюджетных ассигнований на соответствующий период в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью окружного бюджета под фактическую потребность муниципального образования пропорционально объему установленного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования.
Заявка направляется получателем субсидии посредством государственной информационной системы "Региональная система электронного документооборота Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГИС "РСЭД ЯНАО") с приложением документов, подтверждающих фактическую потребность муниципального образования, предусмотренных соглашением (далее - документы).
При завершении операций по исполнению бюджета текущего финансового года главный распорядитель средств окружного бюджета осуществляет перечисление субсидии в бюджет муниципального образования с учетом ожидаемой фактической потребности в текущем финансовом году.
5.3. Главный распорядитель средств окружного бюджета рассматривает заявку и приложенные документы в течение 5 рабочих дней со дня их поступления в департамент.
Перечисление средств субсидии в бюджет муниципального образования производится главным распорядителем средств окружного бюджета в течение 4 рабочих дней со дня завершения проверки и рассмотрения заявки и приложенных документов.
В случае если средства субсидии направляются на оплату стоимости приобретаемого жилого помещения, главный распорядитель средств окружного бюджета осуществляет проверку и рассмотрение заявки в течение 2 рабочих дней со дня ее поступления, перечисление средств субсидии в бюджет муниципального образования производится в течение 3 рабочих дней со дня завершения проверки и рассмотрения заявки и приложенных документов.
5.4. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
а) представление неполного пакета документов;
б) недостоверность сведений, содержащихся в заявке либо приложенных документах;
в) несоответствие заявки либо приложенных документов нормативным правовым актам Российской Федерации и автономного округа.
При наличии основания для отказа в предоставлении субсидии главный распорядитель средств окружного бюджета в течение 2 рабочих дней со дня рассмотрения заявки и приложенных документов направляет получателю субсидии уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа посредством ГИС "РСЭД ЯНАО".
После устранения причин, указанных в уведомлении об отказе в предоставлении субсидии, получатель субсидии вправе повторно направить заявку в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 Порядка.
6. Порядок оценки эффективности использования субсидии и показатели результативности использования субсидии
6.1. Показателями результативности использования субсидии являются показатели, установленные региональной адресной программой:
- количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда;
- количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда.
Показатель результативности использования субсидии соответствует показателям результативности мероприятия 2.24 Направления 2 Государственной программы.
6.2. Оценка эффективности использования субсидии и соблюдения условий ее предоставления осуществляется исходя из достижения значений показателей результативности использования субсидии.
6.3. Оценка производится уполномоченным органом ежегодно по итогам финансового года и за весь период реализации Направления 2 на основании отчетов, представляемых получателем субсидии. Сроки и порядок (форма) представления отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, о достижении значений показателей результативности использования субсидии, а также значения показателей результативности использования субсидии определяются соглашением.
7. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности
7.1. Получатель субсидии несет ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе условий предоставления субсидии, представление главному распорядителю средств окружного бюджета недостоверных документов, материалов и сведений, в том числе указанных в отчетных материалах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.
7.2. В случае нецелевого использования субсидии к получателю субсидии применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае установления факта нецелевого использования субсидии получатель субсидии обязан вернуть в окружной бюджет средства субсидии, израсходованные не по целевому назначению, в течение 10 рабочих дней со дня получения от главного распорядителя средств окружного бюджета требования по возврату средств субсидии (далее - требование по возврату).
Главный распорядитель средств окружного бюджета направляет требование по возврату посредством ГИС "РСЭД ЯНАО" получателю субсидии в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем установления факта нецелевого использования субсидии.
Требование по возврату должно содержать сумму, срок и реквизиты для возврата средств субсидии.
7.3. Субсидия, не использованная муниципальным образованием в текущем финансовом году, подлежит возврату в окружной бюджет в порядке и сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.
Основанием для освобождения получателей субсидии от обязательств по возврату средств, предусмотренных пунктом 12 Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
7.4. В случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, средства субсидии подлежат возврату из бюджета муниципального образования в окружной бюджет до 01 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 12 Правил.
7.5. В случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по соблюдению установленного соглашением уровня софинансирования расходного обязательства, средства субсидии подлежат возврату из бюджета муниципального образования в окружной бюджет до 01 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 16 Правил.
7.6. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии осуществляется главным распорядителем бюджетных средств, департаментом финансов автономного округа, Счетной палатой автономного округа, Управлением Федерального казначейства по автономному округу.
XVII. Порядок предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета, выделенных бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на решение отдельных вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности в рамках реализации мероприятия по приобретению жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплате возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, за счет средств ППК "Фонд развития территорий"
1. Общие положения
1.1. Порядок предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета, выделенных бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на решение отдельных вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности в рамках реализации мероприятия по приобретению жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплате возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, за счет средств ППК "Фонд развития территорий" (далее - Порядок, автономный округ, муниципальные образования, субсидия, Фонд) определяет механизм предоставления и распределения субсидий образований в автономном округе, источником финансового обеспечения которых являются предоставленные автономному округу в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) средства Фонда на решение отдельных вопросов местного значения в области формирования и управления муниципальным имуществом.
1.2. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории автономного округа в 2024 - 2025 годах, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 02 августа 2024 года N 416-П (далее - региональная адресная программа).
1.3. Главным распорядителем средств окружного бюджета по предоставлению субсидий в рамках Порядка является департамент строительства и жилищной политики автономного округа (далее - главный распорядитель средств окружного бюджета, департамент).
1.4. Получателем субсидии является муниципальное образование в лице органа местного самоуправления муниципального образования (далее - получатель субсидии).
1.5. Субсидии направлены на достижение цели по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года (далее - аварийный жилищный фонд), путем реализации муниципальных программ, соответствующих государственной программе автономного округа "Развитие строительного комплекса и жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 N 1099-П (далее - Государственная программа).
1.6. Субсидии предоставляются по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу "Жилищное хозяйство" комплекса процессных мероприятий "Реализация комплекса мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" Государственной программы на реализацию мероприятия "Приобретение жилых помещений для предоставления гражданам по договору социального найма (мены) жилого помещения, выплата возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения в рамках мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного непригодным для проживания с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года, за счет средств ППК "Фонд развития территорий".
2. Условия предоставления и расходования субсидии
2.1. Субсидия предоставляется при условии заключения соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий окружного бюджета бюджетам муниципальных образований, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования из окружного бюджета (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 18 декабря 2019 года N 1318-П (далее - соглашение, Правила).
2.2. Условия расходования субсидии:
2.2.1. расходование субсидии получателем субсидии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
2.2.2. площадь приобретаемых жилых помещений определяется с учетом требований, установленных статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 28-3, 28-5 Закона автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон N 36-ЗАО);
2.2.3. выкуп жилых помещений у собственников путем предоставления возмещений за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда осуществляется с учетом требований, установленных частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2.2.4. приобретаемые жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Законом N 36-ЗАО другое жилое помещение, предоставляемое нанимателю, проживающему по договору социального найма в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, либо в жилом помещении в аварийном доме, с согласия в письменной форме этого нанимателя может находиться в границах другого населенного автономного округа;
2.2.5. расходование средств субсидии на цели, предусмотренные пунктом 1 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ, осуществляется при условии, если сумма указанных средств, направляемых на оплату муниципального контракта (договора) на приобретение жилых помещений, строительство многоквартирных домов, не превышает сумму, рассчитанную как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в автономном округе, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, на последний квартал, предшествующий заключению указанного муниципального контракта (договора), общей площади приобретаемых жилых помещений, жилых домов, общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство которых расходуются указанные средства, и предельного уровня софинансирования расходного обязательства автономного округа из федерального бюджета на 2020 - 2025 годы в размере 14%, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 года N 2468-р.
3. Критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидии
3.1. Муниципальное образование должно быть включено в заявку автономного округа на предоставление финансовой поддержки автономному округу за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, по которой правлением Фонда принято решение о предоставлении финансовой поддержки автономному округу за счет средств Фонда (далее - заявка автономного округа).
4. Методика распределения субсидий между муниципальными образованиями
4.1. Размер субсидии, предоставляемой муниципальному образованию, определяется в соответствии с региональной адресной программой и одобренной заявкой автономного округа на соответствующий этап региональной адресной программы.
5. Порядок предоставления субсидии
5.1. Главный распорядитель средств окружного бюджета и получатель субсидии заключают соглашение на цели, указанные в пункте 1.2 Порядка.
Соглашение заключается в сроки, установленные пунктом 21 Правил.
Соглашение подготавливается (формируется) и заключается в электронном виде с использованием специализированного программного обеспечения для организации бюджетного процесса в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом департамента финансов автономного округа.
Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов Государственной программы, а также в случае сокращения размера субсидии в объеме средств, предусмотренном на достижение значения конкретного показателя результативности использования субсидии.
Под обстоятельствами непреодолимой силы в рамках Порядка понимаются обстоятельства, предусмотренные пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5.2. Главный распорядитель средств окружного бюджета на основании заявки получателю субсидии на предоставление субсидии по форме, утвержденной соглашением (далее - заявка), осуществляет перечисление субсидии в бюджет муниципального образования в пределах доведенных объемов бюджетных ассигнований на соответствующий период в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью окружного бюджета под фактическую потребность муниципального образования пропорционально объему установленного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования.
Заявка направляется получателем субсидии посредством государственной информационной системы "Региональная система электронного документооборота Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГИС "РСЭД ЯНАО") с приложением документов, подтверждающих фактическую потребность муниципального образования (далее - документы).
При завершении операций по исполнению бюджета текущего финансового года главный распорядитель средств окружного бюджета осуществляет перечисление субсидии в бюджет муниципального образования с учетом ожидаемой фактической потребности в текущем финансовом году.
5.3. Главный распорядитель средств окружного бюджета рассматривает заявку и приложенные документы в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.
Перечисление средств субсидии в бюджет муниципального образования производится главным распорядителем средств окружного бюджета в течение 4 рабочих дней со дня завершения проверки и рассмотрения заявки и приложенных документов.
В случае если средства субсидии направляются на оплату стоимости приобретаемого жилого помещения, главный распорядитель средств окружного бюджета осуществляет проверку и рассмотрение заявки и приложенных документов в течение 2 рабочих дней со дня их поступления, перечисление средств субсидии в бюджет муниципального образования производится в течение 3 рабочих дней со дня завершения проверки и рассмотрения заявки и приложенных документов.
5.4. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
а) представление неполного пакета документов;
б) недостоверность сведений, содержащихся в заявке либо приложенных документах;
в) несоответствие заявки либо приложенных документов нормативным правовым актам Российской Федерации и автономного округа.
При наличии основания для отказа в предоставлении субсидии главный распорядитель средств окружного бюджета в течение 2 рабочих дней со дня рассмотрения заявки и приложенных документов направляет получателю субсидии уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа посредством ГИС "РСЭД ЯНАО".
После устранения причин, указанных в уведомлении об отказе в предоставлении субсидии, получатель субсидии вправе повторно направить заявку в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 Порядка.
6. Порядок оценки эффективности использования субсидии и показатели результативности использования субсидии
6.1. Показателями результативности использования субсидии являются показатели, установленные региональной адресной программой:
- количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда;
- количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда.
Показатель результативности использования субсидии соответствует показателям результативности мероприятия 2.25 Направления 2 Государственной программы.
6.2. Значения показателей результативности использования субсидии определяются соглашением.
6.3. Оценка эффективности использования субсидии и соблюдения условий ее предоставления (далее - оценка) осуществляется исходя из достижения значений показателей результативности использования субсидии.
6.4. Оценка производится главным распорядителем средств окружного бюджета ежегодно по итогам финансового года и за весь период реализации Государственной программы на основании отчетов, представляемых получателем субсидии.
Сроки и порядок (форма) представления отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, о достижении значений показателей результативности использования субсидии определяются соглашением.
7. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности
7.1. Получатель субсидии несет ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе условий предоставления субсидии, представление главному распорядителю средств окружного бюджета недостоверных документов, материалов и сведений, в том числе указанных в отчетных материалах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.
7.2. В случае нецелевого использования субсидии к получателю субсидии применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае установления факта нецелевого использования субсидии получатель субсидии обязан вернуть в окружной бюджет средства субсидии, израсходованные не по целевому назначению, в течение 10 рабочих дней со дня получения от главного распорядителя средств окружного бюджета требования по возврату средств субсидии (далее - требование по возврату).
Главный распорядитель средств окружного бюджета направляет требование по возврату посредством ГИС "РСЭДЯНАО" получателю субсидии в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем установления факта нецелевого использования субсидии.
Требование по возврату должно содержать сумму, срок и реквизиты для возврата средств субсидии.
7.3. Субсидия, не использованная муниципальным образованием в текущем финансовом году, подлежит возврату в окружной бюджет в порядке и сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.
Основанием для освобождения получателя субсидии от обязательств по возврату средств, предусмотренных пунктом 12 Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
7.4. В случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, средства субсидии подлежат возврату из бюджета муниципального образования в окружной бюджет до 01 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 12 Правил.
7.5. В случае если получатель субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по соблюдению установленного соглашением уровня софинансирования расходного обязательства, средства субсидии подлежат возврату из бюджета муниципального образования в окружной бюджет до 01 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 16 Правил.
7.6. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии осуществляется главным распорядителем бюджетных средств, департаментом финансов автономного округа, Счетной палатой автономного округа, Управлением Федерального казначейства по автономному округу.".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 августа 2024 г. N 448-П "О внесении изменений в государственную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.