Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Положение
об Экостанции ГБОДОРМ "Республиканский центр дополнительного образования детей"
Саранск, 2021
1. Общие положения
Настоящее положение разработано на основании методических рекомендаций по созданию Экостанций в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" подготовленных ФГБОУДО "Федеральный детский эколого-биологический центр" совместно с Министерством просвещения Российской Федерации.
Понятие "Экостанция" дается в распоряжении Министерства просвещения Российской Федерации от 3 февраля 2020 г. N Р-9 "О внесении изменений в методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2019 г. N Р-136".
Под Экостанцией понимается современная организационно-методическая модель обновления дополнительного образования естественнонаучной направленности, реализуемая в организационной форме создания структурного подразделения в образовательной организации любого типа, реализующей в соответствии с лицензией по подвиду "дополнительное образование детей и взрослых" дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности по профильным направлениям: "Био", "Экомониторинг", "Лесное дело", соответствующим приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий в Российской Федерации.
2. Основные цели, задачи и функции Экостанций
Цель Экостанций - создание практико-ориентированной, мотивирующей образовательной среды, ориентированной на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей обучающихся в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, формирование у детей и молодежи естественнонаучной грамотности, а также подготовка кадрового резерва для работы в сфере актуальных и перспективных профессий в области естественных наук.
Задачи Экостанций:
- создание современной инфраструктуры, а внутри нее - образовательной практико-ориентированной среды, обеспечивающей формирование у детей и молодежи любви и ответственного отношения к окружающей природе, Родине, семье;
- социализация и адаптация обучающихся разных социальных групп к жизни в мобильном обществе;
- формирование условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- обеспечение доступа молодежи к высокотехнологичному научно-исследовательскому оборудованию и технологиям;
- профессиональная ориентация детей и молодежи на получение фундаментального естественнонаучного образования, научные исследования;
- увеличение доступности дополнительного образования и охвата обучающихся дополнительными общеразвивающими программами естественнонаучной направленности.
Функции Экостанции:
- разработка, апробация и распространение современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ нового поколения по естественнонаучной направленности в тесной взаимосвязи с профессиональными образовательными и научными организациями, природоохранными учреждениями, ведущими производственными предприятиями и компаниями, негосударственным сектором, в том числе с использованием сетевой формы реализации дополнительных общеразвивающих программ;
- реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с инвалидностью, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с одаренными детьми в рамках реализации дополнительных общеобразовательных Программ естественнонаучной направленности;
- организация дополнительного профессионального образования в целях совершенствования профессиональных компетенций педагогических кадров сферы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности по программам Экостанции;
- участие в разработке и реализации приоритетных инновационных экологических и эколого-просветительских проектов на региональном и федеральном уровнях, в том числе в проектах государственно-частного и социального партнерства;
- разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и новых форм обучения в сфере дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в субъекте Российской Федерации;
- обеспечение подготовки и ранней профессиональной ориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического и устойчивого экологического развития субъекта Российской Федерации;
- организация и проведение муниципальных и региональных мероприятий в сфере естественнонаучной направленности;
- внедрение проектного управления и деятельность Экостанции;
- формирование и развитие института наставничества и волонтерства для сопровождения исследовательских и приемных инициатив обучающихся в естественнонаучной сфере;
- формирование и распространение лучших образовательных практик в сфере дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в субъекте Российской Федерации.
Экостанция предполагает работу со следующими категориями населения:
- с детьми от 5 до 18 лет, в том числе с детьми с ОВЗ, детьми с инвалидностью и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- с родительским сообществом (вовлечение в разработку образовательных программ, просветительская работа);
- с руководителями, специалистами и педагогами сферы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в рамках организации дополнительного профессионального образования;
- со студенческой молодежью, выступающей в статусе наставников (тьюторов) и/или образовательных волонтеров Экостанции;
- со специалистами (в статусе наставников) предприятий реального сектора экономики, научных организаций, бизнес компаний.
3. Организационная форма Экостанции
Экостанция создается как структурное подразделение ГБОДОРМ "Республиканский центр дополнительного образования детей".
4. Организационное и материально-техническое обеспечение Экостанции
Экостанция самостоятельна в формировании своей внутренней структуры начального уровня.
В целях повышения эффективности решения задач, стоящих перед Экостанцией, при ней рекомендуется наличие следующих объектов, обеспечивающих реализацию естественнонаучных мероприятий в Республике Мордовия:
Открытые (интерактивные) пространства: лекторий (конференц-зал), интерактивный музей, выставочная зона, зона активного отдыха (коворкинг-зона, эко-тренажеры), медиа-центр и т.д.
Медиа-центр - важное направление работы Экостанции, ее структурно-функциональная часть, которая может включать в себя организационное звено (детский пресс-центр, формируемый из числа обучающихся Экостанции), собственные печатные органы (как сетевые, так и классические), зарегистрированные в установленном порядке, ютуб-канал, официальные группы в социальных сетях информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Зона живой природы ("локационные" пространства Экостанции): детский (учебный) ботанический сад, сенсорный сад, арт-парк природно-ландшафтного искусства, оранжереи, "умные" теплицы, экологические тропы, мини-зоопарк, экоферма, сити-ферма, аквариумный и акватеррариумный комплекс, экзотариум, метеостанции, и др.
Помещения Экостанции должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41, Своду Правил СНИП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2016) и Своду Правил 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования") и иным нормативно-правовым актам, определяющим требования к организации дополнительного образования детей, в том числе в части формирования специальных условий для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами.
Для реализации программ необходимо наличие учебных кабинетов, лабораторий, обеспеченных стандартной учебной мебелью в соответствии с комплектностью учебных групп.
Кабинет должен быть обеспечен необходимым компьютерным оборудованием: компьютер для педагога и компьютеры для самостоятельной работы учащихся (желательны), принтер, желательно с возможностью цветной печати. Компьютерное оборудование должно иметь соответствующее лицензионное программное обеспечение и доступ в сеть Интернет.
Необходимо оснащение кабинета мультимедийным оборудованием: проектором, автоматизированным проекционным экраном, акустической системой.
Обязательным условием для реализации модулей программы является наличие специализированной лаборатории, оснащенной должным оборудованием для выполнения лабораторных и практических работ по количеству учащихся в группе, а также необходимым комплектом реактивов, необходимых для лабораторного практикума.
Материально-техническое обеспечение, необходимое для освоения образовательных программ, предусмотрено в перечне средств обучения и воспитания, приведенного в Приложении N 4.
5. Направления деятельности Экостанции
Направления деятельности Экостанции:
"Био" (фундаментальные тематические направления программ: ботаника, зоология, общая экология);
"Лесное дело" (тематические направления программ: лесное дело, в том числе защита и восстановление лесов);
"Экомониторинг" (тематические направления программ: общая экология, прикладная экология и организация мониторинговых исследований окружающей среды).
Направление "Био" и реализуемые в рамках него дополнительные общеобразовательные программы ориентированы на освоение и изучение исследовательских методов, применяемых основными биологическими науками: ботаникой, зоологией, общей экологией.
Это самое обширное направление Экостанции, подразумевающее реализацию программ по всем отраслям фундаментальной биологии: систематике и географии низших и высших растений (геоботаника, биоморфология, микология), зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, зоогеографии, почвоведении, гидробиологии и др.
Направление сфокусировано на работу с детьми, ориентированными на участие в научных и образовательных конкурсах, научно-практических конференциях, исследовательских и поисковых коллективных и индивидуальных проектах, предметных олимпиадах различного уровня.
Направление "Лесное дело" ориентировано на освоение обучающимися навыков работы в такой практической отрасли, как лесоводство (включая лесовосстановление).
Данное направление работы способствует раскрытию всего комплекса лесобиологических проблем, знакомит обучающихся с проблемами охраны и рационального использования лесного фонда - одного из ключевых национальных достояний России. Работа данного направления должна быть ориентирована на популяризацию лесохозяйственных профессий.
Направление "Экомониторинг" включает в себя теоретическую подготовку по направлению "экология", освоение навыков организации проектной и исследовательской деятельности, в том числе проведение экологического мониторинга за состоянием окружающей среды.
В рамках данного направления предполагается реализация комплекса образовательных программ и методик высокой степени научной, технологической и педагогической проработки в области экологии, знакомство обучающихся с современным инструментарием и методами наблюдения, сбора, обработки и распространения информации о состоянии и динамике окружающей среды.
Наиболее актуальным представляется обучение детей работе с современным исследовательским оборудованием и цифровыми технологиями обработки данных (приборы, датчики, экспресс-лаборатории).
6. Организация образовательного процесса Экостанции
Образовательная деятельность в Экостанции осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной направленности, разработанным на основе модульного принципа, в соответствии с шестью направлениями деятельности Экостанции, указанными в разделе 3 настоящих методических рекомендаций.
Основными видами организации образовательного процесса Экостанции рекомендуются учебно-исследовательская и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.