Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 августа 2024 г. N 841-р
Концепция
формирования единой экосистемы развития трудового потенциала Республики Саха (Якутия) к 2029 году
1. Общие положения
1.1. Концепция формирования единой экосистемы развития трудового потенциала Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) определяет цели, задачи и принципы развития трудового потенциала, направленные на создание благоприятных условий для максимального раскрытия способностей и возможностей каждого человека в области труда и профессионального развития.
1.2. Концепция разработана в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Трудовым кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации";
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2023 г. N 2 "О мерах по борьбе с бедностью в Республике Саха (Якутия)";
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 19 января 2024 г. N 184 "О плане мероприятий по реализации ключевых положений Послания Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2023 года".
2. Цель единой экосистемы развития трудового потенциала Республики Саха (Якутия)
2.1. Целью единой экосистемы развития трудового потенциала Республики Саха (Якутия) является обеспечение к 2029 году устойчивого и сбалансированного развития трудового потенциала через системный подход к формированию и обеспечению равных возможностей для всех категорий населения, в том числе с применением цифровых технологий. Ключевые направления работы включают в себя содействие занятости, создание условий для профессионального обучения и получение дополнительных компетенций, стимулирование предпринимательской активности и инновационного потенциала.
3. Основные задачи единой экосистемы трудового потенциала Республики Саха (Якутия)
3.1. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
1) создание единой клиентоцентричной комплексной модели взаимодействия общества, бизнеса и государства;
2) создание условий для реализации трудового потенциала населения Республики Саха (Якутия);
3) повышение эффективности службы занятости Республики Саха (Якутия) (модернизация службы занятости);
4) развитие цифровой среды для реализации трудового потенциала Республики Саха (Якутия).
4. Основные принципы единой экосистемы трудового потенциала Республики Саха (Якутия)
4.1. Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:
1) добровольность труда и свобода выбора гражданами формы занятости, рода деятельности, профессии, специальности, вида, характера и режима труда;
2) комплексность и согласованность принимаемых решений, существенно воздействующих на повышение занятости и развитие трудовых ресурсов;
3) снижение влияния негативных факторов, возникающих на рынке труда республики;
4) внедрение и использование цифровых технологий и инноваций, для развития трудового потенциала Республики Саха (Якутия), включая технологии искусственного интеллекта.
5. Ситуация на рынке труда и перспективы его развития в Республике Саха (Якутия)
5.1. В период до 2030 года рынок труда будет развиваться на фоне неблагоприятных для экономики страны долгосрочных демографических тенденций, связанных со старением населения и сокращением численности трудоспособного населения. Перспективы развития государства зависят от геополитической обстановки и необходимости структурной модернизации экономики в условиях международного давления, санкций и профессионально-квалификационного дисбаланса спроса и предложений на рабочую силу.
В период 2013 - 2019 годов наблюдалось постепенное снижение уровня общей безработицы в республике с отметки в 7,4 процента до 6,9 процента. В 2020 году ситуация на рынке труда осложнилась сложившейся эпидемиологической и экономической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной инфекции, уровень общей безработицы в среднем за год составил 7,4 процента, на июль 2020 года пришелся пик уровня безработицы в республике, когда он составил 7,7 процента.
В результате принятых мер, направленных на снижение влияния пандемии на рынок труда и восстановление численности занятого населения, уровень безработицы по итогам 2021 года достиг допандемийного уровня - 6,9 процента. В 2022 - 2023 годах в условиях санкционного давления ситуация оставалась стабильной и имела положительную динамику ее основных показателей, уровень безработицы достиг рекордно низких значений - 5,7 процента.
В течение 2023 года в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 16,1 тыс. человек, снято с учета в связи с трудоустройством 9 тыс. человек, уровень трудоустройства составил 55,7 процента.
Признано безработными в течение года 11 тыс. человек. На конец 2023 года в качестве безработных на учете состояло 3,8 тыс. человек, что на 1,2 тыс. человек меньше по сравнению с началом года. Средняя продолжительность поиска работы безработными в 2023 году составила 4,2 месяца.
Характерной особенностью республиканского рынка труда является дисбаланс в структуре спроса и предложений рабочей силы на рынке труда, основанный на территориальном размещении трудовых ресурсов, - 56 процентов всего населения республики проживает в районах центральной экономической зоны, при этом уровень общей безработицы в сельской местности достигает 8,1 процента, тогда как ёмкость рынка труда увеличивается в районах промышленного освоения, где проживает 23 процента от всего населения.
В республике наблюдается урбанизация населения. Так, внутрирегиональная убыль сельского населения составляет в среднем 3,3 тыс. человек в год.
Количественно трудовой потенциал республики представлен трудовыми ресурсами численностью 677,9 тыс. человек. Среднегодовая численность занятых в экономике в соответствии с балансом трудовых ресурсов и оценки затрат труда составила в 2022 году 509,2 тыс. человек. При этом отмечается недостаточный образовательный и квалификационный уровень трудовых ресурсов, о чем свидетельствует несоответствие спроса и предложений рабочей силы на рынке труда республики: на регистрационном учете в органах службы занятости состоит 3,8 тыс. безработных граждан, из них не имеющие профессионального образования - 40 процентов, при наличии 10 тыс. вакантных рабочих мест, заявленных в органы службы занятости населения.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2024 - 2026 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2023 г. N 394 "О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2024 - 2026 годы", отмечается увеличение численности трудовых ресурсов, обусловленное ростом численности населения, повышением пенсионного возраста, а также ростом численности граждан, приезжающих на работу в республику из других регионов России и задействованных в различных отраслях экономики.
Увеличение численности трудовых ресурсов повлияет на рост среднегодовой численности занятых, так, Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2023 г. N 2 "О мерах по борьбе с бедностью в Республике Саха (Якутия)" одной из главных задач определено увеличение численности занятых до 530 тысяч человек к 2029 году.
По данным мониторинга трудоустройства выпускников количество трудоустроенных в 2023 году составило 9 537 человек, в том числе специалисты с высшим образованием - 2 818 человек, специалисты среднего звена - 6 719 человек, в органы службы занятости в целях трудоустройства обратились 5 083 человек. В год выпуска трудоустроены - 4 864 человек, в том числе трудоустроены по полученной специальности - 4 037 человек. Процент трудоустройства от общего количества выпускников составил 51 процент и из числа вышедших на рынок труда составил 95,7 процента, процент трудоустройства по полученной специальности - 42,3 процента и 79,4 процента соответственно.
По итогам первого полугодия 2024 года доля трудоустроенных граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения, составила 51,6 процента.
В соответствии с прогнозом потребности отраслей экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденным распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 382-р, потребность предприятий и организаций в специалистах на 2024 - 2028 годы с учетом инвестиционных проектов составляет 64,3 тыс. человек, в том числе с высшим образованием - 21,5 тыс. человек (33,4 процента от общей потребности), со средним профессиональным образованием - 42,8 тыс. человек (66,6 процента).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "28 апреля 2022 г."
Дальнейшее развитие республики до 2029 года связано с развитием ключевых отраслей промышленности, местного производства и туризма, креативной экономики, здравоохранения, увеличением численности населения и продолжительности жизни, повышением качества единой системы образования, а также ускоренным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры. Приоритетными проектами являются строительство моста через реку Лену, расширение границ морского порта Найба с выходом на Северный морской путь, развитие железной дороги, ввод месторождения Кючус и атомной станции малой мощности в п. Усть-Куйга, строительство и ввод Новоленской ТЭС, Южно-Якутской ТЭС, второй очереди Якутской ГРЭС, реализация горнодобывающих проектов в южной Якутии и другие проекты, которые будут способствовать увеличению численности работников путем создания новых рабочих мест.
6. Направления единой экосистемы трудового потенциала Республики Саха (Якутия)
6.1. Основными направлениями создания единой экосистемы трудового потенциала Республики Саха (Якутия) являются:
1) объединение возможностей общества, государства и бизнеса с целью удовлетворения потребностей в квалифицированных кадрах и максимальной реализации трудового потенциала граждан;
2) обеспечение оптимальных условий для развития и эффективного использования человеческого капитала в целях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Создание благоприятной среды, в которой каждый человек может реализовать свой профессиональный потенциал, найти достойную работу, получить конкурентные возможности для развития карьерной траектории и личностного роста;
3) проведение мероприятий по комплексной модернизации центров занятости населения в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография". Трансформация центров занятости населения в кадровые центры с применением принципов и технологий управления человеческими ресурсами, сфокусированных на гражданах как приоритетной ценности работодателей;
4) обеспечение условий, отвечающих требованиям стандарта организации деятельности органов службы занятости населения, в целях обеспечения прав и гарантий граждан и работодателей в сфере занятости населения, в том числе путем содействия гражданам в поиске подходящей работы, в развитии их профессиональных навыков и компетенций, предпринимательской инициативы, социальной поддержки безработных граждан, содействия работодателям в подборе работников, информирования и консультирования граждан и работодателей, оказания мер поддержки работодателям, сохраняющим действующие и создающим новые рабочие места;
5) внедрение цифрового продукта с искусственным интеллектом для консолидации процессов обработки больших данных, сервисов в целях предложения оптимальных решений, альтернативных сценариев и моделирования ситуаций, направленных на развитие трудового потенциала Республики Саха (Якутия).
7. Ожидаемые конечные результаты реализации цели и задач развития единой экосистемы трудового потенциала Республики Саха (Якутия)
7.1. Основными целевыми показателями эффективности являются:
1) повышение среднегодовой численности занятого населения республики до 530 тыс. человек к 2029 году;
2) снижение общего уровня безработицы до 4,6 процента к 2029 году;
3) снижение средней продолжительности поиска работы безработными до 3 месяцев к 2029 году;
4) повышение уровня трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по полученной специальности до 80 процентов к 2029 году;
5) увеличение доли трудоустроенных граждан, обратившихся в службу занятости и населения, до 70 процентов к 2029 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.