Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
постановлением администрации
Апанасенковского муниципального округа
Ставропольского края
от 04 декабря 2023 г. N 883-п
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края (далее - Порядок) разработан в соответствии с частью 6.1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), и регулирует вопросы установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования).
II. Порядок установления обязательных требований
2. Обязательные требования устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края (далее - администрация АМО СК).
Разработка обязательных требований осуществляется структурными подразделениями администрации АМО СК, уполномоченными на осуществление муниципального контроля (далее - Уполномоченные органы).
3. Положения муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования (обнародования) соответствующего муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК, если иное не установлено федеральным законодательством, за исключением муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края, а также муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, в частности, эпидемий, эпизоотии, техногенных аварий и катастроф.
4. Положения муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК, которыми вносятся изменения в ранее принятые муниципальные нормативные правовые акты администрации АМО СК, могут вступать в силу в иные, чем указано в пункте 3 настоящего Порядка, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - субъекты регулирования) на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
5. Муниципальный нормативный правовой акт администрации АМО СК, устанавливающий обязательные требования, должен предусматривать срок его действия, который не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края, муниципальным нормативным правовым актом администрации АМО СК.
6. По результатам оценки применения обязательных требований в соответствии с настоящим Порядком может быть принято решение о продлении установленного муниципальным нормативным правовым актом администрации АМО СК, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на 6 лет.
7. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
8. При установлении обязательных требований муниципальными нормативными правовыми актами администрации АМО СК Уполномоченными органами должны быть соблюдены принципы, указанные в статье 4 Федерального закона N 247-ФЗ, и определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования;
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
а) осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
б) лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
в) результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (муниципальный контроль, привлечение к административной ответственности);
5) Уполномоченные органы, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
9. Проекты муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК, устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленные обязательные требования, подлежат оценке регулирующего воздействия.
10. Уполномоченные органы в отношении принятых муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК, устанавливающих обязательные требования, дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
11. Официальные разъяснения обязательных требований подготавливаются Уполномоченным органом и подлежат размещению на официальном сайте администрации АМО СК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
12. Уполномоченные органы обеспечивают информирование субъектов регулирования, обязанных соблюдать обязательные требования, о процедуре соблюдения обязательных требований, правах и обязанностях субъектов регулирования, полномочиях Уполномоченного органа и их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований. Информирование субъектов регулирования осуществляется в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте.
III. Порядок проведения оценки применения обязательных требований
13. Целями оценки применения обязательных требований является комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах администрации АМО СК, в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
14. Процедура оценки применения обязательных требований включает следующие этапы:
1) формирование Уполномоченным органом проекта перечня муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК, которые подлежат оценке применения обязательных требований (далее - перечень), его публичное обсуждение на официальном сайте, доработка проекта перечня с учетом результатов его публичного обсуждения, утверждение перечня и его размещение на официальном сайте;
2) формирование Уполномоченным органом проекта доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад), его публичное обсуждение на официальном сайте, доработка проекта доклада с учетом результатов его публичного обсуждения, утверждение доклада Уполномоченным органом и его размещение на официальном сайте;
3) направление доклада в отдел экономического развития администрации АМО СК (далее - Отдел);
4) рассмотрение доклада и принятие Отделом одного из решений, предусмотренных пунктом 40 настоящего Порядка, с последующим информированием Уполномоченного органа о результатах рассмотрения доклада.
15. В случае если обязательное требование установлено муниципальным нормативным правовым актом администрации АМО СК, принятым (разработанным) совместно несколькими Уполномоченными органами, подготовка перечня и доклада осуществляется одним из Уполномоченных органов по согласованию с соответствующими Уполномоченными органами.
IV. Формирование, публичное обсуждение и доработка проекта перечня, утверждение Уполномоченным органом перечня
16. Оценка применения обязательных требований проводится Уполномоченным органом в отношении муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК, включенных в утверждаемый Уполномоченным органом перечень.
Проект перечня формируется Уполномоченным органом ежегодно, в срок не позднее 01 августа года, предшествующего году подготовки Уполномоченным органом доклада, в случае наличия муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК.
17. Муниципальные нормативные правовые акты администрации АМО СК, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет от 4 до 6 лет, включаются в перечень для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, предшествующий году подготовки Уполномоченным органом доклада, но не ранее чем за 3 года до окончания срока их действия.
Муниципальные нормативные правовые акты администрации АМО СК, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в перечень для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, предшествующий году подготовки Уполномоченным органом доклада, но не ранее чем за 2 года до окончания срока их действия.
Муниципальные нормативные правовые акты администрации АМО СК, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых менее 3 лет, включаются в перечень для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, предшествующий году подготовки Уполномоченным органом доклада, но не ранее чем за 1 год до окончания срока их действия.
18. По поручению главы Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края муниципальные нормативные правовые акты администрации АМО СК могут быть включены в перечень ранее сроков, предусмотренных пунктом 17 настоящего Порядка.
19. В целях публичного обсуждения проекта перечня Уполномоченный орган не позднее 01 сентября года, предшествующего году подготовки Уполномоченным органом доклада, размещает на официальном сайте проект перечня с одновременным извещением о проведении публичного обсуждения проекта перечня:
заинтересованных структурных подразделений администрации АМО СК;
организаций, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
субъектов регулирования.
20. Срок публичного обсуждения проекта перечня не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
21. Уполномоченным органом в целях публичного обсуждения проекта перечня при необходимости проводятся совещания, заседания консультативных органов и иные мероприятия с участием субъектов регулирования.
22. Уполномоченный орган в срок не более 5 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения проекта перечня рассматривает все предложения, поступившие в установленный срок, составляет сводку предложений о доработке проекта перечня по форме утверждаемой постановлением администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края, с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения, дорабатывает (при необходимости) проект перечня с учетом поступивших предложений и размещает сводку предложений на официальном сайте.
23. Доработанный перечень утверждается руководителем Уполномоченного органа и размещается на официальном сайте не позднее 01 декабря года, предшествующего году подготовки Уполномоченным органом доклада с обязательным информированием Отдела.
V. Формирование, публичное обсуждение и доработка проекта доклада, утверждение доклада и направление его Уполномоченным органом в Отдел
24. Уполномоченный орган согласно перечню проводит оценку применения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах администрации АМО СК, в соответствии с целями, указанными в пункте 13 настоящего Порядка, и готовит проект доклада по форме утверждаемой постановлением администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края.
25. Источниками информации для подготовки доклада являются:
1) результаты мониторинга применения обязательных требований в установленной сфере деятельности, проводимого Уполномоченным органом;
2) результаты анализа осуществления контрольной деятельности;
3) результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
4) обращения, предложения и замечания субъектов регулирования, поступившие в том числе в рамках публичного обсуждения проекта перечня;
5) предложения структурных подразделений администрации АМО СК, в том числе полученные при разработке проекта муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК, содержащего обязательные требования, на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
6) иные сведения, которые, по мнению Уполномоченного органа, позволяют оценить результаты применения обязательных требований.
26. В доклад включается следующая информация:
1) общая характеристика оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
2) результаты оценки достижения целей введения обязательных требований для каждого содержащегося в докладе муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК;
3) выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада муниципальному нормативному правовому акту администрации АМО СК.
27. Общая характеристика оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования должна включать следующие сведения:
1) перечень муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК и содержащихся в них обязательных требований, включая сведения о внесенных в муниципальные нормативные правовые акты администрации АМО СК изменениях (при наличии);
2) период действия муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК и их отдельных положений (при наличии);
3) общая характеристика общественных отношений, включая сферу осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группы общественных отношений), на регулирование которых направлены обязательные требования;
4) нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в рамках соответствующей сферы общественных отношений;
5) цели введения обязательных требований для каждого содержащегося в докладе муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК (снижение (устранение) рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков).
28. Результаты оценки достижения целей введения обязательных требований в отношении каждого содержащегося в докладе муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК должны включать информацию:
1) о соблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
2) о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
3) об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
4) о количестве и анализе содержания обращений субъектов регулирования в Уполномоченные органы, связанных с применением обязательных требований;
5) о количестве и анализе содержания вступивших в законную силу судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК, содержащих обязательные требования, и актов, содержащих разъяснения муниципальных правовых актов администрации АМО СК Уполномоченными органами;
6) иную информацию, которая позволяет оценить результаты применения обязательных требований и достижение целей их установления.
29. Выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада муниципальному нормативному правовому акту администрации АМО СК должны содержать один из следующих выводов:
1) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт администрации АМО СК;
2) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости внесения изменений в соответствующий муниципальный нормативный правовой акт администрации АМО СК (с описанием предложений);
3) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене (признании утратившим силу) муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК, его отдельных положений.
30. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости внесения изменений в соответствующий муниципальный нормативный правовой акт администрации АМО СК формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
1) несоответствие обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам;
2) недостижение обязательными требованиями целей их введения;
3) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов субъектов регулирования на их исполнение с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
4) наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) или в одном нормативном правовом акте противоречащих друг другу обязательных требований;
5) наличие в муниципальных нормативных правовых актах администрации АМО СК неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
6) наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
7) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
31. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости отмены (признании утратившим силу) муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК, содержащего обязательные требования, его отдельных положений может быть сформулирован при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 30 настоящего Порядка, а также при выявлении хотя бы одного из следующих случаев:
1) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких или одном нормативном правовом акте;
2) отсутствие у Уполномоченного органа предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ставропольского края и муниципальных правовых актов администрации АМО СК полномочий по установлению обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
32. В целях публичного обсуждения проекта доклада Уполномоченный орган не позднее 01 марта года, следующего за годом подготовки Уполномоченным органом перечня, размещает проект доклада на официальном сайте с одновременным извещением о проведении публичного обсуждения проекта доклада органов и организаций, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.
Срок публичного обсуждения проекта доклада составляет не менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
33. Уполномоченный орган рассматривает предложения о необходимости доработки проекта доклада, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада (далее - предложения о доработке проекта доклада), составляет сводку предложений о доработке проекта доклада по форме утверждаемой постановлением администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края, с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения и в срок не более 5 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения проекта доклада размещает такую сводку предложений на официальном сайте. Сводка предложений о доработке проекта доклада подписывается руководителем Уполномоченного органа и приобщается к докладу.
34. В срок до 01 июня года, следующего за годом подготовки Уполномоченным органом перечня, Уполномоченный орган дорабатывает проект доклада с учетом предложений о доработке доклада (при необходимости), утверждает доклад и направляет его в Отдел.
VI. Рассмотрение доклада Отделом
35. Отдел в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления от Уполномоченного органа доклада, оценивает его на предмет соблюдения при подготовке доклада требований настоящего Порядка, а также требований к форме и содержанию доклада (далее - требования к докладу).
36. В случае если по результатам рассмотрения доклада Отделом сделан вывод о соблюдении Уполномоченным органом требований к докладу, Отдел в течение 10 рабочих дней со дня поступления от Уполномоченного органа доклада подготавливает заключение о результатах рассмотрения доклада по форме утверждаемой постановлением администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края (далее - заключение), и направляет его в адрес Уполномоченного органа с одновременным размещением заключения на официальном сайте.
37. В случае если по результатам рассмотрения доклада Отделом сделан вывод о несоблюдении Уполномоченным органом требований к докладу, Отдел в течение 10 рабочих дней со дня поступления от Уполномоченного органа доклада письменно уведомляет Уполномоченный орган о несоблюдении им требований к докладу и возвращает его на доработку без подготовки заключения с указанием замечаний, требующих устранения (далее - замечания) в целях получения заключения.
В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения замечаний дорабатывает доклад и направляет его в Отдел для повторного рассмотрения.
38. При наличии неурегулированных разногласий по результатам рассмотрения Отделом доклада в соответствии с пунктами 35 - 37 настоящего Порядка, Уполномоченный орган в срок не более 5 рабочих дней со дня его получения на доработку обеспечивает проведение согласительных процедур с Отделом с целью поиска взаимоприемлемого решения.
39. Отдел рассматривает доклад и оценивает его на предмет достижения или недостижения заявленных целей введения обязательных требований, полноты осуществленного Уполномоченным органом анализа обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, согласия либо несогласия с выводами и предложениями Уполномоченного органа по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований, в том числе с выводами о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований, а также соответствия обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ.
40. По результатам рассмотрения доклада и в соответствии с заключением Отдел в срок до 01 ноября года, следующего за годом подготовки Уполномоченным органом перечня, принимает одно из следующих решений в отношении каждого представленного в докладе муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК:
1) о возможности продления срока действия муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК, его отдельных положений (в отношении муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт администрации АМО СК или об отсутствии необходимости внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт администрации АМО СК (в отношении муниципальных нормативных правовых актов администрации АМО СК, срок действия которых не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК, его отдельных положений;
2) о необходимости проведения оценки фактического воздействия муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК устанавливающего обязательные требования.
41. В случае принятия Отделом решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 40 настоящего Порядка, Уполномоченный орган утверждает доклад в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня принятия такого решения Отделом, с одновременным размещением его на официальном сайте и исполняет решение Отдела путем подготовки соответствующего проекта муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК в порядке, предусмотренном законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами администрации АМО СК.
42. В случае принятия Отделом решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 40 настоящего Порядка, Уполномоченный орган проводит оценку фактического воздействия муниципального нормативного правового акта администрации АМО СК устанавливающего обязательные требования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.