Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 сентября 2003 г. N КА-А40/6419-03
Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее ГУ ОПФ РФ по г. Москве и Московской области) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ООО "Олимпия-Инк" штрафа в размере 10000 рублей за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ПФ РФ) на срок более 90 дней. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.03 в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит об отмене решения и постановления, указывая на нарушения арбитражным судом при его принятии ст.ст. 5, 11, 13, 25, 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 N 167-ФЗ. По мнению ГУ ОПФ РФ по г. Москве и Московской области вывод об отсутствии у органов ПФ РФ полномочий привлекать cтрахователей к ответственности за нарушение требований Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сделан судом без учета ст.ст. 34.1, 82 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ГУ ОПФ РФ по г. Москве и Московской области поддержал доводы и требования кассационной жалобы ООО "Олимпия-Инк", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения.
Как следует из обстоятельств дела, ГУ ОПФ РФ по г. Москве и Московской области обратилось в арбитражный суд за взысканием с ООО "Олимпия-Инк" в судебном порядке штрафа, наложенного на основании ч. 1 ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за нарушение ответчиком срока регистрации в качестве страхователя в органе ПФ РФ.
Отказывая в иске, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что законодательство Российской Федерации не предусматривает наделение органов ПФ РФ правом налагать штрафы на плательщиков взносов в ПФ РФ, поскольку законодательство о пенсионном обеспечении и законодательство о налогах и сборах, регулирующие спорные правоотношения (абз. 3 ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), не содержат указания на право страховщика применять к плательщикам страховых взносов штрафные санкции.
Однако вывод судов об отсутствии у органов ПФ РФ права налагать штрафы на страхователей ошибочен.
Основы правового положения субъектов обязательного социального страхования определены в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" (ст. 1 закона).
В качестве одного из правомочий страховщика, которым является и ПФ РФ, ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" указывает его право налагать на страхователей штрафы. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" составляет согласно абз. 1 ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство об обязательном пенсионной страховании.
В связи с этим регулирование правоотношений, связанных с контролем уплаты страховых взносов, осуществляется в силу абз. 3 ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на основании налогового законодательства и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с учетом ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".
Тем не менее, несмотря на неправильное применение судом норм материального права, требование о взыскании штрафа удовлетворению не подлежит.
Порядок привлечения страхователей Пенсионном фонде Российской Федерации к ответственности в виде штрафа за нарушение срока регистрации регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (абз. 3 ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Частью 1 статьи 115 НК РФ установлен срок давности взыскания санкции, предусматривающий право налогового органа (органа внебюджетного фонда) обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.
Исходя из существа допущенного ответчиком нарушения (регистрация с нарушением установленного законом срока), органу Пенсионного фонда Российской Федерации стало известно о нарушении в момент подачи заявления о регистрации. То есть, моментом обнаружения правонарушения является дата подачи заявления о регистрации.
Из решения суда и материалов дела следует, что с заявлением о регистрации ответчик обратился 21.10.02 и в это же день составлен акт, в то время как исковое заявление в суд о взыскании санкции за это нарушение подано исполнительным органом ПФ РФ только 23.04.03. В результате, шестимесячный срок на обращение в суд с требованием о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации в фонде, предусмотренный законом, исполнительным органом ПФ РФ не соблюден, в связи с чем основанием к отказу в иске является это обстоятельство.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 23 мая 2003 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-16431/03-75-225 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 сентября 2003 г. N КА-А40/6419-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании