Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Местной администрации
городского округа Баксан КБР
от 22 июля 2024 г. N 522
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа Баксан
1. Общие положения
1.1. Положение о системе оповещения населения городского округа Баксан разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", а также приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и от 31 июля 2020 г. N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения".
1.2. Положение определяет назначение, задачи системы оповещения населения городского округа Баксан (далее - система оповещения), требования к ней, порядке задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны (далее - ГО) и звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации городского округа Баксан (далее - звено ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения.
1.4. Система оповещения включается в систему управления ГО и звена ТП РСЧС, обеспечивающую доведение до населения, органов управления и сил ГО и звена ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления звена ТП РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.6. В общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
1.7. Система оповещения создается на следующих уровнях функционирования звена ТП РСЧС:
- на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
- на объектовом уровне - локальные системы оповещения.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности и химически опасные объекты. Организации оповещают работников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границей зоны действия муниципальной системы оповещения является граница территории городского округа Баксан.
Границами зоны действия локальных систем оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, химически опасных объектах.
1.8. КСЭОН создается на муниципальном и объектовом уровнях. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.9. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения являются составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводимых местной администрацией городского округа Баксан и организациями.
1.10. Системы оповещения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 N 578/365.
На системы оповещения оформляются паспорта, образцы которых приведены в приложении N 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 N 578/365.
2. Назначение и основные задачи систем оповещения
2.1. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и звена ТП РСЧС;
- сил ГО и звена ТП РСЧС;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций;
- дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории городского округа Баксан.
2.2. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и персонала организаций, перечисленных в пункте 1.7 настоящего Положения, объектового звена ТП РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- руководителей и дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, расположенных в границах зон действия локальных систем оповещения;
- людей, находящихся в границах зон действия локальных систем оповещения.
2.3. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления звена ТП РСЧС соответствующего уровня.
3. Порядок задействования системы оповещения
3.1. Задействование по предназначению системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации городского округа Баксан.
3.2. ЕДДС городского округа Баксан, дежурные (дежурно-диспетчерские службы) организаций, получив в системе управления ГО и ТП РСЧС сигналы Оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до главы местной администрации городского округа Баксан, руководителей организаций (собственников объектов, производств), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и звена ТП РСЧС соответствующего уровня.
3.3. Решение о задействования региональной, муниципальной, КСЭОН, локальных систем оповещения принимается соответственно:
- региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - РАСЦО) - Главой Кабардино-Балкарской Республики, начальником Главного управления МЧС России по КБР;
- муниципальная система оповещения, КСЭОН главой местной администрации г.о. Баксан с передачей информации в дежурную смену ЦУКС главного управления МЧС России по КБР;
- непосредственные действия (работы) по задействованию РАСЦО осуществляются дежурной сменой, дежурной сменой ЦУКС главного управления МЧС России по КБР, дежурной сменой ГДДС и дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемых к обеспечению оповещения.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению главы муниципального образования Северский район, руководителей организаций (собственников объектов, производств), в ведении которых находится соответствующая КСЭОН.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "муниципального образования Северский район" следует читать как "городского округа Баксан"
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурных диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется ГДДС, соответствующими дежурными (дежурными диспетчерскими) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
- ЕДДС, уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТП РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования муниципальной системы оповещения - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Передача сигналов оповещения, экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" длительностью до 3 минут путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест ЕДДС, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления звена ТП РСЧС. Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления ТП РСЧС совместно с органами повседневного управления городского округа Баксан.
3.5. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.6. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) городского округа Баксан.
3.7. Порядок действий ЕДДС, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления звена ТП РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами Федеральных органов исполнительной власти, законами Краснодарского края, муниципальными правовыми актами муниципального образования Северский район и организаций, перечисленных в пункте 1.7 настоящего Положения.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущены опечатки. Слова "законами Краснодарского края" следует читать как "законами КБР", слова "муниципального образования Северский район" следует читать как "городского округа Баксан"
3.8 Местная администрация городского округа Баксан, организации, в ведении которых находятся системы оповещения, постоянно действующие органы управления звена ТП РСЧС, органы повседневного управления звена ТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Поддержание в готовности системы оповещения населения
4.1. Сохранность, готовность и поддержание муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения организуется и осуществляется органом местного управления.
4.2. Готовность системы оповещения достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения;
- наличием дежурного ЕДДС, дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения, и надлежащим уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и надлежащим уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по совершенствованию систем оповещения.
4.3. С целью контроля поддержания в готовности системы оповещения организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности системы оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию системы оповещения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения, КСЭОН и РАСЦО проводятся два раза в год, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
Комплексные проверки готовности локальных систем оповещения проводятся во взаимодействии с местной администрацией городского округа Баксан не реже одного раза в год комиссиями из числа должностных лиц организаций.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка". В ходе работы комиссии проверяется выполнение всех требований настоящего Положения.
По результатам комплексных проверок готовности системы оповещения оформляются акты, в которых отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценки готовности системы оповещения, определяемые в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365, а также уточняется паспорт системы оповещения.
Технические проверки готовности к задействованию муниципальной, локальных систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" не реже одного раза в сутки.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска системы оповещения.
4.4. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования технических средств оповещения устанавливаются местной администрацией городского округа Баксан и организациями, создающими резерв технических средств оповещения.
5. Создание (реконструкция) и совершенствование систем оповещения населения
Основанием для создания, реконструкции и совершенствования (модернизации) и развития муниципальной системы оповещения является настоящее Положение.
Реализация мероприятий по созданию, реконструкции и совершенствованию (модернизации) муниципальной системы оповещения обеспечивается местной администрацией городского округа Баксан в соответствии с методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Внесение изменений в паспорт муниципальной системы оповещения отделом по делам ГО, ЧС и мобилизационной работе местной администрации городского округа Баксан в случае изменения данных и параметров (характеристик) муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения по результатам итоговых комплексных проверок, но не реже чем один раз в год.
На муниципальную систему оповещения разрабатывается паспорт по форме, рекомендованной Положением о системах оповещения.
Муниципальная система оповещения принимается в эксплуатацию на основании постановления местной администрации городского округа Баксан о принятии муниципальной системы оповещения в эксплуатацию.
Сведения о принятой в эксплуатацию муниципальной системы оповещения вносятся в настоящее Положение в виде приложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.