Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 26 марта 2024 г. N 619-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 9 августа 2011 г. N 349-ПП
Текстовая часть Государственной программы города Москвы "Развитие цифровой среды и инноваций"
1. Характеристика текущего состояния сферы создания и использования цифровых технологий, сферы развития средств массовой информации и рекламы, сферы инноваций
1.1. Характеристика текущего состояния сферы создания и использования цифровых технологий
Текущее состояние сферы создания и использования цифровых технологий характеризуется стремительным развитием информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием в городе Москве. В этих условиях цифровая трансформация отраслей экономики, социальной и иных сфер, а также системы государственного управления является ключевым фактором, способным обеспечить устойчивый экономический рост, повышение качества жизни населения и эффективности государственного управления.
Город Москва находится среди лидеров по уровню цифровой трансформации. Важнейшими факторами, способствующими ускоренному цифровому развитию, является проведение комплексной политики внедрения цифровых технологий в основных отраслях экономики и социальной сферы города Москвы, ориентированной на запросы и потребности каждого жителя, активное вовлечение жителей и представителей инновационного бизнес-сообщества в реализуемые цифровые проекты, в результате чего были разработаны базовые информационные системы и ресурсы, сформированы технические и организационные основы для дальнейшей цифровой трансформации.
В рамках Государственной программы города Москвы "Развитие цифровой среды и инноваций" (далее - Государственная программа) осуществляются мероприятия, направленные на развитие и поддержку инфраструктуры цифровых технологий, связи и других элементов экосистемы цифровой экономики города Москвы. При реализации мероприятий Государственной программы осуществляется взаимодействие Департамента информационных технологий города Москвы с иными органами исполнительной власти города Москвы в целях формирования и внедрения современных информационно-коммуникационных решений в различных отраслях экономики, социальной сферы и городского управления с использованием "сервисной модели" как эффективного способа обеспечения нужд города Москвы, которая подразумевает приобретение в установленном порядке необходимых товаров (работ, услуг) одновременно с сопутствующими оборудованием и сервисом.
Расширяются зоны доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) посредством подключения к беспроводным сетям Wi-Fi в парках, на транспорте общего пользования, в культурно-досуговых центрах, музеях, библиотеках, общежитиях образовательных организаций высшего образования. В настоящее время в городе Москве количество точек бесплатного доступа к сети Интернет (Moscow_WiFi_Free) составляет более 25 тыс. единиц. Сплошное покрытие территории города Москвы сетями подвижной радиотелефонной связи позволило внедрить городские и коммерческие сервисы во все отрасли экономики, социальной сферы и городского управления. При этом тарифы на услуги подвижной радиотелефонной связи в городе Москве являются одними из самых низких в мире.
В городе Москве продолжает развиваться система организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В настоящее время более 65 процентов государственных услуг предоставляются в электронной форме. Активно совершенствуются цифровые каналы коммуникаций с жителями города Москвы, направленные в том числе на расширение возможностей участия граждан в управлении городом (проекты "Активный гражданин", "Электронный дом", "Город идей", "Город заданий", портал "Наш город", Общегородской контакт-центр и другие городские проекты).
Правительством Москвы продолжается работа по реализации комплекса мер в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в том числе в электронной форме. В настоящее время филиалы Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - МФЦ) обслуживают 130 районов и поселений города Москвы, в том числе функционируют 8 МФЦ, из них: 7 МФЦ окружного значения по Центральному административному округу, Юго-Западному административному округу, Юго-Восточному административному округу, Восточному административному округу, Южному административному округу, Северному административному округу, Северо-Западному административному округу и один МФЦ городского значения.
Расширение межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных, муниципальных услуг и иных услуг в городе Москве позволило существенно сократить количество личных посещений гражданами государственных органов и организаций для получения необходимых документов, а также сократить сроки их предоставления. Развитие элементов комплексной цифровой экосистемы в городе Москве сформировало принципиально новую модель взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (портал mos.ru) стал основой такой цифровой экосистемы, посредством которой гражданам, в том числе представителям бизнеса, предоставляется доступ к городским услугам и цифровым сервисам. В настоящее время посредством портала mos.ru можно получить и использовать более 420 электронных услуг и сервисов.
Основными элементами цифрового пространства в сфере здравоохранения являются общегородские сервисы автоматизированной информационной системы города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы" (далее - ЕМИАС). Наиболее востребованные и значимые из них: дистанционная запись на прием к врачу (с возможностью отмены и переноса записи), дистанционное прикрепление к медицинским организациям государственной системы здравоохранения города Москвы (поликлиники для обслуживания взрослого и детского населения, включая стоматологические поликлиники, и женские консультации), доступ к электронной медицинской карте, содержащей информацию об оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и электронные истории болезни в случае госпитализации. В электронной медицинской карте можно ознакомиться с протоколами осмотров врачей, результатами анализов и инструментальных исследований, назначениями, сделанными лечащим врачом при лечении в больнице, информацией о вакцинации, больничных, вызовах скорой помощи, медицинскими справками и заключениями. В ЕМИАС зарегистрированы порядка 13,4 млн пациентов.
В сфере образования реализуется проект "Московская электронная школа" (далее - МЭШ), целью которого является качественное улучшение образовательного процесса за счет использования современного образовательного контента и внедрения цифровых технологий. МЭШ представляет собой единую образовательную цифровую среду, обеспечивающую учет возможностей всех категорий обучающихся.
МЭШ функционирует во всех государственных общеобразовательных организациях города Москвы, является платформой, которая содержит образовательные материалы, инструменты для их создания и редактирования. МЭШ обеспечивает автоматизацию большинства организационных, методических и педагогических задач и поддержку дистанционных форм обучения (виртуальные лаборатории для проведения виртуальных экспериментов, видеоуроки и другие аналогичные сервисы, инструменты и материалы). Также цифровые сервисы МЭШ позволяют учащимся в режиме онлайн следить за расписанием уроков и дополнительных занятий в школе и городских кружках и секциях, получать полную информацию по текущим результатам обучения, домашнее задание и другую информацию. Доступ к сервисам МЭШ имеют более 3 млн пользователей.
В целях создания единого образовательного пространства в Российской Федерации городом Москвой реализуются мероприятия по содействию внедрению и функционированию современной цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации. При этом комплекс этих мероприятий выполняется поэтапно и предусматривает в том числе их осуществление за счет средств бюджета города Москвы, включая создание и модернизацию программного обеспечения информационных систем города Москвы.
В городе Москве для осуществления мониторинга за состоянием объектов инфраструктуры, выявления нарушений в сферах строительства, архитектуры и благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли, природопользования и охраны окружающей среды, а также для обеспечения безопасности граждан функционирует городская система видеонаблюдения, информация из которой поступает в государственную информационную систему "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ЕЦХД). Сервисы ЕЦХД позволяют получать доступ к видеоизображениям в режиме реального времени или к архивным видеоизображениям.
В городе Москве продолжается реализация проекта "Социальная карта". Социальная карта обеспечивает получение держателями такой карты мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда или проезда по льготному тарифу на транспорте общего пользования, адресной социальной помощи и социальных услуг, получение медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования. Социальную карту также можно использовать в качестве единого читательского билета, пропуска в государственные общеобразовательные организации и организации дополнительного образования (школы искусств) города Москвы, для бесплатного посещения музейных экспозиций и выставок города Москвы, участвующих в проекте "Музеи - детям", получения иных возможностей, определяемых электронными приложениями социальной карты, в том числе приобретение (получение) товаров (услуг) со скидками, включая услугу социального такси. Среднее количество социальных карт, находящихся в обращении, составляет 5,01 млн штук.
К числу проблем сферы информационно-коммуникационных технологий, на решение которых направлена Государственная программа, относятся:
- непрерывный рост спроса на цифровые технологии, который может опередить текущие возможности (в части готовности инфраструктуры к реализации цифровой экономики, использования передовых технологий, стоимости решений, кадровой обеспеченности, требований по импортозамещению);
- ограниченное предложение оборудования для рынка информационно-коммуникационных технологий (в том числе увеличение сроков на его поставку и производство) ввиду воздействия ряда финансово-экономических, экологических и политических факторов;
- установление отдельных ограничений развития отрасли информационно-коммуникационных технологий;
- рост числа киберугроз и компьютерных атак на информационные системы и ресурсы города Москвы.
1.2. Характеристика текущего состояния сферы развития средств массовой информации и рекламы
В течение последних лет в сфере развития средств массовой информации и рекламы отмечается тенденция активного перехода печатных средств массовой информации в электронный формат, использование электронно-цифровых технологий смены изображения на информационных полях рекламных конструкций (далее - цифровые рекламные конструкции). Однако, несмотря на активное развитие цифровых технологий, реклама, периодические печатные издания, книги и иная полиграфическая продукция занимают значимое место в медиапространстве благодаря использованию новых форматов взаимодействия с аудиторией, новых форм подачи и распространения информации и печатных изданий. Преимущество печатной прессы - качественная аналитика, уникальность подачи информации, выбор востребованных и квалифицированных экспертов, обратная связь и особое доверие читателей, высокая степень верификации контента.
Продолжается работа по борьбе с визуально засоряющими облик города незаконными рекламными и информационными конструкциями. Так, за 2023 год демонтировано 37 460 рекламных и информационных конструкций.
В рамках Государственной программы предполагается реализация мероприятий, направленных на развитие рекламы, печатных средств массовой информации и популяризации книгоиздания, включая содействие в производстве и распространении социально ориентированной периодической печатной и книжной продукции, проведение фестивалей, конкурсов, форумов и других международных и региональных мероприятий, модернизацию рекламных конструкций и увеличение доли цифровых рекламных конструкций на территории города Москвы.
В целях патриотического, нравственного и художественного воспитания граждан Государственной программой предусмотрены меры, направленные на создание и распространение качественных аудиовизуальных произведений различных жанров и тематики.
К числу сохраняющихся проблем сферы развития средств массовой информации и рекламы, на решение которых направлена Государственная программа, относятся:
- технологическая зависимость от иностранных поставщиков, как следствие - необходимость ускоренного развития импортозамещения;
- преобладание в медиапространстве новостных и развлекательных программ в ущерб социально ориентированному контенту образовательного, познавательного и просветительского характера, отсутствие должного интереса к подобного рода контенту;
- незаконное размещение рекламных и информационных конструкций, визуально засоряющих облик города Москвы.
1.3. Характеристика текущего состояния сферы инноваций
В настоящее время инновационное развитие становится неотъемлемым источником повышения эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности. Расширяются возможности для появления новых продуктов и технологий.
Повышение эффективности технологической инфраструктуры города Москвы способствует формированию сбалансированного и устойчиво развивающегося инновационного сектора экономики города Москвы.
По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент), город Москва занимает лидирующее место среди субъектов Российской Федерации по объему инновационных товаров, работ и услуг, а также является лидером по количеству заявок на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец и выданных патентов.
Большая часть российского венчурного рынка сконцентрирована в городе Москве (84 процента общего объема инвестиций и 66 процентов количества сделок в Российской Федерации). В столице осуществляют свою деятельность более 120 венчурных фондов, поддерживающих технологические компании, находящиеся на разных стадиях развития. С целью создания благоприятных условий для развития венчурного инвестирования создан и функционирует Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы.
В целях развития инновационного потенциала города Москвы, создания условий для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации на территории города Москвы создан Московский инновационный кластер (далее - Кластер), обеспечивающий координацию взаимодействия субъектов деятельности в сфере промышленности, науки, образования, связи и иных сферах, и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, цифровой основой которого является специализированная ИТ-платформа i.moscow. С помощью ИТ-платформы i.moscow на безвозмездной основе оказывается поддержка участникам Кластера, в том числе обеспечивается интеграционное взаимодействие его участников и автоматизация процесса предоставления мер поддержки. По итогам 2023 года число участников и партнеров Кластера составляет 38 333 из 84 субъектов Российской Федерации. Для реализации совместных проектов в различных отраслях экономики в составе Кластера создаются межотраслевые кластеры. Число участников межотраслевых кластеров превысило 1,1 тыс. участников.
В городе Москве расположено более 1 600 объектов инновационной инфраструктуры, в том числе: 48 технопарков, включая инвестиционные приоритетные проекты по их созданию, 176 коворкингов, 51 инжиниринговый центр и центр прототипирования, 140 центров коллективного пользования научным и технологическим оборудованием, 46 центров молодежного инновационного творчества и других объектов. Функционируют более 800 научных и исследовательских организаций, свыше 28 тыс. производственных организаций и 41 тыс. организаций в сфере цифровых технологий. В рамках реализации проекта по созданию инновационного научно-технологического центра "Инновационный научно-технологический центр МГУ "Воробьевы горы" в 2023 году открылся первый флагманский кластер "Ломоносов", резидентами которого стали 64 высокотехнологичные компании.
Реализуются меры поддержки, направленные на развитие инновационной деятельности в городе Москве, в том числе финансовая поддержка участников Кластера в целях обеспечения правовой охраны исключительных прав на изобретения и полезные модели, проведения пилотных тестирований инновационных решений в городе Москве, а также физических лиц, осуществивших инвестиции в развитие стартапов и высокотехнологичных компаний из числа участников Кластера, ежегодные конкурсы на соискание премий Мэра Москвы "Лидеры цифровой трансформации" и "Новатор Москвы", иные меры поддержки.
В сфере инноваций отмечаются следующие проблемы, на решение которых направлена Государственная программа:
- закрытие почти трети технологических компаний в первые три года существования, отсутствие крупных и узнаваемых на мировом рынке технологических компаний с капитализацией более 85 млрд рублей;
- отсутствие роста изобретательской активности в городе Москве, общее количество поданных заявок на изобретения за период 2019 - 2023 годов не превышало в среднем 5,2 тыс. в год (по данным Роспатента);
- наличие финансовых барьеров, являющихся ключевым сдерживающим фактором на пути развития инновационного бизнеса. Среди наиболее значимых барьеров 8 процентов технологических компаний, зарегистрированных на территории города Москвы, выделяют недостаток собственных средств и 6,4 процента - высокую стоимость нововведений.
2. Прогноз развития сферы создания и использования цифровых технологий, сферы развития средств массовой информации и рекламы, сферы инноваций. Планируемые показатели и результаты Государственной программы
Дальнейшее развитие сферы создания и использования цифровых технологий определено глобальными мировыми тенденциями, потребительским спросом, предпочтениями населения, моделями его поведения и обеспечивает реализацию комплексных цифровых преобразований в целях поддержки и развития цифровой экономики посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений ("умный город") в городе Москве. Цифровая трансформация является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. В рамках указанной цели предполагается внедрение сквозных цифровых технологий в ключевые отрасли экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранение и образование, а также в систему городского управления.
Изменения в сфере развития средств массовой информации и рекламы обусловлены необходимостью создания и распространения качественных аудиовизуальных произведений различной тематики и жанров, цифровизации рекламных конструкций на территории города в целях повышения качества городской и информационной среды, развития рынка наружной рекламы, а также высокотехнологичных качественных продуктов сетевых изданий, периодических печатных и книжных изданий, направленных на патриотическое, нравственное и художественное воспитание населения и формирование гражданского общества.
Развитие сферы инноваций в результате реализации Государственной программы приведет к расширению инновационного сектора экономики города Москвы, увеличению количества организаций, осуществляющих деятельность в сфере инноваций, росту инвестиций в высокотехнологичные проекты, стимулированию спроса на инновационную продукцию, увеличению количества научных исследований и разработок и коммерциализацию их результатов, развитию рынка интеллектуальной собственности.
Одним из базовых результатов Государственной программы является практическая реализация во всех отраслях экономики, социальной сферы и городского управления следующих принципов:
- активное участие граждан в жизни общества и в принятии решений по городским вопросам, внедрение механизмов цифрового правительства;
- применение технологий искусственного интеллекта для решения городских задач;
- ориентация на человека, обеспечение равных возможностей для всех категорий граждан, создание полноценной безбарьерной среды за счет использования цифровых технологий;
- формирование условий для широкомасштабного использования электронных документов с целью повышения эффективности использования ресурсов и прозрачности городского управления;
- использование "сквозных" цифровых технологий;
- формирование благоприятных условий для производителей высокотехнологичной продукции;
- развитие инновационной инфраструктуры;
- разработка и внедрение механизмов стимулирования спроса на инновационную продукцию, в том числе в форме пилотных тестирований инновационных решений на городских площадках.
Реализация мероприятий Государственной программы позволит обеспечить:
- к 2026 году увеличение доли государственных услуг, предоставленных в электронной форме (в общем количестве предоставленных государственных услуг) до 80 процентов;
- к 2026 году увеличение количества участников и партнеров Кластера на территории города Москвы до 44 тысяч;
- к 2028 году увеличение доли цифровых рекламных конструкций до 80 процентов.
3. Цели и задачи Государственной программы, описание структурных элементов Государственной программы
Целями Государственной программы являются:
- обеспечение устойчивого роста качества жизни москвичей и благоприятных условий ведения предпринимательской и иной деятельности за счет использования цифровых технологий;
- централизованное, сквозное и прозрачное управление городом Москвой на основе больших данных и с использованием технологий искусственного интеллекта;
- повышение эффективности государственных расходов, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства в сфере цифровых технологий;
- формирование устойчиво развивающегося инновационного сектора экономики города Москвы;
- повышение инновационной активности бизнеса и создание благоприятных условий для увеличения количества организаций, осуществляющих инновационную деятельность в городе Москве;
- обеспечение приоритета интересов граждан при предоставлении государственных услуг в городе Москве, в том числе по экстерриториальному принципу;
- повышение информированности, а также культурного и образовательного уровня жителей города Москвы за счет развития средств массовой информации и популяризации книгоиздания.
Для достижения указанных целей Государственной программы необходимо решить следующие задачи:
- определение долгосрочных направлений развития цифровых технологий, формирование единых принципов и стандартов их внедрения во все сферы жизнедеятельности города Москвы;
- создание и внедрение эффективных механизмов и городских решений с использованием цифровых технологий во все городские сферы;
- создание благоприятных условий для развития цифровых технологий в городе Москве, снижение административных барьеров, содействие повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности города Москвы;
- обеспечение равноправного доступа физических и юридических лиц, а также органов исполнительной власти города Москвы к современной цифровой инфраструктуре и среде;
- предоставление персонифицированных государственных услуг в электронной форме, повышение их качества и усиление роли цифровых технологий в обеспечении жизнедеятельности города Москвы на уровне мировых стандартов;
- совершенствование системы поддержки инновационной деятельности в городе Москве, в том числе при помощи развития инновационной инфраструктуры и стимулирования спроса на инновационную продукцию;
- популяризация и организация информационной поддержки инновационной деятельности в городе Москве;
- развитие сети МФЦ, в том числе в части создания МФЦ окружного значения, для получения жителями города Москвы государственных и муниципальных услуг в МФЦ.
Государственная программа состоит из 6 подпрограмм, реализация которых обеспечит достижение поставленных целей и решение задач:
- подпрограмма "Повышение качества, доступности и эффективности предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций";
- подпрограмма "Повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет внедрения цифровых технологий";
- подпрограмма "Развитие и поддержка инфраструктуры информационных технологий и связи для формирования экосистемы цифровой экономики города Москвы;
- подпрограмма "Развитие средств массовой информации и рекламы";
- подпрограмма "Обеспечение разработки, внедрения и использования общегородских платформ данных города Москвы";
- подпрограмма "Инновационная Москва".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере создания и использования цифровых технологий, в сфере развития средств массовой информации и рекламы, в сфере инноваций
Важнейшим условием успешной и эффективной реализации Государственной программы является дальнейшее совершенствование законодательства в сферах создания и использования цифровых технологий, развития средств массовой информации и рекламы, инноваций, в том числе формирование надлежащей правовой базы, направленной на поддержку и развитие в городе Москве условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, граждан и государства.
В целях совершенствования правового регулирования, актуализации правовой базы в городе Москве проводится мониторинг правовых актов города Москвы, а также осуществляется работа по формированию единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи субъектам правоотношений в сферах создания и использования цифровых технологий, развития средств массовой информации и рекламы, инноваций.
5. Сведения о взаимосвязи с национальными целями развития Российской Федерации, показателями для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации
Реализация Государственной программы непосредственно направлена на достижение национальной цели "Цифровая трансформация", а также показателя для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации "Цифровая зрелость" органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 26 марта 2024 г. N 619-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.