В целях внедрения организационных решений, направленных на повышение доступности первичной медико-санитарной помощи населению Мурманской области в рамках пациент-ориентированной модели медицинской организации, Правительство Мурманской области постановляет:
утвердить прилагаемую региональную программу "Повышение результативности первичной медико-санитарной помощи" в Мурманской области на 2024 - 2030 годы.
Губернатор Мурманской области |
А. Чибис |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от 20.08.2024 N 566-ПП
Региональная программа
"Повышение результативности первичной медико-санитарной помощи" в Мурманской области на 2024 - 2030 годы
Паспорт
региональной программы "Повышение результативности первичной медико-санитарной помощи" в Мурманской области на 2024 - 2030 годы (далее - Программа)
Наименование Программы |
"Повышение результативности первичной медико-санитарной помощи" в Мурманской области на 2024 - 2030 годы |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство здравоохранения Мурманской области |
Участники Программы |
Министерство труда и социального развития Мурманской области |
Срок реализации Программы |
2024 - 2030 годы |
Цель Программы |
Внедрение организационных решений, направленных на повышение доступности первичной медико-санитарной помощи в условиях кадрового дефицита |
Задачи Программы |
- повышение доступности первичной медико-социальной помощи населению в амбулаторных условиях за счет использования новых организационных решений; - реализация комплекса мер, направленных на повышение удовлетворенности пациентов при оказании ПМСП, в том числе посредством создания комфортных условий пребывания в медицинских организациях, на основе принципов пациенто-ориеитированности; - совершенствование методов работы по повышению грамотности населения в вопросах здоровья и приверженности здоровому образу жизни |
Основные целевые показатели эффективности реализации Программы |
- доля населения, удовлетворенного временем ожидания медицинской услуги с момента возникновения потребности в медицинской помощи до момента её получения, %; - оценка общественного мнения об удовлетворенности населения медицинской помощью, %; - число повторных экстренных госпитализаций в течение 30 суток после выписки по одному и тому же классу заболеваний (госпитализации); - доля лиц, которым оказана скорая медицинская помощь по причине обострения хронических заболеваний (коды МКБ: I20.8, I11, I21, I64, I49, R00: J44, J45, J46, Е10-Е14), из числа прикрепленного населения, %; - случаи госпитализации с диагнозами "Хроническая сердечная недостаточность", "Гипертоническая болезнь"; - случаи госпитализации с диагнозом "Сахарный диабет" (на 100 тысяч жителей); - доля злокачественных новообразований, выявленных на I-II стадиях, % |
Финансовое обеспечение реализации Программы |
Предусмотрено государственной программой Мурманской области "Здравоохранение" |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях; - увеличение доли граждан, удовлетворенных оказанием ПМСП |
Перечень основных мероприятий Программы |
В рамках Программы будут реализованы мероприятия, направленные: - на повышение доступности первичной медико-санитарной помощи; реализацию системы управления качеством и- безопасностью медицинской деятельности; - обеспечение преемственности между уровнями оказания медицинской помощи; - реализацию мер по сопровождению пациента на всем жизненном пути и в различных жизненных ситуациях; - повышение грамотности населения в вопросах здоровья и приверженности здоровому образу жизни; - обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи с использованием цифровых сервисов; реализацию мер, направленных на повышение удовлетворённости пациентов; - улучшение показателей общественного здоровья |
Общая характеристика организации первичной медико-санитарной помощи в Мурманской области
На 01.01.2024 первичная медико-санитарная помощь (далее - ПМСП) жителям Мурманской области оказывается в 5 самостоятельных поликлиниках (2 взрослых, 3 детских), 3 стоматологических поликлиниках, 4 диспансерах и 27 амбулаторно-поликлинических структурных подразделениях в составе медицинских организаций (16 взрослых, 11 детских). Кроме того, в структуру государственных областных учреждений здравоохранения, оказывающих ПМСП, входят 24 ФАПа, 1 ФЗП, 16 врачебных амбулаторий, 5 отделений врачей общей практики, 33 кабинета врачей общей практики.
В Мурманской области отсутствуют населенные пункты, не имеющие прикрепления к медицинской организации или ее структурному подразделению. В целях оценки территориальной доступности медицинских организаций используется геоинформационная подсистема единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, содержащая информацию о населенных пунктах с численностью проживающего в них населения, транспортной инфраструктуре, медицинских организациях.
В медицинских организациях используются 3 локальные медицинские информационные системы: МИС "Ариадна", МИС "Самсон", МИС "Медиалог". К 01.01.2025 запланирован полный переход на единую медицинскую информационную систему.
Учитывая особенности региона (отсутствие центра обработки данных, историческое наличие нескольких медицинских информационных систем), при первоначальном определении стратегии развития было принято решение об использовании интеграционного варианта регионального сегмента ЕГИСЗ, при котором децентрализованные информационные системы объединяются в единый комплекс и осуществляют информационное взаимодействие с использованием интеграционной шины. В субъекте интеграционная схема реализована на базе линейки продуктов компании "Нетрика", предоставляющей полный набор инструментов для взаимодействия между информационными системами регионального и федерального уровня, а также иными системами.
Реализована "Интегрированная электронная медицинская карта", которая призвана осуществлять преемственность оказания медицинской помощи. Система обеспечивает консолидацию на уровне региона сведений об оказанной медицинской помощи из всех источников: поликлиник, стационаров, системы диспетчеризации скорой медицинской помощи, лабораторных информационных систем, систем обмена данными инструментальных исследований.
Для обеспечения информационного взаимодействия между медицинскими организациями также используются централизованные подсистемы "Обмен данными лабораторных исследований", "Обмен данными инструментальных исследований", "Управление очередями", региональная телемедицинская информационная система, центральный архив медицинских изображений, региональная информационная система автоматизации льготного лекарственного обеспечения, региональная информационная система "Теле ЭКГ", а также 5 централизованных подсистем по профилям оказания медицинской помощи (онкология, сердечно-сосудистые заболевания, профилактика, инфекционные заболевания, акушерство и гинекология).
В Мурманской области функционирует децентрализованная модель работы с расписанием записи на прием к врачу. Медицинские организации ведут расписание самостоятельно, пациент на прием к врачу может записаться 4 способами:
через медицинские информационные системы медицинских организаций (в т.ч. через их кол-центры, регистратуры, инфоматы); через личный кабинет "Мое здоровье" на ЕПГУ;
через региональный портал записи к врачу;
через единый кол-центр Министерства здравоохранения Мурманской области.
Приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 24.11.2022 N 695 закреплен рекомендованный минимальный 60%-ный уровень конкурентных слотов от их общего числа. В Мурманской области регламентировано осуществление Министерством здравоохранения Мурманской области и МИАЦ ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" (далее - МИАЦ) контроля за ведением расписания. МИАЦ на основании оперативных данных осуществляет технический контроль за полнотой ведения расписания, соблюдением конкурентности слотов, корректностью подключения МИС. В 2023 году в регионе введен в эксплуатацию "Лист ожидания" записи на прием к врачу. В случае обращения пациента через кол-центр с целью записи при отсутствии вакантных слотов пациенту предоставляется возможность оставить заявку на включение его в "Лист ожидания". Внедрение механизма "Лист ожидания" позволяет фиксировать информацию о необходимости записи граждан в медицинские организации Мурманской области, в том числе в условиях отсутствия свободных слотов в расписании. При внедрении данного механизма значительно снижается риск того, что пациент не получит медицинскую помощь в гарантированные сроки, и, как следствие, повышается уровень удовлетворенности медицинской помощью. Кроме того, в случае отмены/изменения записи на прием в медицинскую организацию другими пациентами возможно оперативное управление и заполнение расписания пациентами из "Листа ожидания".
Доступность первичной медико-санитарной помощи в Мурманской области обеспечивается в том числе за счет оптимизации нагрузки на врача, ведущего амбулаторный прием. Таким образом, достигается дополнительная пропускная способность на приеме целевых групп пациентов без ухудшения качества оказываемой медицинской помощи. Оптимизация нагрузки на врача, ведущего амбулаторный прием, реализуется путем распределения потоков пациентов через создание дополнительных служб: неотложной медицинской помощи, оказания медицинской помощи на дому, медико-социальных отделений, выездных бригад для оказания паллиативной медицинской помощи.
Оказание неотложной медицинской помощи осуществляется во время работы поликлиник, включая субботу. Основная нагрузка в службе неотложной медицинской помощи для взрослых возложена на фельдшеров, руководство отделениями неотложной помощи осуществляет врач. В педиатрической практике распределение функций между врачом и фельдшером осуществляется с учетом установленных критериев по возрасту ребенка и его состоянию. Все фельдшеры наделены правом экспертизы временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законодательством. С целью поддержания уровня компетенций реализуется система непрерывного образования фельдшеров кабинетов неотложной медицинской помощи в зависимости от потребностей системы здравоохранения Мурманской области. Бригады неотложной медицинской помощи оснащены необходимым оборудованием и лекарственными средствами, внедрена практика использования планшетов с удаленным доступом к информационной системе "Интегрированная электронная медицинская карта".
Кроме создания дополнительных служб реализован принцип передачи части функций врача средним медицинским работникам, от них - немедицинским работникам в виде организации доврачебных приемов (фельдшеры, акушерки, медицинские сестры врача общей практики (семейного врача), сестринских постов, кабинетов выписки лекарств, кабинетов оформления документов.
Развитие выездных форм оказания медицинской помощи в Мурманской области проводится по двум направлениям: организация выездов бригад врачей-специалистов центральных районных больниц в отдаленные населенные пункты, в том числе с применением передвижных медицинских комплексов, и организация выездов врачей-консультантов областного центра в центральные районные больницы.
В Мурманской области функционируют 25 ФАПов и 16 врачебных амбулаторий, в том числе в июле 2024 года завершено строительство ФАПа в нп Белое Море. В августе 2024 года планируется завершение строительства ФАПа в с. Кузомень.
Кроме того, по предложению Губернатора Мурманской области было принято решение о создании дополнительных, новых для Мурманской области, условий для повышения доступности медицинской помощи населению в виде организации работы "медицинских шаттлов", включающих в себя: выделение специального транспорта, обеспечивающего регулярную безвозмездную перевозку пациентов из населенного пункта проживания в населенный пункт получения ими медицинской помощи и обратно, подстройку расписания приема врачей и организацию записи к врачам-специалистам с учетом графика выездов "медицинского шаттла".
Выездными формами работы охвачены все муниципальные образования (за исключением областного центра), на территории которых медицинская помощь оказывается медицинскими организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Мурманской области.
В настоящее время использование "медицинских шаттлов" осуществляется 6 медицинскими организациями: ГОБУЗ "Кандалакшская центральная районная больница", ГОБУЗ "Кольская центральная районная больница", ГОАУЗ "Мончегорская центральная районная больница", ГОБУЗ "Ловозерская центральная районная больница", ГОБУЗ "Печенгская центральная районная больница", ГОБУЗ "Апатитско-Кировская центральная районная больница".
На сегодняшний день на территории региона организовано 14 маршрутов "медицинских шаттлов".
Помимо этого, с мая 2023 года осуществляется перевозка пациентов по маршруту Апатиты - Кировск - Апатиты. По своей сути это рейсовый автобус, который каждый будний день осуществляет по 6 выездов (или 12 рейсов).
Выезды врачей-консультантов областного центра осуществляются в соответствии с утвержденным графиком. Состав бригады формируется индивидуально под каждый выезд с учетом потребности населения муниципального образования в том или ином враче-специалисте.
Преемственность оказания медицинской помощи организована следующим образом:
- передача сведений о вызовах скорой медицинской помощи в поликлинику по месту прикрепления пациента по защищенных каналам связи (vipnet) для организации активного посещения пациента врачом или фельдшером;
- маршрутизация вызовов скорой медицинской помощи, по которым не требуется госпитализация и выезд бригады, на медицинскую организацию, к которой прикреплен пациент, для ведения мониторинга и выяснения причины обращения пациента в отделение скорой медицинской помощи;
- передача информации о госпитализации пациента по экстренным показаниям в поликлинику по месту прикрепления по защищенным каналам связи (vipnet).
В целях внедрения порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций для медицинских работников проводятся на регулярной основе обучающие семинары, мастер-классы и конференции. В рамках выездных проверок Министерством здравоохранения Мурманской области проводится контроль за соблюдением порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций со стороны медицинских работников при оказании медицинской помощи.
В целях повышения грамотности населения в вопросах здоровья и формирования здорового образа жизни реализуется региональная программа "Укрепление общественного здоровья в Мурманской области" на 2020 - 2024 годы, в рамках которой реализуются следующие мероприятия: выпуск на региональных и муниципальных каналах телевидения и радиовещания тематических программ, репортажей по профилактике заболеваний и факторов риска их развития с привлечением ведущих специалистов здравоохранения Мурманской области; прокат социальных видеороликов на федеральных и региональных каналах телевидения; трансляция социальных аудиороликов на региональных и муниципальных радиостанциях; размещение публикаций (тематические статьи, модули, заметки, рубрики) в печатных изданиях на актуальные темы здравоохранения; разработка макетов, тиражирование (не менее 250000 экземпляров) и распространение информационных материалов (плакаты, памятки, буклеты, листовки) и сувенирной продукции с нанесением тематических надписей (ручки, календари, блокноты, светоотражающие и силиконовые браслеты, светоотражающие брелоки) по профилактике хронических неинфекционных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, популяризации диспансеризации и профилактического медицинского осмотра.
В рамках реализации федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография" и в соответствии с региональной программой "Укрепление общественного здоровья в Мурманской области" на 2020 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2020 N 19-ПП, с 2021 года в регионе внедряются корпоративные программы укрепления здоровья работающих в организациях, учреждениях и на предприятиях Мурманской области.
На сегодняшний день 55 организаций, предприятий и учреждений области реализуют 68 корпоративных программ по укреплению здоровья работающих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы является внедрение организационных решений, направленных на повышение доступности первичной медико-санитарной помощи в условиях кадрового дефицита.
Задачами программы являются повышение доступности ПСМП населению в амбулаторных условиях за счет использования новых организационных решений, реализация комплекса мер, направленных на повышение удовлетворенности пациентов при оказании ПМСП, в том числе посредством создания комфортных условий пребывания в медицинских организациях, на основе принципов пациентоориентированности, совершенствование методов работы по повышению грамотности населения в вопросах здоровья и приверженности здоровому образу жизни.
Реализация программы должна привести к следующим результатам:
- обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях;
- увеличение доли граждан, удовлетворенных оказанием ПМСП.
Постановление Правительства Мурманской области от 20 августа 2024 г. N 566-ПП "Об утверждении региональной программы "Повышение результативности первичной медико-санитарной помощи" в Мурманской области на 2024 - 2030 годы"
Вступает в силу с 20 августа 2024 г.
Опубликование:
электронный бюллетень Правительства Мурманской области (www.npa.gov-murman.ru) 20 августа 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 20 августа 2024 г. N 5100202408200001