Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 579819-8 "О внесении изменений в статью 846 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Проект) рассмотрен по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Проект внесен в Государственную Думу депутатами Неверовым С.И., Костенко Н.В.
Проект предусматривает дополнение статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пунктом 4 следующего содержания: "банк не вправе заключать договор банковского счета с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет без письменного согласия их законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Кодекса".
В пояснительной записке к Проекту необходимость внесения изменений в статью 846 ГК РФ обосновывается отсутствием определенности в отношении необходимости получения согласия родителей для заключения несовершеннолетним от 14 до 18 лет договора банковского счета, что не способствует формированию единообразной правоприменительной практики, а также необходимостью защиты прав несовершеннолетних.
По Проекту имеются следующие замечания.
1. Проект не разрешает какую-либо проблему, а дополнительно создает неопределенность в вопросе о том, требуется ли получение согласия законных представителей для заключения несовершеннолетним договора банковского счета в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 26 ГК РФ.
Действующие положения ГК РФ не содержат прямого указания на то, требуется ли получение согласия законных представителей для заключения договора банковского счета несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет. Ответ на этот вопрос следует из системного толкования пунктов 1 и 2 статьи 26 ГК РФ, а также законодательства, регулирующего отношения, поименованные в пункте 2 названной нормы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 ГК РФ для заключения сделок несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет требуется получение согласия родителей. В пункте 2 указанной статьи установлены исключения, среди которых не указано заключение договора банковского счета, что, очевидно, означает применение к этому случаю общего правила пункта 1 статьи 26 ГК РФ о необходимости получения согласия родителей.
Действующее законодательство Российской Федерации уже исходит из того, что по общему правилу для заключения договора банковского счета необходимо получить согласие родителей. Упоминаемая в пояснительной записке к Проекту неопределенность в этом вопросе обусловлена не несовершенством положений ГК РФ, а является следствием недостаточной доктринальной проработки факторов, которые обуславливают необходимость получения согласия родителей на сделки, совершаемые несовершеннолетними.
2. Проект не устраняет проблему противоречия сложившейся практики договорных отношений с участием несовершеннолетних заложенным в ГК РФ правилам об их дееспособности.
Гибкие правила статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора, в сочетании с безусловной обязанностью работодателя обеспечить выплату работнику заработной платы, а также правила Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", устанавливающего различные виды стипендий и допускающего определение порядка выплаты данных стипендий на подзаконном уровне, привели к тому, что в ряде случаев заявление об открытии счета для несовершеннолетнего отправляет в банк работодатель или образовательная организация.
Вместо разрешения вопроса о законности такой практики положения Проекта затрудняют ответ на вопрос о соотношении пунктов 1 и 2 статьи 26 ГК РФ в части необходимости получения согласия родителей на заключение несовершеннолетними договора банковского счета для получения зарплаты или стипендии.
3. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 26 ГК РФ сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
Проектируемая норма устанавливает исключение из общего правила о допустимости последующего одобрения законными представителями сделки несовершеннолетнего. Обоснованность введения подобного исключения из общего правила о последующем одобрении сделки, совершенной несовершеннолетним, вызывает сомнения. Этот подход необоснованно сужает пределы и порядок осуществления сделкоспособности несовершеннолетних, а также фактически вводит дополнительное ограничение гражданского оборота.
В свете применения проектируемого пункта 4 статьи 846 ГК РФ в совокупности и взаимосвязи с абзацем вторым пункта 1 статьи 26 ГК РФ внесение в статью 846 ГК РФ предлагаемых Проектом дополнений дополнительно породит проблему определения правовых последствий заключения договора банковского счета без предварительного письменного согласия законных представителей, если сделка была одобрена родителями впоследствии.
4. Проектируемая норма не относится к предмету статьи 846 ГК РФ, находящейся в положениях об отдельных договорах, а затрагивает сферу применения статьи 26 ГК РФ, поскольку касается дееспособности несовершеннолетнего (подраздел 2 "Лица" раздела 1 "Общие положения" ГК РФ). Предлагаемое в Проекте решение может разбалансировать сложившийся в ГК РФ правовой механизм определения объема дееспособности несовершеннолетних.
Проблема, обозначенная в пояснительной записке к Проекту, относится к применению пунктов 1 и 2 статьи 26 ГК РФ. Заявленная в пояснительной записке к Проекту цель "защиты несовершеннолетних от кредитования" достигается путем осуществления контроля за соблюдением банками действующей редакции статьи 26 ГК РФ.
x x x
Вывод: проект федерального закона N 579819-8 "О внесении изменений в статью 846 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не может быть поддержан.
Председатель Совета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.