Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Управления
N 56-ОД от 26 февраля 2024 г.
Доклад
по обобщении правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ на территории Республики Адыгея за 2023 год
Доклад о правоприменительной практике по итогам осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ на территории Республики Адыгея за 2023 год подготовлен во исполнение ст. 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и отражает основные направления и результаты деятельности по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ за отчетный период, в том числе сведения о профилактике нарушений обязательных требований, а также аналитические материалы по результатам соблюдения обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении подконтрольных субъектов.
Анализ типовых и массовых нарушений при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору)
Реализация мероприятий регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ на территории Республики Адыгея осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся: режима особо охраняемой природной территории; особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; режима охранных зон особо охраняемых природных территорий и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.12.2021 N 290 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий".
Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (далее - Управление) в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 122 от 22.05.2012 "Вопросы Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея", Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 290 от 23.12.2021 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ" осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования ООПТ.
Предметом государственного регионального контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Адыгея в области охраны и использования ООПТ:
1) режима ООПТ;
2) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ;
3) режима охранных зон ООПТ.
Объектами регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ (далее - объект контроля), являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) расположенные на территориях ООПТ здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, находящиеся и (или) не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования ООПТ направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами, требований законодательства Российской Федерации.
Целью регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ надзора является поддержание благоприятного качества особо охраняемых природных территорий, посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием особо охраняемых природных территорий.
В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется Управлением на основе сопоставления его характеристик со следующими критериями отнесения объекта надзора к категориям риска:
1) категория высокого риска - наличие выявленных в течение 2 лет, предшествующих принятию решения об отнесении к категории риска, фактов осуществления деятельности в границах ООПТ, включенных в список объектов Всемирного природного наследия, с нарушением режима их особой охраны;
2) категория среднего риска - наличие выявленных в течение 2 лет, предшествующих принятию решения об отнесении к категории риска, фактов осуществления деятельности в границах памятников природы с нарушением режима их особой охраны;
3) категория умеренного риска - наличие выявленных в течение 2 лет, предшествующих принятию решения об отнесении к категории риска, фактов осуществления деятельности в границах государственных ботанических заказников с нарушением режима их особой охраны.
Индикатором риска нарушения обязательных требований, на основании которого Управление осуществляет оценку риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, является поступление в Управление двух и более сообщений в течение трех месяцев подряд от органов исполнительной власти Республики Адыгея, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, а также из открытых источников и средств массовой информации о наличии объекта, обладающего признаками капитального строения, в пределах особо охраняемой природной территории, за исключением линейных объектов, размещаемых в зонах хозяйственного назначения природных парков Республики Адыгея и охранных зонах памятников природы республиканского значения.
В 2023 году региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования ООПТ осуществлялся посредством организации и проведения следующих контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий:
- при взаимодействии с контролируемым лицом (документарная проверка; выездная проверка). С учетом ограничений, введенных постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", после 10.03.2022 контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом не проводились;
- без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование);
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- консультирование.
В 2023 году рассмотрено 15 обращений граждан и организаций в рамках возможного нарушения режима ООПТ. Ответы заявителям были даны в срок, установленный законодательством, просрочек не допущено.
Не согласия с ответом на обращения от заявителей, должностных лиц организаций, органов прокуратуры не поступало, иных органов не поступало, жалобы на бездействия Управления по рассмотрению доводов обращений не поступали.
Информация о профилактических мероприятиях
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Управления размещены актуализированные Перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) надзора, Руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора).
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного надзора по государственному региональному экологическому контролю (надзору) размещен на официальном сайте органов исполнительной власти Республики Адыгея на странице Управления.
Мониторинг перечня и текстов нормативных правовых актов, а также обязательных требований, являющихся предметом регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляется на регулярной основе. При выявлении изменений и дополнений, информация оперативно размещается на официальном сайте Управления для информирования подконтрольных субъектов.
Реализация конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии обеспечивается путем предоставления гражданам доступа к экологически значимой информации. На официальном сайте Управления и социальных сетях "Вконтакте", "Одноклассники", а также в мессенджере "Telegram" публикуются статьи по вопросам соблюдения (либо нарушения) природоохранного законодательства.
Постановление N 336 ввело категорический и полный запрет на все плановые проверки и КНМ в 2023 году в отношении всех контролируемых лиц (независимо от размера бизнеса), за некоторым исключением (их перечень можно уточнить в ч. 3 ст. 1, ч. 4 и 5 ст. 2 Закона о госконтроле и в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Ограничения проверочной деятельности призваны снизить нагрузку на бизнес в сложных экономических условиях, аналогичные меры государственной поддержки уже предпринимались во время пандемии. Поэтому именно сейчас природопользователям важно воспользоваться предоставленным перерывом и навести порядок в деятельности предприятия (перестроить внутренние процессы, провести качественный аудит и т.д.).
Учитывая требования моратория, контрольно-надзорная деятельность Управления направлена на профилактику нарушений обязательных требований законодательства и стимулирование добросовестного отношения к соблюдению обязательных требований.
Указанные особенности применяются при государственном контроле вне зависимости от организационно-правовой формы контролируемого лица и распространяются, в том числе, в отношении физических лиц.
Перечень объектов в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики Адыгея внесен в ЕРВК.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охране окружающей среды направлена на достижение следующих основных целей:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охране окружающей среды;
- создание условий для доведения обязательных требований до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Всего на территории Республики Адыгея находится 18 ООПТ, в том числе 3 Природных парка, 2 заказника, 13 Памятников природы.
Всего на территориях ООПТ хозяйственную или иную деятельность осуществляют 13 арендаторов, 9 арендаторам выданы охранные обязательства
В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ республиканского значения в соответствии с планом на 2023 год проведены 18 выездных обследований территории ООПТ на соблюдение режима использования ООПТ. Результаты выездных обследований оформлены актами обследований с приложением фотоматериалов. Выдано 350 памяток о соблюдении режима ООПТ, проведено 27 консультаций.
Обзор судебной практики
В 2023 году исковые заявления о взыскании вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, выявленного в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ, Управлением не предъявлялись, иски в суд не направлялись.
Жалобы, поступающие в порядке досудебного обжалования на действия (бездействия) должностных лиц Управления в 2023 году не поступали.
При Управлении сформирован Общественный совет, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества.
Изменения в действующем законодательстве
С 01.09.2023 Федеральным законом от 18.03.2023 N 77-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", регулирующие принципы туристической деятельности на особо охраняемых природных территориях.
Документ вводит основные критерии, среди которых сохранение уникальных природных комплексов, объектов растительного и животного мира, соблюдение предельно допустимой рекреационной нагрузки, создание специально оборудованных туристических мест и маршрутов, сохранение объектов культурного наследия, а также обеспечение безопасности туризма.
Поправки запрещают изменение площади, местоположения и границ заповедной и особо охраняемой зон и зоны традиционного экстенсивного природопользования, запрещают увеличение или изменение границ участков, специально выделенных для хозяйственного использования, но что самое важное - он запрещают любое новое индивидуальное жилищное строительство в рамках ООПТ.
Второе: закон разрешает создавать в специально отведенных для этого местах объекты для временного размещения (гостиницы, кэмпинги, глэмпинги) объекты культурной, научной и экологической направленности, туристические центры, объекты общепита и прочие объекты, необходимые для туризма и туристов. Однако очевидна общая направленность на максимальное ограничение капитального строительства в границах ООПТ.
Третий важный момент, "Понимая, что туристическая деятельности на ООПТ велась и раньше, в закон заложен очень важный механизм проведения инвентаризации всех заключенных ранее договоров. Это значит, что если человек добросовестно вел свою деятельность или в рамках договора аренды, или в рамках договора о сервитуте, то эти отношения будут продлены на следующий срок. Если же выявлены недобросовестные лица, оказавшиеся на особо охраняемой природной территории, эти правоотношения будут прекращены".
Четвертое: с новыми инвесторами предусматривается заключение соглашений, сторонами которых выступают федеральный орган исполнительной власти и победитель торгов. Торги будут проводиться в том числе в электронном виде. Соглашение заключается на срок до 49 лет с правом последующей пролонгации.
В соглашении прописываются ключевые пункты ведения бизнеса на ООПТ, и на два стоит обратить особое внимание. Поставив под документом свою подпись, инвестор обязан будет соблюдать предельно допустимую рекреационную емкость (допустимую антропогенную нагрузку), которую установят для каждой особо охраняемой природной территории. Распространенный в туристической отрасли принцип "где пятеро, там и семеро" придется забыть. А еще инвестор обязан будет отчислять определенные суммы на проведение мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, а то и сам их проводить. Действие соглашения прекращается в том числе по причине нарушения его условий.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 26 февраля 2024 г. N 56-ОД "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.