Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2024 г. N 301-ЭС24-3666 по делу N А39-520/2023 Суд отменил постановление суда кассационной инстанции по делу о внесении изменений в пункт договора на оказание услуг по обращению с ТКО, оставил в силе апелляционное постановление, поскольку суд округа, изменяя судебные акты нижестоящих инстанций в части условий договора, определяющих расчет объема ТКО по нормативу, сделал неверный вывод о наличии у предпринимателя права выбрать способ учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, включенных в соответствующий реестр

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2024 г. N 301-ЭС24-3666 по делу N А39-520/2023

 

Резолютивная часть определения объявлена 13 августа 2024 года.

Полный текст определения изготовлен 20 августа 2024 года.

 

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Хатыповой Р.А. и Чучуновой Н.С.,

при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" Ефремовой Е.В. (доверенность от 01.02.2024),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (г. Саранск) на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2024 по делу N А39-520/2023,

УСТАНОВИЛА:

Индивидуальный предприниматель Шуватов Виктор Ильич обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (далее - Общество) о внесении изменений в пункт 5.1 договора от 18.06.2018 N 1072060584 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и в приложение к договору "Информация по предмету договора" (ИПД) в предложенной им редакции, с указанием того, что редакция приложения ИПД вступает в силу с 25.02.2022.

Общество предъявило встречный иск, уточненный в порядке статьи 49 АПК РФ, о внесении изменений в договор от 18.06.2018 N 1072060584 на оказание услуг по обращению с ТКО и в приложение ИПД к договору в предложенной им редакции.

Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 09.08.2023 отказал в иске предпринимателя и удовлетворил встречный иск Общества, изложив спорные условия договора и приложения ИПД в редакции, предложенной Обществом.

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.10.2023 изменил решение в части пунктов 5, 6, 7 приложения ИПД и указания необходимого количества контейнеров для объектов, расположенных в одном здании по адресу: село Ельники, площадь 1 Мая, дом 2 (вместо трех контейнеров указал один), и пункта 9 приложения ИПД в части указания адреса объекта (вместо дома 1А в селе Стародевичье по улице Крупской указал дом 1В).

Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 09.02.2024 изменил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, определил спорные условия договора, касающиеся учета объема ТКО, исходя из контейнеров объемом 1,1 куб.м в отношении всех имеющихся у предпринимателя объектов.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение окружным судом норм материального и процессуального права, просит пересмотреть указанный судебный акт в кассационном порядке.

Определением от 25.06.2024 судьи Верховного Суда Российской Федерации жалоба Общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.

Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 291.10 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Согласно части 1 статьи 291.11 АПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л., выслушав объяснения представителя Общества, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 291.11 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель (потребитель) и Общество (региональный оператор) 18.06.2018 заключили договор N 1072060584 на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пунктам 1.1, 2.1 и 4 договора региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, в приложении ИПД к договору, являющемуся его неотъемлемой частью, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу пункта 1.2 договора объем, места накопления и сбора ТКО, в том числе и крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, стоимость услуг, количество и типы используемых контейнеров и (или) бункеров, информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), стоимость услуг, а также иные дополнительные или специальные условия по соглашению сторон определяются согласно приложению ИПД.

В пунктах 1.3, 1.5, 2.1, 9.1 договора стороны определили: способ складирования ТКО - в контейнеры/бункеры, расположенные на контейнерных площадках; дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 18.08.2018; срок договора до 31.12.2018 (с условием пролонгации); под расчетным периодом по данному договору понимается один календарный месяц.

В пункте 5.1 договора указано, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).

Изменение и (или) дополнение условий договора возможно путем подписания сторонами приложения с новыми условиями. Приложение с новыми условиями вступает в силу с момента, указанного в приложении, и действует в течение срока действия договора до вступления в силу нового приложения. В приложении сторонами могут быть согласованы условия, не предусмотренные данным договором, или устанавливаться иные правила регулирования по сравнению с условиями договора. В случае противоречий между условиями договора и приложением, применяются правила, установленные приложением (пункт 10.2 договора).

Одновременно с заключением данного договора стороны подписали приложение ИПД, в соответствии с которым у предпринимателя имеется два объекта, расположенных по адресам: с. Ельники, пл. 1 Мая, д. 6Б и д. 10Б.

На каждом из этих объектов установлено по одному контейнеру объемом 1,1 куб.м, периодичность вызова ТКО - "еженедельно по субботам".

Стороны согласовали способ коммерческого учета исходя из объема и количества контейнеров.

На основании обращения предпринимателя администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия постановлением от 08.11.2022 N 412 "О внесении изменений в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Ельниковского муниципального района" в реестр мест накопления внесла изменения в части количества принадлежащих предпринимателю контейнерных площадок и его источников образования ТКО и включила три контейнерные площадки предпринимателя: пл. 1 Мая, д. 2 (источник образования ТКО - часть здания торгового центра); пл. 1 Мая, д. 10Б (источники образования ТКО - территория рынка и магазин "Продукты", д. 6б); ул. Пушкина, с. Ельники (источники образования ТКО - семь магазинов, а именно: по ул. Ленина, ул. Молодежная, ул. Пушкина, в с. Новоямская слобода, д. Муравлянка, с. Большие Мордовские Пошаты, с. Каньгуши).

Постановлением администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 09.01.2023 N 03 "О внесении изменений в реестр мест размещения контейнерных площадок для сбора ТКО в районе сложившейся застройки города" в реестр мест накопления включена контейнерная площадка предпринимателя, расположенная по адресу: Микрорайон - 2, д. 6А, г. Краснослободск (источники образования ТКО - три магазина по указанному адресу и магазин в с. Гумны Краснослободского р-на Республики Мордовия).

В связи с увеличением у предпринимателя количества объектов предпринимательской деятельности возникла необходимость внесения изменений в приложение ИПД (начиная с 25.02.2022), по условиям которого у сторон возникли разногласия.

Общество, ссылаясь на то, что принадлежащих предпринимателю объектов предпринимательской деятельности больше, чем включенных в реестр контейнерных площадок, а также с учетом отдаленности объектов от площадок, полагает необходимым рассчитывать предпринимателю плату за услуги по вывозу ТКО исходя из количества и объема контейнеров только по четырем точкам (где установлены контейнеры), а по остальным объектам - из нормативов накопления ТКО с учетом того, что предприниматель не организовал в соответствии с установленными требованиями раздельное накопление ТКО.

В свою очередь, предприниматель считает, что плата за услугу по вывозу ТКО должна рассчитываться исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО вне зависимости от количества объектов предпринимательской деятельности, поскольку все спорные адреса закреплены уполномоченными органами в реестре мест накопления за четырьмя контейнерными площадками, а предприниматель со всех объектов собирает и доставляет ТКО на соответствующие контейнерные площадки, включенные в схему накопления ТКО. При этом предприниматель полагает, что им организовано раздельное накопление ТКО, поскольку имеются доказательства передачи им вторсырья на вторичную переработку.

Наличие данных разногласий послужило основанием для обращения сторон с соответствующими исками в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, руководствовались статьями 421, 422, 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьями 24.6, 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами N 505, Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.3684 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПин 2.1.3684), Порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 12.05.2020 N 278 (далее - Порядок N 278). Установив, что часть объектов предпринимателя, расположенных в разных населенных пунктах, не оборудованы контейнерными площадками, значительно удалены от мест размещения контейнерных площадок, включенных в реестр места накопления ТКО, предприниматель не осуществляет раздельного накопления ТКО в соответствии с пунктом 45 Порядка N 278, регламентирующим правила раздельного накопления ТКО в Республике Мордовия, урегулировали разногласия сторон, согласившись с позицией Общества, в том числе в части определения расчета платы по объектам предпринимателя, где не созданы контейнерные площадки, с применением норматива, установленного на территории Республики Мордовия, а также в части периодичности вывоза ТКО в соответствии с СанПин 2.1.3684.

Суд округа, изменяя решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части определения способа учета объема ТКО, исходил из следующего: в силу Правил N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО возможен с применением альтернативных способов учета объема ТКО, следовательно, в силу принципа диспозитивности предприниматель вправе выбрать способ расчета как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО; поскольку у предпринимателя имеются отдельные места накопления ТКО, которые включены уполномоченным органом в реестр накопления ТКО и к которым отнесены все объекты предпринимателя, последний вправе применять при расчете платы способ коммерческого учета исходя из объема и количества контейнеров.

Судебная коллегия считает, что окружной суд при рассмотрении настоящего дела неправильно применил нормы материального и процессуального права и не учел следующего.

В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности, при этом заключение такого договора является и обязанностью собственников ТКО.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, форма которого утверждена Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 8(11) данных правил потребитель (собственник ТКО или уполномоченное им лицо) в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса предусмотрено, что когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО (пункт 25 Правил N 1156).

При внесении изменений в спорный договор между сторонами возникли разногласия, в том числе относительно способа коммерческого учета количества ТКО.

Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N 505 (действующими в спорный период и до 01.09.2024).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

В силу статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023), при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет накопление ТКО в соответствии с установленными правилами, он вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров (пункт 12 Обзора от 13.12.2023).

Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).

Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителем разделения ТКО по установленным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования ТКО в отдельных контейнерах для существующих видов ТКО (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).

Правительство Республики Мордовия утвердило Порядок N 278, которым урегулированы, в том числе правила организации раздельного накопления ТКО на территории данного субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 45 Порядка N 278 организация раздельного накопления ТКО в зависимости от объемов образуемых отходов (вторичных материальных ресурсов) и плотности застройки территории может осуществляться следующими способами:

1) установка специальных контейнеров для раздельного накопления бумаги, стекла, пластика, металла и других видов отходов;

2) создание пунктов приема вторичных материальных ресурсов или организация площадок раздельного накопления ТКО;

3) организация передвижных пунктов накопления вторичных материальных ресурсов.

Пунктом 47 Порядка N 278 предусмотрено, что при организации раздельного накопления ТКО на местах (площадках) накопления ТКО устанавливаются контейнеры, обеспечивающие размещение в них только определенного вида ТКО, с соблюдением следующих условий:

контейнеры могут иметь цветовое различие по видам отходов и соответствующую маркировку; маркировка наносится в виде надписей и (или) пиктограмм и должна доносить информацию о материалах, подлежащих сбору в соответствующий контейнер (бумага, пластик, стекло и другое);

конструкция контейнеров не должна допускать попадания внутрь атмосферных осадков, проникновения животных.

В соответствии с пунктом 65 Порядка N 278 контейнеры должны иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей.

В силу пункта 69 Порядка N 278 контейнеры для накопления ТКО должны обладать характеристиками, позволяющими осуществлять загрузку отходов из них в мусоровозы, указанные в ГОСТ Р 55371-2012 "Услуги коммунальные. Термины и определения. Часть 1, Удаление отходов".

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что предприниматель по спорным адресам не организовал в установленном порядке места (площадки) накопления ТКО для раздельного сбора отходов и не осуществляет раздельное накопление ТКО в соответствии с Порядком N 278.

Несоблюдение потребителем утвержденного на территории Мордовской Республики порядка раздельного накопления ТКО исключает возможность включения в договор условия о способе учета отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Данный вывод изложен в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2024 N 309-ЭС23-30257, от 20.06.2024 N 301-ЭС24-53.

С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что коммерческий учет ТКО предпринимателя, выработанных на спорных объектах, следует осуществлять расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, поэтому изложили спорные условия договора и приложения ИПД в редакции, предложенной Обществом (с учетом уточнения апелляционным судом редакции пунктов 5, 6, 7 приложения ИПД).

Суд округа, изменяя решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части условий договора, определяющих расчет объема ТКО по нормативу, сделал неверный вывод о наличии у предпринимателя права выбрать способ учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, включенных в соответствующий реестр. Суд округа не учел, что такой способ учета объема ТКО возможен только при организации раздельного накопления ТКО в установленном в субъекте Российской Федерации порядке.

Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Мордовской Республики носит информационный характер и не устанавливает факт организации раздельного накопления ТКО, поэтому потребитель должен доказать его осуществление.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает, что суд округа допустил существенное нарушение норм материального и процессуального права, поэтому на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ постановление окружного суда от 09.02.2024 следует отменить, а постановление апелляционного суда от 26.10.2023 - оставить в силе.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛА:

постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2024 по делу N А39-520/2023 отменить.

Оставить в силе постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 по тому же делу.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

 

Председательствующий

И.Л. Грачева

 

Судьи

Р.А. Хатыпова

 

 

Н.С. Чучунова

 

Регоператор требовал с бизнесмена плату по нормативам за вывоз мусора из торговых точек, где не было контейнеров. ИП там сортировать ТКО не мог. Бизнесмен настаивал на том, что с этих объектов он собирает и доставляет мусор на свои зарегистрированные площадки, но доказательств этого не представил.

Верховный Суд РФ поддержал регоператора.

При отсутствии в регионе организованного раздельного накопления ТКО собственник отходов вправе выбрать способ их учета исходя из нормативов или по контейнерам. Но если программа раздельного накопления реализована, учет по контейнерам разрешается только при условии сортировки ТКО по видам/группам. ИП не доказал факт раздельного сбора мусора по спорным адресам.