ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к распоряжению Федеральной
службы государственной
регистрации, кадастра
и картографии
от 28.06.2024 N Р/0140/24
Обзор
практики осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в 2023 году федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций, федерального государственного надзора за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок
Общие положения
Субъектами федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих, саморегулируемые организации оценщиков, саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемые организации операторов электронных площадок (далее соответственно - контроль (надзор), саморегулируемые организации).
Контроль (надзор) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций.
Предметом проверок саморегулируемой организации является соблюдение саморегулируемой организацией требований, установленных федеральными законами от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон о саморегулируемых организациях), от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (для саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и операторов электронных площадок; далее - Федеральный закон о банкротстве), от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (для саморегулируемых организаций оценщиков; далее - Федеральный закон об оценочной деятельности), от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (для саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров; далее - Федеральный закон о кадастровой деятельности) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в установленной сфере деятельности саморегулируемых организаций, касающиеся в том числе:
1) соответствия числа членов саморегулируемой организации числу указанных членов, предусмотренному обязательными требованиями;
2) разработки и установления условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;
3) наличия утвержденных стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
4) обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
5) осуществления саморегулируемой организацией контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, иными федеральными законами, стандартами и правилами саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, правил деловой и профессиональной этики (в случаях, установленных федеральными законами), а также применения мер дисциплинарного воздействия;
6) обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;
7) рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в случае, если такое требование предусмотрено федеральным законом), стандартами и правилами саморегулируемой организации (в том числе в случаях, установленных федеральными законами, федеральными стандартами), а также условий членства в саморегулируемой организации;
8) осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации;
9) выполнения предписаний, выданных саморегулируемой организации органом по контролю (надзору).
По состоянию на 31 декабря 2023 г.:
в едином государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих содержались сведения о 50 саморегулируемых организациях (на 1 января 2023 г. - 49);
в едином государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков содержались сведения о 13 саморегулируемых организациях (на 1 января 2023 г. - 13);
в государственном реестре саморегулируемых организаций операторов электронных площадок содержались сведения о 3 саморегулируемых организациях (на 1 января 2023 г. - 3);
в государственном реестре саморегулируемых организаций кадастровых инженеров содержались сведения о 13 саморегулируемых организациях кадастровых инженеров (на 1 января 2023 г. - 13) и об одной Ассоциации "Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров" (включенной в качестве национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров).
Плановые проверки
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) плановые проверки саморегулируемых организаций проводятся не чаще чем один раз в три года.
В отчетном периоде плановые проверки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций операторов электронных площадок не проводились. В 2022 году проведено 2 плановые проверки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Внеплановые проверки
Основаниями для проведения внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации являются:
поступившие в орган федерального государственного надзора мотивированные обращение или жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации, нарушающие требования федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
имеющиеся в документах саморегулируемой организации, представленных в орган федерального государственного надзора, несоответствия требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
мотивированное представление должностного лица органа федерального государственного надзора по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с саморегулируемыми организациями;
непредставление саморегулируемой организацией в орган федерального государственного надзора документов и сведений об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений в срок, установленный таким предписанием, либо представление саморегулируемой организацией документов и сведений об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений, на основании которых невозможно сделать вывод об исполнении такого предписания.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлено, что в 2023 году внеплановые проверки саморегулируемых организаций, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом N 294-ФЗ, проводятся исключительно по следующим основаниям:
по поручению Президента Российской Федерации;
по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления N 336;
по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления N 336 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В 2023 году на основании поступивших в Росреестр и его территориальные органы:
521 обращения (жалобы) на действия (бездействие) саморегулируемых организаций арбитражных управляющих о нарушении требований Федерального закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации (в 2022 году - 449 жалоб) проведено 3 внеплановых проверки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, проведение (завершение) одной внеплановой проверки перенесено на 2024 год (в 2022 году - проведено 10 проверок). Все внеплановые проверки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в отчетном периоде проведены на основании требований прокуроров субъектов Российской Федерации. В отчетном периоде и в 2022 году внеплановые проверки в связи с неисполнением ранее выданного предписания Росреестра об устранении выявленных нарушений обязательных требований не проводились. По результатам внеплановых проверок саморегулируемым организациям арбитражных управляющих выдано 2 предписания об устранении нарушений обязательных требований;
35 заявлений о нарушении саморегулируемыми организациями оценщиков Федерального закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (в 2022 году - 53) проведена одна внеплановая проверка саморегулируемой организации оценщиков (в 2022 году - 5 проверок). Внеплановая проверка саморегулируемой организации оценщиков проведена на основании требования прокурора субъекта Российской Федерации. По результатам внеплановой проверки саморегулируемой организации оценщиков выдано одно предписание об устранении нарушений обязательных требований. В отчетном периоде и в 2022 году внеплановые проверки в связи с неисполнением ранее выданного предписания Росреестра об устранении выявленных нарушений обязательных требований не проводились;
2 обращений (жалоб) на действия (бездействие) саморегулируемых организаций операторов электронных площадок (в 2022 году - 6 обращений) внеплановые проверки саморегулируемых организаций операторов электронных площадок в отчетном периоде и в 2022 году не проводились. В отчетном периоде и в 2022 году внеплановые проверки в связи с неисполнением ранее выданных предписаний Росреестра об устранении выявленных нарушений обязательных требований не проводились;
84 обращений (жалоб) на действия (бездействие) саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (в 2022 году - 117 обращений) проведена одна внеплановая проверка саморегулируемой организации кадастровых инженеров (в 2022 году - 5 проверок). Указанная внеплановая проверка в отношении саморегулируемой организации кадастровых инженеров - Ассоциации Саморегулируемой организации "Профессиональный Центр Кадастровых инженеров" (далее - Ассоциация) проведена на основании требования прокуратуры, в том числе в связи с неисполнением ранее выданного Росреестром предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - Предписание).
По результатам внеплановой документарной проверки был подтвержден факт неисполнения Ассоциацией Предписания в полном объеме и в соответствии с требованием части 12 статьи 30.5 Федерального закона о кадастровой деятельности Росреестром было подготовлено и направлено 16 мая 2023 г. в Арбитражный суд города Москвы заявление об исключении сведений об Ассоциации из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, которое было принято к производству Арбитражного суда города Москвы.
До начала слушания дела N А40-112048/23-146-973 в Арбитражном суде города Москвы в Росреестр поступили документы Ассоциации, свидетельствующие об исполнении Предписания в полном объеме.
Арбитражным судом города Москвы в предварительном судебном заседании заслушано заявление Росреестра о прекращении производства по делу N А40-112048/23-146-973, по результатам рассмотрения которого принято решение о прекращении производства по делу.
В 2022 году внеплановые проверки в связи с неисполнением ранее выданных предписаний Росреестра об устранении выявленных нарушений обязательных требований не проводились.
Саморегулируемыми организациями исполнены все предписания Росреестра об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, выданные и направленные в 2023 году.
В отношении саморегулируемой организации арбитражных управляющих в 2023 году в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлен один протокол об административных правонарушениях (в 2022 году составлено 16 протоколов), по результатам рассмотрения которого наложен административный штраф в размере 20 000 рублей.
В 2023 году было проведено 165 мероприятий без взаимодействия с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, саморегулируемыми организациями оценщиков и саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров, в рамках которых осуществлено:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - мониторинг):
98 - в отношении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
26 - в отношении саморегулируемых организаций оценщиков;
26 - в отношении саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;
2 - в отношении национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;
- наблюдение за соблюдением 13 саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров посредством анализа информации об их деятельности либо действиях, представленной саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем).
В 2023 году выдано 145 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (в 2022 году - 90 предостережений), из них: 91 - саморегулируемым организациям арбитражных управляющих, 13 - саморегулируемым организациям оценщиков, 40 - саморегулируемым организациям кадастровых инженеров, одно - национальному объединению саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
Предостережения выданы по следующим основаниям:
- по результатам рассмотрения обращений - 52 предостережения (28 - саморегулируемым организациям арбитражных управляющих, 5 - саморегулируемым организациям оценщиков, 19 - саморегулируемым организациям кадастровых инженеров);
- по результатам рассмотрения информации, поступившей из центрального аппарата Росреестра, территориальных органов Росреестра - 25 предостережений саморегулируемым организациям арбитражных управляющих;
- по результатам проведенных мероприятий без взаимодействия - 68 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований:
55 - по результатам проведения наблюдений за соблюдением саморегулируемыми организациями обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" (38 - саморегулируемым организациям арбитражных управляющих, 8 - саморегулируемым организациям оценщиков, 8 - саморегулируемым организациям кадастровых инженеров, одно - национальному объединению саморегулируемых организаций кадастровых инженеров);
13 - саморегулируемым организациям кадастровых инженеров по результатам анализа информации об их деятельности либо действиях, представленной такими организациями (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или полученной (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора) без возложения на юридических лиц обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В отношении саморегулируемых организаций операторов электронных площадок мероприятия без взаимодействия не проводились в связи с отсутствием утвержденного органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах федерального государственного надзора, порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия, устанавливаемого федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований
Учитывая особенности организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в 2023 году, в связи с ограничениями на проведение внеплановых проверок юридических лиц в 2023 году (Постановление N 336), а также отсутствием плановых проверок в отношении контролируемых лиц провести детальный анализ их деятельности не представляется возможным.
При этом анализ поступивших в 2023 году в Росреестр обращений (жалоб) на действия (бездействие) саморегулируемых организаций арбитражных управляющих свидетельствует о том, что саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих нарушаются следующие обязательные требования:
пункта 2 статьи 22 Федерального закона о банкротстве, выразившееся в нерассмотрении жалобы на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
статей 20, 20.2, 201.1 Федерального закона о банкротстве в части представления в арбитражный суд для утверждения в дело о банкротстве застройщика кандидатуры арбитражного управляющего, не соответствующей установленным требованиям Федерального закона о банкротстве - неаккредитованной публично-правовой компанией "Фонд развития территорий";
пункта 5 статьи 20 Федерального закона о банкротстве в части неосуществления контроля за соответствием членов организации обязательным условиям членства в саморегулируемой организации, а именно - нахождение в составе членов лиц, дисквалифицированных в судебном порядке;
пункта 10 статьи 24.1 Федерального закона о банкротстве в части неосуществления контроля за своевременным заключением членами обязательных договоров страхования ответственности;
пункта 6 статьи 25.1 Федерального закона о банкротстве в части неосуществления компенсационной выплаты из компенсационного фонда саморегулируемой организацией арбитражных управляющих;
пункта 3.10 Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 3 июля 2015 г. N 432, выразившееся в несоблюдении саморегулируемой организацией тридцатидневного срока по направлению ответа заявителю о результатах рассмотрения жалобы (обращения).
Анализ поступивших в 2023 году в Росреестр обращений (жалоб) на действия (бездействие) саморегулируемых организаций оценщиков свидетельствует, о том, что саморегулируемыми организациями оценщиков нарушаются обязательные требования абзацев четвертого, пятнадцатого части второй статьи 22.2, части пятой статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности в части неосуществления контроля за соблюдением своими членами требований указанного закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики и нерассмотрения жалоб о нарушении членами саморегулируемой организации оценщиков требований законодательства в сфере оценочной деятельности.
Анализ поступивших в 2023 году в Росреестр обращений (жалоб) на действия (бездействие) саморегулируемых организаций кадастровых инженеров свидетельствует о том, что саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров нарушаются следующие обязательные требования:
части 16 статьи 29, пунктов 2, 6 части 8 статьи 30 Федерального закона о кадастровой деятельности в части нерассмотрения в установленный срок заявлений о выходе кадастровых инженеров из состава членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и принятия по ним решений, неосуществления контроля за соответствием кадастровых инженеров обязательным условиям членства в саморегулируемой организации кадастровых инженеров;
пунктов 2, 3, 14 части 8 статьи 30, пункта 2 части 4, пункта 2 части 11 статьи 30.1 Федерального закона о кадастровой деятельности в части неосуществления контроля за профессиональной деятельностью своих членов по соблюдению ими требований Федерального закона о кадастровой деятельности, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, неприменения в отношении своих членов предусмотренных Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" мер дисциплинарной ответственности;
пункта 18 части 8 статьи 30 Федерального закона о кадастровой деятельности в части несоблюдения подпункта 3 пункта 60, пунктов 89.1, 89.3 Положения об осуществлении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, рассмотрении жалоб на действия своих членов, порядке применения мер дисциплинарного воздействия, утвержденного Президиумом Ассоциации "Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров" (протокол от 14 ноября 2022 г. N 10/22; далее - Положение о контроле), в части несоблюдения порядка принятия дисциплинарным органом саморегулируемой организации кадастровых инженеров мер дисциплинарного воздействия;
пункта 18 части 8 статьи 30 Федерального закона о кадастровой деятельности в части несоблюдения подпункта 12 пункта 8, подпункта 9 пункта 69 Положения о контроле, выразившегося в отказе в рассмотрении жалобы физического лица, направленной в форме электронного документа и не подписанной усиленной квалифицированной подписью такого лица;
пункта 18 части 8 статьи 30 Федерального закона о кадастровой деятельности в части несоблюдения пункта 70 Положения о контроле в части неуведомления заявителя по жалобе о принятии дисциплинарным органом саморегулируемой организации кадастровых инженеров решения об отказе в рассмотрении жалобы.
Также имелись случаи отказа в рассмотрении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров жалоб на действия кадастровых инженеров на основании подпунктов 1 и 2 пункта 69 Положения о контроле (несогласие с установленной кадастровым инженером границей земельного участка, спор, возникший в связи с исправлением реестровой ошибки) при наличии в жалобах сведений о допущенных кадастровым инженером нарушениях обязательных требований при составлении межевого плана земельного участка и акта согласования местоположения его границ.
При рассмотрении жалоб саморегулируемой организацией кадастровых инженеров принимались решения об освобождении кадастрового инженера от дисциплинарной ответственности в связи с устранением кадастровым инженером допущенных нарушений без учета положения подпункта 3 пункта 60 Положения о контроле, в соответствии с которым указанное решение может быть принято при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность члена саморегулируемой организации обстоятельств# и указанных в пункте 62 Положения о контроле.
В нарушение подпункта 2 пункта 89.1 Положения о контроле предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований не содержало срок их устранения кадастровым инженером.
Также саморегулируемые организации кадастровых инженеров в ряде случаев неверно применяли подпункт 22 пункта 8 Положения о контроле, исчисляя срок исковой давности с даты подготовки (сдачи) кадастровым инженером кадастровых работ, а не с даты, когда заявитель по жалобе узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Наличие различных подходов к применению обязательных требований и иные проблемные вопросы применения обязательных требований
В соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций операторов электронных площадок, на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, утвержденной приказом Росреестра 20 декабря 2022 г. N П/0501, с целью опроса всем подконтрольным субъектам направлены анкеты и предложено оценить уровень информированности об обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается Росреестром; понятность обязательных требований; доступность информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований, размещенных на сайте Росреестра в сети Интернет; работу Росреестра (его территориальных органов) по предоставлению информации о порядке проведения проверок, в том числе о правах подконтрольных субъектов при проведении проверочных мероприятий; доступность обратной связи (взаимодействия) с территориальным органом Росреестра, в том числе оперативность реагирования на обращения, обмена информацией и получения информации.
В анкетировании приняли участие 52 подконтрольных субъекта. Согласно представленным анкетам:
по показателю уровня информированности подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается Росреестром, 52% респондентов поставили оценку 100%, 42% респондентов - 90-70%, 6% респондентов - 70-50% (в 2022 году 86% респондентов поставили оценку 100%, 14% респондентов - 70-90%);
по показателю понятности обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росреестром, 50% респондентов поставили оценку 100%, 44% респондентов - 90-70%, 6% респондентов - 70-50%, (в 2022 году 85% респондентов поставили оценку 100%, 7% респондентов - 90-70%, 7% респондентов - 70-50%, 1% респондентов - менее 50%);
по показателю доступности информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований, размещенных на сайте Росреестра в сети "Интернет", 33% респондентов поставили оценку 100%, 36% респондентов - 90-70%, 21% респондентов - 70-50%, 10% респондентов - менее 50% (в 2022 году 84% респондентов поставили оценку 100%, 8% респондентов - 90-70%, 8% респондентов - 70-50%);
по показателю уровня работы Росреестра (его территориальных органов) по предоставлению информации о порядке проведения проверок, в том числе о правах подконтрольных субъектов при проведении проверочных мероприятий 58% респондентов поставили оценку 100%, 32% респондентов - 90-70%, 6% респондентов - 70-50%, 4% респондентов - менее 50% (в 2022 году 95% респондентов поставили оценку 100%, 4% респондентов - 90-70%, 1% респондентов - менее 50%);
по показателю уровня доступности обратной связи с территориальным органом Росреестра, в том числе оперативность реагирования на обращения, обмена информацией, получения информации 48% респондентов поставили оценку 100%, 36% респондентов - 90-70%, 10% респондентов - 70-50%, 6% респондентов - менее 50% (в 2022 году 83% респондентов поставили оценку 100%, 11% респондентов - 90-70%, 6% респондентов - 70-50%).
Также в 2023 году Росреестром реализовано 412 мероприятий по профилактике правонарушений в поднадзорной сфере, в том числе:
1) на сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" опубликованы и поддерживаются в актуальном состоянии:
- перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля) (https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennyy-nadzor/trebovaniya-otsenivaemye-pri-provedenii-nadzora/);
- тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций;
- перечень наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных саморегулируемых организаций нарушений обязательных требований и рекомендации в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушения обязательных требований (95 материалов);
- руководства по соблюдению обязательных требований;
2) при проведении проверочных мероприятий сотрудниками Росреестра (территориальных органов Росреестра) подконтрольным субъектам разъяснялись обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, порядок проведения контрольного мероприятия, права и обязанности подконтрольного субъекта и должностных лиц Росреестра (31 разъяснение);
3) в средствах массовой информации опубликовано 202 материала по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе членами саморегулируемых организаций;
4) на официальном сайте Росреестра размещены:
- информация о результатах государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций;
- обобщение практики осуществления в 2022 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного контроля (надзора);
5) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведены:
- 19 публичных обсуждений результатов правоприменительной практики;
- 64 личных приема по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения требований законодательства при осуществлении контроля (надзора);
6) в саморегулируемые организации для сведения и учета в работе направлено обобщение практики осуществления в 2022 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного контроля (надзора).
Приведенные данные в целом свидетельствуют об отсутствии проблемных вопросов применения обязательных требований.
Сведений, указывающих на наличие различных подходов к применению обязательных требований и иным проблемным вопросам применения, не выявлено.
Проблемные вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций
Принимая во внимание тенденцию на сокращение проверочных мероприятий и увеличение количества проверок, проводимых без взаимодействия с контролируемыми лицами, при сохранении надлежащего уровня правопорядка в контролируемой сфере в 2023 году подготовлены предложения по внесению изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202, в части возможности использования индикаторов риска нарушения обязательных требований как основания для проведения внеплановых проверок саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 538 "О внесении изменений изменения# в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202").
Проблемы при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) заключаются в следующем.
Саморегулируемые организации представляют в Росреестр информацию, которая содержит статистические и иные данные, не позволяющие в полной мере провести полноценную и качественную оценку соблюдения обязательных требований. Отсутствие в Росреестре достаточной и объективной информации о состоянии деятельности саморегулируемых организаций с точки зрения соблюдения или несоблюдения ими обязательных требований влечет следующие негативные последствия:
- невозможность определения параметров саморегулируемых организаций для формирования индикаторов риска;
- невозможность своевременного предотвращения негативных последствий, связанных с несоблюдением обязательных требований;
- низкая эффективность профилактических мероприятий (неперсонифицированный подход при подготовке руководств по соблюдению обязательных требований).
Предоставление доступа к документам, образующимся в процессе деятельности саморегулируемых организаций, а также к информационным системам саморегулируемых организаций, используемым в деятельности саморегулируемых организаций, позволит существенно сократить негативные издержки, связанные с осуществлением надзора.
Оперативный доступ к информации о деятельности саморегулируемых организаций, позволяющей оценить соблюдение обязательных требований, позволит разработать и эффективно применять индикаторы риска - признаки, которые в большинстве случаев определенны опытом работы в данной сфере, а также согласно аналитическим данным правоприменительной практики, сопутствуют нарушениям, но сами по себе таковыми не являются.
Обеспечение доступа Росреестра к результатам деятельности саморегулируемых организаций, в том числе посредством единого портала (сервиса), позволит:
предотвратить возможные нарушения обязательных требований, тем самым повысить эффективность защиты прав и законных интересов потребителей услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций;
повысить эффективность профилактических мероприятий.
До 31 декабря 2024 г. федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ. С 2025 года федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Для перехода на риск-ориентированный подход при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций и минимизации числа проверок необходимо:
разработать положения о федеральном государственном надзоре отдельно по видам саморегулируемых организаций (саморегулируемые организации оценщиков, саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, саморегулируемые организации арбитражных управляющих);
разработать и утвердить перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Также отмечаем, что контроль саморегулируемыми организациями за деятельностью своих членов осуществляется в целом систематически. Вместе с тем, как и в предшествующие годы, имеются случаи формального подхода саморегулируемых организаций к проведению проверок деятельности своих членов.
В целях повышения эффективности проводимого саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров контроля за деятельностью членов таких организаций, как Ассоциация "Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров", с участием Росреестра внесены изменения в Положение об осуществлении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, рассмотрении жалоб на действия (бездействие) своих членов, порядке применения мер дисциплинарного воздействия. В частности введено понятие "систематическое нарушение", усилены меры ответственности за систематические нарушения, а также за уклонение от проверки предусмотрена мера дисциплинарного воздействия "Рекомендация об исключении", обращения Росреестра выделены в отдельную категорию обращений, по которым в случае наличия материалов, подтверждающих нарушения в действиях кадастрового инженера, саморегулируемая организация кадастровых инженеров не проводит внеплановую проверку, материалы направляются на рассмотрение в дисциплинарный орган, сокращен срок рассмотрения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров таких обращений Росреестра.
Для обеспечения единого системного подхода при рассмотрении саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих дел о нарушении членами саморегулируемой организации обязательных требований и порядка применения мер дисциплинарного воздействия к арбитражным управляющим Росреестр направил в Национальный союз профессионалов антикризисного управления проект федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности и порядок применения мер дисциплинарного воздействия к арбитражным управляющим" (письмо от 1 февраля 2024 г. N 07-0808-МС/24).