ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к распоряжению Федеральной
службы государственной
регистрации, кадастра
и картографии
от 28.06.2024 N Р/0140/24
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики осуществления в 2023 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии федерального государственного земельного контроля (надзора)
Общие положения
Контроль за соблюдением требований земельного законодательства Росреестром в 2023 году осуществлялся в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - государственный земельный надзор).
Предметом государственного земельного надзора, осуществляемого Росреестром, в 2023 году являлось:
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (далее - контролируемые лица) обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Объектами государственного земельного надзора являлись объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
При осуществлении государственного земельного надзора Росреестр осуществлял надзор за соблюдением:
1) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
2) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
3) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;
4) органами государственной власти и органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земель, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
5) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
6) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Росреестра (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.
Штатная численность должностных лиц Росреестра, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор, по состоянию на 31 декабря 2023 г. составляла 1970 человек, что на 51 человека меньше, чем в 2022 году.
Государственный земельный надзор осуществлялся в форме контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемыми лицами (инспекционный визит, рейдовый осмотр, плановая и внеплановая проверки), контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами (выездной осмотр и наблюдение за соблюдением обязательных требований) и мероприятий по профилактике рисков нарушения обязательных требований (информирование, консультирование, профилактический визит, объявление предостережений).
В 2023 году Росреестром в рамках государственного земельного надзора проведено 238 007 контрольных (надзорных) мероприятий (на 50 481 мероприятие больше, чем проведено в 2022 году), из которых 235 584 мероприятия составили мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами (на 57 841 мероприятие больше, чем проведено в 2022 году).
В результате проведенных проверочных мероприятий выявлено 123 773 нарушения законодательства Российской Федерации (на 60 314 нарушения больше, чем выявлено в 2022 году), из которых 122 474 нарушения составили нарушения требований, установленных земельным законодательством.
К административной ответственности привлечено 3959 правонарушителей (в 2022 году привлечено к ответственности на 3853 правонарушителя меньше).
В 2023 году действовали ограничения на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими публичный полномочий, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336).
Росреестром проводилась работа по профилактике рисков нарушения обязательных требований. На сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" реализована возможность заинтересованным лицам осуществить самообследование. Использование сервиса самообследования позволяет заинтересованным лицам получить информацию о наличии или отсутствии признаков нарушений обязательных требований при использовании земельного участка, а в случае наличия признаков нарушения обязательных требований - рекомендации по устранению нарушения.
Территориальными органами Росреестра в рамках государственного земельного надзора проведено 244 150 профилактических мероприятий (на 33 685 мероприятий больше, чем в 2022 году).
Основным видом профилактических мероприятий являлись объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (109 415 предостережений), консультирование (83 692 мероприятия) и профилактический визит (40 682 визита).
Наиболее распространенные случаи нарушения обязательных требований
Наиболее распространенными случаями нарушения обязательных требования являются:
неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), - 20,2%;
использование земельного участка без предусмотренных законодательством прав (статья 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статья 25 Земельного кодекса) - 35,7%;
использование земельных участков на основании прав, возникших в силу закона, но не зарегистрированных в установленном порядке (статья 26 Земельного кодекса), - 24,2%;
использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием (статья 42 Земельного кодекса) - 19,2%;
неисполнение обязанности по приведению земель и земельных участков в состояние, пригодное для использования, в соответствии с разрешенным использованием и целевым назначением - 0,7%.
В основном причинами нарушений обязательных требований, связанных с самовольным занятием земельных участков, являются:
получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет уклонения от уплаты земельного налога, арендных платежей за пользование землей, а также затраты на приобретение земельного участка в собственность;
незнание о наличии нарушения в связи с непроведением кадастровых работ, отсутствием сведений о местоположении границ земельного участка и его фактической площади.
Причинами нарушения обязательных требований, выразившегося в использовании земельного участка при отсутствии зарегистрированного права на земельный участок, является отсутствие в законодательных актах Российской Федерации срока, в течение которого необходимо осуществить государственную регистрацию возникшего права на земельный участок, а также нежелание правообладателя нести затраты на проведение кадастровых работ, подачу документов для государственной регистрации права и уплату земельного налога.
Причинами совершения правонарушений, связанных с использованием земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием, являются:
получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет более низкой кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с кадастровой стоимостью земельного участка в случае приведения вида разрешенного использования такого участка в соответствие с его фактическим использованием;
ограничения в изменении вида разрешенного использования земельного участка, установленные документами градостроительного зонирования.
Нарушения, выразившиеся в неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, совершаются, как правило, по причине отсутствия денежных средств на строительство.
Различные подходы к применению обязательных требований и иные проблемные вопросы применения таких требований
Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок
Статьей 8 Гражданского кодекса определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или нормативными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 8.1 Гражданского кодекса и статьей 25 Земельного кодекса установлено, что права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, лицам, владеющим и пользующимся земельными участками, необходимо обладать правами на такой земельный участок, возникшими по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, которые в установленных случаях, должны быть удостоверены документами в порядке, определенном Федеральным законом 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отсутствие прав на земельный участок или его часть, а также в установленных законодательством случаях отсутствие зарегистрированного права на земельный участок в случае владения и пользования им, является нарушением обязательных требований, установленных статьей 8 Гражданского кодекса и статьей 25 Земельного кодекса, и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В целях защиты своих прав на владение и пользование земельным участком лицам, использующим земельные участки, необходимо убедиться, что сведения о местоположении границ земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка рекомендуется обратиться к кадастровому инженеру для заключения договора на выполнение кадастровых работ.
В ходе кадастровых работ будет определено местоположение границ земельного участка и подготовлен межевой план. Внесение сведений о местоположении границ земельного участка или уточнение таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости производится на основании заявления и межевого плана.
Владение и пользование земельным участком должно осуществляться в границах предоставленного земельного участка.
На официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennyy-nadzor/gosudarstvennyy-zemelnyy-kontrol-nadzor/samostoyatelnaya-otsenka-soblyudeniya-obyazatelnykh-trebovaniy/ размещен сервис для прохождения заинтересованным лицом самообследования с целью получения информации о наличии или отсутствии признаков нарушений требований земельного законодательства при использовании земельного участка, а также на сайте размещены рекомендации по использованию сервиса.
Проблемные вопросы организации и осуществления государственного земельного надзора
Проведение проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований
Согласно статье 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом нарушений обязательных требований контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения. Кроме того, контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий обязан принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований.
Постановлением N 336 установлены особенности осуществления государственного земельного надзора, в соответствии с которыми истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного до 1 марта 2023 г., может являться основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого во взаимодействии с контролируемым лицом, только в случаях проверки устранения нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
Пунктом 3 Постановления N 336 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2516 и от 10 марта 2023 г. N 372) основаниями проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых во взаимодействии с контролируемыми лицами, являются в том числе выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований и истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 1 марта 2023 г. Внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом в случае истечения срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения, проводится при условии согласования его проведения органом прокуратуры.
С учетом изложенного, в целях установления факта устранения (неустранения) ранее выявленного правонарушения и контроля исполнения предписания необходимо в рамках проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом рассмотреть имеющиеся в территориальном органе Росреестра документы и сведения, содержащиеся в информационных системах, в случае необходимости запросить сведения в иных государственных или муниципальных органах. При недостаточности информации и необходимости проведения осмотра и (или) инструментального обследования для установления факта устранения или неустранения нарушения и исполнения предписания проводится контрольное (надзорное) мероприятие в форме наблюдения.
Если по итогам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия признаков нарушений обязательных требований земельного законодательства не выявлено, ранее выявленное нарушение устранено, то выданное предписание считается исполненным, а нарушение - устраненным. Сведения об исполнении предписания вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
При выявлении по итогам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия факта неисполнения предписания контрольным (надзорным) органом предпринимаются меры по организации контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, основанием такого мероприятия будет являться:
для предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданных до 1 марта 2023 г., - выявление индикатора риска нарушения обязательного требования;
для предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданных 1 марта 2023 г. и позднее, - неисполнение ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.
Привлечение контролируемых лиц к административной ответственности за нарушение обязательных требований, выявленных прокурорами
В соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, отнесенных к предмету видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществление которых регулируется Федеральным законом N 248-ФЗ, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом и оформления его результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2-3.5 указанной статьи и статьей 28.6 КоАП.
Указанные положения статьи 28.1 КоАП распространяются в том числе на повод к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП, а именно - поступление материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
При этом указанные положения КоАП не устанавливают исключение для отдельных категорий поступающих материалов, содержащих данные, указывающие на наличие административного правонарушения, включая результаты рассмотрения сообщений о преступлении в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, либо материалов ранее возбужденных уголовных дел.
В соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, в связи с чем сведения, полученные в ходе рассмотрения сообщений о преступлении, либо копии материалов уголовных дел не могут признаваться достаточными для установления события административного правонарушения исключительно на основании способа получения таких сведений.
Таким образом, в рассматриваемом случае для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении контрольный (надзорный) орган оценивает достаточность полученных материалов по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого во взаимодействии с контролируемым лицом.
При этом отмечаем: если полученные материалы представляются достаточными для установления события административного правонарушения, то с учетом принципа соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, предусмотренного статьей 9 Федерального закона N 248-ФЗ, контрольный (надзорный) орган вправе в указанных целях провести документарную проверку на основании таких материалов.
Вместе с тем согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации является предметом прокурорского надзора. При этом в целях осуществления прокурорского надзора предусмотрено проведение проверки.
Одновременно в соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о прокуратуре в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
Кроме того, положениями статьи 28.4 КоАП предусмотрено полномочие прокурора по возбуждению дела о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП или законом субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, в целях применения положений статьи 28.1 КоАП проведение прокурорской проверки является достаточным для возбуждения дела об административном правонарушении.
Если в рамках осуществления прокурорской проверки выявлены признаки нарушения обязательных требований, отнесенных к предмету видов контроля, регулируемых Федеральным законом N 248-ФЗ, то дело об административном правонарушении, при наличии оснований, предусмотренных статьей 28.1 КоАП, может быть возбуждено непосредственно прокурором, либо, при поступлении результатов такой проверки, контрольным (надзорным) органом без проведения дополнительных контрольных (надзорных) мероприятий.
Организация контрольной (надзорной) деятельности в случае невозможности проведения контрольных (надзорных) мероприятий в связи с отсутствием контролируемого лица
В соответствии с положениями части 10 статьи 65 Федерального закона N 248-ФЗ в случае, если проведение или завершение контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, оказалось невозможным в связи с действиями (бездействием) контролируемого лица, инспектор составляет акт о невозможности проведения такого мероприятия и вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до его завершения.
Условием реализации указанной нормы является вызванная действием или бездействием контролируемого лица невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого во взаимодействии с контролируемом лицом, а именно невозможность в ходе контрольных (надзорных) действий, подтвердить соблюдение (несоблюдение) контролируемым лицом обязательных требований.
В соответствии с положениями части 11 статьи 65 Федерального закона N 248-ФЗ, в случае невозможности в связи с действиями (бездействием) контролируемого лица проведения контрольного (надзорного) мероприятия уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица. Согласование о проведении такого мероприятия с органами прокуратуры не требуется.
Предусмотренный положениями части 10 статьи 65 Федерального закона N 248-ФЗ акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия является документом, подтверждающим завершение соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия, и сведения о нем вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Контрольное (надзорное) мероприятие, проведение которого предусмотрено положениями части 11 статьи 65 Федерального закона N 248-ФЗ, является самостоятельным мероприятием, проводится не позднее трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, не требует согласования его проведения органом прокуратуры и уведомления контролируемого лица.
Установление личности гражданина, направившего обращение (заявление) о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
В соответствии со статьей 59 Федерального закона N 248-ФЗ обращения (заявления), содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Сведений), поступившие почтовым отправлением, либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", принимаются к рассмотрению после принятия должностным лицом контрольного (надзорного) органа мер по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения.
В случае невозможности подтверждения личности гражданина, полномочий представителя организации, направивших обращение (заявление), содержащее Сведения, должностным лицом контрольного (надзорного) органа должно быть вынесено мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия и поступившее обращение (заявление) рассматривается контрольным (надзорным) органом в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) (часть 3 статьи 59, пункт 3 статьи 60, Федерального закона N 248-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
При рассмотрении обращений (заявлений) в целях обеспечения выполнения требований Закона N 59-ФЗ, а также выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает меры по организации и проведению контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.
Проведение мероприятий по профилактике рисков нарушения обязательных требований, а также проверок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при исполнении ими властных полномочий
Полномочия Росреестра и его территориальных органов при осуществлении государственного земельного надзора установлены Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1081 (далее - Положение).
Предметом государственного земельного надзора является в том числе соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности (пункт 2 Положения).
Согласно подпункту "г" пункта 5 Положения Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением органами государственной власти и органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земель, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Ответственность за нарушение порядка предоставления земельных участков предусмотрена статье 19.9 КоАП и устанавливает ответственность за:
- нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
- удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено;
- отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка по не предусмотренным законом основаниям.
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного земельного надзора, привлечения к административной ответственности в результате осуществления такого контроля, утвержденный приказом Росреестра от 31 декабря 2020 г. N П/0528, содержит перечень структурных единиц нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, касающиеся предоставления земельных участков.
Вопросы заключения договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, выдачи разрешения на использование земель и земельных участков не относятся к предмету осуществляемого Росреестром государственного земельного надзора.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что положения указанного закона применяются в том числе к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 71 Земельного кодекса государственный земельный надзор за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Положения указанных нормативных правовых актов не предусматривают проведение в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления профилактических мероприятий, а также контрольных (надзорных) мероприятий в форме рейдового осмотра, инспекционного визита, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования.
Таким образом, в рамках осуществления Росреестром и его территориальными органами государственного земельного надзора по соблюдению обязательных требований при распоряжении земельными участками органами государственной власти и органами местного самоуправления не предусмотрено проведение профилактических мероприятий, а также контрольных (надзорных) мероприятий в форме рейдового осмотра, инспекционного визита, наблюдения и выездного осмотра.
В 2022-2024 годах внеплановые контрольные мероприятия в отношении органов местного самоуправления проводятся исключительно по основаниям, указанным в постановлении N 336.
Анализ обжалования решений территориальных органов Росреестра, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного земельного надзора
В рамках досудебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Росреестра при осуществлении государственного земельного надзора в 2023 году в Росреестр и территориальные органы Росреестра посредством подсистемы досудебного обжалования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" поступило 48 жалоб на решения территориальных органов Росреестра, действия (бездействие) его должностных лиц, в том числе 5 жалоб на нарушения положений, установленных постановлением N 336.
Все жалобы рассмотрены в установленный срок. Средний срок рассмотрения жалоб составил 6,3 дня. В результате рассмотрения поступивших жалоб частично удовлетворена 1 жалоба, 35 жалоб оставлены без удовлетворения, удовлетворены 8 жалоб заявителей, по 2 жалобам пропущен срок направления жалобы (такие жалобы оставлены без рассмотрения), 2 жалобы были отозваны заявителем.
По системе досудебного обжалования поступило 178 ходатайств о продлении срока исполнения предписания. В результате рассмотрения приняты решения об удовлетворении 151 ходатайства и продлении срока исполнения предписания, в удовлетворении 15 ходатайств отказано. Отказано в рассмотрении 12 ходатайств, в том числе по 3 ходатайствам в связи с пропуском срока направления ходатайства, по 6 ходатайствам поступили заявления о их отзыве, по 2 ходатайствам ранее были поданы аналогичные ходатайства, и 1 ходатайство поступило в ненадлежащий орган.
Основанием частичного удовлетворения жалобы явилась недоказанность наличия нарушения, по факту выявления которого выдано обжалованное предписание.