Департамент международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России (далее - Департамент) рассмотрел запрос по вопросу порядка аттестации педагогических работников, поступивший в адрес Министерства и зарегистрированный, и сообщает следующее.
По вопросу N 1.
В соответствии с пунктом 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 24 марта 2023 г. N 196 (далее - Порядок аттестации, приказ N 196), аттестационные комиссии организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами.
Давая рекомендацию работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, аттестационная комиссия руководствуется следующими критериями: лицо обладает достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.
Обращаем внимание, что согласно пункту 10 Порядка аттестации проведение аттестации каждого педагогического работника осуществляется на основе представления работодателя, которое он вносит непосредственно в аттестационную комиссию организации. Указанное представление содержит сведения о педагогическом работнике, в том числе мотивированную всестороннюю и объективную оценку результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором (подпункт "ж" пункта 11 Порядка аттестации).
Кроме того, педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу) (абзац первый пункта 12 Порядка аттестации).
По вопросу N 2.
Работодатель вправе привлекать лиц к образовательной деятельности как на основе трудового договора (часть 1 статьи 16, статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), так и на основе гражданско-правового договора (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заключение трудового договора или гражданско-правового договора зависит от характера отношений между работодателем и педагогическим работником.
Если отношения основаны на соглашении между педагогическим работником и работодателем о личном выполнении педагогическим работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем индивидуального предпринимателя, подчинении педагогического работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении индивидуальным предпринимателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, то такие отношения являются трудовыми (часть 1 статьи 15 ТК РФ) и заключается трудовой договор (статья 56 ТК РФ).
Следует отметить, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (часть 2 статьи 15 ТК РФ).
Порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяется к педагогическим работникам (за исключением педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу), замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем замещения должностей педагогических работников в той же организации наряду с работой, определенной трудовым договором (наряду с работой руководителями организаций, их заместителями, другими работниками) (пункт 1 Порядка аттестации).
Таким образом, к исполнителю по гражданско-правовому договору в организации, осуществляющей образовательную деятельность, Порядок аттестации не применяется.
По вопросу N 3.
С учетом норм статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) Порядком аттестации не устанавливаются сроки действия первой и высшей квалификационных категорий педагогических работников, устанавливаемых по результатам аттестации, проводимой по их желанию.
Показатели мониторинга, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", учитываются не только в целях проведения аттестации педагогических работников, но и в целях непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), выявления фактов несоблюдения аккредитационных показателей, сбора информации о системе образования, о результатах аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, результатах национальных и международных исследований качества образования.
Кроме того, показатели профессиональной деятельности, предусмотренные при установлении квалификационных категорий, как правило, содержатся в положениях о стимулировании труда педагогических работников, в связи с чем педагогические работники не заинтересованы в снижении результатов своей профессиональной деятельности.
В случаях ненадлежащего исполнения педагогическим работником своих обязанностей работодатель вправе руководствоваться статьей 192 ТК РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).
Кроме того, отсутствие в Порядке аттестации периодичности подтверждения квалификационной категории приведет к снижению отчетности, которую педагогическим работникам необходимо было формировать для следующей аттестации в целях формирования информации о результатах своей деятельности.
Одновременно обращаем внимание, что приказ N 196 прошел государственную регистрацию в Минюсте России. Процедура государственной регистрации согласно пункту 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, включает юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации. С учетом изложенного по вопросу об отсутствии положений, регламентирующих сроки действия квалификационных категорий в приказе N 196, несоответствий законодательству Российской Федерации не выявлено.
По вопросу N 4.
Вопросы оплаты труда в настоящее время отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации, муниципалитета и образовательной организации.
По вопросу N 5.
Согласно части 2 статьи 76 Закона об образовании дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 15 статьи 76 Закона об образовании).
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 60 Закона об образовании повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается документом о квалификации - удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Таким образом, получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Дополнительно информируем, что определение понятия "профиль педагогической деятельности" не закреплено законодательно. В свою очередь понятие "профиль педагогической деятельности" можно охарактеризовать как комплекс тех образовательных дисциплин, курсов, модулей, которые ведет педагогический работник, с ориентацией образовательной программы на конкретные области знания и виды деятельности, определяющей ее предметно-тематическое содержание.
По вопросу N 6.
Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, соответствующих показателям, предусмотренным пунктами 35, 36 Порядка аттестации, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы (пункт 37 Порядка аттестации).
По вопросам N 7, 8.
Пунктом 24 Порядка аттестации установлено, что аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории проводится по их желанию.
Согласно пункту 28 Порядка аттестации в заявлении в аттестационную комиссию педагогические работники сообщают сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях, об имеющихся квалификационных категориях, а также указывают должность, по которой они желают пройти аттестацию.
Если педагогический работник занимает несколько должностей в организации, осуществляющей образовательную деятельность, то он вправе пройти аттестацию в целях установления первой или высшей квалификационной категории по каждой из занимаемых должностей.
По вопросу N 9.
Оценка деятельности педагогических работников в целях установления квалификационных категорий "педагог-методист" и "педагог-наставник" осуществляется аттестационной комиссией на основе показателей, предусмотренных пунктами 50, 51 Порядка аттестации, характеризующих дополнительную деятельность педагогических работников, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации, не входящую в должностные обязанности по занимаемой в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должности (пункт 52 Порядка аттестации).
По вопросу N 10.
Вопросы научно-методического, учебно-методического обеспечения образовательных организаций, а также участие в них на добровольных началах педагогических работников регулируются статьей 19 Закона об образовании.
Кроме того, частью 6 статьи 47 Закона об образовании установлено, что в зависимости от занимаемой должности методическая работа включается в рабочее время педагогических работников.
Также отмечаем, что согласно квалификационным характеристикам в должностные обязанности педагогических работников входит участие в деятельности методических объединений, которые создаются самими педагогическими работниками на общественных началах в целях взаимопомощи друг другу в обеспечении качества и развития содержания образования.
По вопросу N 11.
Положение, предусмотренное подпунктом "е" пункта 3 Порядка аттестации, связанное с обеспечением дифференциации оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, дополняется положением, предусматривающим, что решение аттестационной комиссии является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников, которым установлены первая или высшая квалификационная категория (абзац 4 пункта 39 Порядка аттестации), а также положением, устанавливающим, что решение аттестационной комиссии является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников за наличие квалификационных категорий "педагог-методист", "педагог-наставник" при условии выполнения педагогическими работниками дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью (пункт 55 Порядка аттестации).
Педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие первой или высшей квалификационной категории дифференциация оплаты труда с учетом объема преподавательской (педагогической) работы может быть обеспечена путем определения размера выплаты в рублях исходя из установленной за ставку заработной платы нормы часов педагогической работы в неделю и расчета фактической величины этой выплаты пропорционально установленному педагогическому работнику объему учебной нагрузки (объему педагогической работы).
Например, учитель имеет высшую квалификационную категорию и учебную нагрузку в объеме 27 часов в неделю. Кроме того, этому учителю установлена квалификационная категория "педагог-методист". За высшую квалификационную категорию установлен повышающий коэффициент, составляющий 25%.
Такому учителю исчисляется размер оплаты за 27 часов учебной нагрузки в неделю исходя из ставки заработной платы без применения каких-либо повышающих коэффициентов, а затем определяется размер выплаты за высшую квалификационную категорию в рублях, составляющий 25% от исчисленного размера оплаты за фактический объем учебной нагрузки.
Дифференциация оплаты труда за наличие квалификационной категории "педагог-методист" обеспечивается только при условии выполнения учителем дополнительной работы, связанной с методической деятельностью, не входящей в должностные обязанности (такой работой, к примеру, может являться руководство методическим объединением образовательной организации). Размер выплаты может определяться локальными нормативными актами с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и не зависит от объема учебной нагрузки учителя.
Директор Департамента |
У.А. Рассуханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2024 г. N 10-ЗГ-МП-3 "О рассмотрении запроса"
Опубликование:
-