Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава 11. Порядок разрешения споров по обязательному страхованию и взаимодействия потерпевшего, страховщика и станции технического обслуживания в случае выявления недостатков восстановительного ремонта

Глава 11. Порядок разрешения споров по обязательному страхованию и взаимодействия потерпевшего, страховщика и станции технического обслуживания в случае выявления недостатков восстановительного ремонта

 

11.1. При наличии разногласий между потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее соответственно - Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", потерпевший, не являющийся потребителем финансовых услуг), и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства (далее - спор по обязательному страхованию), указанный в настоящем абзаце потерпевший направляет страховщику претензию с приложенными к ней документами, обосновывающими требование указанного в настоящем абзаце потерпевшего (в том числе заключение независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления.

Потерпевший, не являющийся потребителем финансовых услуг, указывает в претензии:

наименование страховщика, которому она направляется;

полное наименование, адрес места нахождения юридического лица, фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица, место жительства или почтовый адрес потерпевшего, на который направляется ответ на претензию в случае несогласия страховщика с предъявляемыми требованиями;

требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;

банковские реквизиты потерпевшего (либо адрес для почтового перевода), на которые необходимо произвести страховую выплату, в случае признания претензии страховщиком обоснованной;

фамилию, имя, отчество (при наличии), должность (в случае направления претензии юридическим лицом) лица, подписавшего претензию.

Потерпевший, не являющийся потребителем финансовых услуг, в приложении к претензии представляет страховщику оригиналы или заверенные копии следующих документов (если какой-либо из перечисленных ниже документов не был представлен страховщику ранее при обращении с заявлением о страховом случае):

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;

документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховое возмещение при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;

протокол и постановление об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции предоставляется извещение о дорожно-транспортном происшествии, если оно было составлено на бумажном носителе;

полис обязательного страхования потерпевшего (в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции), кроме случаев предъявления требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.

Претензия по выбору потерпевшего, не являющегося потребителем финансовых услуг, вручается страховщику под расписку или направляется страховщику по адресу в пределах места нахождения страховщика или представителя страховщика по почте заказным письмом с описью вложения, или передается иным способом (включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту, если адрес электронной почты указан на официальном сайте страховщика в сети "Интернет"), свидетельствующим о дате получения претензии.

11.2. По результатам рассмотрения претензии страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования (осуществить страховую выплату) или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

Страховщик вправе отказать потерпевшему, не являющемуся потребителем финансовых услуг, в удовлетворении претензии в случае:

направления претензии лицом, не являющимся потерпевшим и не предоставившим документ, подтверждающий его полномочия;

отсутствия в претензии указания на банковские реквизиты либо адрес потерпевшего (выгодоприобретателя) для почтового перевода;

непредставления транспортного средства на осмотр в случае, указанном в абзаце пятом пункта 7.20 настоящего Положения.

Отказ в удовлетворении претензии направляется страховщиком по адресу, указанному потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, в претензии.

11.3. При наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из спора по обязательному страхованию, указанный в настоящем абзаце потерпевший должен направить страховщику письменное заявление (далее - заявление потерпевшего), включающее следующие сведения:

наименование страховщика, которому направляется заявление потерпевшего;

фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства потерпевшего, почтовый адрес или адрес электронной почты, на который страховщиком направляется ответ на заявление потерпевшего;

требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи заявления потерпевшего, со ссылками на положения нормативных правовых актов Российской Федерации;

банковские реквизиты (либо адрес для почтового перевода), на которые страховщику необходимо осуществить страховую выплату, если заявление потерпевшего содержит требование о страховой выплате.

По решению потерпевшего, указанного в абзаце первом настоящего пункта, к заявлению потерпевшего дополнительно прилагаются документы, подтверждающие обоснованность требований такого потерпевшего, в виде оригиналов или заверенных копий.

Заявление потерпевшего, указанного в абзаце первом настоящего пункта, по его выбору направляется страховщику одним или несколькими способами, обеспечивающими подтверждение его получения страховщиком:

путем вручения под подпись страховщику (представителю страховщика);

путем направления по почте заказным письмом с описью вложения по адресу в пределах места нахождения страховщика (представителя страховщика);

путем направления в электронной форме на электронную почту страховщика, если адрес электронной почты указан на официальном сайте страховщика в сети "Интернет".

Страховщик обязан рассмотреть заявление потерпевшего в порядке, установленном частью 2 статьи 16 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".

11.4. В случае если при передаче потерпевшему отремонтированного транспортного средства у потерпевшего имеются претензии в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта, потерпевший указывает об этом в акте приема-передачи отремонтированного транспортного средства.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, а также в случае выявления потерпевшим недостатков восстановительного ремонта транспортного средства в течение гарантийного срока, указанного в акте приема-передачи транспортного средства, потерпевший не являющийся потребителем финансовых услуг, а также потерпевший, являющийся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", направляет страховщику претензию или заявление потерпевшего в соответствии с пунктом 11.1 или пунктом 11.3 настоящего Положения соответственно.

Страховщик в течение 5 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения указанной в абзаце втором настоящего пункта претензии (заявления потерпевшего) обязан организовать осмотр транспортного средства потерпевшего, а потерпевший - представить транспортное средство на осмотр в согласованные со страховщиком время и место осмотра. Страховщик вправе привлечь к осмотру транспортного средства потерпевшего представителя станции технического обслуживания, осуществившей восстановительный ремонт транспортного средства.

В ходе осмотра страховщик делает вывод о наличии или об отсутствии недостатков восстановительного ремонта, о полноте проведенных работ, наличии или об отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая и (или) проведенного станцией технического обслуживания восстановительного ремонта транспортного средства, о технической возможности устранения выявленных недостатков восстановительного ремонта. Результаты осмотра отражаются в акте осмотра, в котором делается вывод о возможности или невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства путем проведения повторного ремонта либо об отсутствии недостатков.

Акт осмотра, указанный в абзаце четвертом настоящего пункта, составляется в день его проведения в трех экземплярах и вручается под подпись представителю станции технического обслуживания, представителю страховщика и потерпевшему. В случае если акт осмотра содержит вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, вместе с таким актом потерпевшему вручается направление на ремонт для устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков. В случае если акт осмотра содержит вывод о невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, устранение недостатков восстановительного ремонта осуществляется в соответствии с абзацем третьим пункта 15 статьи 12 Федерального закона N 40-ФЗ.