Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Исполнительного
комитета г. Казани
от 26 июня 2024 г. N 2729
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения г. Казани
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи и требования к муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения г. Казани (далее - муниципальная система оповещения населения), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Татарстан от 08.12.2004 N 62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", от 13.03.2020 N 10-ЗРТ "О гражданской обороне в Республике Татарстан" и иными нормативными правовыми актами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.3. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, установленных в соответствии с Законом Республики Татарстан от 08.12.2004 N 62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и иными нормативными правовыми актами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.4. Муниципальная система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной и территориальной подсистемой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан (далее - ТСЧС), являющейся составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил гражданской обороны и ТСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих функционирование ее каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.5. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и ТСЧС, а также для применения населением средств и способов защиты. Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по муниципальной системе оповещения населения.
1.6. Границами зон действия региональной системы оповещения являются административные границы г. Казани. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения, утверждаемые Кабинетом Министров Республики Татарстан.
1.7. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.8. Муниципальная система оповещения населения должна соответствовать требованиям, изложенным в приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
II. Назначение и основные задачи муниципальной системы оповещения населения
2.1. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования;
- сил ГО и РСЧС муниципального образования;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб опасных производственных объектов I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности, гидротехнических сооружений высокой опасности и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории г. Казани.
2.2. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТСЧС соответствующего уровня.
III. Порядок создания, совершенствования муниципальной системы оповещения населения
3.1. Мероприятия по созданию, реконструкции муниципальных систем оповещения населения проводятся в 3 этапа.
3.2. На первом этапе разрабатываются план мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию системы оповещения населения.
3.3. В случае разработки плана мероприятий, технического задания и проектно-технической документации на создание или реконструкцию региональной системы оповещения населения с учетом всех муниципальных образований планы мероприятий, технические задания и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию муниципальных систем оповещения населения не разрабатываются.
3.4. При создании или реконструкции муниципальной системы оповещения населения план мероприятий, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию системы оповещения населения согласовываются Управлением гражданской защиты Исполнительного комитета г. Казани с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Татарстан, с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан.
3.5. На втором этапе:
а) устанавливаются технические средства оповещения;
б) проводятся работы, предусмотренные проектно-технической документацией на создание или реконструкцию системы оповещения населения;
в) осуществляется подключение системы оповещения населения к сетям операторов связи;
г) проводится обучение правилам эксплуатации допускаемых к эксплуатации технических средств оповещения дежурного (дежурно-диспетчерского) и технического персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.6. На третьем этапе проводятся испытания и осуществляется ввод системы оповещения населения в эксплуатацию.
3.7. Мероприятия по созданию и реконструкции локальных систем оповещения населения устанавливаются решением руководителя организации, указанной в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", при этом разрабатывается проектно-техническая документация и утверждается должностным лицом такой организации, на которое возложены соответствующие полномочия.
Согласование проектно-технической документации на создание или реконструкцию локальной системы оповещения населения осуществляется последовательно Управлением гражданской защиты Исполнительного комитета г. Казани с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Татарстан, с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее - согласующие органы). При этом срок согласования указанной документации каждым согласующим органом не должен превышать 10 рабочих дней со дня поступления такой документации.
При направлении в установленный настоящими Правилами срок обоснованных замечаний согласующего органа проводятся мероприятия по их устранению и осуществляется повторное согласование.
В случае ненаправления согласующим органом в установленный настоящими Правилами срок документа о согласовании проектно-технической документации или обоснованных замечаний к такой документации проектно-техническая документация считается согласованной.
3.8. Ввод системы оповещения населения в эксплуатацию осуществляется на основании правового акта органа местного самоуправления, принятого при условии положительных результатов испытаний системы оповещения населения.
На введенную в эксплуатацию систему оповещения населения оформляются паспорт и положение о соответствующей системе оповещения населения.
Формы и содержание текстовых и графических частей, входящих в паспорта и положения о системах оповещения населения, устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Для проведения испытаний системы оповещения населения органом местного самоуправления создается комиссия с участием представителя территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан.
3.9. После ввода муниципальной системы оповещения населения проводят работы по подключению локальных систем оповещения.
Для подключения локальной системы оповещения населения к муниципальной системе оповещения организация, владелец локальной системы оповещения, запрашивает у разработчика проекта на создание муниципальной системы оповещения технические условия на подключение.
Ввод локальной системы оповещения населения в эксплуатацию осуществляется на основании правового акта организации, принятого при условии положительных результатов испытаний локальной системы оповещения населения.
На введенную в эксплуатацию локальную систему оповещения населения оформляются паспорт и положение о локальной системе оповещения населения.
3.10. Подключение к муниципальной системе оповещения населения систем оповещения социально значимых объектов, мест массового скопления людей, видеотерминалов, устройств проводного оповещения и других устройств производится согласно пункту 3.9 настоящего Положения.
3.11. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется после ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
3.12. Поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения достигается за счет:
а) осуществления обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС г. Казани и организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне";
б) заблаговременного формирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
в) регулярного проведения проверок наличия и готовности технических средств оповещения системы оповещения населения в соответствии с проектно-технической документацией;
г) эксплуатационно-технического обслуживания, ремонта неисправных и замены выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
д) создания запасов (резервов) средств оповещения населения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств";
е) осуществления реконструкции систем оповещения населения.
3.13. Контроль за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения осуществляется в ходе комплексных и технических проверок, проводимых в порядке согласно приложению к настоящему Положению.
3.14. Финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, осуществляется за счет средств Республики Татарстан, а также средств организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
IV. Порядок задействования муниципальной системы оповещения населения
4.1. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.2. Единая дежурно-диспетчерская служба при Управлении гражданской защиты Исполнительного комитета г. Казани (далее - ЕДДС г. Казани), дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, получив в системе управления гражданской обороной и ТСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят ее до Мэра г. Казани и Руководителя Исполнительного комитета г. Казани, а также до Управления гражданской защиты Исполнительного комитета г. Казани.
4.3. Решение на задействование муниципальной системы оповещения населения принимается Руководителем Исполнительного комитета г. Казани.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Руководителя Исполнительного комитета г. Казани.
4.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования муниципальной системы оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования муниципальной системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия ЕДДС г. Казани.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) муниципальной системы оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными ЕДДС г. Казани с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
- уполномоченные дежурные ЕДДС г. Казани осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данной системы оповещения в автоматизированном режиме.
Основным и приоритетным режимом функционирования муниципальной системы оповещения является автоматизированный.
4.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест дежурных ЕДДС г. Казани.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления ТСЧС совместно с органами повседневного управления ТСЧС.
4.6. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети уличной радиофикации;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
4.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения в рамках муниципальной системы оповещения населения осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Казани.
4.8. Порядок действий дежурных ЕДДС г. Казани, дежурно-диспетчерских экстренных служб, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан и муниципальными правовыми актами.
4.9. Управление гражданской защиты Исполнительного комитета г. Казани, ЕДДС г. Казани, дежурно-диспетчерские экстренные службы, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
V. Поддержание в готовности муниципальной системы оповещения населения
5.1. Поддержание муниципальной системы оповещения и КСЭОН в готовности организуется и осуществляется уполномоченным органом Исполнительного комитета г. Казани.
5.2. Готовность систем оповещения населения достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
- наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
5.3. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат муниципальная система оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления ТСЧС и органов повседневного управления ТСЧС, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
По результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности муниципальной системы оповещения населения, определяемая в соответствии с требованиями приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию муниципальной системы оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения с периодичностью не реже одного раза в сутки.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
5.4. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения устанавливаются Управлением гражданской защиты Исполнительного комитета г. Казани.
5.5. Требования к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения, определенные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", должны быть выполнены в ходе планирования и строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершении ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.