Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Ленинградской области
от 25 марта 2014 года N 153-р
(в редакции распоряжения
Правительства Ленинградской области
от 8 апреля 2022 года N 203-р)
(приложение)
Инвестиционная декларация Ленинградской области
Инвестиционная декларация является основой формирования в субъекте Российской Федерации единой системы поддержки инвестиционных проектов, реализации приоритетов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ленинградской области и иных участников инвестиционной деятельности со стороны государства с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
I. Общее описание целей инвестиционного развития Ленинградской области
Инвестиционная декларация разработана в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Ленинградской области и достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", которые закрепляют достижение до 2030 года реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития - не менее 70% по сравнению с показателями 2020 года.
Стратегические приоритеты и планы по привлечению новых стратегических партнеров отражены в разделе "Инвестиционная политика" Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденной областным законом от 8 августа 2016 года N 76-оз (далее - Стратегия).
II. Ключевые характеристики Ленинградской области
Ленинградская область динамично развивается и является одним из лидеров субъектов Российской Федерации по привлечению инвестиций в основой капитал, а также занимает высокие позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Ленинградская область в соответствии со своим географическим положением является неотъемлемой частью транспортной системы Российской Федерации, важнейшим звеном мировой транспортной системы, что определяется следующими факторами:
примыканием к границам стран Европейского Союза - Финляндской и Эстонской Республик;
тесной интеграцией со вторым по важности городом федерального значения в Российской Федерации - Санкт-Петербургом;
наличием достаточно богатых и разнообразных собственных природных ресурсов в сочетании с развитым промышленным и агропромышленным комплексом.
2.1. Транспортная инфраструктура Ленинградской области
Система международных транспортных коридоров на территории Ленинградской области включает в себя:
евроазиатский коридор "Север - Юг" (NS); евроазиатский коридор "Транссиб" (TS); панъевропейский транспортный коридор N 9 (РЕ9). Потребность в транзитных и внутрирегиональных перевозках на территории Ленинградской области обеспечивается за счет развитой системы коммуникаций, включающей все виды транспорта: водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный. Эксплуатационная длина наземных транспортных коммуникаций составляет: железных дорог общего пользования - 2,5 тыс. км, автомобильных дорог общего пользования - 22,8 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 79% (18,0 тыс. км).
2.1.1. Железнодорожный транспорт
Железнодорожный узел Санкт-Петербурга и Ленинградской области обеспечивает основную часть грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок в Северо-Западном федеральном округе и является одним из крупнейших в Российской Федерации.
Протяженность железных дорог общего пользования на территории Ленинградской области составляет более 2,5 тыс. км, из них порядка 30% электрифицировано.
Сеть железных дорог общего пользования по начертанию представляет собой радиально-полукольцевую схему, образованную сходящимися в Санкт-Петербурге железнодорожными магистралями и дополненную немногочисленными полукольцевыми соединительными линиями.
На территории Ленинградской области расположено 169 железнодорожных станций, в том числе: одна сортировочная (Волховстрой), три приграничных (Ивангород-Нарвский, Бусловская, Светогорск), четыре узловых (Выборг, Высоцк, Приморск и Лужская), а также более 200 остановочных пунктов.
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом осуществляются в пригородном сообщении, а также поездами дальнего следования.
Маршрутная сеть пригородного железнодорожного транспорта насчитывает более 100 маршрутов. Пригородное движение обеспечивает перевозки населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области по всем радиальным направлениям с разной степенью интенсивности в зависимости от характера и потребностей в передвижениях. Наиболее пассажиронапряженными направлениями являются Выборгское, Витебское и Балтийское. Остальные направления имеют достаточный запас пропускной способности.
Сообщение поездами дальнего следования производится в основном через Санкт-Петербургский железнодорожный узел. В настоящее время организовано скоростное движение по модернизированным существующим линиям Санкт-Петербург - Москва и Санкт-Петербург - Бусловская - Хельсинки, курсируют "дневные поезда": Санкт-Петербург - Петрозаводск, Санкт-Петербург - Псков.
Наибольшие объемы грузовой работы на железнодорожном транспорте на территории Ленинградской области связаны с экспортными грузопотоками через морские порты региона, а также с железнодорожным пограничным переходом Бусловская. Основными перевозимыми грузами являются нефтепродукты, минерально-строительное сырье, уголь.
В 2020 году в соответствии с инвестиционной программой ОАО "РЖД" в развитие железнодорожной инфраструктуры, технологии и техники было инвестировано 15 млрд. рублей, в 2021 году инвестиционной программой ОАО "РЖД" в развитие железнодорожной инфраструктуры, технологии и техники инвестировано 14 млрд. рублей.
2.1.2. Морской транспорт
Морской транспорт играет важную роль в развитии транспортных связей Российской Федерации со странами Европейского Союза и транспортного комплекса Ленинградской области.
На территории Ленинградской области распложены морские порты Выборг, Высоцк, Приморск и Усть-Луга, являющиеся объектами транспорта федерального значения.
Морской порт Выборг расположен в исторической части города Выборга, в Выборгском заливе Балтийского моря.
Порт способен переваливать широкую номенклатуру генеральных, навалочных грузов (минеральные удобрения, уголь, руда, чугун, металлолом), пищевых и химических наливных грузов. В акватории порта обеспечивается круглогодичная навигация, ледовый период продолжается с декабря по апрель.
Площадь территории морского порта составляет 16,66 га, площадь акватории - 2,87 кв. км. Количество причалов - семь, длина причального фронта - 902,8 м. Пропускная способность грузовых терминалов - 1970 тыс. тонн в год. Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина), - 6,5/135/25 м.
В 2021 году оператором морского порта ООО "Порт Логистик" перевалено 1082,8 тыс. тонн грузов, что в 1,6 раза превышает уровень аналогичного периода прошлого года.
Морской порт Высоцк расположен в Высоцком городском поселении Выборгского района, на острове Высоцкий в Выборгском заливе Балтийского моря. Порт специализируется на перегрузке сырой нефти и нефтепродуктов, угля. Грузы доставляются к морскому порту железнодорожным транспортом к припортовой станции Высоцк-Предпортовая. Нефтепродукты доставляются в морской порт также внутренним водным транспортом и по нефтепродуктопроводу от порта Приморск к терминалу по перевалке нефтепродуктов АО "РПК Высоцк-II "Лукойл". В акватории порта обеспечивается круглогодичная навигация, ледовый период продолжается с декабря по апрель.
Площадь территории морского порта составляет 143,6 га, площадь акватории - 1,26 кв. км. Количество причалов - восемь, длина причального фронта - 1703,6 м. Пропускная способность грузовых терминалов - 21200 тыс. тонн в год. Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина), - 13,2/260/45 м.
Всего в 2021 году портом Высоцк переработано 16,9 млн. тонн грузов (90,7% по отношению к 2020 году).
Морской порт Приморск расположен в Приморском городском поселении Выборгского района, в юго-восточной части пролива Бьёркезунд Финского залива Балтийского моря. Это крупнейший в России порт по отгрузке нефти и нефтепродуктов. В акватории порта обеспечивается круглогодичная навигация, ледовый период продолжается с декабря по апрель.
Площадь территории морского порта составляет 247,448 га, площадь акватории - 31,77 кв. км. Количество причалов - 12, длина причального фронта - 3058,66 м. Пропускная способность грузовых терминалов - 89500 тыс. тонн в год. Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина), - 15,85/307/55 м.
Морской порт специализируется на перегрузке сырой нефти и нефтепродуктов, которые поставляются к порту трубопроводным транспортом по магистральному нефтепроводу Балтийской трубопроводной системы (БТС) и нефтепродуктопроводу Кстово - Кириши - Приморск.
В 2021 году ООО "Приморский торговый порт" переработало 53 млн. тонн нефти и нефтепродуктов (107,5%).
Морской порт Усть-Луга расположен на восточном и южном побережье Лужской губы Финского залива Балтийского моря. В морском порту осуществляется перевалка широкой номенклатуры грузов, в том числе угля, сырой нефти, минерально-сырьевых грузов, лесных грузов, генеральных грузов, цветных металлов, контейнерных грузов, СПГ и пр.
В акватории порта обеспечивается круглогодичная навигация, ледовый период продолжается с декабря по апрель.
Площадь территории морского порта составляет 1181,9297 га, площадь акватории - 67,56 кв. км. Количество причалов - 38, длина причального фронта - 7303 м. Пропускная способность грузовых терминалов - 129800,25 тыс. тонн в год. Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина), - 15,0/320,0/50,0 м.
Морской порт Усть-Луга имеет наибольший объем в структуре грузооборота портов Ленинградской области (61,8% в 2021 году). Объем погрузочно-разгрузочных работ в порту составил в 2021 году 114,96 млн. тонн грузов - 112,0% к уровню прошлого года.
В структуре грузооборота порта наибольший удельный вес (48,8%) приходится на наливные грузы - нефть, нефтепродукты и сжиженный газ.
По данным Администрации морских портов Балтийского моря, общий объем переработки грузов на терминалах морских портов, расположенных в Ленинградской области, составил в 2021 году 185901,0 тыс. тонн, или 108,6% к объему 2020 года.
2.1.3. Внутренний водный транспорт
В пределах Ленинградской области проходят водные пути, обеспечивающие транспортное сообщение с соседними субъектами Российской Федерации и центральными областями Российской Федерации, а также с Финляндской Республикой (Волго-Балтийский водный путь и Сайменский канал соответственно).
Волго-Балтийский водный путь - одна из важнейших водных магистралей, входящих в единую глубоководную систему внутренних водных путей европейской части России.
Волго-Балтийский водный путь и Сайменский канал обеспечивают перевозки внешнеторговых грузов в рамках транспортного коридора "Север-Юг" и способствуют развитию внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов и экономики региона.
В Ленинградской области расположено свыше 1800 км водных путей сообщения. Это позволяет использовать внутренний водный транспорт для комплексного решения задач развития социальной сферы и экономики региона.
По итогам 2021 года общий судопоток (в створе Шлиссельбурга) составил 5611 судов. Всего в створе Шлиссельбурга прошли 1183 пассажирских судна с 128158 пассажирами, а также грузовые суда с 5730835,8 тонны грузов. Основной объем грузовых перевозок составили нефть и нефтепродукты наливом, металлы и строительные грузы.
2.1.4. Воздушный транспорт
Основу авиационной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляет аэропорт гражданской авиации "Пулково", обеспечивающий регулярные перевозки грузов и пассажиров на международных и внутренних авиалиниях.
Объекты воздушного транспорта регионального значения на территории Ленинградской области в настоящее время отсутствуют. В Ленинградской области воздушные перевозки не осуществляются.
Имеется более 80 посадочных площадок, часть из них находится в частной собственности, часть располагается на территории медицинских учреждений и в ведении оперативных служб.
2.1.5. Инфраструктура дорожного комплекса
Ленинградская область обладает развитой сетью автомобильных дорог с твердым покрытием.
Наиболее протяженные из них:
Р-36 49К-07 "Лодейное Поле - Тихвин - Будогощь - Чудово" (протяженность 240,842 км);
Р-41 41А-004 "Павлово - Мга - Шапки - Любань - Оредеж - Луга" (протяженность 191,408 км);
Р-40 41А-003 "Кемполово - Губаницы - Калитино - Выра - Тосно - Шапки" (протяженность 134,280 км).
В целях развития региональной транспортной инфраструктуры в Ленинградской области реализуется ряд проектов по строительству и реконструкции объектов дорожного хозяйства, наиболее крупные из них:
строительство мостового перехода через р. Волхов на подъезде к г. Кириши в Киришском районе Ленинградской области;
строительство мостового перехода через р. Свирь у г. Подпорожье Ленинградской области;
реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Санкт-Петербург - Колтуши" на участке "КАД - Колтуши".
Также планируется реализация масштабных проектов:
строительство подъезда к ТПУ "Кудрово" с реконструкцией транспортной развязки на км 12+575 автомобильной дороги Р-21 "Кола";
строительство автомобильной дороги от кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга до автомобильной дороги "Санкт-Петербург - Матокса".
2.1.6. Инфраструктура телекоммуникационной сети
По итогам 2021 года в Ленинградской области зарегистрирован значительный рост числа пользователей фиксированного и мобильного интернета, а также увеличение трафика передачи данных, в том числе по технологии 4G (LTE). В регионе заметно увеличились зоны охвата сетями мобильной связи и количество предоставляемых ими услуг и сервисов.
Введены в эксплуатацию более 1800 базовых станций "сотовой" связи (в том числе по технологии 4G (LTE). Относительный прирост по операторам связи к 2020 году составил 50%.
Развивается транспортная сеть передачи данных: протяженность волоконно-оптических линий связи на территории Ленинградской области возросла на 10,3%.
В результате развития сетей подвижной радиотелефонной связи общая площадь покрытия территории Ленинградской области составила 87%. При этом в зоне действия сетей подвижной радиотелефонной связи проживает более 99% жителей Ленинградской области.
Основными направлениями развития являлись модернизация сетей подвижной радиотелефонной связи на территории Ленинградской области, замена оборудования на более современное, улучшение качества связи в сетях стандартов 2G/3G, а также расширение покрытия сетями стандарта 4G (LTE) территорий населенных пунктов с высокой плотностью (в том числе крупнейших поселений Всеволожского муниципального района, таких как Всеволожск, Кудрово, Мурино, Новое Девяткино, Бугры, Сертолово, Янино и др.).
Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области - Филиал АО "Почта России" на территории Ленинградской области (далее - УФПС по СПб и ЛО) располагает сетью, состоящей из 475 отделений почтовой связи (далее - ОПС), в том числе: городского типа - 137, сельского - 321, передвижных - 16, мобильных - одно. Из 446 функционирующих ОПС убыточными являются 343 ОПС (76,91%), это на 16 ОПС (3,76%) больше по сравнению с данными 2020 года.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры на территории региона способствует развитию и функционированию Единой сети передачи данных Ленинградской области (ЕСПД ЛО), объединяющей в единое информационное пространство государственные и муниципальные органы власти, а также государственные и муниципальные организации/учреждения.
В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 в 2021 году в Ленинградской области реализован региональный проект "Информационная инфраструктура" национального проекта "Цифровая экономика".
На ближайшие годы запланировано следующее развитие телекоммуникационных сетей в Ленинградской области:
улучшение покрытия подвижной радиотелефонной связью на основных автомагистралях Ленинградской области, а также на территориях садоводческих массивов и товариществ;
продолжение строительства по технологии LTE в местах высокой концентрации населения (города, места высокой концентрации населения: районные центры, Кудрово, Бугры, Мурино, Янино, Сертолово, Всеволожск и другие, крупные дачные массивы).
2.1.7. Площадки для реализации инвестиционных проектов в Ленинградской области
Приоритетным направлением для роста экономики Ленинградской области является создание и развитие территорий, обеспеченных коммунальной и транспортной инфраструктурой, частью которых являются индустриальные (промышленные) парки (далее - индустриальные парки). Необходимость их создания и развития предусмотрена Стратегией и государственной программой Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 394.
В настоящее время сформирован реестр индустриальных парков, сведения о которых включены в схему территориального планирования Ленинградской области, утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 года N 460 (редакция от 23 декабря 2019 года с изменениями от 25 января 2022 года), как объектов регионального значения. Реестр включает 22 индустриальных парка, в том числе 12 действующих, четыре создаваемых и пять планируемых индустриальных парков.
На территории всех действующих и создаваемых индустриальных парков имеется возможность подключения к сетям газо-, электро- и теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обеспечена хорошая транспортная доступность. Основные специализации индустриальных парков: производство строительных материалов, оборудования, размещение промышленно-складских и логистических комплексов, машиностроение, металлообработка, пищевая и легкая промышленность, размещение логистических терминалов, складов.
Действующие и создаваемые индустриальные парки в основном являются частными и занимают площадь более 1737 га. На территории парков размещены 165 резидентов, создано более 7500 новых рабочих мест, объем фактически привлеченных частных инвестиций с учетом инвестиций резидентов составляет в настоящее время более 41874,73 млн. рублей. Заполняемость действующих парков составляет более 62% с размещением на их территории крупных и средних предприятий,
в том числе АПХ "Эко-культура", ООО "Сименс технологии газовых турбин", ООО "Атриа Групп" (ООО "ПИТ-Продукт"), ООО "ТехноНиколь-Северо-Запад", ООО "Агрисовгаз", ООО "Олд Милл Холдинг", ООО "Йотун Пейнтс", ООО "ГОРИГО", ООО "Морские пропульсивные системы", ООО "Лента", сеть магазинов "Магнит", ООО "Русджам Стеклотара Холдинг", ООО "Никольский завод регенерации масел", ООО "Ф. Скрупская" и другие.
Кроме частных парков, за счет средств областного бюджета созданы два региональных парка - "Северо-Западный нанотехнологический центр" ("СЗНЦ") и "Пикалево" под управлением единого оператора АО "Леноблинновации". К основной задаче парка "СЗНЦ" относится развитие конкурентной среды и условий для коммерциализации научных разработок в сфере нанотехнологий в стратегически важных отраслях промышленности, а также выполнения задачи по импортозамещению. Индустриальный парк "Пикалево" входит в границы территории опережающего социально-экономического развития "Пикалево", созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2018 года N 271 в границах моногорода Пикалево. Основная цель развития парка - обеспечение отраслевой диверсификации и модернизации экономики моногорода.
Сведения об инвестиционных площадках, готовых для инвестирования, индустриальных парках и программах развития Ленинградской области размещены на интерактивной инвестиционной карте Ленинградской области в интегрированной региональной информационной системе "Инвестиционное развитие территории Ленинградской области" (далее - ИРИС, https://map.lenoblinvest.ru/). В ИРИС на сегодняшний день размещена информация о 292 инвестиционных площадках, готовых для инвестирования (с указанием сведений об инженерной инфраструктуре, видах разрешенного использования и других необходимых параметрах), а также информация о 21 индустриальном парке, 929 объектах программ развития (включая программы монополистов), загружены объекты (планируемые линии электропередач, электростанции, планируемые ГРС и газопроводы, планируемые автомобильные и железные дороги), в том числе территории (планируемые туристско-рекреационные зоны, особые экономические зоны, зоны преимущественно сельскохозяйственного использования) из актуализированных схем территориального планирования Ленинградской области (в области транспорта, энергетики, промышленности и других).
2.2. Наличие на территории Ленинградской области преференциальных режимов для субъектов инвестиционной деятельности
На территории Ленинградской области действует одна территория опережающего социально-экономического развития в г. Пикалево, а также планируется создание двух территорий с преференциальными режимами ведения инвестиционной деятельности.
2.2.1. Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Усть-Луга"
Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Усть-Луга" на территории Усть-Лужского сельского поселения Кингисеппского муниципального района (далее - ОЭЗ) направлено на поддержку реализации крупнейшего в стране и в мире проекта создания Комплекса переработки этансодержащего газа (КПЭГ), добываемого на месторождениях ПАО "Газпром", с планируемым годовым обеспечением переработки до 45 млрд. куб. м сырьевого газа. Проект включает газоперерабатывающий завод, газохимический комплекс и объекты транспортной инфраструктуры в районе поселка Усть-Луга Кингисеппского района и реализуется ООО "Балтийский газохимический комплекс" и ООО "РусХимАльянс" - якорными резидентами создаваемой зоны.
Реализация проекта обеспечит годовое производство свыше 18 млрд. куб. м сухого отбензиненного газа, более 13 млн. тонн сжиженного природного газа, до 2,3 млн. тонн сжиженных углеводородных газов, более 3 млн. тонн этилена и 3 млн. тонн базовых полимеров. Планируется создание более пяти тысяч рабочих мест. Инвестиции якорных резидентов ОЭЗ составят свыше 2,3 трлн. рублей в течение трех лет, при этом привлечение средств федерального, регионального и местного бюджетов к созданию (развитию) инфраструктуры для функционирования ОЭЗ не планируется.
На территории ОЭЗ устанавливается особый (льготный) правовой режим ведения предпринимательской и иной деятельности в целях стимулирования инвестиционных и предпринимательских ресурсов и повышения привлекательности муниципального образования для внешних инвесторов. Ожидаемые эффекты от ОЭЗ:
поступление налогов в бюджет Ленинградской области за период с 2022 по 2048 годы - 1,48 трлн. рублей, в том числе с 2022 по 2031 год - 21,3 млрд. рублей (НДФЛ);
поступление налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации с 2022 по 2048 годы - 2,36 трлн. рублей.
2.2.2. Создание портовой особой экономической зоны в г. Приморск
В соответствии со Стратегией прорабатывается вопрос о создании к 2023 году портовой особой экономической зоны в Приморском городском поселении Выборгского района на территории морского порта Приморск (далее - портовая ОЭЗ). Якорным инвестиционным проектом портовой ОЭЗ является проект по строительству Приморского универсального погрузочного комплекса, направленный на создание современного, высокотехнологичного и экологичного универсального портового комплекса с целью переориентации транзитных грузопотоков из европейских портов, с планируемым грузооборотом более 20% от общего грузооборота российских портов Балтийского бассейна.
Общее количество рабочих мест на период строительства составит свыше 4,5 тыс. человек, на период эксплуатации - более 5,1 тыс. человек. Привлечение средств федерального, регионального и местного бюджетов к созданию (развитию) инфраструктуры для функционирования портовой ОЭЗ не планируется.
2.2.3. Территория опережающего социально-экономического развития в г. Пикалево
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2018 года N 271 на территории Пикалевского городского поселения Бокситогорского района Ленинградской области создана территория опережающего социально-экономического развития "Пикалево" (далее - ТОСЭР "Пикалево").
Создание ТОСЭР "Пикалево" направлено на обеспечение сбалансированного и пропорционального развития территорий и диверсификации экономики моногорода Пикалево.
В настоящее время на ТОСЭР "Пикалево" размещено пять резидентов, реализуются проекты с общим объемом инвестиций 2261 млн. рублей и созданием более 140 новых рабочих мест. На текущую дату освоено более 1500 млн. рублей и создано 43 новых рабочих места.
Для резидентов ТОСЭР "Пикалево" действуют налоговые льготы, предоставляемые за счет средств федерального бюджета (освобождение от уплаты налога на прибыль организаций), средств бюджета Ленинградской области (пониженная ставка по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций), а также бюджета моногорода Пикалево (освобождение от уплаты земельного налога).
2.3. Соблюдение органами и организациями Ленинградской области в рамках установленной компетенции сроков согласования и предоставления разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности
Губернатор Ленинградской области, органы государственной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления Ленинградской области в рамках установленной компетенции при рассмотрении вопросов реализации инвестиционных проектов осуществляют деятельность в соответствии с установленными сроками согласования и предоставления разрешительной документации. В Ленинградской области соблюдение установленных сроков рассмотрения согласовательной и разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, контролируется уполномоченными органами и организациями.
2.4. Развитие традиционных отраслей экономики Ленинградской области
Рост экономики Ленинградской области обусловлен ускоренным развитием базовых отраслей экономики: промышленности, транспортно-логистического комплекса, инфраструктурных отраслей, сферы услуг.
Основным источником экономического развития региона является развитие промышленного сектора, расширение и модернизация уже существующих и привлечение новых производств на территорию региона.
Ленинградская область является сильным промышленным центром Северо-Западного федерального округа. В настоящее время в регионе реализуется долговременная политика инновационного развития региона как места, благоприятного для бизнеса, обеспечены условия для устойчивого развития целых отраслей промышленности, крупных промышленных предприятий и производственных комплексов, а также предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннего территориального развития и внешней интеграции.
По итогам 2021 года Ленинградская область укрепила свое место в топ-20 субъектов Российской Федерации по объемам промышленного производства и инвестиций в основной капитал, выполненных работ по строительству и вводу жилых домов, по обороту розничной торговли и уровню безработицы.
2.4.1. Промышленность
Доля промышленности Ленинградской области в валовом региональном продукте составляет около 37%. По итогам 2021 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по основным видам промышленной деятельности Ленинградской области составил 1,7 трлн. рублей (+ 34,1% к 2020 году), в том числе в обрабатывающих производствах - 1,5 трлн. рублей (+ 36,8% к 2020 году). Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий составил 107,6% (по России - 105,3%).
Наибольшее влияние на рост ИПП за 2021 год оказали обрабатывающие производства, на долю которых стабильно приходится более 70% от общего объема отгрузки, из которых:
пищевая промышленность (ИПП 105,9%, доля отрасли в общем объеме отгрузки - 13,9%);
производство бумаги и бумажных изделий (ИПП 110,8%, доля в отгрузке - 8,8%);
табачная промышленность (ИПП 112,4%, доля в отгрузке - 7,5%);
производство резиновых и пластмассовых изделий (ИПП 108,7%, доля в отгрузке - 4,6%);
производство изделий из дерева и пробки, обработка древесины (ИПП 139,9%, доля в отгрузке - 2,8%);
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (ИПП 122,5%, доля в отгрузке - 3,1%).
В целях концентрации внутренних ресурсов промышленных предприятий в стратегически важных отраслях экономики, а также ускоренного преодоления технологического отставания отечественной промышленности и внедрения в производство инновационных технологий в Ленинградской области реализуется региональная кластерная политика.
На базе кластеров создаются комфортные условия для развития и внедрения инноваций, привлечения инвестиций, создается промышленная, инновационная и научно-образовательная инфраструктура. Создание и развитие промышленных и территориальных кластеров способно стать локомотивом развития не только региональной, но и в целом российской экономики.
На сегодняшний день в Ленинградской области создан один промышленный кластер и несколько территориальных кластеров, функционирующих на территории региона:
кластер лесоперерабатывающей промышленности Ленинградской области (2 октября 2019 года включен в реестр промышленных кластеров Минпромторга России);
межрегиональный кластер "Союз Автопром Северо-Запад";
кластер химической промышленности Ленинградской области;
кластер металлообработки и строительных материалов Ленинградской области;
судостроительный кластер Ленинградской области.
Кроме того, существует кластерная инициатива по созданию на территории Ленинградской области кластера пищевой промышленности.
Карта Ленинградской области с указанием действующих промышленных предприятий представлена ниже.
Графический объект не приводится
Ключевая задача развития промышленности - увеличение объема экспорта несырьевой неэнергетической промышленной продукции, в том числе увеличение организаций-экспортеров из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Ленинградской области в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" реализуется комплекс мероприятий по выводу и продвижению производственных компаний Ленинградской области, продукция которых имеет потенциальные преимущества (уникальность, качество, масштаб и др.), на внешние рынки. При содействии Центра поддержки экспорта АНО "Центр развития промышленности Ленинградской области" за отчетный год на экспорт выведено 78 субъектов малого и среднего бизнеса (в том числе 29 новых) при объеме поддержанного экспорта в 44,9 млн. долл. США (2,9 млрд. рублей). В целом по итогам 2021 года Ленинградская область заняла 16 место в рейтинге регионов-экспортеров с объемом экспорта в 8,4 млрд. долл. США (546 млн. рублей).
2.4.2. Инвестиции
В 2021 году Ленинградская область подтвердила свои лидирующие позиции среди инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации. Так, по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата Ленинградская область заняла 10 место (13 место в 2020 году) и вошла в перечень регионов-лидеров с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса.
Кроме того, Ленинградская область возглавила (1 место) интегральный ESG-рэнкинг российских регионов на базе анализа трех ключевых факторов, которые отражают уровень подверженности инвестиционным рискам и оценку эффективности их нивелирования: экологические, социальные риски и качество корпоративного управления (в 2020 году - 8 место).
По объему вложенных инвестиций в основной капитал область сохранила место в топ-10 среди субъектов Российской Федерации. Всего за год в экономику региона было инвестировано 442,8 млрд. рублей, что составляет 105,6% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах (по России - 107,7%).
Прогнозируемый рост инвестиций в 2021 - 2024 годах обусловлен реализацией крупных проектов по созданию промышленно-логистического парка (комплекса) по хранению и перевалке минеральных удобрений со складским хозяйством и железнодорожной инфраструктурой (ООО "Ультрамар", 76,8 млрд. рублей), строительству универсального торгового терминала "Усть-Луга" в морском порту Усть-Луга (ООО "Новотранс Актив", 53,7 млрд. рублей), строительству универсально-перегрузочного комплекса в порту Приморск (ООО "Приморский УПК", 422,44 млрд. рублей), созданию промышленного комплекса по производству аммиака и гранулированного карбамида (ООО "ЕвроХим Северо-Запад-2", 120 млрд. рублей), модернизации производства минеральных удобрений с полной заменой технологического и газоочистного оборудования и строительством нового производства водорастворимых минеральных удобрений (АО "Апатит", 27,9 млрд. рублей), строительству терминала по перевалке минеральных удобрений в морском торговом порту Усть-Луга (ООО "ЕвроХим Терминал Усть-Луга", 29,3 млрд. рублей), организации производства метанола в г. Кингисепп (ООО "ЕвроХим Северо-Запад-3", 168,4 млрд. рублей) и переходом в активную инвестиционную фазу проекта по строительству комплекса по переработке этансодержащего газа, реализуемого ООО "РусХимАльянс" и ООО "Балтийский Химический Комплекс", суммарной стоимостью более 2,5 млрд. рублей.
Также в Ленинградской области успешно реализуются проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства и концессии, наиболее крупные из них: реконструкция объектов недвижимости под объект здравоохранения "Ленинградский областной центр медицинской реабилитации" г. Коммунар (объем финансирования - 3,3 млрд. рублей), создание и последующая эксплуатация объекта спорта - Плавательный бассейн с местами для зрителей в г. Гатчина (объем финансирования - 0,9 млрд. рублей), создание и последующая эксплуатация объекта спорта - Многофункциональный спортивный комплекс в г. Мурино Всеволожского муниципального района (объем финансирования - 1,6 млрд. рублей), создание и реконструкция объектов теплоснабжения Тихвинского муниципального района (объем финансирования - 3 млрд. рублей), создание и реконструкция отдельных объектов водоснабжения, водоотведения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (объем финансирования - 0,9 млрд. рублей) и другие.
2.4.3. Сельское хозяйство
В Ленинградской области высоко развит агропромышленный комплекс. По итогам года объем производства продукции сельского хозяйства составил 108,2 млрд. рублей, или 100,7% к 2020 году в сопоставимых ценах (по России - 99,1%). Область сохраняет
1 место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц,
2 место - по поголовью птицы, 3 место - по молочной продуктивности коров и выращиванию форели, 5 место - по производству мяса птицы в сельхозорганизациях и 9 место - по производству молока в сельхозорганизациях.
В регионе реализуются и планируются к реализации более 100 инвестиционных проектов на сумму свыше 40 млрд. рублей. Наиболее крупными из указанных проектов являются:
ООО "Круглый Год" (ООО "АПХ ЭКО-культура"): "Строительство тепличного комплекса по выращиванию овощей" на площади в 5 га, мощность - 3 тыс. тонн овощей в год, стоимость - 2,0 млрд. рублей;
ООО "Идаванг Луга": "Строительство фермы на 3,5 тыс. свиноматок мощностью 98 тыс. товарных свиней в год", мощность - 10 тыс. тонн мяса в год, стоимость - 3,7 млрд. рублей;
ООО "Племенной завод "Бугры": "Строительство селекционно-генетического центра в молочном скотоводстве", мощность - 4 млн. биологического материала и 500 эмбрионов в год, стоимость - 450 млн. рублей; "Строительство молочно-товарной фермы на 3 тыс. фуражных коров со шлейфом", мощность - 47,5 тыс. тонн молока в год, стоимость - 2 млрд. рублей;
АО "Птицефабрика "Северная": "Строительство производственной площадки (16 птичников) по выращиванию цыплят-бройлеров", стоимость 2,0 млрд. рублей, выход продукции - 25,4 тыс. тонн мяса птицы в год; "Расширение убойного цеха и строительство новых помещений убойного цеха", стоимость 2,5 млрд. рублей, выход продукции - 214,5 тыс. тонн мяса птицы в год (убойный вес);
АО "Птицефабрика "Войсковицы": "Строительство нового птицеводческого комплекса для производства инкубационного яйца", стоимость 2,6 млрд. рублей, мощность - 44,4 млн. шт. инкубационных яиц в год;
АО "Птицефабрика "Роскар": "Строительство комбикормового цеха", мощность - 400 тыс. тонн комбикорма, стоимость - 1,8 млрд. рублей; "Модернизация птицеводческого комплекса (ввод в эксплуатацию четырех птичников по 200 тыс. птицемест каждый)", мощность - 200 млн. шт. яиц в год, стоимость - 800 млн. рублей;
АО Птицефабрика "Синявинская": "Модернизация птицеводческого комплекса", мощность - 120 млн. шт. яиц в год, стоимость - 500 млн. рублей;
ГК "Рыбстандарт": "Расширение производственных мощностей на территории Выборгского района для увеличения выращивания рыбы до 2,4 тыс. тонн в год за счет ввода в эксплуатацию 87 новых рыбоводных садков суммарной мощностью 900 тонн", стоимость - 60 млн. рублей.
2.4.4. Строительство
В Ленинградской области традиционно сохраняются беспрецедентные объемы жилищного строительства: за 2021 год в Ленинградской области построено 42,5 тысячи квартир общей площадью 3,3 млн. кв. м (+ 27% к 2020 году). По вводу жилых домов область стабильно занимает 2 место в Северо-Западном федеральном округе, а по России - 5 место по итогам 2021 года.
По вводу в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения Ленинградская область превышает среднероссийское значение более чем в 2,8 раза и занимает 1 место среди всех регионов.
2.4.5. Торговля
В 2021 году оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2020 годом на 11% (в сопоставимых ценах, по России - на 7,3%) и составил почти 570 млрд. рублей, объем платных услуг показал прирост на 8,8% (по России - 17,6%) и сложился на уровне 93,1 млрд. рублей, оборот общественного питания возрос на 29,2% (по России - на 23,5%) и достиг уровня 19,1 млрд. рублей.
Восстановлению потребительского рынка во многом способствовала реализованная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2021 году отмечается годовой прирост количества субъектов МСП до 69392 единиц (+ 7,7% к 2020 году), что в два раза больше, чем прирост в Российской Федерации (3,2%). Численность занятых в сфере МСП составила около 253 тыс. человек, что на 26,6 тыс. человек больше, чем в 2020 году, в том числе благодаря введению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". Количество зарегистрированных самозанятых увеличилось в два раза по отношению к 2020 году и составило 45,8 тыс. человек.
2.5. Планы по развитию приоритетных направлений и секторов экономики Ленинградской области, являющихся инвестиционными приоритетами, с их привязкой к конкретным территориям
Ленинградская область в соответствии со Стратегией проводит политику диверсификации экономики.
Планы по развитию Ленинградской области сформированы на основе формирования роста инвестиционной привлекательности, улучшения условий ведения бизнеса, развития инвестиционной инфраструктуры.
Рост инвестиционной привлекательности территорий Ленинградской области формируется путем реализации комплексных проектов, направленных на повышение качества среды проживания, создание промышленных, транспортно-логистических, рекреационных, торговых и иных комплексов, создание новых рабочих мест, в том числе в сфере услуг.
Приоритетными направлениями социально-экономического развития Ленинградской области являются:
создание комфортных транспортно-пересадочных узлов с элементами многофункциональных общественно-торговых центров;
повышение конкурентоспособности региональной сферы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечение повсеместного использования ИКТ и современных услуг связи;
обеспечение надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса Ленинградской области;
стабилизация и обеспечение роста строительной сферы как одного из источников развития экономики;
обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды региона, в том числе за счет предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Успех реализации стратегических проектных инициатив зависит от развития связующих сфер - малого бизнеса, информационно-коммуникационных технологий, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса.
Перспективными и в дальнейшем претендующими на статус стратегических проектных инициатив являются экология, включая утилизацию отходов, и туризм.
2.6. Новые инновационные отрасли экономики Ленинградской области
В соответствии с целями и основными направлениями устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1912-р, в Ленинградской области в перспективе до 2030 года предусматривается реализация новых инвестиционноемких направлений развития.
В 2021 году стартовал проект по созданию сети ветряных электростанций для выработки "зеленой" энергии, а в последующем для производства "зеленого" водорода. На территории региона планируется размещение 10 ВЭС суммарной мощностью порядка 700 МВт.
Важным направлением на перспективу до 2030 года станет реализация проектов по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств.
В рамках подписанного Соглашения между Правительством Ленинградской области и Группой "Роснано" создана рабочая группа по реализации пилотного проекта по созданию углеродно-свободной зоны на территории Ленинградской области. В пределах этой зоны предполагается реализовать комплекс мероприятий по внедрению технологий, направленных на снижение выбросов парниковых газов в жизненном цикле производства промышленной продукции предприятий Ленинградской области.
В целях разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса инициировано создание в Ленинградской области объединенного карбонового полигона "Ладога" на базе Санкт-Петербургского государственного университета. Учитывая природно-климатический и пространственный потенциал региона в совокупности с научно-образовательной базой Санкт-Петербургской агломерации, на территории Ленинградской области могут быть созданы нескольких карбоновых полигонов, в том числе разного типа.
Перспективным и логичным продолжением создания карбоновых полигонов станет создание карбоновых ферм по культивированию высокопродуктивных растений с высокой поглощающей способностью.
III. Инвестиционные обязательства Ленинградской области
3.1. Гарантии инвесторам
Ленинградская область гарантирует стабильность прав и защиту интересов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, в том числе:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов; соблюдение алгоритмов действия по предоставлению инвестору присоединения к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 года N 591;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Ленинградской области, в досудебном порядке;
общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;
соблюдение условий предоставления мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Ленинградской области;
повышение уровня доходов населения Ленинградской области.
3.2. Общие принципы организации взаимодействия с инвесторами
Инвестиционная деятельность в Ленинградской области осуществляется на следующих принципах взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области с субъектами инвестиционной деятельности:
ответственности - обязательство Ленинградской области перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса;
равенства - недискриминирующий подход ко всем субъектам инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной системы приоритетов;
вовлеченности - участие субъектов инвестиционной деятельности в процессе подготовки затрагивающих их интересы решений, принимаемых органами исполнительной власти Ленинградской области, и оценке их реализации;
прозрачности - открытость и общедоступность документированной информации органов исполнительной власти Ленинградской области (за исключением информации, относящейся к исчерпывающему перечню категорий секретной информации);
лучших практик - ориентация на лучшую с точки зрения интересов субъектов инвестиционной деятельности практику взаимодействия субъектов Российской Федерации с субъектами инвестиционной деятельности;
сбалансированности интересов - учет интересов Ленинградской области, муниципальных образований Ленинградской области и субъектов инвестиционной деятельности;
взаимного уважения - взаимоотношения между органами исполнительной власти Ленинградской области и субъектами инвестиционной деятельности, основывающиеся на уважении интересов сторон;
неухудшения условий реализации инвестиционных проектов.
IV. Инвестиционная команда Ленинградской области
4.1. Состав инвестиционной команды Ленинградской области
Инвестиционную команду Ленинградской области возглавляет Губернатор Ленинградской области. В состав инвестиционной команды Ленинградской области, сопровождающей инвестора на этапах реализации проекта, входят:
Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области - председатель комитета финансов;
вице-губернатор Ленинградской области по безопасности; заместитель Председателя Правительства Ленинградской области - председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности;
заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по транспорту и топливно-энергетическому комплексу;
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области;
директор государственного казенного учреждения "Агентство экономического развития Ленинградской области";
президент регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области";
вице-президент Союза "Ленинградская областная торгово-промышленная палата";
председатель Совета Ленинградского областного регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
председатель Совета регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" по Ленинградской области;
директор головного отделения по Ленинградской области Северо-Западного банка ПАО "Сбербанк России";
управляющий отделением по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации.
4.2. Условия формирования инвестиционной команды Ленинградской области
Формирование инвестиционной команды Ленинградской области происходит на основании компетенций, проектного опыта, уровня образования и квалификации ее участников.
Компетентность инвестиционной команды Ленинградской области во многом определяет скорость и качество реализации инвестиционных проектов, что обеспечивает комфортный формат взаимодействия бизнеса и власти, стимулирует экономическую активность и обеспечивает благоприятный инвестиционный климат Ленинградской области.
4.3. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Ленинградской области в части взаимодействия с инвесторами
Ответственность и задачи по сопровождению инвесторов распределены между членами инвестиционной команды следующим образом:
разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ленинградской области осуществляется Правительством Ленинградской области во главе с Губернатором Ленинградской области;
координация деятельности хозяйствующих субъектов в рамках реализации экономической и инвестиционной политики Ленинградской области осуществляется заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем комитета экономического развития и инвестиционной деятельности;
формирование и контроль за реализацией мероприятий в сфере экономической и инвестиционной политики Ленинградской области осуществляется заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем комитета экономического развития и инвестиционной деятельности;
формирование и контроль за реализацией мероприятий в сфере финансово-бюджетной политики осуществляется первым заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем комитета финансов;
формирование и контроль за реализацией мероприятий в сфере экологического и жилищного надзора, организация территориального регулирования обращения с отходами осуществляется вице-губернатором Ленинградской области по безопасности;
формирование и контроль за реализацией мероприятий в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства осуществляется заместителем Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
формирование и контроль за реализацией мероприятий в сфере транспорта и топливно-энергетического комплекса осуществляется заместителем Председателя Правительства Ленинградской области по транспорту и топливно-энергетическому комплексу.
Привлечение и сопровождение инвесторов осуществляется в режиме "единого окна", что позволяет реализовывать инвестиционные проекты качественно и в короткие сроки.
Региональным институтом развития по поддержке и сопровождению инвесторов в Ленинградской области является государственное казенное учреждение "Агентство экономического развития Ленинградской области" (далее - Агентство). Агентство предоставляет комплекс удобных и бесплатных для инвестора сервисов: от подачи заявок на размещение и оформления необходимых документов до подбора площадки для реализации проекта.
Деятельность Агентства направлена на продвижение инвестиционного потенциала Ленинградской области и способствует развитию деловой среды в регионе путем установления прямых контактов с бизнесом, создания и развития необходимой инвестиционной инфраструктуры.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Ленинградской области от 8 апреля 2022 г. N 203-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.