Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства цифрового
развития Камчатского края
от 22.08.2024 N 8-Н
"Приложение
к приказу Министерства цифрового
развития Камчатского края
от 19.04.2024 N 7-Н
Порядок
принятия решений о необходимости и целесообразности создания, развития, модернизации или вывода из эксплуатации информационных систем
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий, а также с целью организации единого подхода в вопросах реализации мероприятий по инициации создания, развития, модернизации и вывода из эксплуатации информационных систем, осуществляемых исполнительными органами Камчатского края и подведомственными им государственными учреждениями.
2. Настоящий Порядок не применяется в отношении государственных информационных систем Камчатского края. Порядок реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".
3. Положения настоящего Порядка распространяются на ранее созданные, создаваемые и планируемые к созданию информационные системы Камчатского края.
4. В настоящем Порядке применяются следующие термины и понятия:
1) информационная система Камчатского края (далее - ПС) - совокупность содержащейся в базах данных информации (в том числе информации, содержащейся на сайтах в сети "Интернет") и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
2) функциональный заказчик - исполнительный орган Камчатского края (далее - исполнительный орган), подведомственное исполнительному органу государственное учреждение (если его уставом предусмотрены соответствующие виды деятельности по созданию, развитию, эксплуатации ПС), структурное подразделение Администрации Губернатора Камчатского края, осуществляющие мероприятия по созданию, развитию, модернизации и выводу из эксплуатации ИС в рамках реализации своих полномочий;
3) жизненный цикл ИС - совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния ИС от формирования потребности в ней до окончания выполнения всех предусмотренных мероприятий по выводу ее из эксплуатации;
4) паспорт ИС - документ, содержащий сведения об ИС. Особенности ведения паспорта ИС определены постановлением Правительства Камчатского края от 05.05.2015 N 162-П "Об утверждении требований к учету и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств бюджета Камчатского края";
5) иные термины и понятия используются в настоящем Порядке в значениях, определенных законодательством.
2. Процедура принятия решения о необходимости и целесообразности создания ИС
5. ИС может быть создана:
1) по поручению Губернатора Камчатского края;
2) по поручению Первого вице-губернатора Камчатского края, Председателя Правительства Камчатского края, Руководителя Администрации Губернатора Камчатского края, заместителя Председателя Правительства Камчатского края, к компетенции которых в соответствии с распределением основных обязанностей между Первым вице-губернатором Камчатского края, Председателем Правительства Камчатского края, Руководителем Администрации Губернатора Камчатского края, заместителями Председателя Правительства Камчатского края, полномочным представителем Губернатора Камчатского края, утвержденным распоряжением Губернатора Камчатского края от 14.03.2022 N 156-Р, относятся отраслевые и функциональные особенности создаваемой ИС;
3) по инициативе функционального заказчика.
6. Инициатором процедуры принятия решения о необходимости и целесообразности создания ИС является функциональный заказчик.
7. Для инициирования процедуры принятия решения о необходимости и целесообразности создания ИС функциональный заказчик подготавливает следующий комплект документов:
1) краткое обоснование необходимости создания ИС;
2) план мероприятий (дорожная карта) по созданию ИС по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Порядку;
3) проект технического задания (описание объекта закупки) на создание ИС;
4) проект технического задания (описание объекта закупки) на создание системы защиты информации ИС;
5) проект положения об ИС, разработанный в соответствии с методическими рекомендациями по разработке положения об информационной системе, приведенными в приложении 2 к настоящему Порядку;
6) расчет затрат на создание ИС, расчет затрат на создание системы защиты информации ИС, коммерческие предложения к указанным расчетам;
7) обоснование предоставления средств краевого бюджета на реализацию проекта с кратким описанием экономического эффекта от реализации, а также сведения об источниках финансового обеспечения решения по годам реализации проекта, в том числе бюджетных ассигнованиях, предусмотренных в краевом бюджете, сведений о бюджетных ассигнованиях краевого бюджета, планируемых к перераспределению в текущем, очередном финансовом году и плановом периоде, источниках финансового обеспечения решения за пределами планового периода в случае, если срок реализации проекта превышает пределы планового периода, а также иных незапрещенных законом источников финансирования.
8. Функциональный заказчик подготавливает письмо в адрес Председателя Правительства Камчатского края (далее - документ) с приложением документов, указанных в части 7 настоящего Порядка.
9. Проект документа визируется с использованием информационной системы "Единая система электронного документооборота" (далее - ИС ЕСЭД) в регистрационной карточке проекта документа (далее - РКПД).
10. Визирование осуществляется в РКПД уполномоченными должностными лицами в следующем порядке:
1) руководитель исполнительного органа (в случае если функциональным заказчиком является подведомственное исполнительному органу государственное учреждение) или руководитель структурного подразделения Администрации Губернатора Камчатского края - разработчик проекта;
2) руководители исполнительных органов, руководители структурных подразделений Администрации Губернатора Камчатского края, к компетенции которых относятся вопросы, регулируемые проектом документа;
3) заместители Председателя Правительства Камчатского края или Руководитель Администрации Губернатора Камчатского в соответствии с координируемыми направлениями;
4) Министр цифрового развития Камчатского края;
5) Министр финансов Камчатского края.
11. В период временного отсутствия должностных лиц, указанных в части 10 настоящего Порядка, и невозможности согласования ими проекта документа в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению своих полномочий (в частности, отпуск, служебная командировка), согласование проекта документа осуществляют должностные лица, на которых в установленном порядке возложено исполнение обязанностей должностных лиц, указанных в части 10 настоящего Порядка.
12. При направлении проекта документа на визирование лицам, указанным в пунктах 1 - 3 части 10 настоящего Порядка разработчик проекта выбирает тип согласования "по очереди" со сроком визирования 2 рабочих дня.
13. При направлении проекта документа на визирование лицам, указанным в пунктах 4 и 5 части 10 настоящего Порядка разработчик проекта выбирает тип согласования "по очереди" со сроком визирования 5 рабочих дней.
14. При визировании проекта документа Министром цифрового развития Камчатского края в РКПД проставляется виза "Согласен" или "Не согласен". При проставлении визы "Не согласен" заполняется поле "Примечание к визе" или прикрепляется заключение, оформленное в виде отдельного файла.
15. Оценка необходимости и целесообразности создания ПС Министром цифрового развития Камчатского края осуществляется по критериям:
1) соответствие документов, указанных в пунктах 1 - 6 части 7 настоящего Порядка, законодательству в сфере информационных технологий и защиты информации;
2) ценность обрабатываемых данных для принятия управленческих решений, а также возможность передачи данных или аналитических показателей в региональную систему управления данными;
3) возможность интеграции с иными ИС;
4) анализ уже существующих решений в иных ИС;
5) наличие достаточного функционала ИС для решения поставленных функциональным заказчиком задач;
6) корректность методологического регулирования работы ИС;
7) обоснованность расчетов затрат на создание ИС и создание системы защиты информации ИС;
8) соответствие создания ИС стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Камчатского края и планам цифровизации исполнительных органов.
16. При визировании проекта документа Министром финансов Камчатского края виза "Согласен" подтверждает наличие бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете, или возможность перераспределения бюджетных ассигнований, указанных в качестве источников финансового обеспечения в соответствии с пунктом 7 части 7 настоящего Порядка. При проставлении визы "Не согласен" заполняется поле "Примечание к визе" или прикрепляется заключение, оформленное в виде отдельного файла.
17. Проект документа направляется функциональным заказчиком на подпись только после визирования всеми заинтересованными должностными лицами.
18. Решение Председателя Правительства Камчатского края о необходимости и целесообразности создания ИС оформляется во вкладке "Внести резолюцию" регистрационной карточки документа.
19. В случае принятия решения о создании ИС функциональный заказчик проводит мероприятия по созданию ИС в соответствии с планом мероприятий (дорожной картой), указанным в пункте 2 части 7 настоящего Порядка.
3. Жизненный цикл ИС
20. К основным процессам жизненного цикла ИС относятся:
1) инициация создания ИС;
2) создание ИС;
3) ввод в эксплуатацию ИС;
4) эксплуатация ИС;
5) развитие или модернизация ИС;
6) вывод из эксплуатации ИС и дальнейшее хранение содержащейся в базах данных ИС информации.
21. В процессе всего жизненного цикла ИС руководители исполнительных органов и подведомственных им государственных учреждений несут персональную ответственность за проводимые мероприятия по созданию, развитию, модернизации и выводу из эксплуатации ИС, а также за выполнение требований законодательства в области информационной безопасности и надлежащее техническое сопровождение ИС, в том числе за работу по планированию и своевременной закупке услуг технической поддержки, планированию мероприятий по модернизации, интеграции ИС с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций) (в случае если ИС предполагает предоставление услуг в электронном виде).
22. В процессе эксплуатации ИС, в том числе при выводе ИС из эксплуатации, функциональному заказчику необходимо своевременно вносить изменения в паспорт ИС с последующим его направлением в Министерство цифрового развития Камчатского края в течение десяти рабочих дней с момента внесения соответствующих изменений.
4. Процедура принятия решения о необходимости и целесообразности развития и модернизации ИС
23. В процессе эксплуатации ИС функциональным заказчикам необходимо проводить оценку соответствия ИС целям и задачам ее создания. Решение о необходимости и целесообразности развития и модернизации ИС принимается функциональным заказчиком.
24. Развитие и модернизация ИС включает в себя, в том числе расширение функциональных возможностей, обновление ее компонентов, увеличение количества лицензий рабочих мест, изменение конфигурации программного обеспечения и технических средств, доработку системы защиты информации, иное.
25. План развития ИС составляется функциональным заказчиком ежегодно при планировании бюджетных ассигнований, включается в план цифровизации исполнительного органа и учитывается в паспорте ИС.
26. В случае принятия решения о развитии ИС, предполагающего проведение закупочных мероприятий в сфере информационных технологий и защиты информации, функциональным заказчикам необходимо руководствоваться распоряжением Правительства Камчатского края от 11.06.2021 N 273-РП.
5. Процедура принятия решения о необходимости вывода ИС из эксплуатации
27. По истечении двух лет с момента ввода ИС в эксплуатацию функциональный заказчик подготавливает доклад, содержащий информацию, позволяющую оценить эффективность использования ИС, и направляет посредством ИС ЕСЭД в адрес Министерства цифрового развития Камчатского края для проведения экспертной оценки.
28. По результатам оценки Министерство цифрового развития Камчатского края подготавливает экспертное заключение о соответствии либо о несоответствии ИС критериям:
1) соответствие ИС целям и задачам ее создания;
2) наличие пользовательского спроса (количество активных пользователей, количество подключенных органов и организаций, наличие и объем обрабатываемых заявок, иное);
3) автоматизация процессов;
4) возможность передачи данных или аналитических показателей в региональную систему управления данными;
5) возможность интеграции с иными ИС;
6) иные критерии, определяемые функциональным заказчиком по согласованию с Министерством цифрового развития Камчатского края.
29. В случае выявления несоответствия ИС критериям, указанным в части 28 настоящего Порядка, Министерство цифрового развития Камчатского края направляет посредством ИС ЕСЭД соответствующее экспертное заключение на рассмотрение Председателю Правительства Камчатского края.
30. Решение Председателя Правительства Камчатского края о необходимости вывода ИС из эксплуатации или о продолжении ее функционирования оформляется во вкладке "Внести резолюцию" регистрационной карточки документа.
31. Мероприятия по выводу ИС из эксплуатации осуществляются функциональным заказчиком в соответствии с методическими рекомендациями к порядку вывода системы из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации, приведенными в приложении 3 к настоящему Порядку.
6. Заключительные положения
32. В случае развития или модернизации ИС, в ходе которых будет изменена конфигурация (параметры настройки) программных, программно-технических средств и средств защиты информации, исключены программные, программно-технические средства и средства защиты информации, дополнительно включены аналогичные средства или заменены на аналогичные средства, проводятся дополнительные аттестационные испытания на соответствие требованиям о защите информации. Сведения об изменениях аттестованной ИС и проведенных при этом аттестационных испытаниях включаются владельцем ИС в технический паспорт.
33. В случае развития или модернизации ИС, приводящих к повышению класса защищенности (уровня защищенности, категории значимости) ИС и (или) к изменению архитектуры системы защиты информации ИС в части изменения видов и типов программных, программно-технических средств и средств защиты информации, изменения структуры системы защиты информации, состава и мест расположения ИС и ее компонентов, проводится повторная аттестация ИС на соответствие требованиям о защите информации.
34. При реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации ИС и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации необходимо руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты информации, в том числе требованиями, установленными федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по регулированию сферы информационной безопасности в Российской Федерации.
Приложение 1
к Порядку принятия решений о
необходимости и целесообразности создания,
развития, модернизации или вывода из
эксплуатации информационных систем
Форма
План мероприятий (дорожная карта)
по созданию информационной системы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный (ФИО, должность) |
Результат |
Срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Определение руководителя проекта по созданию информационной системы |
|
|
|
2. |
Определение оператора информационной системы |
|
|
|
3. |
Разработка технического задания на создание информационной системы |
|
|
|
4. |
Формирование требований к системе защиты информации |
|
|
|
5. |
Заключение соглашения с центром обработки данных, предоставляющим вычислительные ресурсы (мощности) для обработки информации, содержащейся в информационной системе |
|
|
|
6. |
Утверждение положения об информационной системе |
|
|
|
7. |
Заключение контракта на разработку информационной системы |
|
|
|
8. |
Разработка (проектирование) системы защиты информации |
|
|
|
9. |
Внедрение системы защиты информации |
|
|
|
10. |
Направление паспорта создаваемой информационной системы в адрес Минцифры Камчатского края |
|
|
|
11. |
Ввод в опытную эксплуатацию информационной системы* |
|
|
|
12. |
Завершение процесса разработки, аттестация информационной системы на соответствие требованиям безопасности информации и ввод в эксплуатацию информационной системы |
|
|
|
13. |
Направление копии титульного листа аттестата соответствия требованиям по защите информации информационной системы в адрес Минцифры Камчатского края |
|
|
|
14. |
Направление паспорта введенной в эксплуатацию информационной системы в адрес Минцифры Камчатского края |
|
|
|
______________________________
* Мероприятие может быть осуществлено только после выполнения мероприятий, предусмотренных строками 1 - 9 таблицы.
______________________________
Приложение 2
к Порядку принятия решений о необходимости
и целесообразности создания, развития,
модернизации или вывода из эксплуатации
информационных систем
Методические рекомендации
по разработке положения об информационной системе
1. Положение об информационной системе является основным документом о системе и содержит в себе информацию о:
1) целях, задачах ее создания и принципах функционирования;
2) участниках информационной системы и их полномочиях;
3) составе информационной системы, назначении входящих в ее состав подсистем, принципах создания, развития и эксплуатации информационной системы;
4) способах подключения к ней участников и технических средствах (компьютер, сервер).
2. Положение об информационной системе может включать в себя следующие разделы:
N п/п |
Наименование раздела |
Содержание раздела |
1. |
Общие положения |
раздел содержит основную информацию об информационной системе |
2. |
Цели и задачи создания информационной системы |
в разделе подробно описываются цели создания и задачи, которые решает данная информационная система |
3. |
Участники информационной системы и их полномочия |
в разделе вводятся понятия оператор и пользователь, содержится описание ролевой модели системы, полномочия оператора системы, полномочия пользователей и иных участников системы |
4. |
Принципы создания, развития и эксплуатации информационной системы |
в разделе содержится описание информационных технологий, которые используются для создания информационной системы |
5. |
Обеспечение защиты информации |
в разделе содержится описание мер по защите информации, в том числе в соответствии с приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" |
6. |
Заключительные положения |
в разделе содержится иная информация об информационной системе |
Приложение 3
к Порядку принятия решений о необходимости
и целесообразности создания, развития,
модернизации или вывода из эксплуатации
информационных систем
Методические рекомендации
к порядку вывода системы из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации (далее - Рекомендации)
1. Основанием для вывода информационной системы (далее - ИС) из эксплуатации является:
1) завершение срока эксплуатации ИС, в случае если такой срок был установлен правовым актом исполнительного органа Камчатского края о вводе ИС в эксплуатацию;
2) нецелесообразность эксплуатации ИС, в том числе низкая эффективность используемых технических средств и программного обеспечения, изменение правового регулирования, принятие управленческих решений, а также наличие иных изменений, препятствующих эксплуатации системы;
3) финансово-экономическая неэффективность эксплуатации ИС.
2. При наличии одного или нескольких оснований для вывода ИС из эксплуатации, указанных в части 1 настоящих Рекомендаций, утверждается правовой акт исполнительного органа Камчатского края о выводе ИС из эксплуатации.
3. Правовой акт о выводе ИС из эксплуатации включает в себя:
1) основание для вывода ИС из эксплуатации;
2) перечень и сроки реализации мероприятий по выводу ИС из эксплуатации;
3) порядок, сроки, режим хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов, включая порядок обеспечения доступа к информационным ресурсам выводимой из эксплуатации ИС и обеспечения защиты информации, содержащейся в выводимой из эксплуатации ИС;
4) порядок, сроки и способы информирования пользователей о выводе ИС из эксплуатации.
4. Перечень мероприятий по выводу ИС из эксплуатации включает:
1) подготовку правовых актов, связанных с выводом ИС из эксплуатации;
2) работы по выводу ИС из эксплуатации, в том числе работы по деинсталляции программного обеспечения ИС, по реализации прав на программное обеспечение ИС, демонтажу и списанию технических средств ИС, обеспечению хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов;
3) обеспечение защиты информации в соответствии с документацией на ИС и организационно-распорядительными документами по защите информации, в том числе архивирование информации, содержащейся в ИС, уничтожение (стирание) данных и остаточной информации с машинных носителей информации и (или) уничтожение машинных носителей информации.
5. Если нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено иное, то сроки хранения информации, содержащейся в базах данных ИС, определяются исполнительным органом Камчатского края и не могут быть меньше сроков хранения информации, которые установлены для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию.
6. Срок вывода ИС из эксплуатации не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом о выводе ИС из эксплуатации.".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства цифрового развития Камчатского края от 22 августа 2024 г. N 8-Н "О внесении изменения в приложение к приказу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.