Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 26 марта 2024 г. N 617-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 сентября 2011 г. N 420-ПП
Текстовая часть Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы"
1. Характеристика текущего состояния в городе Москве сферы социальной защиты населения и сферы занятости населения
1.1. Социальная поддержка
Город Москва - это динамично развивающийся мегаполис с современной инфраструктурой, уникальными технологиями и проектами. При этом в центре внимания при внедрении и модернизации (развитии) сервисов, применяемых в городской инфраструктуре, в том числе в сфере социальной поддержки населения, всегда остается человек с его индивидуальными потребностями. Социальная сфера сопровождает жителей города Москвы с рождения и помогает тем из них, кто особенно нуждается в социальной поддержке. Из года в год город Москва сохраняет высокие стандарты социальной помощи, которой пользуются около 4,5 млн человек.
Сохраняется ориентированность на оказание москвичам поддержки в виде социальных пособий и иных выплат, на осуществление которых приходится порядка половины расходов, предусмотренных на реализацию Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы" (далее - Государственная программа города Москвы). В городе Москве уделяется пристальное внимание многодетным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, молодым семьям, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, горожанам старшего возраста, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, в том числе участникам специальной военной операции, и их семьям, москвичам, являющимся инвалидами, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Непрерывное совершенствование системы мер социальной поддержки осуществляется с учетом меняющихся потребностей в их предоставлении, включая необходимость поддержки новых категорий граждан, которым требуется особое внимание, поддержка и забота. Проведение специальной военной операции потребовало незамедлительности в принятии комплекса мер социальной поддержки для участников специальной военной операции и членов их семей, за своевременностью предоставления которых осуществляется особый контроль.
Важным направлением в развитии системы социальной поддержки является внедрение принципа адресности, который предполагает комплексную оценку нуждаемости в получении помощи, позволяет оказывать ее действительно нуждающимся в ней гражданам и семьям в объеме, соразмерном той трудной жизненной ситуации, для преодоления которой оказывается помощь.
Город Москва - первый из субъектов Российской Федерации применил на практике принцип адресности при оказании социальной поддержки населения, продолжительность применения которого в последнее десятилетие позволило создать систему социальной поддержки, которая максимально быстро и эффективно адаптируется к изменениям социальной жизни, ее уровню и потребностям населения города Москвы и которая не влечет дополнительной финансовой нагрузки на бюджетную сферу.
Благодаря предпринимаемым Правительством Москвы мерам значения уровня бедности в городе Москве снижены с 7,5 процента в 2017 году до 4,5 процента в 2023 году, то есть почти в 1,7 раза. Уровень бедности в городе Москве является одним из самых низких среди субъектов Российской Федерации.
В городе Москве на постоянной основе внедряются цифровые технологии и сервисы при предоставлении мер социальной поддержки, масштаб применения которых расширяется. Предоставление наиболее востребованных и социально значимых услуг переведено в электронный вид, количество которых в настоящее время составляет более 80 процентов поступающих заявлений (запросов). Ежегодно в электронной форме поступает более трех млн заявлений (запросов).
Высокий уровень цифровизации в сфере социальной поддержки населения позволяет обеспечить открытость и прозрачность процедур, сокращает временные интервалы в рассмотрении заявлений (запросов), дает возможность заявителю осуществлять контроль за ходом предоставления государственных и иных услуг, а также приводит к сокращению временных и организационных издержек.
1.2. Поддержка семей с детьми
Помощь семьям с детьми является одним из приоритетных направлений социальной политики в городе Москве. Численность детей в городе Москве ежегодно увеличивается и составляет более 2,3 млн детей.
Кроме осуществления различных государственных пособий и иных выплат московским семьям, имеющим детей, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе детям дошкольного возраста предоставляется бесплатный проезд, детям, достигшим возраста 7 лет, - проезд по льготному тарифу на городском транспорте общего пользования города Москвы, включая Московский метрополитен, Малом кольце Московской железной дороги, участках межсубъектных маршрутов регулярных перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на Московских центральных диаметрах и железнодорожном транспорте пригородного сообщения, для детей первых трех лет жизни организован бесплатный отпуск продуктов питания (адаптированные молочные смеси, молоко, кисломолочные продукты, творог, каши, мясные, овощные и фруктовые пюре, плодоовощные соки) и осуществляется бесплатное лекарственное обеспечение, для детей, получающих начальное общее образование, предоставляется бесплатное одноразовое питание (завтрак).
Семьям с детьми, нуждающимся в особом внимании, дополнительно оказываются меры социальной поддержки различной направленности, в частности, детям, обучающимся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, предоставляется бесплатное двухразовое питание (завтрак, обед), безвозмездно оказываются физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, организуется отдых и оздоровление детей, также указанным семьям предоставляется освобождение родителей (законных представителей) от платы, взимаемой за присмотр и уход за ребенком в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В целях повышения уровня и качества жизни семей, имеющих низкий доход, в 2023 году введено единое государственное пособие - ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. При назначении указанного пособия применяется адресный подход и комплексная оценка нуждаемости семьи. Размер пособия дифференцирован в зависимости от среднедушевого дохода семьи и составляет процентное отношение (50, 75 и 100 процентов) прожиточного минимума для трудоспособного населения (для беременных женщин) или прожиточного минимума для детей (для семей с детьми).
Каждой семье, в которой родился малыш, предоставляется набор детских принадлежностей - "Наше сокровище", в который включены предметы первой необходимости для ухода за младенцем с первого дня жизни. Взамен подарочного набора у родителей (законных представителей) имеется возможность оформить компенсационную выплату в размере 20 тыс. рублей.
Семьям при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка, размер которой зависит от очередности рождения (усыновления) ребенка, а в случае если возраст родителей составляет менее 36 лет, выплачивается дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям с учетом оценки нуждаемости семьи. При этом размер указанного дополнительного пособия также зависит от очередности рождения (усыновления) ребенка и составляет на 1 января 2024 г. от 113 310 до 226 620 рублей.
Количество многодетных семей за последние 10 лет выросло в городе Москве почти в три раза и в настоящее время составляет более 210 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается более 500 тыс. детей. В городе Москве уделяется особое внимание и оказывается поддержка многодетным семьям: осуществляются ежемесячные компенсационные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальные услуги, за пользование телефоном, на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни, меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставляется бесплатное двухразовое питание детям, обучающимся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы, родители (законные представители) освобождаются от платы, взимаемой за присмотр и уход за ребенком в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляется бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования города Москвы, включая Московский метрополитен, Малом кольце Московской железной дороги, участках межсубъектных маршрутов регулярных перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на Московских центральных диаметрах и железнодорожном транспорте пригородного сообщения и другие меры поддержки. Предоставление указанных мер социальной поддержки создает более комфортные условия жизни для многодетных семей и влияет на повышение престижа многодетной семьи.
В городе Москве предоставляется более высокий уровень социальной поддержки для семей, в которых воспитывается ребенок-инвалид. Указанным семьям дополнительно к федеральным выплатам производится ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, размер которой в 2024 году составляет 15 908 рублей. К социальным пенсиям детей-инвалидов осуществляется выплата региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта, что в совокупности с пенсией составляет 24 500 рублей. Семьям с детьми-инвалидами предоставляются различные меры социальной поддержки.
В зоне пристального внимания Правительства Москвы находятся семьи участников специальной военной операции. В соответствии с решениями Мэра Москвы таким семьям оказывается комплексная поддержка: освобождение родителей (законных представителей) от платы, взимаемой за присмотр и уход за ребенком в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, бесплатное посещение занятий (кружки, секции и иные подобные занятия) по дополнительным общеобразовательным программам в организациях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, бесплатное горячее питание в государственных образовательных организациях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, оказание психологической помощи, предоставляются юридические услуги, а также иные формы поддержки. Семьям участников специальной военной операции с детьми дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям и ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначаются без учета оценки критериев нуждаемости семьи, при этом указанное ежемесячное пособие устанавливается в размере 100 процентов прожиточного минимума для детей (19 586 рублей в 2024 году).
Всесторонняя поддержка родителям и детям оказывается в семейных центрах, где семьям с детьми оказывается разносторонняя помощь командой высококвалифицированных специалистов, в том числе юристами и опытными психологами. Ежегодно около 50 тыс. семей с детьми получают социальные услуги в семейных центрах, из них более 25 тыс. семей находятся в сложной жизненной ситуации. В каждом административном округе города Москвы в семейных центрах работают службы медиации, которые помогли разрешить семейные конфликты более 70 процентам обратившихся семей.
В настоящее время в городе Москве функционирует 26 организаций поддержки семей с детьми, в том числе 21 многопрофильный семейный центр с 50 филиалами в разных районах города Москвы и 5 особых семейных центров для поддержки семей с детьми с особенностями развития.
Для каждой семьи разрабатывается программа помощи, за семьей закрепляется личный куратор, который сопровождает семью и детей на всех этапах оказываемой помощи в соответствии с составленным им индивидуальным маршрутом поддержки. При оказании всесторонней помощи семье и детям личный куратор взаимодействует со специалистами различной направленности - учителями, врачами, психологами, реабилитологами, юристами.
Большое внимание уделяется профилактике социального сиротства и семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для этого в городе Москве реализуется модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, стратегической целью которой является формирование системы мер, которые обеспечат сохранение ребенка в "кровной" семье. Благодаря этой работе в городе Москве более 94,4 процента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на учете в органах опеки и попечительства, воспитываются в приемных семьях.
Современные центры содействия семейному воспитанию в городе Москве стремятся создать условия, наиболее приближенные к домашним, в них создана обстановка для полноценного развития и социализации детей. Всего в городе Москве функционирует 12 таких центров.
В городе Москве созданы школы приемных родителей, которые помогают москвичам осознанно сделать выбор о приеме в семью на воспитание ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Такую подготовку в школах приемных родителей за последние 10 лет прошли 37 тыс. человек.
Система оказания социальных услуг в городе Москве постоянно совершенствуется, чтобы быть максимально удобной для жителей столицы.
Так, с 2023 года прием по вопросам опеки и попечительства организован в семейных центрах, в которых созданы уютные и современные пространства для приема граждан. Работниками семейных центров за 2023 год проведено более 60 000 консультаций по различным вопросам в сфере опеки и попечительства. По отдельным вопросам, связанным с распоряжением имуществом подопечных, прием граждан осуществляется многофункциональными центрами предоставления государственных услуг городского и окружного значения и многофункциональным центром предоставления государственных услуг в поселении Сосенское, которые работают ежедневно, что позволяет гражданам обращаться по таким вопросам в удобное для них время.
1.3. Поддержка старшего поколения
В городе Москве проживает более трех млн граждан в возрасте старше трудоспособного возраста. Город улучшает качество жизни и продолжает заботиться о москвичах старшего поколения.
В городе Москве действует московский социальный стандарт, обеспечивающий повышенные социальные гарантии для москвичей старшего возраста.
Порядка двух млн человек получают региональную социальную доплату к пенсии до уровня городского социального стандарта, размер которого с 1 января 2024 г. увеличен на 5 процентов. Благодаря этой мере социальной поддержки в городе Москве минимальная пенсия в 1,4 раза больше величины прожиточного минимума для пенсионера.
Льготным категориям пенсионеров, помимо федеральных выплат и региональной социальной доплаты к пенсии, устанавливаются дополнительные социальные выплаты.
Всем неработающим пенсионерам в городе Москве предоставляются меры социальной поддержки, в том числе бесплатный проезд на транспорте общего пользования города Москвы, включая Московский метрополитен, Малом кольце Московской железной дороги и железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, а также бесплатное санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям и проезд к месту лечения и обратно междугородным транспортом. Отдельным льготным категориям пенсионеров дополнительно к указанным мерам социальной поддержки предоставляются также и меры социальной поддержки в форме льгот и компенсационных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взноса капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, оплате услуг местной телефонной связи.
Комплексная поддержка и особое внимание оказывается ветеранам Великой Отечественной войны. Кроме социальных выплат и оказания социальной помощи в натуральной форме осуществляется также оказание им адресной социальной помощи с использованием электронных социальных сертификатов и материальной помощи к памятным датам. В 2023 году в связи с празднованием 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов единовременная материальная помощь была оказана в размерах: 25 тыс. рублей - участникам Великой Отечественной войны; 15 тыс. рублей - труженикам тыла, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и лицам, награжденным знаком "Житель осажденного Севастополя"; 10 тыс. рублей - лицам, родившимся до 31 декабря 1931 г. включительно. Единовременная материальная помощь к 82-й годовщине начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой была выплачена в размере 40 тыс. рублей.
Кроме того, ветеранам Великой Отечественной войны предоставляется санаторно-курортное лечение, а для тех ветеранов Великой Отечественной войны, которые по состоянию здоровья не могут выезжать за пределы территории города Москвы, санаторно-курортное лечение предоставляется в Государственном бюджетном учреждении города Москвы Социально-реабилитационном центре ветеранов имени В.Г. Михайлова Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и Государственном бюджетном учреждении города Москвы пансионате "Никольский парк" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, оснащенных современным медицинским оборудованием.
Государственно-общественным объединением "Московский Дом ветеранов (пенсионеров) войн и Вооруженных Сил" реализуется программа "Санаторий на дому" и программа "Службы сиделок", в рамках которой ветеранам Великой Отечественной войны помощь оказывается в ежедневном формате профессиональными сиделками.
В целях улучшения качества жизни жителей города Москвы старшего возраста в городе Москве создана единственная в мире уникальная сеть городских клубных пространств - центров московского долголетия, а также внешних площадок для интеллектуального, активного и здорового проведения досуга и общения москвичей старшего поколения.
В центрах московского долголетия москвичи старшего возраста самостоятельно формируют программу занятий и создают клубы по интересам, объединяя вокруг себя единомышленников. В 2023 году сеть центров московского долголетия увеличилась почти вдвое - с 71 центра в начале года до 120 в конце года.
На внешних площадках проводятся занятия по востребованным направлениям активностей, действует порядка 5 тыс. самоорганизованных клубов. В проекте задействована вся инфраструктура города Москвы - более 1,3 тыс. внешних организаций-поставщиков являются партнерами проекта "Московское долголетие" (профессиональные образовательные организации города Москвы, городские парки, общеобразовательные организации, спортивные и культурные центры, библиотеки и другие площадки). Занятия на более чем трех тыс. площадках проводят около 8 тыс. профессиональных педагогов.
За время реализации проекта "Московское долголетие" его участниками стали более 500 тыс. человек. Все занятия проекта направлены на поддержание активного и здорового образа жизни, создание максимума возможностей для самореализации жителей города Москвы старшего возраста и являются бесплатными.
Проект "Московское долголетие" стал важным инструментом для улучшения качества жизни жителей города Москвы старшего возраста, который позволяет им сохранять активность и интерес к жизни на протяжении многих лет, о чем говорят как врачи, так и сами участники. Идет постоянное развитие проекта: открываются новые центры, регулярно обновляются программы обучения на площадках внешних организаций-поставщиков, запускаются новые специальные проекты, а также проводятся крупные городские мероприятия, демонстрирующие успехи и достижения участников проекта "Московское долголетие".
1.4. Поддержка участников специальной военной операции
В центре внимания всех городских служб находятся участники специальной военной операции.
В октябре 2022 года Мэром Москвы принято решение о предоставлении дополнительных мер поддержки участникам специальной военной операции. Гражданам, призванным в связи с объявлением частичной мобилизации, а также поступившим в городе Москве на военную службу по контракту, предусмотрены дополнительные ежемесячные выплаты в размере 50 тыс. рублей, а в случае утраты здоровья предусмотрены единовременные выплаты от 500 тыс. до одного млн рублей (в зависимости от тяжести ранения, контузии, травмы, увечья).
В феврале 2023 года в городе Москве открыт первый в стране центр, оказывающий комплексную поддержку участникам специальной военной операции, - Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Единый центр поддержки" (далее - Единый центр поддержки участников специальной военной операции и членов их семей), реализующее функции филиала Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества". В Едином центре поддержки участников специальной военной операции и членов их семей по принципу "одного окна" участникам специальной военной операции оказывается всесторонняя помощь, направленная на их возвращение к привычной жизни и включающая в себя 5 ключевых шагов:
- знакомство и решение базовых вопросов: знакомство с центром и службой персонального сопровождения, помощь в оформлении городских мер поддержки;
- специализированная помощь: юридическая помощь, психолого-психотерапевтическая поддержка, поддержка в решении вопросов реабилитации и протезирования, иных медицинских вопросов, подбор, тестирование и получение технических средств реабилитации, консультации по адаптации подъезда, квартиры;
- адаптивная помощь: предоставление технических средств реабилитации и обучение их использованию, консультации по возможностям города Москвы в обеспечении доступной среды;
- самореализация и трудоустройство: тестирование профессиональных компетенций, переобучение по выбранной специализации, поддержка в поиске работы и трудоустройстве;
- социализация: поиск нового хобби или дела жизни, тестирование своих возможностей в спорте, участие в соревнованиях, музыкальных концертах и творческих встречах в сообществе единомышленников.
В октябре 2023 года был открыт второй корпус центра, который работает как досуговый клуб для ветеранов - участников специальной военной операции, в котором можно пообщаться с боевыми товарищами, отдохнуть, принять участие в культурных и спортивных мероприятиях.
1.5. Система долговременного ухода и помощи
В городе Москве проживает около одного млн москвичей, являющихся инвалидами, и более трех млн граждан в возрасте старше трудоспособного возраста. Увеличение продолжительности жизни и рост количества людей с возрастными когнитивными заболеваниями - общемировые тренды. Ожидаемая продолжительность жизни в городе Москве превысила допандемийные значения и продолжает расти.
Перед всеми странами мира стоят глобальные вызовы, связанные с возрастающей нагрузкой на систему социального обеспечения из-за демографического сдвига. Город Москва в этом плане не является исключением. Поэтому в городе Москве осуществляется комплексное развитие всей системы социального обслуживания как на дому, так и в стационарной форме.
Внедряются новые сервисы и стандарты оказания помощи, стандарты маршрутизации, "бесшовного" перехода от формы социального обслуживания на дому к стационарной форме и наоборот, "бесшовного" перехода для обслуживания из медицинских организаций в организации социального обслуживания. Активно развивается форма семейного или родственного ухода.
В городе Москве применяется единый механизм определения нуждаемости в социальных услугах, предоставляемых как в форме социального обслуживания на дому, так и в стационарной форме, - функциональная диагностика. На основе лучших российских и мировых практик была разработана уникальная технология определения индивидуальной потребности в социальном обслуживании, позволяющая оценить способность гражданина к самообслуживанию и передвижению и сформировать для каждого нуждающегося в социальном обслуживании человека не только индивидуальный план оказания социальных услуг на дому, но и определить нуждаемость в стационарном социальном обслуживании. Результаты диагностики обрабатываются с использованием уникального цифрового алгоритма, разработанного московскими геронтологами, медицинскими специалистами и специалистами по долговременному уходу на основе российского и международного опыта.
В настоящее время социальное обслуживание для жителей города Москвы - это адресный, удобный и технологичный сервис. Каждый этап получения помощи стал максимально удобным и быстрым. Подать заявление на социальное обслуживание можно с использованием официального сайта Мэра Москвы - mos.ru, в любом филиале Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" по экстерриториальному принципу. Для получения услуги необходимы только заявление и паспорт.
На сегодняшний день порядка 100 тыс. жителей города Москвы получают социальные услуги на дому по новому стандарту, который позволяет получать услуги в том объеме, который требуется для замещения ограничений в самообслуживании.
Для повышения качества надомного обслуживания осуществлено организационное и функциональное разделение процесса определения нуждаемости в социальных услугах и последующего контроля за их оказанием. Принятие решения о нуждаемости в социальных услугах, а также последующий контроль качества обеспечивает Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городская социальная инспекция", оказание социальных услуг осуществляется Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Мой социальный помощник" и негосударственными организациями социального обслуживания.
Московский стандарт надомного обслуживания получает распространение при осуществлении родственного ухода. С 2022 года в городе Москве реализуется проект "Школа родственного ухода", который помогает жителям города Москвы освоить навыки профессионального ухода за пожилыми и маломобильными близкими в домашних условиях. В рамках реализации проекта осуществляется обучение оказанию первой помощи, созданию безопасного пространства и способам сохранения собственного психологического ресурса.
Система стационарного социального обслуживания с 2020 года находится в состоянии масштабной и комплексной модернизации.
Производятся изменения, направленные на гуманизацию организаций стационарного социального обслуживания города Москвы. Разработаны и внедрены стандарты оказания социальных услуг в стационарной форме, стандарты маршрутизации внутри организаций стационарного социального обслуживания города Москвы. Запущена масштабная программа по ремонту и оснащению таких организаций по единому стандарту, предполагающему создание комфортных условий для проживания, максимально приближенных к образу жилой квартиры, а не медицинской палаты. За 2020 - 2023 годы было отремонтировано 11 жилых корпусов общей площадью 60 565 кв. м. Для изменения стереотипного и образного представления о системе организаций стационарного социального обслуживания города Москвы проведен ренейминг таких организаций: психоневрологические интернаты стали социальными домами, а пансионаты для ветеранов труда - геронтологическими центрами.
Для повышения доступности социальных услуг в стационарной форме в 2021 году открыто Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Координационный центр по межведомственным проектам Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы", в котором можно получить ответ на любой вопрос о стационарном социальном обслуживании. Ежегодно операторы координационного центра обрабатывают порядка 20 тыс. входящих звонков и совершают около 18 тыс. исходящих звонков.
Внедряется программа, способствующая переходу жителей города Москвы с высоким реабилитационным потенциалом к самостоятельной или с минимальным сопровождением жизни, реализуемая Государственным бюджетным учреждением города Москвы Домом-интернатом для сопровождаемого проживания "Гурьевский" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. В учебно-тренировочных общежитиях центра обучают выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проживающих в социальных домах всем навыкам самообслуживания, правилам поведения в социуме и подготавливают к самостоятельной жизни. Реализуются проекты по трудоустройству и обучению жителей социальных домов.
На базе Государственного бюджетного учреждения города Москвы Дома социального обслуживания "Обручевский" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы создан уникальный социальный кластер, объединивший стационарные организации социального обслуживания города Москвы для людей разных возрастов. Создание такого кластера позволило обеспечить возможность для мягкого и "бесшовного" перехода для обслуживания между детскими и взрослыми стационарными организациями социального обслуживания города Москвы, включая геронтологические центры.
Создана комплексная система повышения компетенций работников организации социального обслуживания города Москвы. Завершением ее создания стало открытие в 2023 году большого Симуляционного центра на базе Государственного бюджетного учреждения города Москвы Научно-практического геронтопсихиатрического центра Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, в котором могут пройти обучение не только работники указанного учреждения, но и родственники москвичей, выписанных из больниц города Москвы, нуждающихся в уходе.
1.6. Социальная помощь в больницах
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы и Департамент здравоохранения города Москвы в течение нескольких лет развивают совместные проекты. Необходимость такого сотрудничества стала очевидна во время пандемии новой коронавирусной инфекции, когда в больницах города Москвы, а после и в пунктах вакцинации, в одной команде с медицинскими специалистами работали специалисты социальной защиты населения города Москвы. Это позволило не отвлекать врачей от основной работы и сформировать новый стандарт помощи, оказываемой в медицинских организациях города Москвы.
В целях развития упреждающего подхода по выявлению граждан, потенциально нуждающихся в социальном обслуживании в городе Москве, успешно реализуется социальный сервис "Социальная служба в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы", задача которого - разгрузить врачей и медицинский персонал от немедицинских задач. В команде больниц города Москвы появились социальные координаторы - работники организаций социальной защиты населения города Москвы, которые проактивно выявляют пациентов, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, помогают найти родственников, восстановить документы, оказывают психологическую помощь больным и многое другое. Всего с начала работы сервиса услуги были оказаны более 60 тыс. пациентам. Порядка 1,5 тыс. человек сразу после выписки из больницы получили социальные услуги в форме социального обслуживания на дому или в стационарной форме.
Кроме того, в рамках социального сервиса "Социальная служба в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы" реализуется психологическое сопровождение пациентов с онкологическими заболеваниями и их родственников. В 2023 году проект получил развитие - была создана отдельная служба - Московская служба онкопсихологов.
1.7. Помощь жителям города Москвы, являющимся инвалидами
В городе Москве выстроена целостная система поддержки москвичей, являющихся инвалидами на протяжении всей их жизни. Город Москва становится комфортным мегаполисом и предоставляет возможности для самостоятельности и активного вовлечения в жизнь города каждого человека.
В городе Москве проживает около одного млн инвалидов, из них около 6 процентов - это дети.
Совместно с государственной системой здравоохранения города Москвы обеспечивается реализация принципа раннего вмешательства и максимально быстрой оценки реабилитационного потенциала ребенка, позволяющего на ранних этапах беременности или сразу после его рождения помочь семье, в которой появится или появился ребенок, требующий особого внимания и заботы. Сервис "Ранней помощи" - комплексная поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья от рождения до трех лет включительно, который реализуется на базе 18 организаций Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, в 21 территориальной службе ранней помощи и одной некоммерческой организации.
В городе Москве уделяется особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья и оказывается помощь таким детям в целях формирования их как личности, развития навыков для полноценной жизни и интеграции в общество. Для этого в системе социальной защиты города Москвы функционируют 8 реабилитационно-образовательных центров, в которых созданы специальные условия для получения образования в соответствии с возрастными, психофизическими особенностями и индивидуальными способностями ребенка.
Реабилитационно-образовательные центры традиционно показывают высокие результаты на уровне города Москвы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа-интернат N 1 для обучения и реабилитации слепых" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы ежегодно входит в число лучших общеобразовательных организаций города Москвы. В 2022 году на базе указанного учреждения открыт Всероссийский центр для детей с инвалидностью по зрению, проявляющих выдающиеся академические способности.
В последние годы в городе Москве активно формировалась комплексная система реабилитации жителей города Москвы в возрасте старше 18 лет, являющихся инвалидами, которая позволяет на современном уровне оказывать жителям города Москвы услуги по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Ежегодно услуги по реабилитации получает около 200 тыс. человек.
Эффективность комплексной реабилитации с использованием медицинских элементов реабилитации достигается за счет ее проведения на раннем этапе до или сразу после проведения в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы первичной медико-социальной экспертизы в целях признания гражданина инвалидом, определения его потребностей в мерах социальной защиты и мероприятиях, направленных на его реабилитацию и абилитацию. Эта работа носит межведомственный характер и осуществляется совместно с Государственным автономным учреждением здравоохранения города Москвы "Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины имени С.И. Спасокукоцкого Департамента здравоохранения города Москвы".
Важным направлением в реабилитации является обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Ежегодно технические средства реабилитации предоставляются более 200 тыс. человек.
В режиме санкционного давления от недружественных стран остро стоит вопрос развития отечественных производителей технических средств реабилитации и компонентов в протезировании.
Первым успешным опытом стало открытие на территории города Москвы завода по производству абсорбирующего белья, который работает на отечественных сырьевых компонентах, не уступающих, а в ряде лабораторных испытаний, превышающих эталонные показатели. Завод на 100 процентов обеспечивает потребность города Москвы, а также располагает потенциалом к обеспечению абсорбирующим бельем других субъектов Российской Федерации.
1.8. Рынок труда и занятость
Город Москва остается одним из самых благополучных городов с точки зрения низкого уровня безработицы. Численность безработных граждан продолжает снижаться, на 1 января 2024 г. она составила 22,1 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы достиг минимального значения в городе Москве и составил 0,3 процента. Число занятых в городе Москве составляет 7,2 млн человек, уровень безработицы по методологии Международной организации труда снизился до 1,7 процента.
В 2023 году в столичную службу занятости населения за содействием в поиске работы обратились 84,6 тыс. жителей города Москвы, из которых 64 процента трудоустроены. На одного безработного гражданина приходилось более 20 вариантов трудоустройства.
Предприятия особых приоритетных отраслей экономики остаются одним из основных направлений для развития потенциала города Москвы. В этой связи службой занятости населения города Москвы реализуется проект по предоставлению предприятиям отдельных приоритетных отраслей экономики своих штатных рекрутеров. Благодаря этому проекту и комплексному взаимодействию с предприятиями промышленной отрасли службой занятости населения города Москвы трудоустроено более 5,3 тыс. человек.
Непрерывное образование - устойчивое направление рынка труда города Москвы. Постоянное повышение уровня компетенций, квалификации и приобретение новых навыков - значимая инвестиция в карьерное развитие. Служба занятости населения города Москвы поддерживает жителей города Москвы в их стремлении получать новые профессиональные знания, предлагая профессиональное обучение или переквалификацию по актуальным профессиям. В 2023 году успешно завершили обучение более 6 тыс. человек из числа безработных граждан, участников проекта "Социальный контракт", и граждан, являющихся инвалидами, а также более 15 тыс. человек по федеральному проекту "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
В целях индивидуальной адресной помощи каждому соискателю и перехода на современные методы поиска работы, стандарты качества обслуживания в городе Москве реализуется новый подход к трудоустройству соискателей, являющихся инвалидами, включающий: формирование базы "ТОП-500 резюме" мотивированных соискателей, организацию клуба "Хочу работать" - площадки для прямых встреч соискателей с представителями работодателей, индивидуальный подбор персонала из числа соискателей, являющихся инвалидами, на квотируемые рабочие места.
В городе Москве продолжает расширяться образовательная инфраструктура, предлагающая каждому жителю города Москвы и жителям других субъектов Российской Федерации развивать свой кадровый потенциал и встраиваться в масштабный рынок труда. Для этого в декабре 2023 года открыт кадровый центр "Профессии будущего". Новый кадровый центр призван отвечать на серьезные вызовы рынка труда - решать проблемы дефицита кадров, адаптации к новым компетенциям и вовлечения трудовых ресурсов в экономику города Москвы. Кадровый центр предоставляет множество услуг и объединяет работодателей, наставников и всех, кто заинтересован в трудоустройстве.
В кадровом центре "Профессии будущего" организовано быстрое практико-ориентированное обучение на площадках работодателей по 75 коротким программам продолжительностью до 3,5 месяцев по востребованным профессиям в различных отраслях экономики. Кроме того, кадровый центр помогает школьникам определиться с вектором будущего развития. Для учащихся проводятся профессионально-ориентационные мероприятия, которые позволяют ближе познакомиться с многообразием востребованных профессий на рынке труда в городе Москве и выбрать траекторию дальнейшего профессионального образования. В программе комплексной профориентации приняли участие более 40 тыс. учащихся 9-х классов, 70 процентов из них отдали свое предпочтение обучению в колледжах города Москвы.
2. Прогноз развития сферы социальной защиты населения и сферы занятости населения города Москвы. Планируемые показатели и результаты Государственной программы города Москвы
2.1. Создание службы ментального здоровья
В последние годы в экспертном и научном сообществе всех стран большое внимание уделяется проблеме депрессии. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения в ближайшие 10 лет депрессия станет вторым по распространенности расстройством в мире, уступив место только сердечно-сосудистым заболеваниям.
Жизнь в большом мегаполисе особенно влияет на психоэмоциональное состояние его жителей, поэтому вопрос своевременного оказания психологической помощи становится особенно актуальным.
По оценкам экспертов каждый пятый человек нуждается в психологической поддержке, из них более 80 процентов не осознают, что им нужна помощь. При этом длительно не решаемые психологические проблемы существенно снижают качество жизни и могут вызвать серьезные психосоматические заболевания.
Именно поэтому Мэром Москвы принято решение о создании в городе Москве службы ментального здоровья, обеспечивающей комплексную профессиональную психолого-психотерапевтическую помощь и качественный клиентский сервис.
Для организации работы единой службы ментального здоровья запланировано строительство одного флагманского центра и сети базовых центров ментального здоровья на базе существующей инфраструктуры социального комплекса.
2.2. Развитие проекта "Московское долголетие"
Сеть центров московского долголетия начнет свою работу на полную мощность. К 2030 году каждый второй житель города Москвы старшего поколения станет участником проекта "Московское долголетие".
Для этих целей будут расширены программы активностей проекта "Московское долголетие": увеличено количество клубных объединений в центрах московского долголетия и внешних площадок проведения занятий, усилено вовлечение в проект ведущих организаций города Москвы, а также коммерческих и некоммерческих организаций.
В течение ближайших двух лет удобные и эстетичные пространства центров московского долголетия появятся в каждом районе города Москвы, учитывая увеличение продолжительности жизни и рост запроса у граждан старшего поколения на здоровую и активную жизнь.
2.3. Развитие системы долговременного ухода и помощи
С учетом демографических трендов основными направлениями развития системы стационарного социального обслуживания станет расширение программы ремонта и переоснащения организаций социального обслуживания города Москвы, а также с учетом комплексного развития территорий Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы - открытие двух современных организаций стационарного социального обслуживания города Москвы. Фокус внимания будет направлен на увеличение мощности по профилю геронтопсихиатрии и развитие стационарозамещающих технологий, включая открытие до 2028 года дополнительных отделений дневного пребывания для людей с ментальными особенностями.
Оказание социальных услуг на дому будет продолжено в рамках вновь созданной управленческой структуры, а охват данными услугами нуждающихся в них жителей города Москвы будет сохранен на уровне 100 процентов.
Таким образом, основное внимание будет направлено на изменение состояния нуждающихся в помощи жителей города Москвы в целях своевременного реагирования на изменения их функциональных состояний, их предсказывание и адаптирование оценочных инструментов, а также на предоставление своевременной помощи на основе баланса между традиционными и современными механизмами выявления жителей города Москвы, нуждающихся в социальных услугах.
Продолжится работа по поддержке жителей Москвы, которые ухаживают за своими близкими, полностью или частично утратившими способность к самообслуживанию, для продолжения поддержания оптимального уровня их жизни в окружении семьи - им оказывается содействие в обучении по уходу за своими близкими, а также они могут оценить свои возможности по уходу по итогам использования онлайн-калькулятора определения объема необходимых социальных услуг.
2.4. Совершенствование помощи москвичам, являющимся инвалидами
Будет продолжено развитие системы выявления и сопровождения семей с этапов беременности и родов и оказания им помощи узкопрофильными специалистами, консультирование родителей по выработке алгоритмов поведения с ребенком в разных жизненных ситуациях, формирование родительско-детских отношений, коррекция физического и психического состояния ребенка, а также обеспечение семей с детьми-инвалидами необходимыми техническими средствами реабилитации в рамках сервиса "Ранней помощи".
С учетом развития территорий Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы планируется открытие 7 реабилитационных нестационарных отделений и одного реабилитационно-образовательного центра.
Для обеспечения импортонезависимости планируется продолжить работу по наращиванию мощностей отечественных производителей технических средств реабилитации (протезирования и слухопротезирования, а также других дефицитных позиций). Доля таких товаров, произведенных в Российской Федерации и государствах - членах Таможенного союза, может достичь к 2030 году показателя в 95 процентов.
Для индивидуального и адресного обеспечения техническими средствами реабилитации москвичей, являющихся инвалидами, будут открыты центры выдачи технических средств реабилитации нового формата, в которых будут представлены современные выставочные пространства с возможностью протестировать, индивидуально подобрать, настроить и обучить пользованию техническими средствами реабилитации людей с инвалидностью.
Продолжится развитие и масштабирование сервиса доставки технических средств реабилитации на дом инвалидам.
2.5. Поддержка участников специальной военной операции
Будет продолжена работа с участниками специальной военной операции и членами их семей по их полному индивидуальному сопровождению, предоставлению всех возможных услуг, направленных на скорейшую адаптацию и социализацию.
Одной из задач станет внедрение в работу Единого центра поддержки участников специальной военной операции и членов их семей удобных цифровых сервисов для получения гражданами мер социальной и иной поддержки.
Планируется открытие социально-реабилитационного центра для ветеранов, в том числе ветеранов - участников специальной военной операции, который станет ведущей базой санаторно-курортной и социальной реабилитации для ветеранов - участников специальной военной операции, а также главным городским маршрутизатором по доступным в городе Москве мерам социальной поддержки. Социально-реабилитационный центр станет ядром общественно-культурного кластера для ветеранов - участников специальной военной операции. Продолжится работа по активному вовлечению ветеранов - участников специальной военной операции в общественную, спортивную и культурную жизнь города Москвы.
2.6. Развитие социальной помощи в больницах
Социальный сервис "Социальная служба в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы" продолжит свое развитие и масштабирование. Социальные координаторы начнут оказывать помощь в психиатрических больницах города Москвы. Основной задачей социальных координаторов станет защита прав и интересов пациентов, взаимодействие с органами опеки и попечительства, выстраивание коммуникации с родственниками пациентов, содействие в мягком переходе пациентов, нуждающихся в постоянной поддержке, из больницы в социальные дома, а также оказание других социальных услуг.
Проект по психологическому сопровождению пациентов с онкологическими заболеваниями и их родственников получит свое развитие. Задачей станет повышение доступности онкопсихологической помощи и увеличение охвата такой помощью пациентов с онкологическими заболеваниями.
2.7. Совершенствование системы социальной поддержки населения
С учетом уже достигнутых результатов основными направлениями по совершенствованию работы в указанной сфере станет:
- усиление принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки, в том числе в части соразмерности оказываемой помощи тяжести трудной жизненной ситуации, в которой оказался житель города Москвы, как эффективного инструмента реализации задач по снижению уровня бедности и как способа повышения эффективности использования бюджетных средств;
- формирование адаптивной системы выплат под современный портрет и потребности жителя города Москвы;
- повышение сбалансированности категориальной и адресной системы социальной поддержки населения;
- усиление мер по недопущению социального иждивенчества и стимулирования получателей социальной поддержки к улучшению собственного благосостояния;
- разработка и внедрение единого стандарта социальной поддержки;
- дальнейшее развитие цифровой системы администрирования социальных выплат как центра координации и контроля мер социальной поддержки и как инструмента снижения кадровой нагрузки с одновременным упрощением порядка получения социальных выплат и сокращением сроков зачисления денежных средств на счета получателей мер социальной поддержки.
Предоставление помощи станет еще более сервисным, быстрым, удобным и понятным для человека.
Семьям в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении по-прежнему будет уделяться особое внимание. Будет продолжена работа по раннему выявлению проблем в таких семьях и их индивидуальному сопровождению, по совершенствованию механизмов содействия внесудебному урегулированию семейных споров, связанных с воспитанием детей, в том числе с применением процедуры медиации.
Продолжится работа по развитию стационарозамещающих технологий. Помимо создания дневных групп и групп кратковременного пребывания для детей с особыми потребностями, будут внедрены новые инструменты работы с детьми из семей, временно оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Будет продолжена работа по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствованию деятельности по подготовке граждан, выразивших желание принять детей-сирот на воспитание и сопровождению семей, принявших ребенка (детей) на воспитание.
Особой задачей станет формирование у жителей города Москвы положительного образа службы опеки и попечительства.
2.8. Рынок труда и занятость
Рынок труда города Москвы продолжит оставаться рынком соискателя: кадровая потребность со стороны работодателей превысит число соискателей.
Будет продолжена работа по созданию уникальной эффективной системы для подготовки кадров на предприятия промышленности и закрытию потребности работодателей в работниках через:
- внедрение быстрых качественных программ обучения под запрос работодателей, в том числе программ по повышению разряда и подготовки мультиквалифицированных специалистов;
- реализацию стратегии по закрытию кадровой потребности.
В конце 2024 года запланировано создание инновационного учебного центра в районе Печатники города Москвы с собственными производственно-практическими площадками по наиболее востребованным в городе Москве специальностям в следующих отраслях экономики: промышленность, транспорт, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, сфера информационных технологий, сфера услуг и продаж.
Высокий спрос на труд означает сохранение безработицы на низких уровнях, на период до 2026 года уровень регистрируемой безработицы планируется сохранить в пределах 0,3 процента.
3. Описание целей и задач, структурных элементов Государственной программы города Москвы
Целями Государственной программы города Москвы является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.
Задачами Государственной программы города Москвы являются:
- улучшение качества социального обслуживания и введение новых форм социальных услуг для населения;
- обеспечение эффективной занятости населения города Москвы;
- повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного подхода к оказанию социальной помощи жителям города Москвы;
- сокращение уровня бедности и социальной исключенности.
Структурными элементами Государственной программы города Москвы являются 5 подпрограмм:
- "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей";
- "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных граждан";
- "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы";
- "Развитие рынка труда и содействие занятости населения".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере социальной защиты населения и сфере занятости населения
Важнейшим условием успешной и эффективной реализации Государственной программы города Москвы является дальнейшее совершенствование законодательства города Москвы в сфере социальной защиты населения и сфере занятости населения в городе Москве, в том числе формирование надлежащей правовой базы, направленной на поддержку и развитие в городе Москве сферы социальной защиты населения и сферы занятости населения в городе Москве.
В целях совершенствования правового регулирования, актуализации правовой базы в городе Москве проводится мониторинг правовых актов города Москвы, а также осуществляется работа по формированию единообразной правоприменительной практики и оказанию методической помощи субъектам правоотношений в сфере социальной защиты населения и сфере занятости населения в городе Москве.
5. Сведения о взаимосвязи с национальными целями развития Российской Федерации, показателями для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации
Реализация Государственной программы города Москвы непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации "сохранение населения, здоровье и благополучие людей", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также снижение значений показателя "уровень бедности", используемого для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации и утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 26 марта 2024 г. N 617-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.