Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к Программе "Развитие образования
в Урупском муниципальном районе
на 2024-2026 годы"
Подпрограмма 4
"Развитие системы воспитания в Урупском муниципальном районе"
Паспорт Подпрограммы 4 "Развитие системы воспитания в Урупском муниципальном районе"
Наименование Подпрограммы |
Подпрограмма 4 "Развитие системы воспитания в Урупском муниципальном районе " |
Основание для разработки Подпрограммы |
Закон РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
Государственный заказчик Подпрограммы |
Администрация Урупского муниципального района |
Основной разработчик Подпрограммы |
Управление образования администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики |
Цель Подпрограммы |
Создание дополнительных условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития учащихся образовательных учреждений района как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России |
Задачи Подпрограммы |
1. Совершенствование системы воспитания для обеспечения эффективности школ Урупского муниципального района в соответствии со стратегией развития российского образования. 2. Обеспечение качественного образования и воспитания школьников на основе взаимодействия основного и дополнительного образования, учета равных и разных стартовых возможностей детей, формирования творческих способностей всех участников образовательного процесса, умения учиться, способности к самореализации, адаптации к переменам, рациональному выбору, продуктивному общению, позитивной социальной активности. 3. Создание условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников школ района, их готовности к жизненному самоопределению. 4. Развитие здоровье сберегающей среды, способствующей формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни. 5. Оптимизация системы работы по выявлению способных и талантливых детей и их поддержка. 6. Снижение уровня асоциальных проявлений среди учащихся образовательных учреждений Урупского муниципального района. 7. Обновление содержания системы повышения квалификации педагогов, их поддержки и сопровождения с учетом планируемых изменений и инновационных потребностей образовательной системы Урупского муниципального района. 8. Поддержка инновационной деятельности педагогов по воспитанию подрастающего поколения. 9. Формирование единого информационного пространства для обеспечения процесса воспитания, усиление на этой основе взаимодействия всех участников образовательного процесса (учитель - ученик - родитель). 10. Развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом и расширение ученического самоуправления; продолжение работы по созданию позитивного образа школы, учителя и процесса обучения. 11. Повышение удовлетворенности населения Урупского муниципального района качеством воспитательной работы в образовательных учреждениях. 12. Содействие воспитательной деятельности семьи, учреждений спорта, культуры, социальной защиты населения, общественных организаций, повышение их участия в деятельности по воспитанию детей. |
Перечень основных мероприятий Подпрограммы |
Основные мероприятия Подпрограммы систематизированы по следующим направлениям: "Познаю мир" "Я - Россиянин" "Мой мир" "Мое здоровье - мое будущее" "Семья - моя главная опора" "Современный воспитатель" Направления работы по Подпрограмме сформулированы, исходя из идей личностно-ориентированного подхода, определяя субъектов образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как самостоятельную ценность и подчеркивая их воспитательный потенциал |
Исполнители Подпрограммы |
Управление образования администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики; Управление культуры администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики; Органы исполнительной власти муниципальных образований. |
Показатели и индикаторы выполнения Подпрограммы |
Показатели и индикаторы выполнения Программы приведены в Приложении 3 к Подпрограмме |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
2024-2026 годы |
Объем и источники финансирования Подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 0,00 рублей за счет средств муниципального бюджета Урупского муниципального района. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность муниципальных органов исполнительной власти и организаций - исполнителей мероприятий по реализации Подпрограммы, на соответствующий финансовый год приведено в приложении 2 к Подпрограмме. Муниципальный бюджет: Всего 0,00 рублей, в том числе: 2024 год - 0,00 рублей 2025 год - 0,00 рублей 2026 год - 0,00 рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
Реализация намеченных мероприятий по Подпрограмме существенно повысит уровень развития воспитания детей в Урупском муниципальном районе, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно-нравственному оздоровлению социума, решению вопросов гармонизации национальных и этнокультурных отношений. В результате выполнения Подпрограммы будут заложены основы комплексной системы обеспечения развития воспитания в образовательном комплексе района |
1. Общая характеристика стартовых условий реализации Подпрограммы
Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных преобразований в современном обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и терпимости.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.
В Урупском муниципальном районе накоплен определенный опыт работы образовательных учреждений по развитию воспитания в системе образования. Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях Урупского муниципального района обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. В федеральных и республиканских документах определены стратегические задачи развития образовательной системы; решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Федеральном Законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.
Согласно данным опроса, родители обучающихся положительно оценивают развитие дополнительных образовательных услуг в школах и считают, что их количество возросло по сравнению с предыдущим периодом. Подавляющее большинство (85%) жителей района, имеющих детей (внуков) школьного возраста, считают, что школа должна давать не только образование, но и воспитывать учащихся. Большинство (86%) жителей удовлетворены качеством образования, которое получает их ребенок в школе, в том числе более 33% из них считают качество школьного образования в школе высоким, 8% - низким. Около 60% родителей считают, что этих мероприятий в школах "достаточно и даже слишком много". Около половины опрошенных, также отметили, что в школе, где учатся их дети (внуки), во внеурочное время проводятся бесплатные дополнительные занятия.
Наряду с приведенными позитивными оценками школы, наблюдаются негативные явления. Так, по мнению 11% респондентов их детям (внукам) приходилось сталкиваться в школе с проблемами преступности; 11% заявили о некомфортном морально-психологическом климате в школе. По мнению родителей и законных представителей, обучающихся для повышения качества школьного образования и воспитания необходимо комплексное улучшение организации учебного процесса, морально-психологического климата в школах и создание эффективных программ воспитания школьников. Опросы являются значимым источником информации о состоянии образовательной системы в целом и ее отдельных элементов, что особенно эффективно в режиме мониторинга. В рамках реализации Подпрограммы предполагается создать механизм "обратной связи" с родителями учащихся для мониторинга состояния их удовлетворенности работой образовательной системы района. Результаты мониторинга предполагается использовать для улучшения качества работы школы через изменение условий организации образовательного процесса, морально-психологического климата в школах.
Аналитические и информационные материалы о состоянии образовательной системы Урупского муниципального района позволяют утверждать, что принимаемые с начала 2014-х годов меры по повышению ресурсного обеспечения системы образования района направлены на улучшение ее качества, обеспечение равенства и доступности образования и воспитания для каждого школьника.
Школа располагает квалифицированными педагогическими кадрами, строящими учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа также оказывает им надлежащую помощь, способствуя повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П. Яблонский отмечал, что "нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей". В Подпрограмме большая роль отводится формированию у школьников семейных ценностей и организации работы с родительской общественностью.
Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей положительно влияет на уровень образованности и общей культуры обучающихся, их здоровье, культуру взаимодействия с людьми и окружающей средой. Сохранение принципа бесплатности воспитательных мероприятий и развитие системы дополнительного образования детей, включение в данную систему детей из социально неблагополучных семей, детей-инвалидов и некоторых других категорий детей является средством социальной защиты и поддерживается Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
В рамках настоящей Подпрограммы предусматривается развитие сети учреждений и отделений дополнительного образования детей в школах, создание банка воспитательных разработок и механизмов координации деятельности педагогов района по подготовке таких разработок, выявления, экспертной оценки и популяризации передового опыта воспитания. Подпрограмма предполагает организацию кросс - возрастных мероприятий и акций в рамках внеклассной работы и дополнительного образования школьников, что рассматривается как одно из перспективных средств воспитания.
Важным направлением работы со школьниками является физическое воспитание. Совершенствование условий для занятий детей физической культурой и спортом в образовательных учреждениях является предметом особой заботы органов государственной и муниципальной власти. Как организационный механизм физического воспитания учащихся, рассматривается расширение сети школьных спортивных клубов.
В Подпрограмме актуализирована потребность в развитии детских общественных и творческих объединений, в том числе созданных на кросс-возрастной основе, а также необходимость совершенствования системы ученического самоуправления и формирования лидерских качеств старшеклассников. Предполагается организовать работу по изменению условий включения специалистов учреждений дополнительного образования детей в школах в общую систему воспитания для активизации потенциала дополнительного образования детей в воспитательном пространстве.
Представленный обзор обуславливает необходимость объединения межведомственных усилий и привлечения общественности, прежде всего родительской, к реализации основных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и положений данной Подпрограммы.
2. Цель и задачи Подпрограммы
Цель Подпрограммы: создание дополнительных условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития учащихся образовательных учреждений района как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России.
Основные задачи Подпрограммы:
1. Совершенствование системы воспитания для обеспечения эффективности школ Урупского муниципального района в соответствии со стратегией развития российского образования;
2. Обеспечение качественного образования и воспитания школьников на основе взаимодействия основного и дополнительного образования, учета равных и разных стартовых возможностей детей, формирования творческих способностей всех участников образовательного процесса, умения учиться, способности к самореализации, адаптации к переменам, рациональному выбору, продуктивному общению, позитивной социальной активности;
3. Создание условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников школ района, их готовности к жизненному самоопределению;
4. Развитие здоровье сберегающей среды, способствующей формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни;
5. Оптимизация системы работы по выявлению способных и талантливых детей и их поддержка;
6. Снижение уровня асоциальных проявлений среди учащихся образовательных учреждений района;
7. Обновление содержания системы повышения квалификации педагогов, их поддержки и сопровождения с учетом планируемых изменений и инновационных потребностей образовательной системы района;
8. Поддержка инновационной деятельности педагогов по воспитанию подрастающего поколения;
9. Формирование единого информационного пространства для обеспечения процесса воспитания, усиление на этой основе взаимодействия всех участников образовательного процесса (учитель - ученик - родитель);
10. Развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом и расширение ученического самоуправления; продолжение работы по созданию позитивного образа школы, учителя и процесса обучения;
11. Повышение удовлетворенности населения Урупского муниципального района качеством воспитательной работы в образовательных учреждениях;
12. Содействие воспитательной деятельности семьи, учреждений спорта, культуры, социальной защиты населения, общественных организаций, повышение их участия в деятельности по воспитанию детей.
Решение указанных задач предполагается осуществлять путем реализации мероприятий Подпрограммы согласно приложению 1 к Подпрограмме.
3. Основные мероприятия Подпрограммы
Комплекс Подпрограммных мероприятий предусматривает охват всех категорий граждан в Урупском муниципальном районе. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных объединений, и организаций.
Основные мероприятия Подпрограммы систематизированы по следующим направлениям:
"Познаю мир". Формирование ценности образования;
"Я - Россиянин". Формирование ценности гражданственности и патриотизма;
"Мой мир". Формирование духовно-нравственных ценностей как процесс гармонизации внутреннего и внешнего мира учащихся района;
"Мое здоровье - мое будущее". Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
"Семья - моя главная опора". Формирование ценности семьи;
"Современный воспитатель". Развитие кадрового потенциала воспитательной системы;
При реализации Подпрограммы предусматривается проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации работников образовательных учреждений в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы района и имеющихся у самих педагогов интересов. Предполагается расширение возможностей для профессионального общения педагогов района с коллегами из других регионов России и из-за рубежа. Как основа работы рассматривается новая региональная система повышения квалификации работников системы образования.
Предполагается, что поддержка инновационной деятельности педагогов по воспитанию подрастающего поколения будет осуществляться многоканально и всемерно поддерживаться. В качестве особых видов поддержки будут выступать родительское участие в экспертизе воспитательных проектов и сетевое взаимодействие педагогических работников, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий.
4. Объем и источники финансирования Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы на 2024-2026 годы составляет 0,00 рублей за счет средств муниципального бюджета.
Финансовое обеспечение мероприятий по реализации бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущую деятельность муниципальных органов исполнительной власти и организаций - исполнителей мероприятий по реализации Подпрограммы, на соответствующий финансовый год приведено в приложении 2 к Подпрограмме.
5. Механизм реализации Подпрограммы
Ежегодно, Управление образования администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, учреждение дополнительного образования детей, разрабатывают и утверждают на основе системы Подпрограммных мероприятий конкретный план мероприятий по реализации развития воспитания детей в районе до 2026 года; определяют источники финансирования мероприятий, исходя из максимального привлечения внебюджетных средств; обеспечивают реализацию ведомственного плана мероприятий по реализации Подпрограммы.
Органам местного самоуправления рекомендуется разработать соответствующие муниципальные программы (подпрограммы) (перечни, планы) развития воспитания детей с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в Подпрограмме, и осуществить их реализацию; обеспечить финансирование мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) (перечней, планов) за счет собственных средств и привлеченных внебюджетных средств.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация Подпрограммы должна способствовать интеграции усилий различных заинтересованных сторон, в решении проблем воспитания обучающихся. Подпрограмма направлена на консолидацию усилий различных социальных институтов (семьи, общественных организаций, государственных учреждений, учреждений культуры, предприятий) в выработке общих позиций о сущности, смысле и содержании воспитательной деятельности в районе.
Реализация Подпрограммы будет способствовать качественному улучшению воспитания школьников на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, формального и неформального образования, учитывая их равные и разные стартовые возможности.
В результате выполнения Подпрограммы ожидается рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов:
учащиеся района будут увереннее использовать воспитательный потенциал как ресурс собственного развития и самореализации;
родители будут отмечать расширение спектра образовательных услуг (включая дополнительное образование); гарантированную педагогическую поддержку и помощь детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием детей и юношества;
представители различных социальных институтов получат возможность действенной помощи образовательным учреждениям в разработке и реализации совместных воспитательных программ и проектов.
Реализация Подпрограммы обеспечит рост социальной зрелости и общей культуры выпускников школ района, окажет им поддержку в подготовке к жизненному самоопределению, разнообразит условия физического, интеллектуального, психологического, социального становления личности школьников.
Осуществление Подпрограммы обеспечит дополнительные возможности для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях гражданского общества и развивающейся экономики, способной к творчеству, самореализации в условиях социально-полезной деятельности.
Мероприятия, предлагаемые в рамках Подпрограммы, позволят эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы, средства и механизмы воспитательной работы со школьниками для формирования базовых общечеловеческих ценностей у детей, подростков, юношей и девушек. Мероприятия Подпрограммы призваны активизировать деятельность всех субъектов воспитания в воспитательном процессе школы.
Таким образом, реализация данной Программы будет способствовать решению наиболее злободневных проблем в воспитании детей и молодежи, улучшению качества и условий работы педагогических работников и нацелена на модернизацию системы воспитания детей и молодежи в Урупском муниципальном районе.
Показатели и индикаторы эффективности Подпрограммы приведены в приложении 3 к Подпрограмме.
7. Организация и контроль выполнения Подпрограммы
Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляет Управление образования администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в установленном порядке через:
- мониторинг качества воспитания;
- экспертизу инновационных проектов и воспитательных программ;
- тематические и комплексные проверки содержания воспитательной деятельности образовательных учреждений;
- отчеты образовательных учреждений района.
Управление образования администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики представляет в финансовое управление администрации Урупского муниципального района по запросам необходимую информацию о подготовке и реализации целевых программ; ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным, - отчет о ходе реализации целевых программ и использовании финансовых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.