Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика системы образования: основные проблемы и прогноз её развития
Настоящая Программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2030 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года"), государственной программой Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2024 - 2030 годы (утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2023 г. N 780).
Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека, повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы), на проводимой в республике бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих организацию к повышению качества оказания услуг, снижение объемов неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования).
В настоящее время в районе, в соответствии с ключевыми задачами, обозначенными в нормативных документах, обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки ее дальнейшего развития. В системе образования Темниковского муниципального района 8 муниципальных образовательных организации и три структурных подразделения с контингентом обучающихся и воспитанников 1006 человек.
Оптимизированы сеть, штатные расписания образовательных организаций. Достигнута наполняемость классов в общеобразовательных организациях: в городской местности - до 20,7 человека, в сельской местности - до 7,5 человека.
В целях повышения эффективности функционирования образовательных организаций в новых социально-экономических и демографических условиях за счет эффективного использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных организаций.
Соблюдается принцип государственно-общественного управления в деятельности образовательных организаций. 100% общеобразовательных организаций имеют органы государственно-общественного управления (управляющие советы, попечительские советы и т. д.). В ходе модернизации общего образования значительно улучшены инфраструктура, материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Решена проблема обеспечения 100% учащихся школ бесплатными учебниками.
Повышена транспортная доступность образовательных услуг современного качества для учащихся школ, расположенных в сельской местности. Осуществляется подвоз 319 детей в базовые школы по 20 утвержденным маршрутам, в этом задействовано 16 единиц техники.
Ежегодно проводится текущий ремонт зданий образовательных организаций, создаются современные условия обучения.
В районе сформирована система дистанционного обучения. Осваиваются современные информационно-коммуникационные и медиа - технологии.
Продолжается работа по обеспечению безопасности образовательных организаций за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций, ввода механизмов энергосбережения.
Увеличилась доля образовательных организаций, создавших условия для обучения детей-инвалидов в рамках программы "Доступная среда". Однако еще далеко не во всех организациях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения.
По состоянию на 1 сентября 2023 г. в районе функционируют 3 дошкольных образовательных организации с контингентом 271 человек и 2 группы кратковременного пребывания с контингентом 40 человек. Охват детей дошкольным образованием составляет 389 человек (58,7% от общего числа детей в районе).
В целях обеспечения доступности дошкольного образования для всех категорий граждан развивается сеть образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, за счет капитального и текущего ремонта имеющихся площадей.
Активно развиваются вариативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты. В возрасте от 3 до 7 лет охват детей на 1 сентября 2023 года составляет 100%.
С 2009 года 100% муниципальных общеобразовательных организаций переведены на принципы нормативного подушевого финансирования и новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, направленную на повышение доходов учителей.
Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается в районе 2-мя организациями. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.
В МБУ ДО "Центр внешкольной работы Темниковского муниципального района" по состоянию на 1 сентября 2023 года занимаются 605 учащихся, в МБУ ДО ДЮСШ - 409 учащихся, что составляет ~ 94% от общего числа обучающихся
Таким образом, в целом в масштабах района обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях: раннее развитие, дошкольное образование, непрерывное образование. Растет внимание к возможностям этих сфер в социализации подрастающего поколения, для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала.
Вместе с тем негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) продолжают иметь место и свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
В результате реализации мероприятий программы будет выполнен прогноз развития системы образования Темниковского муниципального района, представленный в подпрограммах.
Реализация Программы позволит расширить возможности для получения качественного образования на всех уровнях, независимо от места жительства, с учетом потребностей разных групп населения, рынка труда, индивидуальных запросов.
Важным фактором, определяющим качество системы образования, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
С целью усиления объективности оценки деятельности педагогических и руководящих работников в республике приказами Министерства образования от 26 июня 2013 г. N 169, от 19 сентября 2013 г. N 847 утверждены примерные критерии оценки деятельности педагогических и руководящих работников системы образования Республики Мордовия в зависимости от результатов и качества труда. С учетом данных критериев во всех общеобразовательных организациях приняты новые положения о стимулирующих выплатах, распределение которых осуществляется с участием управляющих советов.
В системе образования района остается высокой доля учителей пенсионного возраста.
С целью привлечения молодых учителей со стажем до 5 лет в школы в районе установлены ежемесячные надбавки от 2000 до 3600 тыс. рублей в городе и от 2000 до 4500 тыс. рублей в сельской местности в зависимости от стажа работы.
Благодаря реализации дополнительных мер, принятых на уровне Республики, в муниципальной системе образования за последние пять лет закрепились 6 молодых специалистов.
В результате доля молодых специалистов в общеобразовательных организациях района увеличилась до 3,3%.
Финансовая поддержка лучших образцов отечественного образования осуществляется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Одним из стимулов профессионального роста учителей является аттестация. В целях повышения качества проведения аттестации Министерством образования Республики Мордовия разработаны необходимые нормативные правовые документы, на их основе созданы необходимые нормативные документы муниципального уровня и локальные акты образовательных организаций.
Исполняются нормы закона в части прохождения курсов повышения квалификации.
Приоритетами системы повышения квалификации являются готовность педагогов и управленцев к реализации федерального государственного образовательного стандарта; подготовка педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий и современного учебного оборудования; обучение работников системы общего образования, включенных в кадровый резерв; профессиональная переподготовка специалистов по программе "Менеджмент в образовании".
Отрабатываются элементы персонифицированной системы повышения квалификации. Активно используются педагогами района дистанционные формы переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций.
В целях повышения профессиональной компетентности педагогов осуществляется сотрудничество с организациями высшего профессионального образования республики. На базе ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева", ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.