Экспертное заключение по проекту федерального закона N 395002-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(принято на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 15 августа 2023 г. N 232/оп-7/2023)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 395002-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект) рассмотрен по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Проект внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Костенко Н.В., Демченко И.И. и Дорошенко А.Н.
Проект предполагает внесение изменений в статью 61 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы), а также в часть 8 статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности).
Разработчики Проекта предлагают закрепить обязанность нотариуса не позднее трех рабочих дней после дня открытия наследственного дела направить запрос в Центральный каталог кредитных историй для получения информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история наследодателя, либо об отсутствии такой информации. Впоследствии нотариус должен совершить действия по получению кредитного отчета наследодателя и уведомлению наследников о наличии долгов у наследодателя. Также разработчики Проекта предлагают закрепить положения о том, что справки по счетам и вкладам при наличии технической возможности направляются в форме электронного документа на основании соответствующего запроса.
Возможность получения нотариусами информации о бюро кредитных историй наследодателя в связи с необходимостью осуществления проверки состава наследственного имущества напрямую предусмотрена частью 5 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях". В Проекте предложено закрепить обязанность нотариуса по направлению запросов и получению сведений о кредитной истории наследодателя.
Согласно пояснительной записке к Проекту основанием для разработки изменений является необходимость уведомления наследников о долгах наследодателя во избежание появления ситуаций, когда наследник узнает о кредитной задолженности наследодателя уже после принятия наследства. Как полагают разработчики Проекта, получение нотариусом кредитного отчета наследодателя позволит наследникам своевременно принять экономически рациональное решение о целесообразности принятия наследства или отказа от него, что позволит снизить уровень "закредитованности" граждан в стране.
Декларируемая цель Проекта - предоставление наследникам информации о кредитных долгах наследодателя для принятия наследниками решения о целесообразности принятия наследства - направлена на защиту интересов наследников.
Проблема отсутствия доступа наследников к достоверной информации о долгах наследодателя существует давно. Однако предлагаемые изменения относятся к установлению только кредитной задолженности, но не всей наследственной массы, а предлагаемая процедура истребования нотариусом необходимой информации недостаточно продумана, чтобы обеспечить поступление сведений о наличии у наследодателя кредитных долгов в сроки, установленные законодательством для принятия наследства.
Рассматриваемый Проект подсвечивает целый ряд в действительности важных проблем правоприменительной практики в сфере наследования. К ним относятся не только недостаток информации о кредитных обязательствах наследодателя у тех наследников, кто проявил себя (обратился с заявлением о принятии наследства), но и недостаток информации об ином имуществе наследодателя, в том числе об иных (не относящихся к кредитным) его обязательствах, а также собственно отсутствие процедуры информирования эвентуальных наследников и кредиторов о самом открытии наследства. Между тем полноценная процедура вызова (информирования об открытии наследства) - одна из важнейших предпосылок эффективного начала и завершения наследственных правоотношений.
Из совокупного толкования положений статей 1162 и 1171 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что знание нотариуса о смерти наследодателя само по себе не становится поводом для открытия наследственного дела, так как нотариус ожидает активных действий от наследников, душеприказчиков, кредиторов, финансового управляющего (на практике нотариус ожидает их заявлений, указанных в пункте 1.1 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных решением правления Федеральной нотариальной палаты от 25 марта 2019 г., далее - Методические рекомендации).
В соответствии с частью 2 статьи 61 Основ нотариус может произвести вызов наследников путем помещения публичного извещения или сообщения об этом в средствах массовой информации, но делать этого он не обязан. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве зарубежных правопорядков процедура вызова любых наследников является обязательной, российское наследственное право до сих пор не предусматривает обязанности нотариуса тем или иным образом обнародовать сведения о факте открытия наследства (часть 1 статьи 61 Основ предусматривает только обязательное оповещение тех наследников, место жительства или место работы которых нотариусу известно). Во многом такое положение дел находится в связи и с весьма ограниченным применением параграфа 4 главы X "Особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти" Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Заявительный порядок открытия наследственного дела не закреплен в ГК РФ и в Основах напрямую, но фактически он сложился за многие десятилетия и довлеет над наследственным правоотношением - без инициативы хотя бы одного из наследников, которому стало известно об открытии наследственного дела, такое дело вряд ли будет открыто.
Более того, сам факт смерти наследодателя зачастую неизвестен не только его наследникам или кредиторам, но и нотариусу, который мог бы своевременно открыть наследственное дело, получить сведения о составе наследственной массы, включая обязательства умершего, назначить управляющего наследственной массой, а также предпринять попытки поиска наследников и кредиторов. Такая модель наследственного дела была бы близка к идеальной, то есть нацеленной на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Действующие положения Основ, определяющие порядок извещения потенциальных наследников и кредиторов об открытии наследства, несовершенны и нуждаются в существенной переработке, которая отражала бы социально-экономические изменения, состоявшиеся за прошедшие после принятия Основ тридцать лет. В связи с этим предлагаемые в Проекте изменения преждевременны и не могут быть поддержаны до изменения всего института вызова наследников и кредиторов.
Применительно к содержанию Проекта могут быть высказаны также следующие замечания.
1. Разработчики Проекта не учитывают, что выявленная ими на практике проблема может быть разрешена полностью или частично за счет применения действующих положений ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1171 ГК РФ в целях выявления состава наследства и его охраны банки, другие кредитные организации и иные юридические лица обязаны по запросу нотариуса сообщать ему об имеющихся у этих лиц сведениях об имуществе, принадлежавшем наследодателю.
Следует иметь в виду, что обязанности наследодателя напрямую отнесены к понятию "имущество" в статье 1112 ГК РФ, а это подразумевает обязанность названных третьих лиц сообщать нотариусу по его запросу обо всех долгах наследодателя, включая кредитные. Формулировка "иные юридические лица", вне всякого сомнения, дает нотариусу право обратиться также и в Банк России, который осуществляет ведение Центрального каталога кредитных историй.
Пункт 4 статьи 1171 ГК РФ, упоминая о том, что полученные сведения нотариус может сообщать только исполнителю завещания и наследникам, ограничивает лишь круг лиц, которым может быть передана информация и подразумевает, что эта информация должна быть передана им в обязательном порядке. Иное толкование этой нормы противоречило бы принципам наследственного права, правовому положению наследника и функционалу нотариуса, подразумевающему наличие у него фидуциарных обязанностей.
Следовательно, уже сейчас нотариусы могут получать информацию об обязательствах наследодателя и обязаны доводить ее до сведения наследников.
При таких обстоятельствах необходимость дополнительного введения особой процедуры уведомления наследников о долгах наследодателя, причем именно о кредитных (а не о любых возможных) долгах, не нашла обоснования в пояснительной записке к Проекту.
2. Предлагая дополнить статью 61 Основ частью 3, возлагающей на нотариуса, ведущего наследственное дело, обязанность направить запрос в Центральный каталог кредитных историй для получения информации о кредитной истории наследодателя либо об отсутствии такой информации и в случае наличия в полученном кредитном отчете информации о наличии долгов у наследодателя уведомить об этом наследников, разработчики не учитывают того, что заявление о принятии наследства, заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, а равно заявление о принятии мер по охране наследства могут быть поданы наследником нотариусу в любой день срока, установленного пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ, вплоть до последнего.
В связи с неизвестностью нотариусу точного круга наследников на момент открытия наследства разные наследники будут получать уведомления нотариуса о кредитной задолженности наследодателя в разное время, поэтому они будут находиться в разном положении.
Некоторые наследники по объективным причинам получат уведомление о кредитной задолженности за небольшое количество времени до окончания срока для принятия наследства, который не подлежит продлению, или вовсе не успеют получить такое уведомление.
Одни наследники смогут получить уведомление в начале шестимесячного срока для принятия наследства, а другие - только в конце, в связи с чем последние не смогут принять взвешенное решение по вопросу влияния кредитной задолженности наследодателя на принятие ими наследства, а решение первых может впоследствии оказаться ошибочным, поскольку в момент принятия ими такого решения у них не было информации о наличии иных наследников.
Кто-то из наследников под влиянием полученной информации или в отсутствие такой информации может отказаться от наследства, при этом в соответствии с пунктом 3 статьи 1157 ГК РФ отказ от наследства не может быть впоследствии изменен или взят обратно.
Таким образом, учитывая в совокупности все обстоятельства, во-первых, пресекательный характер шестимесячного срока для принятия наследства, во-вторых, безотзывный характер отказа от наследства, в-третьих, сроки представления нотариусу ответов на запросы информации от Центрального каталога кредитных историй, а затем на представление кредитного отчета наследодателя соответствующим бюро кредитных историй, можно с уверенностью утверждать, что практическая польза от принятия рассматриваемого Проекта в предложенной разработчиками редакции будет весьма ограниченной, поскольку шанс своевременно получить информацию о наличии или отсутствии кредитных долгов у наследодателя и в зависимости от этой информации принять решение о принятии наследства или отказе от него будут иметь лишь наследники, обратившиеся к нотариусу с соответствующим заявлением в кратчайшие сроки после открытия наследства.
3. В Проекте предложено закрепить обязанность нотариуса по получению сведений о кредитной задолженности наследодателя в статье 61 Основ. Однако это изменение выходит за пределы сферы применения указанной статьи Основ, которая посвящена извещению эвентуальных наследников об открывшемся наследстве.
Извещение наследников об открывшемся наследстве должно быть совершено как можно раньше, чтобы наследники получили возможность инициировать меры по охране наследства, в том числе по выявлению его состава. Эту же цель преследует заложенная в части второй статьи 61 Основ, но практически не используемая норма, допускающая публичное оповещение о факте открытия наследства. Следовательно, положения статьи 61 Основ нацелены исключительно на выявление круга эвентуальных наследников и на принятие мер по охране наследства, по выявлению входящих в его состав объектов.
Уведомление наследников о кредитной задолженности, а точнее - раскрытие наследникам собранной нотариусом информации о составе наследства, включающего в себя обязательства наследодателя, должно быть нацелено исключительно на то, чтобы дать наследникам почву для принятия решения о принятии наследства или об отказе от него, поэтому оно не должно происходить в рамках извещения наследников об открытии наследства.
4. Из положений Проекта нельзя установить, допускают ли его разработчики размещение в публичном доступе сведений о кредитной истории и кредитной задолженности наследодателя. Предоставление нотариальным конторам и нотариусам сведений о кредитной задолженности, а также справок по операциям, счетам и вкладам умершего наследодателя имеет целевой характер и не может быть использовано для разглашения этих сведений любым третьим лицам.
Когда законодателем будет принято решение закрепить особую процедуру раскрытия наследникам собранной нотариусом информации о составе наследства, включающего в себя обязательства наследодателя, потребуется также описание механизмов защиты этой информации.
5. В Проекте предусмотрено, что в случае указания в кредитном отчете на наличие долгов у наследодателя нотариус в течение срока, установленного ГК РФ для принятия наследства, обязан в письменной форме уведомить об этом наследников. Однако такое описание процедуры уведомления является недостаточным и вызывает ряд вопросов, в частности, о том, должен ли нотариус с помощью уведомления направить наследникам все полученные сведения из бюро кредитных историй или он обязан сообщить только о самом факте наличия долга, предоставив наследникам возможность самостоятельно ознакомиться с материалами наследственного дела.
Кроме того, разработчики Проекта предлагают закрепить в части 8 статьи 26 Закона о банках и банковской деятельности возможность предоставления нотариусу справок по счетам и вкладам наследодателя в форме электронного документа. Остается неясным, вправе ли нотариус направить этот электронный документ непосредственно наследникам. Не исключено, что Проект подразумевает лишь ознакомление наследников с этим документом в помещении нотариальной конторы, ведь нотариус, действуя в соответствии с пунктом 4.7 Методических рекомендаций, не выдает копии документов, хранящихся в наследственном деле, по результатам ознакомления с наследственным делом. Закрепление в законодательстве этого сложившегося на практике подхода, противоречащего интересам наследников, создало бы риск нарушения конституционных гарантий наследования (часть 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
х х х
Вывод: проект федерального закона N 395002-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требует переработки.
Председатель Совета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.