Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Соглашению между Федеральным
агентством по делам национальностей и
Правительством Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры об информационном
взаимодействии в области профилактики и
предупреждения экстремизма в сфере
межнациональных (межэтнических) конфликтов,
достижения межнационального и
межконфессионального согласия
от _________ 2024 года
Регламент
информационного взаимодействия в области профилактики и предупреждения экстремизма в сфере межнациональных (межэтнических) конфликтов, достижения межнационального и межконфессионального согласия
(далее - Регламент)
I. Общие положения
1. Регламент определяет порядок информационного взаимодействия в области профилактики и предупреждения экстремизма в сфере межнациональных (межэтнических) конфликтов, достижения межнационального и межконфессионального согласия (далее - информационное взаимодействие) между Федеральным агентством по делам национальностей (далее - ФАДН России), осуществляющим свою деятельность через Ситуационный центр ФАДН России, действующий в составе Федерального государственного бюджетного учреждения "Дом народов России" (далее - СЦ), и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим свою деятельность через Департамент молодежной политики, гражданских инициатив и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).
2. Регламент предусматривает оперативное информирование о выявленных межнациональных (межэтнических) конфликтах (далее - конфликт), об угрозах возникновения конфликтов, а также о предпосылках к обострению ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, сбор и обмен информацией о факторах, оказывающих негативное влияние на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений и принятие мер оперативного реагирования на выявленные конфликты и на угрозы возникновения конфликтов.
3. Основные понятия, используемые в Регламенте:
Мониторинг информационного пространства - процесс, направленный на обнаружение информационных поводов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в информационном пространстве.
Информационный повод - информация о возникающих конфликтах, способных негативно повлиять на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений.
К информационному поводу относятся следующие ситуации:
публичные конфликтные ситуации между отдельными гражданами или группами граждан, которым придается межнациональный или межрелигиозный характер;
конфликтные ситуации между одной или несколькими этническими или конфессиональными общностями, либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает этнокультурные интересы населения;
открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой коммуникации;
деятельность экстремистски настроенных групп, использующих национальный или религиозный фактор;
акции протеста, в которых усматривается использование национального или религиозного фактора;
публичные мероприятия с участием представителей национальных или религиозных объединений, мигрантских сообществ, направленных на продвижение деструктивной информации;
происшествия техногенного характера, способные оказать негативное влияние на состояние межнациональных отношений;
конфликтные ситуации в районах, прилегающих к Государственной границе Российской Федерации и административным границам субъектов Российской Федерации;
распространение в открытом (публичном) пространстве материалов (в том числе содержащих недостоверную или искаженную информацию), направленных на обострение межнациональных и межконфессиональных отношений;
иные события, имеющие конфликтный характер и оказывающие влияние на межнациональные и межконфессиональные отношения.
Конфликт - наличие явных или скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан либо представляющих их интересы некоммерческих организаций.
Информационное сообщение - перечень информационных поводов, прошедших верификацию, предназначенный для внутреннего использования и отправки в Департамент.
Информационная сводка - документ, содержащий систематизированное по заранее определенным критериям (временному интервалу, основным факторам, кругу участников, субъектам Российской Федерации и федеральным округам, иным параметрам) информационные сообщения.
Календарь событий - систематизированная информация о памятных датах и исторических событиях, способствующих возникновению информационного повода.
Карта угроз - систематизированная информация о краткосрочных и долгосрочных угрозах возникновения конфликта.
Объекты мониторинга - сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", группы и каналы в социальных сетях и иные электронные информационные ресурсы, сбор информации с которых осуществляется государственной информационной системой мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Уровень угрозы информационного повода - оценка СЦ потенциальной степени угрозы информационного повода.
Верификация информации - процесс, направленный на подтверждение или опровержение угрозы, содержащейся в информационном поводе, и определение потенциальной сферы воздействия (дату и время события, субъект Российской Федерации и муниципальное образование, национальный и конфессиональный состав участников, основные источники распространения информации, их активность, вероятные негативные последствия и иные существенные данные).
Меры оперативного реагирования (мероприятия профилактического характера) - осуществление Департаментом мер, направленных на стабилизацию ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и минимизации последствий конфликта.
1) К мерам оперативного реагирования относятся:
направление информации, полученной от СЦ, в правоохранительные органы, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и последующая организация межведомственного взаимодействия для стабилизации ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и минимизации последствий конфликта;
организация пресечения распространения ложной или недостоверной информации в средствах массовой коммуникации, в том числе путем публикации официальной информации по существу конфликта;
привлечение лидеров национально-культурных автономий, религиозных объединений или общественных организаций для их содействия по стабилизации ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и минимизации последствий конфликта;
иные меры, способствующие стабилизации ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и минимизации последствий конфликта, указанные в методических рекомендациях, разрабатываемых в ФАДН России.
2) Меры оперативного реагирования осуществляются в соответствии с уровнем угроз информационного повода, которые разделяются на:
"белый" - информационный повод не содержит эмоциональных и негативных высказываний, его актуальность низкая; охват информационного повода не превышает 3 тыс. просмотров; количество дополнительных индикаторов (знаков одобрения и комментариев) в совокупности не превышает 3 тыс.; комментарии провокационного или экстремистского характера, а также призывы экстремистского или террористического характера отсутствуют; источник, который публикует сообщение, не является значимым или несущим дополнительной информационной нагрузки; экспертная оценка от работников СЦ или Департамента не характеризует информационный повод как способный оказать негативное влияние; отсутствует конфликтная ситуации; отсутствует фактор применения насилия или угрозы применения насилия; отсутствуют дополнительные факторы, осложняющие конфликтную ситуацию;
"зеленый" - информационный повод не содержит или содержит малое количество эмоциональных или негативных высказываний, его актуальность средняя; охват информационного повода не превышает 10 тыс. просмотров; количество дополнительных индикаторов в совокупности не превышает 10 тыс.; комментарии провокационного или экстремистского характера, а также призывы экстремистского или террористического характера отсутствуют; источник, который публикует сообщение, не является значимым или несущим дополнительной информационной нагрузки; оценка от работников СЦ или Департамента не характеризует конфликтную ситуацию как способную оказать значительное негативное влияние; участники конфликтной ситуации отсутствуют или их количество не превышает 10 человек; факторы применения насилия или угрозы применения насилия не привели к значимым последствиям; отсутствуют дополнительные факторы, осложняющие конфликтную ситуацию;
"желтый" - информационный повод содержит малое или среднее количество эмоциональных или негативных высказываний, его актуальность средняя или высокая; охват информационного повода в совокупности не превышает 50 тыс. просмотров; количество дополнительных индикаторов в совокупности не превышает 15 тыс. комментарии провокационного или экстремистского характера, а также призывы экстремистского или террористического характера присутствуют в малых количествах, а сами призывы не имеют конкретной направленности; источник, который публикует сообщение, несет дополнительную информационную нагрузку, способную оказать влияние на ситуацию; оценка от работников СЦ или Департамента характеризует конфликтную ситуацию как способную оказать значимое негативное влияние; количество участников конфликтной ситуации не превышает 30 человек; факторы применения насилия или угрозы его применения привели к значимым последствиям (пострадавших не более 3 человек); присутствуют дополнительные факторы, осложняющие конфликтную ситуацию (не более двух таких факторов). Ситуация требует выработки мер оперативного реагирования;
"оранжевый" - информационный повод содержит среднее или высокое количество эмоциональных или негативных высказываний, его актуальность высокая; охват информационного повода не превышает 150 тыс. просмотров (в первые сутки, после возникновения информационного повода); количество дополнительных индикаторов в совокупности не превышает 25 тыс.; комментарии провокационного или экстремистского характера, а также призывы экстремистского или террористического характера присутствуют или имеют конкретную направленность; источник, который публикует сообщение, несет значимую дополнительную информационную нагрузку, способную оказать влияние на ситуацию; экспертная оценка от работников СЦ или Департамента характеризует конфликтную ситуацию как способную оказать значительное негативное влияние; количество участников конфликтной ситуации не превышает 50 человек; факторы применения насилия или угрозы его применения привели к значимым последствиям (пострадавших не более 10 человек); присутствуют дополнительные факторы, осложняющие конфликтную ситуацию (два и более). Ситуация оказывает существенное негативное влияние на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений и требует принятия мер оперативного реагирования;
"красный" - информационный повод содержит среднее или высокое количество эмоциональных или негативных высказываний, его актуальность высокая; охват информационного повода превышает 150 тыс. просмотров (в первые сутки, после фиксации информационного повода); количество дополнительных индикаторов в совокупности превышает 25 тыс.; комментарии провокационного или экстремистского характера, а также призывы экстремистского или террористического характера присутствуют в значительном количестве или имеют конкретную направленность; источник, который публикует сообщение, несет значимую дополнительную информационную нагрузку, способную оказать влияние на ситуацию; оценка от работников СЦ или Департамента характеризует конфликтную ситуацию как способную оказать значительное негативное влияние; количество участников конфликтной ситуации превышает 50 человек; факторы применения насилия или угрозы его применения привели к значимым последствиям (пострадавших более 10 человек); присутствуют дополнительные факторы, осложняющие конфликтную ситуацию (два и более). Ситуация способна привести к критическим последствиям в межнациональных и межконфессиональных отношениях и требует принятия мер оперативного реагирования и межведомственного взаимодействия.
4. Целями информационного взаимодействия являются:
своевременное оповещение о выявленных конфликтных ситуациях, об угрозах возникновения конфликта, а также о предпосылках к обострению ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
оперативное реагирование на выявленные конфликты и угрозы возникновения конфликтов;
организация взаимодействия по урегулированию конфликтов и устранению их последствий;
сбор и обобщение данных о конфликтах и угрозах возникновения конфликтов.
5. Предметом информационного взаимодействия являются электронные документы, содержащие информационные поводы, информационные сообщения, информационные сводки, данные календаря событий и объектов мониторинга, иные информационные и аналитические материалы, сведения о результатах проверки поступившей информации, информация о мерах оперативного реагирования по урегулированию конфликтов, способных повлиять на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, минимизации их последствий, а также о реализованных и запланированных профилактических мероприятиях.
6. Информационное взаимодействие СЦ и Департамента осуществляется путем обмена информацией с применением электронной почты, аудио- и видеосвязи, сервисами мгновенного обмена сообщениями.
В случае если информация содержит сведения, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации, информационное взаимодействие СЦ и Департамента осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации ограниченного доступа.
II. Порядок взаимодействия
7. СЦ осуществляет еженедельное направление (каждый понедельник и четверг вне зависимости от выходных или праздничных дней) в адрес Департамента информационной сводки, содержащей информационные поводы, выявленные за предшествующий период.
1) В информационную сводку включаются информационные поводы "белого" и "зеленого" уровней угроз.
2) Департамент организует мероприятия профилактического характера по локализации угроз "белого" и "зеленого" уровней.
3) Ответ Департамента в адрес СЦ по существу информационных поводов "белого" и "зеленого" уровней не требуется.
4) Департамент может в инициативном порядке направлять в адрес СЦ и в ФАДН России ответ по информационным поводам "белого" и "зеленого" уровней угроз, указывая на дополнительные сведения по существу выявленных информационных поводов, содержание недостоверной (искаженной) информации и принимаемых Департаментом мерах оперативного реагирования.
5) Поступившие от Департамента ответы систематизируются СЦ, учитываются при подготовке информационных сводок, иных аналитических документов и формировании Карты угроз.
6) СЦ еженедельно направляет в адрес Департамента информацию, отражающую наиболее общие тенденции развития ситуации в Российской Федерации. Данная информация отправляется с пометкой "Для сведения" и не требует ответа от Департамент. Срок отправки - каждый понедельник и четверг вне зависимости от выходных или праздничных дней.
8. При выявлении СЦ информационного повода, содержащего "желтый", "оранжевый" или "красный" уровень угроз, и отнесении его к Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, СЦ направляет информационное сообщение в адрес Департамента.
1) Срок отправки информационного сообщения, содержащего информационный повод "желтого", "оранжевого" или "красного" уровня угроз, составляет не более 8 часов с момента фиксации информационного повода.
2) Департамент организует проверку полученного информационного сообщения и направляет ответ в адрес СЦ, который должен содержать информацию о:
а) подтверждении излагаемых фактов или распространении недостоверной (искаженной) информации, а также необходимости дополнительного времени для проверки информационного повода;
б) принятых мерах оперативного реагирования, в том числе и в информационном пространстве;
в) иную значимую информацию.
3) Срок отправки Департаментом уведомления в адрес СЦ составляет: для информационного повода "красного" уровня угроз - не более 24 часов с момента поступления в адрес Департамента информационного сообщения, "оранжевого" - не более 72 часов с момента поступления информационного сообщения, "желтого" - не более 10 суток с момента поступления информационного сообщения.
4) В случае необходимости дополнительного времени для проверки информационного сообщения, содержащего информационный повод "красного" или "оранжевого" уровня угроз, и принятия по нему мер оперативного реагирования, Департамент уведомляет об этом СЦ. Срок отправки информации о проверке информационного сообщения, содержащего информационный повод "красного" или "оранжевого" уровня угроз и принятых мер оперативного реагирования должен составлять не более 72 часов с момента уведомления СЦ о необходимости дополнительного времени.
5) В случае если СЦ выявляет информационный повод, который может затрагивать все субъекты Российской Федерации и присваивает ему "желтый", "оранжевый" или "красный" уровень угрозы, то СЦ направляет всем субъектам Российской Федерации информационные сообщения.
6) Департамент организует проверку полученного информационного сообщения и направляет ответ по его существу в адрес СЦ только в случае наличия указанных тенденций на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
7) Поступившие от Департамента данные учитываются и систематизируются СЦ.
9. При самостоятельном выявлении Департаментом информационных поводов, содержащих "желтый", "оранжевый" или "красный" уровни угроз, Департамент направляет информационное сообщение в адрес СЦ.
1) Срок отправки информационного сообщения должен составлять не более 12 часов с момента фиксации информационного повода.
2) Информационное сообщение должно содержать ссылку на источник информации, дату и время размещения, характеристику информационной активности, и результаты верификации информации, имеющие существенное значение и принятые меры оперативного реагирования.
3) СЦ в течение 1 часа направляет уведомление в Департамент о получении информационного сообщения.
4) СЦ организует верификацию полученного от Департамента информационного сообщения.
10. Выявленные Департаментом информационные поводы, содержащие "белый" и "зеленый" уровни угроз, могут направляться в СЦ в инициативном порядке не позднее 7 суток с момента их фиксации.
11. Полученные от Департамента информационные сообщения используются СЦ при формировании информационных сводок, Карты угроз и для оценки ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
12. Департамент ежеквартально (до 15 числа календарного месяца, следующего за окончанием квартала) направляет в адрес СЦ предложения по внесению дополнений и изменений в календарь событий и предложений, направленных на совершенствование мониторинга открытого (публичного) информационного пространства и организации информационного взаимодействия с СЦ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.