См. справку Специальная военная операция, мобилизация 2022-2024 Ставропольский край
1. В соответствии с Законом Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики края).
2. Министерству финансов Ставропольского края формирование бюджета Ставропольского края и построение межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов осуществлять в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики края.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой бюджетной политики Ставропольского края при формировании бюджетов муниципальных образований Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов учитывать основные направления бюджетной и налоговой политики края.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.A.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Ставропольского края
от 28 августа 2024 г. N 697-рп
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
I. Основные положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (далее - бюджетная и налоговая политика края) разработаны в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года, ежегодным посланием Губернатора Ставропольского края о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Ставропольском крае, включающим основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края, Законом Ставропольского края "О Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года" и направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309).
Основные направления бюджетной и налоговой политики края сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов, скорректированных с учетом текущей экономической ситуации, и определяют подходы, используемые при составлении проекта бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) на предстоящий бюджетный цикл.
Несмотря на внешние вызовы, главной задачей эффективной бюджетной и налоговой политики края является сохранение финансовой и экономической стабильности в Ставропольском крае. В обязательном порядке будут соблюдаться условия соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ставропольского края, ежегодно заключаемого между Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Ставропольского края.
II. Основные направления налоговой политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
Основными направлениями налоговой политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (далее - налоговая политика края), направленными на сохранение стабильности условий ведения экономической деятельности на территории Ставропольского края для реализации первоочередных задач, являются:
1. Поддержка экономической, инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края.
В данном направлении будет продолжена работа по созданию условий для устойчивого экономического роста путем реализации стимулирующих мер, направленных на развитие новых производств, перевооружение существующих, повышение инвестиционной и инновационной активности.
Будут предоставляться введенные ранее меры налогового стимулирования в виде:
льготного налогообложения резидентов территорий опережающего развития и участников специальных инвестиционных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, по налогам на прибыль и имущество организаций и организаций, реализующих на территории Ставропольского края инвестиционные проекты и заключивших инвестиционное соглашение с Правительством Ставропольского края, по налогу на имущество организаций;
освобождения от налогообложения объектов газораспределительных сетей, созданных (построенных) в соответствии с Пообъектным планом-графиком догазификации, предусмотренным краевой программой "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ставропольского края на 2022 - 2031 годы", утвержденной распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 декабря 2021 г. N 854-р, введенных в эксплуатацию и принятых газораспределительными организациями к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств с 01 января 2022 года;
освобождения от уплаты налога на имущество организаций и применения пониженной ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для аккредитованных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Ставропольского края деятельность в области информационных технологий;
инвестиционного налогового вычета с учетом реализации механизма компенсации из федерального бюджета.
В период 2025 - 2027 годов будет расширен перечень мер налогового стимулирования субъектов хозяйственной деятельности.
С 01 января 2025 года организациям, использующим труд осужденных к принудительным работам, в отношении имущества, на базе которого созданы участки исправительных центров, будет предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество организаций на срок действия договоров безвозмездного пользования.
В связи с окончанием с 01 января 2025 года срока действия налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на сумму капитальных вложений, направленных на инфраструктуру воздушного транспорта, и в целях дальнейшего развития аэродромной инфраструктуры будет предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество организаций сроком на 5 лет на новые аэровокзальные комплексы. Указанной преференцией вправе будут воспользоваться только организации, более 50 процентов акций (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности Ставропольского края.
С 01 января 2025 года с учетом предоставленного права субъектам Российской Федерации будет рассмотрена возможность установить пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в краевой бюджет, для малых технологических компаний на период 2025 - 2030 годов.
2. Оценка эффективности налоговых расходов Ставропольского края.
Оценка эффективности налоговых расходов Ставропольского края проводится в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 06 сентября 2019 г. N 400-п "Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов Ставропольского края" с учетом общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796.
В соответствии с законодательством Ставропольского края в 2023 году действовали 48 видов налоговых расходов, в том числе для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, - 30 видов налоговых расходов, для отдельных категорий граждан - 18 видов налоговых расходов. Налоговыми расходами воспользовались 508 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 192098 физических лиц.
Объем налоговых расходов Ставропольского края в 2023 году составил 4950,5 млн рублей, из которых 4150,3 млн рублей или 83,8 процента приходилось на стимулирующие налоговые расходы Ставропольского края.
Новые налоговые расходы Ставропольского края должны устанавливаться с учетом оценки их эффективности и на ограниченный период времени.
3. Повышение эффективности управления государственными и муниципальными активами.
Эффективное управление объектами государственной собственности Ставропольского края и муниципальной собственности муниципальных образований Ставропольского края (далее - муниципальные образования края) будет основываться на своевременной регистрации прав на объекты недвижимости и вовлечении их в хозяйственный оборот.
В рамках работы по актуализации баз данных по объектам недвижимости Ставропольского края (далее - объекты недвижимости) будет проведен комплекс мероприятий по уточнению и передаче недостающих характеристик технико-экономических показателей объектов недвижимости, а также по выявлению новых объектов недвижимости и постановке их на учет в регистрирующих органах.
С учетом проведенной в 2022 - 2024 годах работы по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, если права на данные объекты недвижимости возникли и правоустанавливающие документы на них были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", муниципальными образованиями края будет активизирована работа по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного и выморочного имущества.
4. Совершенствование администрирования налоговых и неналоговых доходов.
Резервом роста налоговых и неналоговых доходов будет являться взыскание дебиторской задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
В целях повышения прозрачности и эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам краевого бюджета реализуется План мероприятий ("дорожная карта") по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет Ставропольского края, пеням и штрафам по ним, утвержденный распоряжением Губернатора Ставропольского края от 22 марта 2024 г. N 166-р, которым определены сроки исполнения и ответственные исполнители каждого мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по доходам.
При определении общих параметров объема доходов краевого бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов будут учтены следующие концептуальные изменения:
индексация ставок акцизов на алкогольную продукцию и акцизов на нефтепродукты, а также изменение порядка их перераспределения между субъектами Российской Федерации;
введение акциза на природный газ, полученный для производства аммиака;
введение дифференцированных ставок по налогу на доходы физических лиц;
внесение изменений в налоговое законодательство в части применения стандартных налоговых вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц;
отмена с 01 января 2025 года пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, предоставленных законодательством субъектов Российской Федерации для категорий налогоплательщиков, не предусмотренных положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
увеличение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций с 20,0 процента до 25,0 процента, в том числе в федеральный бюджет ставка составит 8,0 процента, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 17,0 процента;
увеличение повышающего коэффициента, применяемого при расчете налога на прибыль организаций по расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, с 1,5 до 2;
введение бессрочного действия механизма инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в краевой бюджет;
внесение изменений в налоговое законодательство в части применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения;
введение повышенной ставки по имущественным налогам в отношении имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300,0 млн рублей, до 2,5 процента;
продление действия налоговой ставки по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в размере 1,6 процента;
установление на 2025 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Ставропольского края, используемого для расчета размера фиксированных авансовых платежей, уплачиваемых иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента;
продление предоставления "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, до 01 января 2027 года;
завершение в 2025 году поэтапного перераспределения между бюджетами субъектов Российской Федерации налога на прибыль организаций, уплачиваемого налогоплательщиками, которые до 01 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков;
продление действия льготы по транспортному налогу для граждан, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года и на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года (далее - участники специальной военной операции), и их супруги (супруга) на налоговый период 2024 года.
Реализация основных направлений налоговой политики края позволит обеспечить создание условий для устойчивого социально-экономического развития и будет способствовать росту налогового потенциала Ставропольского края.
III. Основные направления бюджетной политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
Основными направлениями бюджетной политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (далее - бюджетная политика края) являются:
1. Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Ставропольского края.
Планирование расходов консолидированного бюджета Ставропольского края исходя из реальных возможностей позволит в полном объеме сохранить необходимый уровень финансового обеспечения расходов, формирующих качество жизни населения Ставропольского края, а также создать условия для дальнейшего развития экономической активности.
Необходимо обеспечить в полном объеме финансирование действующих расходных обязательств, а при принятии новых расходных обязательств учитывать эффективность и целесообразность их реализации в пределах имеющихся ресурсов.
2. Улучшение качества жизни населения Ставропольского края и адресное решение социальных проблем путем достижения национальных целей развития Российской Федерации на территории Ставропольского края.
Главным инструментом, ориентированным на достижение целей государственной политики, по-прежнему будут являться государственные программы Ставропольского края, включающие в себя региональные проекты, реализуемые как в рамках национальных проектов, так и не входящие в их состав.
Государственные программы Ставропольского края должны быть скорректированы в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309.
Сохранение социальной направленности краевого бюджета является важнейшим приоритетом бюджетной политики края. Основной задачей бюджетной политики края в социальной сфере является увеличение уровня доходов граждан и повышение качества услуг, предоставляемых в отраслях социальной сферы. Будет продолжена социальная поддержка участников специальной военной операции и членов их семей.
Реализация бюджетной политики края в социально-культурной сфере будет обеспечена по следующим направлениям расходов:
обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций;
совершенствование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, в том числе в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, организация учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, создание условий для занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях;
модернизация первичного звена здравоохранения, включающая капитальный ремонт, оснащение медицинских организаций, приобретение автомобильного транспорта;
льготное обеспечение населения Ставропольского края лекарственными препаратами в амбулаторных условиях, а также реализация мер по лечению редких и социально значимых заболеваний;
выполнение всех социальных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая наиболее социально уязвимые группы населения, семьи, имеющие детей;
обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Бюджетная политика края в сфере национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства будет реализована по следующим основным направлениям:
реализация мер государственной поддержки предпринимательской деятельности, в том числе за счет дальнейшего развития системы микрофинансирования субъектов малого и среднего бизнеса, деятельности гарантийного фонда;
государственная поддержка сельскохозяйственного производства в области растениеводства и животноводства;
обеспечение бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения посредством строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов водоснабжения и водоотведения;
государственная поддержка развития промышленности путем внесения имущественного взноса в некоммерческую организацию "Фонд развития промышленности Ставропольского края";
создание условий для сохранения и развития туристической инфраструктуры.
Инвестиционная составляющая краевого бюджета будет направлена на завершение работ по переходящим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта государственной и муниципальной собственности.
3. Повышение эффективности бюджетных расходов.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов необходимо проведение следующих мероприятий:
стратегическая приоритезация расходов краевого бюджета на реализацию национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309;
финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации, сокращению неэффективных расходов;
повышение качества управления государственными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины главными распорядителями и получателями бюджетных средств;
осуществление казначейского сопровождения бюджетных средств, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, обеспечение целевого расходования средств краевого бюджета с применением механизма казначейского сопровождения государственных контрактов;
совершенствование механизма государственной поддержки отдельных категорий граждан на основе применения принципов адресности и нуждаемости, в том числе путем расширения практики социальных контрактов;
своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной задолженности краевого бюджета;
мониторинг исполнения краевого бюджета на постоянной основе для принятия своевременных решений по перераспределению средств краевого бюджета и освоению бюджетных средств в полном объеме;
совершенствование процесса управления остатками средств на едином счете краевого бюджета;
обеспечение прозрачности и открытости бюджетных данных;
оптимизация процедур государственных закупок, максимальная цифровизация всех этапов закупок, упрощение расчетов при осуществлении закупок;
совершенствование информационных технологий, используемых при планировании и исполнении консолидированного бюджета Ставропольского края, развитие средств взаимодействия автоматизированной системы "Бюджет" с федеральными информационными системами с целью исключения дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечение ее обработки в режиме реального времени;
роботизация рутинных операций (минимизация участия человека) при обработке электронных документов (данных) в автоматизированной системе "Бюджет" с целью улучшения гибкости процессов, снижения издержек государственного управления и повышения оперативности принимаемых управленческих решений в условиях сохранения контроля.
4. Совершенствование системы межбюджетных отношений, содействие обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований края.
В целях совершенствования и развития системы межбюджетных отношений в Ставропольском крае, поддержания бюджетной устойчивости и повышения финансовой самостоятельности бюджетов муниципальных образований края планируется проведение следующих мероприятий:
предоставление бюджетам муниципальных образований края дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края с сохранением действующих подходов к ее распределению, предусматривающих сокращение разрывов в бюджетной обеспеченности муниципальных образований края и финансовое обеспечение их расходных обязательств;
продолжение применения практики замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края (части такой дотации) на дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц;
применение механизма частичной компенсации возможных потерь доходов бюджетов муниципальных образований края в связи с незапланированным снижением в течение финансового года объема доходов бюджетов муниципальных образований края, частичной компенсации увеличения расходов бюджетов муниципальных образований края на обеспечение деятельности вновь образованных муниципальных учреждений социально-культурного назначения и обеспечение роста оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в опережающем порядке;
предоставление бюджетам муниципальных образований края финансовой помощи на решение вопросов местного значения в целях повышения уровня и улучшения качества жизни населения;
организация постоянного мониторинга сбалансированности бюджетов муниципальных образований края с целью оказания необходимой финансовой поддержки.
При определении общих параметров расходов краевого бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов должны учитываться следующие подходы:
исполнение публичных нормативных обязательств и иных социальных выплат населению Ставропольского края исходя из численности получателей с учетом ежегодной индексации установленных размеров;
обеспечение выплаты работникам государственных учреждений Ставропольского края заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством;
сохранение на достигнутом уровне целевых показателей по оплате труда отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации);
обеспечение оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, за исключением отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, с учетом индексации с 01 января 2024 года на 7,0 процента;
расходы на оплату труда работников государственных органов Ставропольского края учитывают изменения их структуры и штатных расписаний, внесенные изменения в отдельные нормативные правовые акты Ставропольского края и увеличение окладов с 01 января 2024 года на 7,0 процента;
индексация расходов на оплату коммунальных услуг с учетом прогнозируемого роста тарифов;
реализация мероприятий, направленных на улучшение материально-технического состояния учреждений социальной сферы;
направление на развитие сети региональных и местных автомобильных дорог средств дорожного фонда Ставропольского края, сформированных исходя из реалистичных прогнозов поступлений по транспортному налогу, акцизам на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, а также денежным взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
приоритетное планирование инвестиционных расходов с учетом принятых решений в отношении объектов капитального строительства, создание которых осуществляется в рамках национальных проектов, объектов капитального строительства, включенных в государственные программы Российской Федерации, иных социально значимых объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию в планируемом периоде, а также объектов инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 28 августа 2024 г. N 697-рп "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов"
Вступает в силу с 28 августа 2024 г.
Опубликование:
- на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края (www.stavregion.ru) 29 августа 2024 г.