Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 1 сентября 2024 года N 325-п
Адресная программа
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2024 - 2030 годы
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Адресная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2024 - 2030 годы (далее - программа) |
Уполномоченный орган, ответственный за реализацию программы, главный распорядитель бюджетных средств |
Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) |
Цель программы |
создание комфортных и безопасных условий проживания жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Задачи программы |
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; переселение граждан в благоустроенные жилые помещения из жилищного фонда, расположенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; поэтапная ликвидация аварийного жилищного фонда; обеспечение выполнения мероприятий программы в установленные сроки; непрерывное планирование, заблаговременное проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда |
Перечень муниципальных образований - участников программы |
1. Городские округа: 1.1. Когалым 1.2. Мегион (пгт. Высокий) 1.3. Нефтеюганск 1.4. Нижневартовск 1.5. Нягань 1.6. Пыть-Ях 1.7. Радужный 1.8. Сургут 1.9. Урай 1.10. Ханты-Мансийск 1.11. Югорск 2. Муниципальные районы (муниципальные образования в их составе): 2.1. Белоярский район (г. Белоярский, с.п. Верхнеказымский, с.п. Сосновка) 2.2. Березовский район (г.п. Березово, г.п. Игрим, с.п. Ванзетур, с.п. Приполярный, с.п. Саранпауль, с. Теги) 2.3. Кондинский район (г.п. Кондинское, г.п. Куминский, г.п. Междуреченский, г.п. Мортка, с.п. Болчары, с.п. Мулымья, п. Назарово, с.п. Половинка, п. Ягодный, с. Чантырья, с.п. Шугур); 2.4. Нефтеюганский район (г.п. Пойковский, с.п. Каркатеевы, с.п. Куть-Ях, с.п. Салым, с.п. Сингапай, с.п. Усть-Юган, п. Юганская Обь) 2.5. Нижневартовский район (г.п. Новоаганск, с.п. Покур) 2.6. Октябрьский район (г.п. Андра, г.п. Октябрьское, г.п. Приобье, г.п. Талинка, п. Большие Леуши, с. Большой Камень, с.п. Карымкары, с.п. Каменное, п. Кормужиханка, с.п. Малый Атлым, с. Пальяново, с.п. Перегребное, с.п. Сергино, с.п. Унъюган, с.п. Шеркалы, д. Чемаши) 2.7. Советский район (г. Советский, г.п. Агириш, г.п. Зеленоборск, г.п. Коммунистический, г.п. Малиновский, г.п. Пионерский, г.п. Таежный, с.п. Алябьевский, п. Юбилейный) 2.8. Сургутский район (г. Лянтор, г.п. Барсово, г.п. Белый Яр, г.п. Федоровский, с.п. Локосово, д. Сайгатина, с.п. Солнечный, с.п. Сытомино, с.п. Ульт-Ягун, с.п. Угут) 2.9. Ханты-Мансийский район (п. Бобровский, с.п. Горноправдинск, с.п. Кедровый, с.п. Кышик, с.п. Луговской, п. ПырьЯх, с.п. Согом, с. Троица) |
Этапы и сроки реализации программы |
2024 - 2030 годы, в том числе: этап 2024 года - до 1 сентября 2025 года; этап 2025 года - до 31 декабря 2026 года; этап 2026 года - до 31 декабря 2027 года; этап 2027 года - до 31 декабря 2028 года; этап 2028 года - до 31 декабря 2029 года; этап 2029 года - до 31 декабря 2030 года; этап 2030 года - до 31 декабря 2031 года |
Объемы и источники финансирования программы |
прогнозный общий объем финансирования программы в 2024 - 2030 годах составляет 80 089 033,70 тыс. руб., в том числе за счет средств: публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 16 019 160,00 тыс. руб.; бюджета автономного округа - 57 077 061,50 тыс. руб.; бюджетов муниципальных образований автономного округа - 6 992 812,20 тыс. руб.; иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.; из них: этап 2024 года - 7 774 742,10 тыс. руб., в том числе за счет средств: публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 395 582,40 тыс. руб.; бюджета автономного округа - 6 607 344,80 тыс. руб.; бюджетов муниципальных образований автономного округа - 771 814,90 тыс. руб. этап 2025 года - 13 496 781,40 тыс. руб., в том числе за счет средств: публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 1 865 360,50 тыс. руб.; бюджета автономного округа - 10 506 284,90 тыс. руб.; бюджетов муниципальных образований автономного округа - 1 125 136,00 тыс. руб.; иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.; этап 2026 года - 14 496 379,50 руб., в том числе за счет средств: публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 2 717 555,60 тыс. руб.; бюджета автономного округа - 10 547 876,80 тыс. руб.; бюджетов муниципальных образований автономного округа - 1 230 947,10 тыс. руб.; иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.; этап 2027 года - 13 929 273,90 тыс. руб., в том числе за счет средств: публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 2 717 555,60 тыс. руб.; бюджета автономного округа - 9 974 977,70 тыс. руб.; бюджетов муниципальных образований автономного округа - 1 236 740,60 тыс. руб.; иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.; этап 2028 года - 13 444 170,60 тыс. руб., в том числе за счет средств: публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 3 542 375,20 тыс. руб.; бюджета автономного округа - 8 711 273,90 тыс. руб.; бюджетов муниципальных образований автономного округа - 1 190 521,50 тыс. руб.; иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.; этап 2029 года - 8 480 546,50 тыс. руб., в том числе за счет средств: публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 2 312 618,60 тыс. руб.; бюджета автономного округа - 5 454 937,20 тыс. руб.; бюджетов муниципальных образований автономного округа - 712 990,70 тыс. руб.; иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб.; этап 2030 года - 8 467 139,70 тыс. руб., в том числе за счет средств: публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 2 468 112,10 тыс. руб.; бюджета автономного округа - 5 274 366,20 тыс. руб.; бюджетов муниципальных образований автономного округа - 724 661,40 тыс. руб.; иных источников финансирования - 0,00 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
переселение в 2024 - 2030 годах 38181 человека из 1759 многоквартирных жилых домов, признанных с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, общей площадью, подлежащей расселению, 688 683,84 кв. метра, в том числе 36 100 жителей из 1622 многоквартирных домов площадью расселения 651 820,15 кв. метра по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" |
2. Характеристика текущего состояния жилищного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является повышение качества жизни граждан.
Важнейшим направлением в данной сфере выступает переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Программа разработана с целью обеспечения расселения многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года.
Значения понятий "аварийный жилищный фонд", "переселение граждан из аварийного жилищного фонда", используемых в программе, соответствуют значениям, указанным в Федеральном законе от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).
Жилищный фонд автономного округа, по данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2024 года составил 38 086,25 тыс. кв. метра общей площади, в том числе общая площадь многоквартирных домов 32 377,17 тыс. кв. метра, удельный вес общей площади жилых помещений в многоквартирных домах в общем объеме жилищного фонда составляет 85 процентов.
Государственный жилищный фонд насчитывает 409,6 тыс. кв. метра, муниципальный - 2 561,47 тыс. кв. метров.
Общая площадь непригодного для проживания аварийного жилищного фонда на 1 января 2024 года составляет 1 150,26 тыс. кв. метров, из них признанные аварийными в связи с физическим износом в процессе эксплуатации - 1 143, 63 тыс. кв. метров.
Количество аварийных жилых зданий (домов) - 3 501, из них признанные аварийными в связи с физическим износов в процессе эксплуатации - 3 485 домов.
Удельный вес аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде по состоянию на 1 января 2024 года составляет 3,5 процента.
В аварийном жилищном фонде проживают 61 852 человека, в том числе в домах, признанных аварийными в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, - 61 519 человек.
По данным, размещенным в информационной системе публично-правовой компании "Фонд развития территорий" "АИС "Реформа ЖКХ" (далее - Фонд, АИС Фонда), по состоянию на 27 августа 2024 года в список аварийных многоквартирных жилых домов, признанных аварийными с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, включено 1759 многоквартирных домов общей площадью 688 683,84 кв. метров, в которых проживает 38 181 югорчанин.
Реестр жилищного фонда, сформированный в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 536/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными" (далее - Методические рекомендации), представлен в приложении 1 к программе.
3. Меры, принимаемые для обеспечения полноты и достоверности сведений об аварийном жилищном фонде
Полнота и достоверность сведений об аварийных многоквартирных домах поддерживается регулярным сбором данных о количестве жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению, их общей площади, количестве жителей, подлежащих переселению, о заявленных гражданами способах решения жилищного вопроса и своевременного предоставления уточненных сведений об аварийных многоквартирных домах уполномоченному органу для ее корректировки.
Органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа рекомендуется обеспечивать формирование и ведение в АИС Фонда реестра многоквартирных домов, признанных аварийными, в соответствии с Методическими рекомендациями.
На основании сведений, внесенных органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в АИС Фонда, формируются сведения об аварийном жилищном фонде, в том числе перечень многоквартирных домов, признанных в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) в целях проверки полноты и достоверности внесенных органами местного самоуправления муниципальных образований в АИС Фонда сведений об аварийном жилищном фонде осуществляет проверку достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены органами местного самоуправления автономного округа, а также проверку документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
4. Формирование программы и критерии очередности участия в программе муниципальных образований автономного округа
В соответствии с частью 2 статьи 20.15 Федерального закона N 185-ФЗ, пунктом 3.1.1 методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2021 года N 817/пр, программа включает в себя перечень многоквартирных домов, которые признаны с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Программа сформирована с учетом предложений о выбранных способах реализации программы, поступивших в Департамент от органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, полученных в результате проведенной оценки рынка жилья, стоимости 1 квадратного метра приобретения и строительства жилых помещений, свободного муниципального жилищного фонда.
Очередность участия муниципальных образований автономного округа в этапах программы определяется исходя из оценки наличия свободного муниципального жилищного фонда, сформированных земельных участков под строительство многоквартирных домов и объема строящихся многоквартирных домов с жилыми помещениями для продажи на рынке жилья.
Критериями первоочередности расселения домов являются:
дата признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
наличие угрозы обрушения многоквартирного дома;
завершение расселения дома, начатого до утверждения программы;
судебные решения.
Муниципальным образованиям автономного округа - участникам программы рекомендуется разработать с учетом требований методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2021 года N 817/пр, и принять муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - муниципальные программы).
5. Характеристики проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам при реализации программы
Муниципальные образования автономного округа при подготовке документации на проведение закупок в целях реализации мероприятий программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, должны руководствоваться приведенным в приложении 5 к программе перечнем характеристик проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам при реализации программы.
Приемку приобретенных жилых помещений, предоставляемых гражданам при переселении их из аварийного жилищного фонда, осуществляют комиссии с участием представителей заинтересованной общественности.
6. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы предполагает оказание организационной и финансовой поддержки муниципальным образованиям автономного округа на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с программой осуществляется:
разработка нормативных правовых актов и реализация организационных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
формирование и защита заявок автономного округа на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;
реализация механизмов переселения из аварийного жилищного фонда, предусмотренных программой;
проведение конкурсных процедур по приобретению жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо по строительству таких домов.
Снос аварийных многоквартирных домов осуществляется после завершения их полного переселения за счет средств бюджета автономного округа и (или) бюджетов муниципальных образований автономного округа.
В реализации программы участвуют муниципальные образования автономного округа, на территории которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации:
1. Городские округа:
1.1. Когалым
1.2. Мегион (пгт. Высокий)
1.3. Нефтеюганск
1.4. Нижневартовск
1.5. Нягань
1.6. Пыть-Ях
1.7. Радужный
1.8. Сургут
1.9. Урай
1.10. Ханты-Мансийск
1.11. Югорск
2. Муниципальные районы (муниципальные образования в их составе):
2.1. Белоярский район (г. Белоярский, с.п. Верхнеказымский, с.п. Сосновка).
2.2. Березовский район (г.п. Березово, г.п. Игрим, с.п. Ванзетур, с.п. Приполярный, с.п. Саранпауль, с. Теги).
2.3. Кондинский район (г.п. Кондинское, г.п. Куминский, г.п. Междуреченский, г.п. Мортка, с.п. Болчары, с.п. Мулымья, п. Назарово, с.п. Половинка, п. Ягодный, с. Чантырья, с.п. Шугур).
2.4. Нефтеюганский район (г.п. Пойковский, с.п. Каркатеевы, с.п. Куть-Ях, с.п. Салым, с.п. Сингапай, с.п. Усть-Юган, п. Юганская Обь).
2.5. Нижневартовский район (г.п. Новоаганск, с.п. Покур).
2.6. Октябрьский район (г.п. Андра, г.п. Октябрьское, г.п. Приобье, г.п. Талинка, п. Большие Леуши, с. Большой Камень, с.п. Карымкары, с.п. Каменное, п. Кормужиханка, с.п. Малый Атлым, с. Пальяново, с.п. Перегребное, с.п. Сергино, с.п. Унъюган, с.п. Шеркалы, д. Чемаши).
2.7. Советский район (г. Советский, г.п. Агириш, г.п. Зеленоборск, г.п. Коммунистический, г.п. Малиновский, г.п. Пионерский, г.п. Таежный, с.п. Алябьевский, п. Юбилейный).
2.8. Сургутский район (г. Лянтор, г.п. Барсово, г.п. Белый Яр, г.п. Федоровский, с.п. Локосово, д. Сайгатина, с.п. Солнечный, с.п. Сытомино, с.п. Ульт-Ягун, с.п. Угут).
2.9. Ханты-Мансийский район (п. Бобровский, с.п. Горноправдинск, с.п. Кедровый, с.п. Кышик, с.п. Луговской, п. ПырьЯх, с.п. Согом, с. Троица).
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с программой осуществляется в соответствии со статьями 32, 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Корректировка программы осуществляется на основании скорректированных органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа муниципальных программ, а также в случае внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
Информация о реализации программы доводится до собственников помещений в аварийных многоквартирных домах путем размещения на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа доводят информацию до граждан посредством размещения объявлений в подъездах многоквартирных домов, включенных в программу, которая включает в себя планируемые сроки переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В случае переноса указанных сроков орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа указывает причину их переноса, а также новые сроки переселения граждан.
В целях реализации программы Департамент осуществляет подготовку и подачу в Фонд заявки на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в пределах установленного лимита.
План по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по способам переселения определен в приложении 2 к программе.
План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определен в приложении 3 к программе.
План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда без участия средств Фонда определен в приложении 3.1 к программе.
7. Обоснование прогнозного объема средств и объема долевого финансирования на реализацию программы
Источниками финансирования расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с программой являются:
средства Фонда;
средства бюджета автономного округа;
средства бюджетов муниципальных образований автономного округа, являющихся участниками программы.
При реализации программы допускается использование средств бюджета автономного округа и муниципальных образований без участия средств Фонда, а также использование привлеченных средств граждан, юридических лиц.
Планируемый объем средств на реализацию каждого этапа программы рассчитывается с учетом направлений расходования средств в конкретном муниципальном образовании автономного округа.
Средства программы расходуются по направлениям, определенным пунктами 1, 2 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ.
Финансирование расходов, связанных с реализацией программы, осуществляется за счет средств Фонда с учетом установленного Правительством Российской Федерации предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на соответствующий период, средств бюджета автономного округа, предоставляемых в порядке, определенном Правительством автономного округа (далее - порядок), и предельного уровня софинансирования расходных обязательств муниципального образования автономного округа из бюджета автономного округа, предусмотренного порядком, и средств бюджетов муниципальных образований автономного округа, установленных в нем.
Объемы и источники финансирования мероприятий программы подлежат уточнению по мере принятия Фондом решений об утверждении лимитов предоставления в соответствующем году автономному округу финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и (или) корректировки бюджета автономного округа.
8. Планируемые показатели выполнения Программы
В результате реализации программы планируется переселение 38181 человека из 1759 многоквартирных домов, признанных до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, общей площадью расселяемых жилых помещений 688683,84 кв. метра, из них:
по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств Фонда, - 651820,15 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 36100 жителей из 1622 многоквартирных домов;
по мероприятиям, реализуемым за счет средств автономного округа и местных бюджетов, - 3832 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 247 жителей из 33 многоквартирных домов;
в рамках иных мероприятий - 33031,69 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 1834 жителей из 104 многоквартирных домов.
Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда приведены в приложении 4 к программе.
9. Порядок проведения мониторинга и контроля за ходом реализации программы и расходования денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы
Департамент осуществляет мониторинг реализации программы посредством сбора и анализа отчетности о ходе ее реализации и о расходовании средств Фонда, бюджета автономного округа и местных бюджетов, предоставляемой органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в рамках заключенного соглашения по форме и в сроки, установленные таким соглашением.
Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа обеспечивают:
целевое и эффективное использование средств, выделенных на реализацию программы;
переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сроки, установленные программой;
софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не менее установленного программой размера софинансирования;
соответствие жилых помещений, предоставляемых гражданам при реализации программы, установленным требованиям, а также своевременное устранение недостатков в случае их выявления.
Ответственность за реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, достоверность и полноту представляемой в Департамент отчетности возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа несут ответственность за целевое использование бюджетных средств, предоставленных на реализацию программы, а также по обязательствам и правоотношениям, возникающим в ходе реализации программы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.