Приказ Министерства промышленности и торговли Пермского края от 30 августа 2024 г. N 03-01-03-181
"Об утверждении региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Пермском крае на 2024 - 2027 годы"
В соответствии с пунктом 2 статьи 42.1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Стратегией государственной политики Российской Федерации в области прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р, пунктом 3.8 Положения о Министерстве промышленности и торговли Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. N 350-п, в целях реализации подпункта "б" пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N Пр-1004 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 г., приказываю:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Обеспечение прав потребителей в Пермском крае на 2024 - 2027 годы".
2. Признать утратившим силу приказ Министерства промышленности и торговли Пермского края от 21 июня 2023 г. N 03-01-03-136 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение прав потребителей в Пермском крае на 2023 - 2025 годы".
3. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра, начальника управления потребительского рынка и лицензирования Министерства промышленности и торговли Пермского края.
Заместитель председателя Правительства - министр |
А.В. Чибисов |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
промышленности и торговли
Пермского края
от 30.08.2024 N 03-01-03-181
Региональная программа
"Обеспечение прав потребителей в Пермском крае на 2024 - 2027 годы"
I. Паспорт региональной программы
Наименование Программы |
Региональная программа "Обеспечение прав потребителей в Пермском крае на 2024 - 2027 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство промышленности и торговли Пермского края |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"; Перечень поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N Пр-1004 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 г.; Стратегия государственной политики Российской Федерации в области прав потребителей на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р. |
Участники Программы |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (по согласованию) (далее - Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю); Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю (по согласованию); Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае (по согласованию); Министерство социального развития Пермского края (по согласованию); Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (по согласованию); Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, методологии и испытаний в Пермском крае" (по согласованию). |
Цели Программы |
Развитие системы обеспечения прав потребителей в Пермском крае, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями. Повышение социальной защищенности граждан, повышение качества жизни жителей Пермского края. |
Задачи Программы |
- Координация деятельности всех участников по достижению цели Программы; - создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг; - повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; - повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей; - создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг; - систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей; - повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке; - развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей; - обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий граждан. |
Срок реализации Программы |
Сроки: 2024 - 2027 годы.
|
Объемы и источники финансирования Программы |
Реализация Программы не потребует финансирования из бюджета Пермского края |
Целевые показатели Программы |
- Количество поданных исковых заявлений в защиту прав потребителей (единица); - доля удовлетворенных судами исковых требований в защиту прав потребителей (%); - доля удовлетворенных судами исковых требований по делам в защиту прав потребителей, по которым были даны заключения специалистов, в случаях, когда такие заключения были даны по инициативе должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (%); - количество проведенных заседаний Координационного совета по защите прав потребителей Пермского края (единица); - количество проведенных заседаний Оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков на территории Пермского края (единица); - количество аналитических и статистических материалов, подготовленных и направленных в правоохранительные органы, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края (единица); - количество собранных и изученных материалов от исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных организаций Пермского края при подготовке государственного доклада "О защите прав потребителей" (единица); - количество публикаций и выступлений в СМИ, а также сведений, размещенных на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органов и учреждений Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в целях повышения уровня информированности и правовой грамотности потребителей и предпринимателей Пермского края (единица); - количество организованных и проведенных мероприятий в рамках Всероссийской акции "День защиты прав потребителей" (единица); - количество тематических "горячих линий" для потребителей и предпринимателей Пермского края в течение года (единица); - количество организованных и проведенных мероприятий в рамках акции "Дни открытых дверей для предпринимателей" (единица); - количество организованных и проведенных совместных мероприятий с общественными организациями (единица); - количество проведенных консультаций в рамках первичного информирования и консультирования (единица); - количество организованных и проведенных мероприятий по содействию в продвижении качественной продукции местных производителей товаров, работ, услуг (единица); - количество профилактических мероприятий, проведённых в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (единица); - доля мероприятий по контролю и надзору с применением методов лабораторного контроля продукции, обращаемой на потребительском рынке (%); - количество проведенных поверок топливно-раздаточных колонок в рамках компетенции в рамках компетенции Отдела (Инспекции) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае (единица); - количество торговых объектов, проверенных в рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также качества продовольственных товаров, представленных в торговых объектах региона (единица); - количество проведенных семинаров для специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, занимающихся вопросами в области защиты прав потребителей (единица)- доля торговых объектов современных форматов, на которых организовано оказание маломобильным группам населения помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг, а также оснащенных пандусами, лифтами, системами навигации, указателями, от общего числа торговых объектов современных форматов (%); - доля торговых объектов, реализующих алкогольную продукцию, подключенных к ЕГАИС (%); - доля хозяйствующих субъектов, сдавших декларации об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (%). |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- Развитие сети общественных приёмных по вопросам защиты прав потребителей в регионе для оказания населению бесплатной консультационной помощи (в том числе за счет организации консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг); - обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей; - повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации; - повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; - снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка; - повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей. |
II. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей в Пермском крае и описание основных проблем, на решение которых направлена программа
В системе рыночных отношений защита прав потребителей является одной из наиболее актуальных социально-экономических задач. Её цель - достижение баланса интересов в отношениях между конечными потребителями-гражданами и профессиональными участниками потребительского рынка (производителями, импортёрами, продавцами, исполнителями работ и услуг).
В целях совершенствования системы обеспечения прав потребителей в России распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Стратегией определены цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей, направленные на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в этой области.
Основой для формирования законодательства Российской Федерации и выработки политики в данной области являются Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, принятые Организацией Объединенных Наций 9 апреля 1985 г. резолюцией 39/248.
Особенность отношений с участием потребителей, в целом регулируемых гражданским законодательством Российской Федерации, состоит в том, что Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") закрепляет ряд преференций для потребителей как объективно более слабой стороны в соответствующих правоотношениях, нуждающейся в дополнительных гарантиях защиты собственных прав и интересов, предоставленных потребителям Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" определена система органов федерального, регионального и муниципального уровней, которая во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формирует национальную систему защиты прав потребителей. Федеральный уровень в этой системе представляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая осуществляет функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей; по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов) и населения Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о результатах федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивает подготовку ежегодного государственного доклада о защите прав потребителей в Российской Федерации, который является публичным источником информации о состоянии и направлениях государственной политики в области защиты прав потребителей и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Важное место в рамках национальной системы защиты прав потребителей занимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Организация действенного взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей обеспечивается в рамках функционирования межведомственных органов (советов, комиссий), создаваемых высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также принятием региональных программ по защите прав потребителей.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют возможность обеспечить оперативную защиту интересов потребителей непосредственно по месту жительства граждан, поскольку они максимально приближены к населению. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 октября 2019 г. N 468-СФ "О национальной системе защиты прав потребителей" отмечено, что мероприятия по защите прав потребителей на муниципальном уровне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Необходимые изменения в Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены и подлежат применению. В рамках установленных полномочий органы местного самоуправления принимают программы и подпрограммы по обеспечению прав потребителей или включают соответствующие положения в муниципальные программы территориального и экономического развития. Одной из форм взаимодействия с органами местного самоуправления является заключение соглашений между территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и муниципальными образованиями в сфере защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления принимают участие в работе комиссий, рабочих групп, советов, коллегий и иных совещательных органов муниципальных образований с целью обсуждения вопросов и решения проблем, связанных защитой прав потребителей.
Особую роль в национальной системе защиты прав потребителей призваны играть общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), являющиеся ее важнейшим составным и одновременно связующим элементом. Общественные объединения потребителей, осуществляя общественный контроль за соблюдением прав потребителей, участвуя в непосредственной защите их прав в судебном или досудебном порядке, распространяя информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, организуя сравнительные исследования качества товаров (услуг), публикуя результаты проводимых независимых экспертиз и оценок в отношении различных сегментов потребительского рынка и недобросовестных поведенческих практик, способствуют росту правосознания граждан.
Для обеспечения взаимодействия Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, других контрольных (надзорных) органов по Пермскому краю, правоохранительных органов, исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, организаций и общественных объединений по вопросам обеспечения прав потребителей в Пермском крае, противодействия незаконному обороту промышленной продукции на потребительском рынке Пермского края, в 2020 году, в целом, было завершено создание системы защиты прав потребителей в Пермском крае. В рамках этой системы, в соответствии с установленными полномочиями:
- Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю осуществляет федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей, технического регулирования, соблюдения требований санитарного законодательства на потребительском рынке товаров, работ и услуг, маркировки КИЗ и обязательных требований по взаимодействию хозяйствующих субъектов с ГИС МТ "Честный знак", первичное информирование и консультирование потребителей и предпринимателей в рамках установленных полномочий, судебную защиту прав потребителей, профилактическую работу, направленную на предупреждение нарушений прав потребителей, обобщает и направляет информацию о состоянии защиты прав потребителей в Пермском крае для подготовки ежегодного Государственного доклада "Защита прав потребителей в Российской Федерации", участвует в информационном наполнении государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей ГИС ЗПП.
- Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" проводит работу по первичному информированию и консультированию потребителей и предпринимателей, повышению уровня правовой грамотности потребителей.
- Министерство промышленности и торговли Пермского края (далее - Министерство) проводит работу по лицензированию отдельных видов деятельности на территории Пермского края. Организует общественный контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и качества продовольственных товаров, представленных в торговых сетях региона. Проводит первичное информирование и консультирование предпринимателей по вопросам, отнесённым к компетенции Министерства. Проводит профилактическую работу, направленную на предотвращение нарушений на потребительском рынке. Является исполнителем региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Пермском крае на 2024 - 2027 годы". Осуществляет подготовку и проведение Координационного совета по защите прав потребителей в Пермском крае, Межведомственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Пермском крае.
- Инспекция государственного жилищного надзора в Пермском крае осуществляет государственный региональный надзор за исполнением требований жилищного законодательства. Проводит первичное информирование и консультирование потребителей жилищных и коммунальных услуг, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ). Проводит профилактическую работу, направленную на предотвращение нарушений в сфере ЖКУ. Готовит и размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежегодный Доклад о региональном государственном контроле (надзоре).
- Пермская таможня осуществляет мероприятия, направленные на предотвращение и пресечение незаконного оборота промышленной продукции импортного производства на потребительском рынке.
- Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Пермскому краю осуществляет надзор (контроль) в сфере здравоохранения, в том числе за медицинской деятельностью, обращением лекарственных средств и медицинских изделий на потребительском рынке, маркировкой КИЗ лекарственных средств, и обязательных требований по взаимодействию хозяйствующих субъектов с ГИС МТ "Честный знак".
- Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю осуществляет надзор (контроль) в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, в сфере карантина и защиты растений, в области семеноводства, в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения качества и безопасности зерна, продуктов переработки зерна; в сфере земельных отношений (в части касающейся земель сельскохозяйственного назначения, в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.
- Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае осуществляет надзор (контроль) в сфере метрологии, соблюдения обязательных требований технических регламентов к автомобильному бензину, дизельному топливу, обязательных требований, подлежащих применению вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
- Отделение по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации и Министерство финансов Пермского края осуществляют деятельность по повышению уровня финансовой грамотности потребителей финансовых услуг.
Система межведомственного взаимодействия в регионе образована рядом институтов, а именно: Координационным советом по защите прав потребителей в Пермском крае, Межведомственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Пермском крае, постоянными и временно действующими рабочими группами при прокуроре Пермского края, прокуроре города Перми, транспортном прокуроре, администрации г. Перми. Действует оперативный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков на территории Пермского края. Создан и действует общественный совет при Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю.
Во исполнение подпункта "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года N ПР-1004 ГС, пункта 21 поручений Правительства Российской Федерации от 01 июля 2017 года N ЮТ-П12-3532, распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года" в крае принята и действует региональная программа "Обеспечение прав потребителей в Пермском крае в 2024 - 2027 годах". Целевые показатели этой программы скоординированы с целевыми показателями Государственных программ и их подпрограмм, направленных на обеспечение прав потребителей товаров, работ и услуг.
В 2023 году Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю были подготовлены и направлены в администрации муниципальных образований проекты соглашений о взаимодействии, предполагающие, в том числе, оказание методической и практической помощи органам местного самоуправления в реализации полномочий, установленных статьёй 44 Закона "О защите прав потребителей". По результатам проведённых консультаций, с учётом внесённых предложений, было заключено 30 соглашений о взаимодействии в сфере защиты прав потребителей.
В этом же году администрациями 11 муниципальных образований было принято решение о внесении изменений и дополнений в планы экономического и территориального развития. В результате этого, в 2024 году в 15 муниципальных образованиях (Александровский муниципальный округ; Чайковский городской округ; г. Березники; Куединский муниципальный округ; Березовский муниципальный округ; Очёрский городской округ; Нытвенский городской округ; Ильинский муниципальный округ; Кудымкарский муниципальный округ; Ординский муниципальный округ; Пермский муниципальный округ; Кунгурский муниципальный округ; ЗАТО Звездный; Юсьвинский муниципальный округ; Частинский муниципальный округ) действуют программы и подпрограммы по обеспечению прав потребителей, а также отдельные разделы, посвященные этому направлению работы в программах экономического и территориального развития.
Следует отметить, что в нормативно-правовом регулировании состояния потребительского рынка, вопросов противодействия незаконному обороту товаров, работ и услуг, а также обеспечения прав потребителей произошли существенные изменения.
Так, Правительством Российской Федерации был проведён комплекс мероприятий в рамках "Регуляторной гильотины", целью которых являлось повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" установлены: применение риск-ориентированного подхода; возможность применения альтернативных инструментов регулирования; перечень и порядок контрольно-надзорных мероприятий; процедуры профилактики и иные меры по предупреждению рисков; порядок привлечения подконтрольных лиц к ответственности и оспаривание действий инспектора. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" определил правовые и организационные основы установления и оценки применения, содержащихся в нормативно-правовых актах требований, которые связаны с осуществлением экономической деятельности. Система обязательных требований легла в основу всей надзорной деятельности в России, так как именно базовые обязательные требования в настоящее время составляют предмет контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых компетентными органами.
Претерпел изменения Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Статья 7 дополнена пунктом 4.1, согласно которого не допускается продажа товара, в том числе импортного товара, содержащего информацию, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность. С 1 сентября 2022 г. вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений в статью 16 Закона РФ "О защите прав потребителей". Его нормы установили перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей.
В распоряжении потребителей, а также контрольных (надзорных) органов в целях определения качества и безопасности товаров появился такой инструмент как ГИС МТ "Честный знак", позволяющий получать в режиме "онлайн" данные о происхождении и соответствии обязательным требованиям каждой единицы товара: предметов одежды из натурального меха,
продукции лёгкой промышленности, обувной продукции, шинной продукции, парфюмерии, фототоваров, бутилированной воды, табачных изделий и т.д. Перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в дальнейшем будет расширяться.
В целом в 2020 - 2023 годах были существенно ограничены правовые основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в сфере защиты прав потребителей, маркировки товаров средствами идентификации и технического регулирования, а также возможности действий контрольных (надзорных) органов в рамках КоАП РФ. В настоящее время государственный контроль (надзор), муниципальный контроль во многом основаны на обеспечении стимулирования предпринимателей к добросовестному соблюдению обязательных требований. Акцент с проведения проверок сместился на профилактику и предупреждение нарушений.
При этом в 2020 - 2023 годах (в период действия ведомственных программ "Обеспечение прав потребителей в Пермском крае в 2020 - 2023 годах" и "Обеспечение прав потребителей в Пермском крае в 2023 - 2025 годах") в регионе не наблюдалось существенного увеличения количества конфликтных ситуаций между потребителями и профессиональными участниками потребительского рынка.
Количество обращений потребителей, в том числе за консультативной помощью, в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" (в дальнейшем по тексту - ФБУЗ ЦГИЭ в Пермском крае) в 2020 году составило 14 500 случаев, в 2021 году - 13 183, в 2022 году - 14 279, в 2023 году - 13 347;
потребителей жилищных и коммунальных услуг - в Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в 2020 году - 20 068 случаев, в 2021 году - 24 972, в 2022 году - 20 524, в 2023 году - 19 682;
потребителей финансовых услуг в подразделения Банка России в 2020 году - 6 505 случаев, в 2021 году - 4 831, в 2022 году - 5 560, в 2023 году - 5 636;
потребителей услуг связи и телекоммуникаций - в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (далее - УРКН по Пермскому краю) в 2020 году - 430, в 2021 году - 423, в 2022 году - 390, в 2023 году - 416.
Всего за получением помощи, в том числе консультационной, в 2020 году в государственные органы и учреждения обращалось 41 503 потребителя, в 2021 году - 43 409, в 2022 году - 40 393, в 2023 году - 39 041. Общее количество таких обращений за 2020 - 2023 годы составило 164 346.
Анализ изученных материалов показал, что наиболее значимыми для жителей и гостей региона в 2020 - 2023 годах были 11 направлений:
- сфера деятельности управляющих организаций в области жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и ресурсоснабжающих организаций. В этот период, в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края обращалось 85 246 потребителей жилищных и коммунальных услуг. За этот период в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обратился 8 661 потребитель;
- сфера финансовых услуг. В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обращался 3 451 потребитель. Подразделениями Банка России было рассмотрено 22 532 обращения потребителей;
- сфера розничной торговли. В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обращалось 24 429 потребителей;
- сфера бытового обслуживания. В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обращалось 3 587 потребителей;
- сфера транспортных услуг. В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обращалось 3 516 потребителей;
- сфера медицинских услуг. В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обращалось 3 249 потребителей;
- сфера услуг связи и телекоммуникаций. В УРКН по Пермскому краю обращалось 1 659 потребителя. В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обращалось 1 967 потребителей;
- сфера туристских услуг. В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обращалось 1 492 потребителя;
- сфера культурно-развлекательных мероприятий. В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обращалось 969 потребителей;
- сфера образовательных услуг. В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обращалось 916 потребителей;
- сфера оказания юридических услуг. В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обращалось 713 потребителей;
- сфера общественного питания. В Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФБУЗ ЦГиЭ в Пермском крае обращалось 632 потребителя.
В условиях изменений подходов к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, установленных 01 июля 2021 г. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и естественным сокращением административной практики возрастает роль судебной защиты прав потребителей с участием контрольных (надзорных) органов.
Так, из исков, поданных Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в защиту прав неопределённого круга потребителей, судами были рассмотрены в 2021 году - 60 (удовлетворены 59), в 2022 - 53 (все удовлетворены), в 2023 году - 235 (все удовлетворены).
Рассмотрены судами исковые заявления Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в защиту прав конкретных потребителей: в 2021 году - 32 (все удовлетворены), в 2022 - 44 (все удовлетворены), в 2023 году - 59 (все удовлетворены).
Рассмотрены судами иски, по которым Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю были даны заключения специалистов: в 2021 году - 91 (86 удовлетворены), в 2022 - 113 (107 удовлетворены), в 2023 - 75 (67 удовлетворены).
В пользу потребителей при участии Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю судами были присуждены в 2021 году - 19,0 млн. руб., в 2022 - 55,9 млн. руб., в 2023 - 18,5 млн. руб. Общая сумма денежных средств, присуждённых в пользу потребителей, за три года составила 93,4 млн. руб.
Следует отметить, что значительное количество спорных ситуаций на потребительском рынке края происходит не только в результате сознательного применения недобросовестных практик юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и их сотрудниками, но и по причинам:
низкой правовой грамотности профессиональных участников потребительского рынка;
недостаточного уровня профессиональной подготовки работников в сфере торговли, оказания услуг и выполнения работ;
нерационального поведения потребителей, неверной оценки ими рисков, а также своих возможностей по исполнению взятых обязательств.
Решение этих проблем возможно через реализацию программ просвещения, консультирования и информирования, направленных на повышение потребительской грамотности населения и формирование рациональных потребительских практик, способствующих реализации системы самозащиты потребителями своих прав.
По мере глобального развития такого сегмента потребительского рынка, как электронная коммерция и вовлечения в него всё большего числа активных пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в том числе за счёт расширения спектра мобильных средств связи и их доступности) недобросовестные участники рынка умело используют недостаточную правовую подготовку потребителей в целях получения максимальной выгоды, что причиняет ущерб экономическим интересам не только самих потребителей, но и добросовестных профессиональных участников рынка. Необходимо проводить работу по повышению правовой грамотности потребителей - участников цифрового пространства в целях приобретения ими навыков по оценке возникающих рисков, минимизации возможности наступления негативных последствий при совершении дистанционных и электронных сделок.
В связи с развитием дистанционных технологий, упрощающих возможность совершать оплату покупок товаров (работ, услуг) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вопрос потребительской грамотности детей приобретает особую актуальность. Дети, несмотря на возможности по защите их прав со стороны законных представителей, не умеют самостоятельно осуществлять безопасное, эффективное и разумное потребление товаров (работ, услуг), в то время как фактически они могут приобретать товары (работы, услуги) с малолетнего возраста. Возможность решения этой проблемы силами только контрольных (надзорных) органов представляется маловероятной. Требуется самостоятельная программа с участием профильных специалистов, рассчитанная на долгосрочную перспективу, не только развивающая необходимые навыки у детей, но и минимизирующая риски заключения сделок, имеющих негативные последствия.
Маркировка товаров КИЗ (контрольный идентификационный знак) и функционирование ГИС МТ "Честный знак" не только дают возможность государственного надзора и общественного контроля за качеством и безопасностью маркированной продукции, но и, в первую очередь, обеспечивают возможность осознанного выбора товара для потребителя. Необходимо проведение активной целенаправленной работы по ознакомлению населения региона с возможностью использования этих инструментов на потребительском рынке для снижения рисков при приобретении товаров, как в стационарных объектах торговли, так и при осуществлении покупок дистанционным способом.
Особое значение приобрели вопросы создания равного доступа к товарам, работам и услугам потребителям с ограниченными физическими возможностями, а также вопросы совершенствования связи и телекоммуникации в регионе, электронно-информационного взаимодействия граждан и представителей предпринимательского сообщества с органами власти.
Особого внимания требует вопрос злоупотребления доверием потребителей с помощью маркетинговых инструментов и новых практик продаж (дистанционные и электронные формы, дисконтные и кредитные программы, покупка в рассрочку и т.п.) со стороны недобросовестных продавцов и посредников. В настоящее время экспертное сообщество отмечает, что часто изготовители и продавцы пытаются достигнуть рыночного преимущества в основном не через освоение новых технологий повышения качества товаров и услуг, а через снижение их себестоимости и применение психологических механизмов мотивации потребителей к приобретению конкретной продукции. С учётом снижения административных барьеров риск реализации на потребительском рынке продукции (товаров, работ, услуг), не соответствующей обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким. Поэтому проведение систематического и целенаправленного государственного контроля за соблюдением требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, должно оставаться одним из приоритетных направлений.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение товаров и услуг, соответствующих требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на рынке, определения продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо продолжить работу Министерства, Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области Удмуртской республике и Пермскому краю, Отдела (Инспекции) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров и услуг.
Общественный контроль за соблюдением прав потребителей, участие общественных объединений в непосредственной защите их прав в досудебном или судебном порядке, распространение информации о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, публикация результатов проводимых независимых экспертиз и оценок в отношении различных сегментов потребительского рынка также способствуют росту правосознания граждан, производителей, посредников и созданию оптимальных условий для предупреждения и профилактики правонарушений в данной сфере.
Весомая роль в национальной системе защиты прав потребителей возложена на органы местного самоуправления как властные структуры, наиболее приближенные к населению и наделенные правом обеспечивать оперативную защиту интересов потребителей. Однако анализ показывает, что в муниципалитетах края за последние годы количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, резко сократилось. Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных производителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом. Учитывая данную проблему, важное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает развитие дополнительных образовательных программ для специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, занимающихся вопросами в области защиты прав потребителей.
Одной из актуальных проблем является защита потребительских прав социально уязвимых групп населения, которая, как правило, связана с неготовностью хозяйствующих субъектов участвовать в создании для этой социальной группы недискриминационных условий (прежде всего, по созданию безбарьерной среды) для приобретения различного рода товаров и услуг. Таким образом, одним из приоритетов должно стать устранение пробелов в обеспечении всеобщего доступа к товарам и услугам на потребительском рынке и формирование среды равных возможностей по защите своих прав.
Решение всех обозначенных аспектов требует системной проработки, комплексного и целенаправленного подхода.
В целом комплекс мер правового, организационного и информационного характера, предусмотренных Программой, позволит повысить уровень защищенности прав потребителей, продвигать принципы рациональной модели потребительского поведения, предотвращать появление недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов за счёт формирования условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства на потребительском рынке.
III. Цель, задачи, ожидаемые результаты и целевые показатели программы
3.1. Цель и задачи Программы
Цель Программы - развитие системы обеспечения прав потребителей в Пермском крае, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями.
На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:
1) координация деятельности всех участников по достижению цели Программы;
2) создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг;
3) повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
4) повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей;
5) создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг;
6) систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;
7) повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке;
8) развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей;
9) обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий граждан.
3.2. Ожидаемые результаты и целевые показатели Программы
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации Программы будут:
- развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Пермском крае для оказания населению бесплатной консультационной помощи (в том числе за счет организации консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг);
- обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечение комплексного подхода к защите прав потребителей;
- повышение уровня доступности информации о правах потребителей и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;
- повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
- снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка;
- повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей.
Значения целевых показателей реализации Программы представлены в приложении 1 к настоящей Программе.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
Мероприятия, направленные на комплексное решение задач, реализуются в соответствии с перечнем программных мероприятий, представленном в приложении 2 к настоящей Программе.
V. Ресурсное обеспечение и финансово-экономическое обоснование программы
Реализация Программы не потребует финансирования из бюджета Пермского края.
VI. Система управления и контроля за реализацией программы
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет исполнитель Программы.
Внесение в Программу изменений осуществляется по инициативе исполнителя, в том числе на основании предложений, полученных от участников Программы.
Мониторинг реализации Программы осуществляется на основе отчетов участников Программы, которые предоставляются по запросу исполнителя в срок до 31 января года, следующего за отчетным.
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы подготавливается исполнителем на основании направленных отчетов участников в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Публичность (открытость) информации о ходе реализации и оценке эффективности Программы обеспечивается размещением годовых отчетов на официальном сайте ответственного исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Приложение 1
к региональной
программе
"Обеспечение прав
потребителей
в Пермском крае
на 2024 - 2027 годы",
утвержденной приказом
Министерства промышленности
и торговли Пермского края
от 30.08.2024 N 03-01-03-181
Перечень
целевых показателей реализации региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Пермском крае на 2024 - 2027 годы"
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя на начало реализации Программы |
Плановое значение целевого показателя |
|
||
2025 |
2026 |
2027 |
Наименование программных мероприятий |
||||
1 |
Количество поданных исковых заявлений в защиту прав потребителей |
единица |
170 |
180 |
185 |
190 |
Судебная защита прав потребителей путем подачи исковых заявлений в защиту прав неопределенного круга потребителей, в защиту прав конкретных потребителей |
2 |
Доля удовлетворенных судами исковых требований в защиту прав потребителей |
% |
95 |
96 |
97 |
97,5 |
|
3 |
Доля удовлетворенных судами исковых требований по делам в защиту прав потребителей, по которым были даны заключения специалистов, в случаях, когда такие заключения были даны по инициативе должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю |
% |
94,7 |
95 |
96 |
97 |
Участие в судебных процессах в защиту прав потребителей путем подготовки заключений специалиста |
4 |
Количество проведенных заседаний Координационного совета по защите прав потребителей Пермского края |
единица |
3 |
3 |
4 |
4 |
Обеспечение деятельности Координационного совета по защите прав потребителей Пермского края |
5 |
Количество проведенных заседаний Оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков на территории Пермского края |
единица |
8 |
4 |
4 |
4 |
Обеспечение деятельности Оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков на территории Пермского края |
6 |
Количество аналитических и статистических материалов, подготовленных и направленных в правоохранительные органы, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления Пермского края |
единица |
60 |
62 |
64 |
66 |
Осуществление информационного обмена статистическими и аналитическими материалами по вопросам защиты прав потребителей, обеспечения безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке Пермского края с правоохранительными органами, исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Пермского края |
7 |
Количество собранных и изученных материалов от исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций Пермского края при подготовке государственного доклада "О защите прав потребителей" |
единица |
52 |
52 |
52 |
52 |
Участие в подготовке государственного доклада "О защите прав потребителей" |
8 |
Количество публикаций и выступлений в СМИ, а также сведений, размещенных на сайте органов и учреждений Управления Роспотребнадзора в Пермском крае в целях повышения уровня информированности и правовой грамотности потребителей и предпринимателей Пермского края |
единица |
840 |
845 |
850 |
855 |
Проведение мероприятий, направленных на информирование |
9 |
Количество организованных и проведенных мероприятий в рамках Всероссийской акции "День защиты прав потребителей" |
единица |
105 |
110 |
115 |
120 |
Организация и проведение мероприятий в рамках Всероссийской акции "День защиты прав потребителей"
|
10 |
Количество тематических "горячих линий" для потребителей и предпринимателей Пермского края в течение года |
единица |
11 |
12 |
12 |
12 |
Проведение тематических "горячих линий" для потребителей и предпринимателей Пермского края
|
11 |
Количество организованных и проведенных мероприятий в рамках акции "Дни открытых дверей для предпринимателей"
|
единица |
2 |
4 |
4 |
4 |
Проведение акции "Дни открытых дверей" для предпринимателей в целях оказания консультативной помощи по применению действующего законодательства, предотвращения нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей
|
12 |
Количество организованных и проведенных совместных мероприятий с общественными организациями |
единица |
2 |
2 |
3 |
3 |
Проведение мероприятий, направленных на практическое взаимодействие с общественными организациями, оказание методической помощи по вопросам защиты прав потребителей |
13 |
Количество проведенных консультаций в рамках первичного информирования и консультирования |
единиц |
9800 |
9900 |
9950 |
10000 |
Проведение мероприятий по первичному информированию и консультированию потребителей, оказание практической помощи в подготовке претензионных и исковых требований, направленных на пресечение и восстановление нарушенных прав потребителей |
14 |
Количество организованных и проведенных мероприятий по содействию в продвижении качественной продукции местных производителей товаров, работ, услуг |
единица |
26 |
28 |
30 |
33 |
Проведение мероприятий по содействию в продвижении продукции местных производителей товаров, работ, услуг в рамках проекта "Покупай пермское" (дегустации продовольственных товаров, выставочно-ярмарочные мероприятия и т.п.). |
15 |
Количество профилактических мероприятий, проведенных в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
единица |
2600 |
2650 |
2700 |
2750 |
Осуществление профилактических мероприятий в рамках исполнения требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
16 |
Доля мероприятий по контролю и надзору с применением методов лабораторного контроля продукции, обращаемой на потребительском рынке
|
% |
40 |
42 |
44 |
46 |
Осуществление мероприятий по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований к продукции, обращаемой на потребительском рынке Пермского края, с применением лабораторных и инструментальных методов |
17 |
Количество проведенных поверок топливно-раздаточных колонок в рамках компетенции Отдела (Инспекции) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае
|
единица |
11 |
14 |
16 |
18 |
|
18 |
Количество торговых объектов, проверенных в рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также качества продовольственных товаров, представленных в торговых объектах региона |
единица |
960 |
980 |
1050 |
1100 |
Организация мероприятий по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также качества продовольственных товаров, представленных в торговых объектах региона |
19 |
Количество проведенных семинаров для специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, занимающихся вопросами в области защиты прав потребителей |
единица |
1 |
2 |
2 |
2 |
Организация и проведение обучающих семинаров для специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, занимающихся вопросами в области защиты прав потребителей |
20 |
Доля торговых объектов современных форматов, на которых организовано оказание маломобильным группам населения помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг, а также оснащенных пандусами, лифтами, системами навигации, указателями, от общего числа торговых объектов современных форматов |
% |
68,3 |
70 |
72 |
75 |
Проведение мониторинга доступности для маломобильных групп населения объектов торговли, расположенных на территории Пермского края |
21 |
Доля торговых объектов, реализующих алкогольную продукцию, подключенных к ЕГАИС
|
% |
98,9 |
99 |
99 |
99 |
Организация и проведение проверочных мероприятий Министерством промышленности и торговли Пермского края |
22 |
Доля хозяйствующих субъектов, сдавших декларации об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи |
% |
65,7 |
68 |
70 |
70,5 |
Организация и проведение проверочных мероприятий Министерством промышленности и торговли Пермского края |
Приложение 2
к региональной
программе
"Обеспечение прав
потребителей в Пермском крае
на 2024 - 2027 годы",
утвержденной приказом
Министерства промышленности,
и торговли Пермского края
от 30.08.2024 N 03-01-03-181
Перечень
мероприятий региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Пермском крае на 2024 - 2027 годы"
N п/п |
Наименование программных мероприятий |
Ожидаемый результат |
Ответственные исполнители |
Раздел 1. Укрепление региональной системы обеспечения прав потребителей | |||
1.1 |
Всестороннее и полное рассмотрение обращений потребителей в рамках установленных полномочий |
Недопущение случаев повторного обоснованного обращения потребителей из-за неполноты и низкого качества рассмотрения обращений |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю; Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае; Исполнительные органы государственной власти Пермского края |
1.2 |
Судебная защита прав потребителей путем подачи исковых заявлений в защиту прав неопределенного круга потребителей, в защиту прав конкретных потребителей |
Повышение качества подготовки исковых заявлений. Достижение 100% удовлетворения заявленных исковых требований |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю |
1.3 |
Участие в судебных процессах в защиту прав потребителей путем подготовки заключений |
Повышение качества подготовки заключений специалистов. Достижение 100% удовлетворения заявленных исковых требований в случаях, когда заключения были даны по инициативе должностных лиц Управления |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю |
1.4 |
Обеспечение деятельности Координационного совета по защите прав потребителей Пермского края |
Обеспечение системной координации действий контрольных и надзорных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Пермского края, направленных на обеспечение прав потребителей, на обеспечение безопасности продукции на потребительском рынке, соответствие ее обязательным требованиям, установленным действующим законодательством |
Министерство промышленности и торговли Пермского края |
1.5 |
Обеспечение деятельности Оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков на территории Пермского края |
||
1.6 |
Участие в работе заседаний Координационного совета по защите прав потребителей Пермского края, Оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков на территории Пермского края |
|
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю |
1.7 |
Осуществление информационного обмена статистическими и аналитическими материалами по вопросам защиты прав потребителей, обеспечения безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке Пермского края, с правоохранительными органами, исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Пермского края |
Обеспечение уполномоченных органов объективной информацией, необходимой для принятия решений, направленных на усиление защиты прав потребителей, обеспечение безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке Пермского края |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае |
1.8 |
Участие в подготовке Государственного доклада "О защите прав потребителей" |
Обеспечение эффективной защиты законных интересов потребителей Пермского края на основе консолидации действий всех ветвей власти |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Исполнительные органы государственной власти Пермского края |
1.9 |
Проведение мероприятий (совещаний, круглых столов и т.п.), направленных на решение вопросов, связанных с защитой прав потребителей, в рамках своей компетенции |
Обеспечение эффективной защиты законных интересов потребителей Пермского края |
Исполнительные органы государственной власти Пермского края; Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае; Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае"
|
1.10 |
Оказание информационно-методической помощи органам местного самоуправления Пермского края по вопросам технического регулирования, метрологического обеспечения, стандартизации |
Проведение методической работы с муниципальными образованиями (методическая помощь) |
Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае; Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае" |
Раздел 2. Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей | |||
2.1 |
Проведение мероприятий, направленных на информирование потребителей и предпринимателей Пермского края об изменениях в действующем законодательстве о защите прав потребителей, судебной практике, результатах контрольных (надзорных) мероприятий, административной практики |
Повышение правовой грамотности потребителей, ориентированной на формирование практических навыков защиты своих прав. Повышение правовой грамотности профессиональных участников потребительского рынка. Уменьшение количества нарушений требований законодательства о защите прав потребителей на потребительском рынке. Уменьшение количества необоснованных обращений потребителей. Усиление роли добровольного досудебного разрешения споров на потребительском рынке. Обеспечение равенства возможностей в получении судебной защиты для потребителей, не обладающих специальными знаниями и навыками. Повышение доступности получения правовой помощи по вопросам защиты прав потребителей для потребителей и предпринимателей Пермского края |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае; Федеральное бюджетное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" |
2.2 |
Организация и проведение мероприятий в рамках Всероссийской акции "День защиты прав потребителей" |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Федеральное бюджетное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" |
|
2.3 |
Проведение тематических "горячих линий" для потребителей и предпринимателей Пермского края |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Федеральное бюджетное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" |
|
2.4 |
Проведение акции "Дни открытых дверей" для предпринимателей в целях оказания консультативной помощи по применению действующего законодательства, предотвращения нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае; Федеральное бюджетное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" |
|
2.5 |
Проведение мероприятий, направленных на практическое взаимодействие с общественными организациями, оказание методической помощи по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Федеральное бюджетное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" |
|
2.6 |
Проведение мероприятий по первичному информированию и консультированию потребителей, оказание практической помощи в подготовке претензионных и исковых требований, направленных на пресечение и восстановление нарушенных прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае; Федеральное бюджетное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" |
|
2.7 |
Проведение консультаций потребителей и предпринимателей в многофункциональных центрах предоставления услуг (МФЦ) |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Федеральное бюджетное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" |
|
2.8 |
Проведение мероприятий, направленных на информирование заинтересованного круга лиц об изменениях в действующем законодательстве, судебной практике, результатах контрольных (надзорных) мероприятий, административной практики |
Повышение правовой грамотности, уменьшение количества нарушений требований законодательства, уменьшение количества необоснованных обращений потребителей, повышение доступности получения правовой помощи |
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю; Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае |
2.9 |
Проведение "Дней открытых дверей" для заинтересованного круга лиц в целях оказания консультативной помощи по применению действующего законодательства, предотвращения нарушений законодательства |
||
2.10 |
Распространение информационных материалов при проведении контрольно-надзорных мероприятий |
||
2.11 |
Обеспечение ведения раздела "Защита прав потребителей" на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Пермского края с гиперссылками на сайты органов власти и общественных организаций, осуществляющих мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей |
Повышение правовой грамотности потребителей, ориентированной на формирование практических навыков защиты своих прав. Повышение доступности получения правовой помощи по вопросам защиты прав потребителей |
Министерство промышленности и торговли Пермского края |
2.12 |
Обеспечение информационной открытости сферы ЖКХ путем размещения предусмотренной законодательством информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), на досках объявлений во всех подъездах многоквартирных домов, информационных стендах (стойках) в представительствах управляющих организаций |
Повышение прозрачности и подконтрольности сферы ЖКХ для граждан, органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций |
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края |
2.13 |
Информирование граждан об их правах в сфере ЖКХ, способах их реализации |
Повышение правовой грамотности населения, снижение социальной напряженности, уменьшение количества обращений в контрольно-надзорные органы |
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края |
2.14 |
Организация и проведение Дня открытых дверей в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей для предпринимателей и населения по вопросам технического регулирования, метрологического обеспечения, стандартизации |
Повышение доступности получения правовой помощи по вопросам защиты прав потребителей. Оказание информационной поддержки 100% обратившихся |
Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае; Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае" |
2.15 |
Размещение информации, направленной на повышение уровня информирования потребителей по вопросам технического регулирования, метрологического обеспечения, стандартизации |
||
2.16 |
Проведение регионального конкурса в рамках Всероссийской Программы конкурса "100 лучших товаров России" |
Создание механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление товаров, работ, услуг, отвечающих современным требованиям безопасности. Повышение качества и безопасности региональных товаров, работ, услуг |
Министерство промышленности и торговли Пермского края; Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае; Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае" |
2.17 |
Организация и проведение экспертизы товаров и услуг в целях подтверждения их качества для подачи заявки на присвоение знака "Покупай пермское. Гарантия качества" |
Создание механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление товаров, работ, услуг, отвечающих современным требованиям безопасности. Повышение качества и безопасности региональных товаров, работ, услуг |
Министерство промышленности и торговли Пермского края |
2.18 |
Проведение мероприятий по содействию в продвижении продукции качественных местных производителей товаров, работ, услуг в рамках проекта "Покупай пермское" (дегустации продовольственных товаров, выставочно-ярмарочные мероприятия и т.п.) |
||
2.19 |
Проведение Всероссийского кулинарного чемпионата |
||
2.20 |
Организация взаимодействия с АНО "Российская система качества" |
||
Раздел 3. Профилактика нарушений в сфере защиты прав потребителей | |||
3.1 |
Осуществление профилактических мероприятий в рамках исполнения требований Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
|
Снижение количества правонарушений при осуществлении контролируемыми лицами своей деятельности. Увеличение доли законопослушных контролируемых лиц. Повышение качества предоставляемых услуг потребителям. Устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению лицензионных/обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям. |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю; Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае; Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края |
3.2 |
Осуществление мероприятий по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований к продукции, обращаемой на потребительском рынке Пермского края, с применением лабораторных и инструментальных методов |
Повышение качества и безопасности продукции. Уменьшение количества обращений потребителей на качество и безопасность продукции |
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю; Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае; Федеральное бюджетное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" |
3.3 |
Организация мероприятий по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также качества продовольственных товаров, представленных в торговых объектах региона |
Повышение качества и безопасности продукции. Уменьшение количества обращений потребителей на качество и безопасность продукции |
Министерство промышленности и торговли Пермского края |
3.4 |
Лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых на территории Пермского края |
Создание механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление товаров, работ, услуг, отвечающих современным требованиям безопасности. Повышение качества и безопасности региональных товаров, работ, услуг |
Министерство промышленности и торговли Пермского края |
3.5 |
Организация и проведение обучающих семинаров для специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, занимающихся вопросами в области защиты прав потребителей |
Повышение доступности получения правовой помощи по вопросам защиты прав потребителей |
Министерство промышленности и торговли Пермского края |
3.6 |
Проведение мониторинга доступности для маломобильных групп населения объектов торговли, расположенных на территории Пермского края |
Обеспечение защиты прав социально уязвимых групп населения. Стимулирование хозяйствующих субъектов участвовать в создании безбарьерной среды для социально уязвимых групп населения для приобретения товаров и услуг |
Министерство промышленности и торговли Пермского края |
3.7 |
Организация и проведение круглых столов с руководителями торговых организаций по вопросам повышения уровня доступности торговых объектов для маломобильных групп населения |
Министерство промышленности и торговли Пермского края |
|
3.8 |
Проведение курсов обучения специалистов исполнительных органов государственной власти Пермского края, муниципальных образований, а также подведомственных им организаций, участвующих в формировании доступной среды |
Повышение грамотности специалистов исполнительных органов государственной власти Пермского края, муниципальных образований, подведомственных им организаций по вопросам, необходимым для формирования доступной среды |
Министерство социального развития Пермского края |
3.9 |
Обеспечение соблюдения управляющими организациями лицензионного требования о размещении представительства в пешей доступности от многоквартирных домов, которыми управляет управляющая организация (не более 3 километров, преодолеваемых пешком) |
Повышение удовлетворенности и комфорта потребителей при обращении в управляющие организации |
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края |
3.10 |
Контроль за своевременным обеспечением управления многоквартирными домами, исключение наличия домов без управления, особенно в период подготовки к осенне-зимнему периоду, органами местного самоуправления Пермского края |
Снижение социальной напряженности, повышение удовлетворенности и комфорта потребителей |
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края |
3.11 |
Обеспечение перехода собственников помещений в многоквартирных домах на "прямые" договоры с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами |
Повышение платежной дисциплины, качества предоставляемых потребителям коммунальных услуг |
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края |
3.12 |
Оказание информационной поддержки промышленным предприятиям, предпринимателям при создании новых производств, модернизации и переоснащении действующих производственных мощностей, выпуске новой продукции по вопросам технического регулирования, метрологического обеспечения, стандартизации (в том числе систем ХАССП) |
Повышение доступности получения правовой помощи по вопросам защиты прав потребителей. Оказание информационной поддержки 100% обратившихся |
Отдел (Инспекция) Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Пермском крае; ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае" |
3.13 |
Организация и проведение курсов повышения квалификации для работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Пермского края, по техническому регулированию, метрологии, стандартизации, системам менеджмента качества и системам ХАССП |
Создание механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление товаров, работ, услуг, отвечающих современным требованиям безопасности. Повышение качества и безопасности региональных товаров, работ, услуг. Обучение не менее одной группы в год |
Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае" |
3.14 |
Оказание информационной поддержки при разработке технических условий, стандартов организаций, по которым выпускается продукция, на соответствие требованиям законодательства |
Создание механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление товаров, работ, услуг, отвечающих современным требованиям безопасности. Повышение качества и безопасности региональных товаров, работ, услуг. 100-процентное исполнение договоров на оказание информационной поддержки при разработке технических условий, стандартов организаций, по которым выпускается продукция, на соответствие требованиям законодательства |
Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли Пермского края от 30 августа 2024 г. N 03-01-03-181 "Об утверждении региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Пермском крае на 2024 - 2027 годы"
Вступает в силу с 13 сентября 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт губернатора и Правительства Пермского края (https://www.permkrai.ru) 2 сентября 2024 г.