Решение Центрального районного суда города Калининграда от 9 июля 2024 г. N 2а-3631/2024
Центральный районный суд г. Калининграда, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В.П. к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", администрации городского округа "Город Калининград" о признании недействительным в части постановления администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> "Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда", установил:
Административный истец В.П. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что является инвалидом 1 группы, постановлением глава администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> принят на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включен в список общегородской очереди под, как не имеющий собственного жилья, в связи с чем, имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Так как В.П. нравится выращивать овощи и фрукты, <Дата> обратился в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа "Город Калининград" с заявлением N с просьбой постановки на учет в льготную очередь на приобретение садового земельного участка в аренду, по результатам рассмотрения которого, письмом от <Дата> NN в удовлетворении заявления отказано в связи с утратой с <Дата> силы Федерального закона от <Дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", постановлением администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> "Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда" с <Дата> прекращена постановка на учет граждан, в качестве нуждающихся в получении земельных участков.
Постановление администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> "Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда" в части пунктов 3, 4, 5 является незаконным, поскольку предусматривает прекращение мероприятий по постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства с <Дата>, проведение мероприятий по исключению муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства, отмену постановления администрации городского округа "Город Калининград" от <Дата> N "Об организации работы по обеспечению граждан по месту их жительства садовыми земельными участками".
Вместе с тем, действующий Федеральный закон от <Дата> N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действительно не предусматривает процедуры учета граждан в качестве нуждающихся в получении садовых участков и процедуре их наделения садовыми участками, однако, запрета на наделение садовыми участками граждан, нуждающихся в получении садовых участков, не содержит.
На территории городского округа "Город Калининград" действует Порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства на территории городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от <Дата> N, является действующим и не отменен, предусматривает возможность постановки граждан в льготную очередь на получение садовых участков, в связи с чем, администрация городского округа "Город Калининград" была не вправе выносить оспариваемое постановление, которое по сути нивелирует действие правовых норм Порядка.
Постановление администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> "Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда" ни на официальном сайте администрации, ни в газете "Гражданин" не публиковалось, о его принятия административному истцу стало известно из ответа NN от <Дата>, его вынесением нарушены права административного истца на приобретение садового земельного участка в аренду в соответствии с действующим Порядком предоставления земельных участков для ведения садоводства на территории городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от <Дата> N, ряда конституционных гарантий - принцип государственной поддержки инвалидов, обязанность органов местного самоуправления создавать условия осуществления гражданами права на жилище.
На основании изложенного, административный истец В.П. просил признать незаконным постановление администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> "Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда" в части пунктов 3, 4, 5.
В судебном заседании административный истец В.П., его представитель В.А., доводы административного искового заявления поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика - администрации городского округа "Город Калининград" - Р.О. в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражал, полагал, что оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству.
Помощник прокурора г. Калининграда Р.Н., дав заключение по административному делу в судебном заседании, полагал административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, поскольку процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта административным ответчиком не соблюдена, в установленном законом порядке оспариваемое постановление не опубликовано.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений и ходатайств суду не представили.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора г. Калининграда, полагавшего подлежащими удовлетворению требования административного иска, и дав им оценку в порядке ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд приходит к следующему.
Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статье 17 Федерального закона от <Дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
До <Дата> на территории Российской Федерации действовал Федеральный закон от <Дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который комплексно регулировал отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от <Дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" к обязанностям органа местного самоуправления было отнесено обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками, в целях реализации которой, предусматривались регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и очередность предоставления таких земельных участков.
При этом для граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, предусматривалось ведение отдельного списка (ч. 2).
В развитие названных положений Федерального закона от <Дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" администрацией городского округа "Город Калининград" издано постановление N от <Дата> "Об организации работы по обеспечению граждан по месту их жительства садовыми земельными участками", согласно которому организовывалась регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых земельных участков, обеспечение ведение журналов строгой отчетности по регистрации заявлений граждан, разрабатывалась форма выписок (справок) о номере очереди в соответствующем списке.
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от <Дата> N утвержден Административный регламент администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства.
Кроме того, решением городского Совета депутатов Калининграда от <Дата> N утверждено Положение "О порядке предоставления земельных участков для ведения садоводства на территории городского округа "Город Калининград", которое устанавливает порядок, процедуру и критерии предоставления на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности на территории городского округа "Город Калининград" земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, для ведения садоводства в границах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Судом установлено, что в целях реализации права на первоочередное получение земельных участков для ведения и садоводства, <Дата> административный истец В.П. обратился в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа "Город Калининград" с заявлением Nвз-КМИ-1389 о постановке на учет в льготную очередь на приобретение садового земельного участка в аренду.
Письмом комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа "Город Калининград" NN от <Дата> в постановке на учет В.П. отказано, в связи с тем, что Федеральный закон от <Дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" утратил силу с <Дата>, постановлением администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> "Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда" с <Дата> прекращена постановка на учет граждан, в качестве нуждающихся в получении земельных участков.
Так постановлением администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> "Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда" утверждены результаты проведенной инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда (п. 1); прекращено осуществление мероприятий по постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для садоводства, с <Дата> (п. 3); комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" поручено в срок до <Дата> в соответствии с "Положением "О порядке формирования и ведения реестра муниципальных услуг, предоставляемых администрацией городского округа "Город Калининград" провести мероприятия по исключению из перечня муниципальных услуг муниципальную услугу по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства (п. 4); постановлено считать утратившим силу с <Дата> постановление администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> "Об организации работы по обеспечению граждан по месту их жительства садовыми земельными участками" (п. 5).
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от <Дата> в рамках настоящего спора, установлено, что оспариваемое постановление администрации городского округа "Город Калининград"N от <Дата> "Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда" по своему характеру является нормативным правовым актом, который подлежит проверке в процедуре, установленной главой 21 КАС РФ.
Частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации установлено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от <Дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
С <Дата> вступил в силу Федеральный закон от <Дата> N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <Дата> N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что действующий Федеральный закон от <Дата> N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не устанавливает обязанности органов местного самоуправления по обеспечению граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками, в целях реализации которой, осуществляется регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и очередность предоставления таких земельных участков.
Более того, как установлено ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от <Дата> N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества. Предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 18 Федерального закона от <Дата> N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, включенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подавших заявления о предоставлении таких земельных участков, осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Действительно, в силу ч. 28 ст. 54 Федерального закона от <Дата> N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступление в силу настоящего Федерального закона не является основанием для принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, предусматривающих отмену мер государственной или муниципальной поддержки, введенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, прекращение осуществления мероприятий по регистрации и учету заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и определению очередности предоставления таких земельных участков, исключение из перечня муниципальных услуг муниципальной услуги по приему заявлений и постановке граждан на учет, не отменяет меры социальной поддержки в виде первоочередного обеспечения земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства, гарантированной ст. 17 Федерального закона от <Дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от <Дата> N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление садовых или огородных земельных участков осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Так, в силу п. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения постановления N от <Дата>, исключающие процедуру и организацию приема и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, положениям действующего Федерального закона от <Дата> N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу до издания оспариваемого постановления, не противоречат.
В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от <Дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Положение "О порядке предоставления земельных участков для ведения садоводства на территории городского округа "Город Калининград", утвержденное решением городского Совета депутатов Калининграда от <Дата> N (далее по тексту Положение), разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от <Дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от <Дата> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральным законом от <Дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Законом Калининградской области от <Дата> N "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области", Уставом городского округа "Город Калининград", иными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области.
Согласно п. 1.1 Положения, оно устанавливает порядок предоставления земельных участков, в том числе, гражданам, имеющие право на первоочередное и первоочередное бесплатное получение земельных участков.
В силу п. 1.6.2 Положения после проведения всех административных процедур, предусмотренных Административным регламентом, на основании распорядительного акта Комитета - распоряжения Комитета о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства устанавливается фиксированная очередь граждан, имеющих право на первоочередное и первоочередное бесплатное получение земельных участков (далее - льготная очередь), и фиксированная очередь граждан, обратившихся за получением земельных участков для ведения садоводства (далее - общая очередь).
Абзацем 2 пункта 1.10 Положения установлено, что на первоочередное получение в аренду или в собственность за плату земельных участков имеют право граждане, имеющие соответствующие льготы на основании ч. 14 ст. 17 Федерального закона от <Дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Кроме того, Разделом 4 Положения определен порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства гражданам, имеющим право на первоочередное и первоочередное бесплатное получение земельных участков для ведения садоводства (льготная очередь).
Вместе с тем, исходя из содержания положений названного раздела, следует, что он регламентирует процедуру предоставления земельных участков гражданам, зарегистрированным в льготной очереди, и вопреки доводам административного истца, названное положение не устанавливает порядок приема и учета заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и постановке их в льготную очередь.
Вопреки доводам административного истца, Положение не устанавливает возможность постановки граждан в льготную очередь на получение садовых участков, а регламентирует дальнейшую процедуру предоставления таких земельных участков гражданам, включенным в льготную и общую очереди, при наличии земельного участка, информация о котором содержится в утвержденном перечне земельных участков для предоставления гражданам для ведения садоводства.
Непосредственно процедура по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства, регламентировалась Административным регламентом администрации городского округа "Город Калининград", утвержденным постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от <Дата> N.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, как принятому представительным органом муниципального образования - решению городского Совета депутатов Калининграда от <Дата> N "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков для ведения садоводства на территории городского округа "Город Калининград", соответствует.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что решением городского Совета депутатов Калининграда от <Дата> N признано утратившим силу решение городского Совета депутатов Калининграда от <Дата> N "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков для ведения садоводства на территории городского округа "Город Калининград".
Таким образом, вопреки доводам административного искового заявления, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого нормативного правового акта, в том числе, его пунктов 3, 4 и 5, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона от <Дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от <Дата> N принят Устав городского округа "Город Калининград" (далее по тексту Устав), который является основополагающим муниципальным правовым актом и применяется на всей территории городского округа "Город Калининград". Все иные муниципальные правовые акты должны приниматься в строгом соответствии с настоящим Уставом.
Согласно ч. 1 ст. 44 Устава глава городского округа является высшим должностным лицом местного самоуправления города Калининграда, избирается городским Советом депутатов Калининграда из своего состава тайным голосованием на срок полномочий городского Совета депутатов и исполняет полномочия его председателя.
Глава городского округа в пределах своих полномочий: 1) представляет городской округ "Город Калининград" в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа "Город Калининград"; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом городского округа "Город Калининград", нормативные правовые акты, принятые городским Советом депутатов; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания городского Совета депутатов; 6) обладает правом внесения в городской Совет депутатов проектов муниципальных нормативных правовых актов; 7) осуществляет международные и внешнеэкономические связи в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" посредством проведения встреч, консультаций и иных мероприятий в сфере международных и внешнеэкономических связей с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований иностранных государств, заключения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей от имени городского округа "Город Калининград" с органами местного самоуправления иностранных государств, участия в деятельности международных организаций в сфере межмуниципального сотрудничества в рамках полномочий органов, созданных специально для этой цели, участия в разработке и реализации проектов международных программ межмуниципального сотрудничества; приграничное сотрудничество посредством проведения встреч, консультаций и иных мероприятий с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований сопредельных государств, заключения соглашений о приграничном сотрудничестве с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств, участия в деятельности международных организаций в сфере приграничного сотрудничества в рамках органов, созданных специально для этой цели; 8) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; 9) принимает решения о реализации проектов муниципально-частного партнерства, если публичным партнером является городской округ "Город Калининград" либо планируется проведение совместного конкурса с участием городского округа "Город Калининград" (за исключением случаев, когда планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации); 10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами Калининградской области и настоящим Уставом (ч. 2 ст. 44 Устава).
В систему муниципальных правовых актов города Калининграда входят: 1) Устав городского округа "Город Калининград", правовые акты, принятые на местном референдуме; 2) нормативные и иные правовые акты городского Совета депутатов Калининграда; 3) правовые акты (постановления и распоряжения) главы городского округа; 4) правовые акты (постановления и распоряжения) администрации городского округа "Город Калининград"; 6) правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Согласно ч. 6 ст. 28 Устава глава администрации городского округа "Город Калининград" в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Калининградской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городского Совета депутатов Калининграда, издает постановления администрации городского округа "Город Калининград" по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калининградской области, а также распоряжения администрации городского округа "Город Калининград" по вопросам организации работы администрации городского округа "Город Калининград".
В силу абз. 2 п. 5 ст. 28 Устава городского округа "Город Калининград", принятого решением Городского совета депутатов Калининграда от <Дата> N, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования, если соответствующим муниципальным нормативным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград".
Вопреки доводам административного искового заявления, глава городского округа, являясь высшим должностным лицом местного самоуправления г. Калининграда имел полномочия по вынесению оспариваемого постановления, исключающего с <Дата> процедуру и организацию приема и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых участков, осуществляемых органом местного самоуправления.
Вместе с тем, учитывая, что оспариваемый нормативно-правовой акт, с момента его издания затрагивал права, свободы и законные интересы неопределённого круга граждан, нуждающихся в представлении земельных участков для ведения садоводства, то в силу абз. 2 п. 5 ст. 28 Устава, подлежал официальному опубликованию в официальном печатном издании органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград" - газете "Гражданин".
Однако постановление администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> в официальном печатном издании органа местного самоуправления городского округа "Город Калининград", на официальном сайте органа местного самоуправления опубликован не был, что не оспаривалось сторонами спора, при этом положений о порядке его вступления в силу не содержит.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Таким образом, учитывая, что органом местного самоуправления не была обеспечена возможность населению городского округа "Город Калининград" и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием, суд приходит к выводу, что при издании постановления администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> "Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда" органом местного самоуправления нарушена процедура опубликования данного нормативно-правового акта, оспариваемое постановление в силу не вступило.
При этом не вступивший в силу оспариваемый нормативно-правовой акт, не имеющий юридической силы с момента его принятия, применялся к административному истцу, послужив основанием для решения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" Nи-КМИ-09/7470 от <Дата> об отказе В.П. в постановке на учет в льготную очередь на приобретение садового земельного участка в аренду, что, безусловно, нарушило его права и законные интересы.
Согласно разъяснением, содержащимся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> "Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда" подлежит признанию недействующим полностью, как не имеющее юридической силы со дня его принятия.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд приходит к выводу, что административное исковое заявление В.П. подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление В.П. удовлетворить частично.
Признать не действующим постановление администрации городского округа "Город Калининград" N от <Дата> "Об утверждении результатов инвентаризации земельных участков на территориях существующих садоводческих обществ г. Калининграда" со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено <Дата>.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Центрального районного суда города Калининграда от 9 июля 2024 г. N 2а-3631/2024
Текст решения предоставлен Центральным районным судом города Калининграда по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании