Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 июля 2024 г. N 03-07-11/69416
Вопрос: В связи с поправками в Налоговый кодекс Проект Федерального закона N 639663-8 с 2025 года организации на УСН обяжут уплачивать НДС при доходах более 60 млн руб. в год (пп. "а" п. 1 ст. 2 проекта). Просьба проработать вопрос и внести поправки в НК по организациям, решившим перейти на УСН с 2025 и позднее годов с целью отмены обязанности восстанавливать НДС с остаточной стоимости основных средств, по товарам (работам, услугам) и т.п. Сейчас такая обязанность закреплена в НК (ст. 170, ст. 171.1) и при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.5 настоящего Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанный режим.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение с предложениями к проекту федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части отмены обязанности восстанавливать налог на добавленную стоимость (далее - НДС) с остаточной стоимости основных средств, а также по товарам (работам, услугам) и сообщает следующее.
12 июля 2024 года принят Федеральный закон N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в случае, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.1 Кодекса, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
Согласно пункту 8 статьи 164 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вправе производить налогообложение НДС соответствующих операций по одной из следующих ставок:
- по ставке налога 5 процентов, при условии в том числе, что сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий налоговый период не превысила 250 миллионов рублей;
- по ставке 7 процентов, при условии в том числе, что сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий налоговый период не превысила 450 миллионов рублей.
На основании пункта 8 статьи 145 и подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ при переходе налогоплательщика НДС на УСН с применением освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС или с применением налоговой ставки по НДС в размере 5 (7) процентов суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), до их перехода на УСН, подлежат восстановлению.
Обращаем внимание, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, имеющие сумму годового дохода от предпринимательской деятельности, превышающую 60 млн рублей, вправе применять налоговые ставки 20 процентов (10 процентов для определенной категории товаров) вместо указанных выше 5 или 7 процентов. В этом случае при переходе на УСН обязанности по восстановлению сумм НДС, принятых к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, до их перехода на УСН, не возникает.
Положения Федерального закона направлены на создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, а также на борьбу со схемами дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса.
Следует отметить, что данные изменения, вносимые в Кодекс, не коснутся большей части налогоплательщиков, применяющих УСН, поскольку порядка 97 процентов таких налогоплательщиков имеют уровень выручки менее 60 млн рублей.
В связи с этим, организации и индивидуальные предприниматели, начинающие с 1 января 2025 г. применять УСН, имеющие сумму годового дохода от предпринимательской деятельности, превышающую 60 млн рублей, не восстанавливают суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, в случае применения налоговой ставки 20 процентов (10 процентов для определенной категории товаров) вместо указанных выше 5 или 7 процентов.
Отмена обязанности по восстановлению НДС организациями и индивидуальными предпринимателями, начинающими с 1 января 2025 г. применять УСН с применением освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС или с применением налоговой ставки по НДС в размере 5 или 7 процентов, не соответствует указанным принципам налогообложения.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Как пояснил Минфин, организации и ИП, начинающие с 1 января 2025 г. применять УСН, имеющие сумму годового дохода более 60 млн руб., не восстанавливают суммы НДС, принятые к вычету, в случае применения ставки 20% (10%) вместо 5% (7%).
Отмена обязанности по восстановлению НДС организациями и ИП, начинающими с 1 января 2025 г. применять УСН с освобождением от НДС или со ставкой НДС 5% (7%), не соответствует принципам налогообложения.
Изменения в части введения НДС для плательщиков УСН с высоким доходом направлены на создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения, а также на борьбу со схемами дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса.
Данные изменения не коснутся большей части плательщиков УСН, поскольку порядка 97% таких налогоплательщиков имеют уровень выручки менее 60 млн руб.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 июля 2024 г. N 03-07-11/69416
Опубликование:
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 17-23 сентября 2024 г. N 34
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 14 октября 2024 г. N 20