Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 августа 2024 г. N 03-07-07/73143
Вопрос: Я являюсь ИП и веду деятельность по оказанию услуг общественного питания через объект общественного питания (кафе) с применением УСН (Доходы - 6%) и с ожидаемой годовой выручкой за 2024 год более 60 млн рублей.
С 01.01.2025 года вступает в силу редакция НК РФ, которая не предусматривает освобождение налогоплательщиков на УСН от уплаты НДС за исключением организаций и ИП, чьи доходы за предшествующий год не превысили в совокупности 60 миллионов рублей (ст.145 НК РФ в новой редакции).
В то же время, согласно пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) по НДС операции по оказанию услуг общественного питания через объекты общественного питания при одновременном выполнении ряда условий, предусмотренных данным пунктом.
Прошу разъяснить, будет ли ИП на УСН с совокупным доходом более 60 миллионов рублей за 2024 год иметь право на освобождение от уплаты НДС в 2025 году в части операций по оказанию услуг общественного питания через объекты общественного питания при одновременном соблюдении всех условий, предусмотренных пп. 38 п. 3 ст.149 НК РФ.
Ответ: В связи с обращением об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг общественного питания, оказываемых с 1 января 2025 года индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.
При этом Федеральным законом N 176-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В случае, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у индивидуального предпринимателя сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такой индивидуальный предприниматель не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.
В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, и не имеющим оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги общественного питания, оказываемые индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налогообложения, условий, предусмотренных данным подпунктом.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и не имеющий оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, вправе в отношении оказываемых услуг общественного питания применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в случае соблюдения условий, предусмотренных данным подпунктом.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
ИП, применяющий с 1 января 2025 г. УСН и не имеющий оснований для освобождения от уплаты НДС, вправе в отношении оказываемых им услуг общепита применять освобождение от налогообложения указанным налогом, в случае соблюдения предусмотренных НК РФ условий.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 августа 2024 г. N 03-07-07/73143
Опубликование:
-