Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 августа 2024 г. N 03-07-07/73282
Вопрос: Просим дать разъяснения правильности применения законодательства РФ по пп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового Кодекса об освобождении от налогообложения НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств бюджетов исполнителями и соисполнителями. Федеральное государственное унитарное предприятие (далее - Предприятие) является соисполнителем опытно-конструкторских работ по государственным контрактам. При этом в стоимость контрактов входят расходы по доставке материальной части опытно-конструкторских работ. В соответствии с Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 N 334 (ред. от 25.10.2023) "Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа" по вышеуказанным контрактам калькулируются и согласовываются два протокола цены: отдельно на опытно-конструкторские работы и на доставку материальной части опытно-конструкторских работ, т.к. затраты по доставке готовой продукции заказчику - включаются в цену вспомогательных работ. Подлежат ли в этом случае обложению НДС расходы по доставке материальной части опытно-конструкторских работ?
Ответ: В связи с обращением по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленного в обращении вопроса предполагает проведение анализа договора (контракта) на выполнение опытно-конструкторских работ, заключенного вашим предприятием в качестве соисполнителя опытно-конструкторских работ по государственному контракту.
В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим, а также учитывая, что положениями Кодекса не регулируются вопросы, касающиеся порядка определения цены договора (контракта), в том числе государственного контракта, и составления сметы договора (контракта), в том числе государственного контракта, предметом которого является выполнение опытно-конструкторских работ, дать ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не представляется возможным.
Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения НДС освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 769 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) договор на выполнение опытно-конструкторских работ может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы). Также согласно пункту 2 статьи 770 Гражданского кодекса при выполнении опытно-конструкторских или технологических работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике.
Статьей 149 Кодекса перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения, не установлен.
Вместе с тем основанием для освобождения от НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет бюджетных средств, может являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах на оплату указанных работ.
Таким образом, выполняемые соисполнителями опытно-конструкторские работы (часть работ), финансирование которых осуществляется исполнителем за счет бюджетных средств, освобождаются от налогообложения НДС.
Что касается выполняемых вспомогательных работ, не являющихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, то освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в отношении данных работ не применяется, в связи с чем указанные вспомогательные работы подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Выполняемые соисполнителями опытно-конструкторские работы (часть работ), финансирование которых осуществляется исполнителем за счет бюджетных средств, освобождаются от НДС.
Вспомогательные работы, не являющиеся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими, облагаются НДС в общем порядке.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 августа 2024 г. N 03-07-07/73282
Опубликование:
-