Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 августа 2024 г. N 03-07-11/74201 О рассмотрении предложения о расширении действия нормы подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ на всех перевозчиков пассажиров по регулярным маршрутам, у которых с 2025 г. появляется обязанность по уплате НДС

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 августа 2024 г. N 03-07-11/74201

 

Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ организации и ИП, применяющие УСН, с 2025 г. признаются плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ, п. 72 ст. 2).

В том числе под изменения попадают и предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки по регулярным маршрутам, у которых по итогам 2024 года оборот составит более 60 млн руб.

Отрасль пассажирских перевозок признана Правительством РФ пострадавшей от пандемии и санкционного давления (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. N 434, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 N 776).

В этой связи видим меру поддержки отрасли пассажирских перевозок в расширении действия п. 7 ч. 2 ст. 149 НК РФ на всех перевозчиков пассажиров по регулярным маршрутам, у которых с 2025 года появляется обязанность по уплате НДС.

 

Ответ: В связи с указанным письмом Департамент налоговой политики рассмотрел обращение некоммерческой организации с предложением о расширении действия нормы подпункта 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации на всех перевозчиков пассажиров по регулярным маршрутам, у которых с 2025 года появляется обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, и сообщает следующее.

Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.

При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

В случае, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такие организация или индивидуальный предприниматель не имеют оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года организацией или индивидуальным предпринимателем, применяющими упрощенную систему налогообложения, и не имеющими оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

В настоящее время согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются следующие услуги по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

морским, речным, автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и не имеющие оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в отношении оказываемых услуг по перевозке пассажиров вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в случае соблюдения условий, предусмотренных данным подпунктом.

В случае несоблюдения условий, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса, налогообложение налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке пассажиров городским транспортом общего пользования, морским, речным, автомобильным транспортом в пригородном сообщении (за исключением такси, в том числе маршрутного), оказываемых вышеуказанными организациями и индивидуальными предпринимателями, производится по налоговой ставке в размере 20 процентов. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные таким организациям и индивидуальным предпринимателям при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для оказания данных услуг, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.

В то же время обращаем внимание, что на основании подпункта "б" пункта 5 и подпункта "а" пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и не имеющие оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, вправе при реализации услуг по перевозке пассажиров, в отношении которых не применяется предусмотренное подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, применять налоговую ставку в размере 5 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 250 миллионов рублей) либо 7 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 450 миллионов рублей) без применения вычетов сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам).

Учитывая изложенное, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров, и признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года, льготный порядок применения налога на добавленную стоимость в достаточной мере урегулирован нормами главы 21 Кодекса.

 

Директор Департамента

Д.В. Волков

 

От НДС освобождаются услуги по перевозке пассажиров городским общественным транспортом, за исключением такси, а также пригородным морским, речным и автомобильным транспортом, за исключением такси. Организации и ИП, применяющие с 1 января 2025 г. УСН и не имеющие оснований для освобождения от уплаты НДС, в отношении услуг по перевозке пассажиров могут применять указанное освобождение от уплаты НДС. При реализации услуг по перевозке пассажиров, в отношении которых не применяется освобождение от НДС, они могут применять ставку 5%, если доходы не превысили 250 млн руб., либо 7%, если они не превысили 450 млн руб.

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 августа 2024 г. N 03-07-11/74201

 

Опубликование:

приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 10-16 сентября 2024 г. N 33

журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 30 сентября 2024 г. N 19