Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 августа 2024 г. N 03-07-11/74463
Вопрос: АО (далее - Банк) просит разъяснить порядок налогообложений операций по доверительному управлению денежными средствами.
Банк согласно п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) помимо перечисленных в ч. 1 ст. 5 Закона N 395-1 банковских операций вправе осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами.
Банк, выступая Доверительным управляющим, в рамках договоров доверительного управления размещает денежные средства своих клиентов (юридических/физических лиц) путем выдачи кредитов юридическим лицам от имени Доверительного управляющего, действующего за счет клиентов. Кредитный договор при этом заключается между Доверительным управляющим и юридическим лицом - заемщиком с пометкой "Д.У."
В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Пунктом 3 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего.
В соответствии со ст. 1023 ГК РФ доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.
1. НДС:
В силу пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним.
Учитывая вышеизложенное, просим подтвердить:
- поскольку вознаграждение, получаемое доверительным управляющим согласно договору доверительного управления денежными средствами, является оплатой за услуги доверительного управляющего по управлению имуществом, то такое вознаграждение не облагается налогом на добавленную стоимость.
2. НДФЛ
Просим подтвердить:
- расходы доверительного управляющего, связанные с ведением деятельности по доверительному управлению и содержанию объекта доверительного управления (вознаграждение доверительного управляющего, расходов на обслуживание/сопровождение кредитов, комиссии за перечисление денежных средств и т.д.), учитываются доверительным управляющим при определении подлежащего налогообложению дохода учредителя управления - физического лица;
- следовательно, доходом физического лица, подлежащим обложению НДФЛ, с которого управляющим - налоговым агентом удерживается налог, является полученные проценты по кредиту за вычетом вознаграждения доверительного управляющего и расходов на обслуживание/сопровождение кредита.
Ответ: В связи с обращением по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц при осуществлении банком операций по доверительному управлению денежных средств Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом абзацем вторым пункта 1 данной статьи установлено, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Статьей 1023 Гражданского кодекса предусмотрено, что доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) данным налогом, установлены пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Налогового кодекса.
Поскольку вознаграждение, получаемое доверительным управляющим согласно договору доверительного управления имуществом, является платой за услуги доверительного управляющего по управлению имуществом, а также учитывая, что услуги доверительного управляющего по управлению имуществом, в указанных перечнях не поименованы, такое вознаграждение облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Что касается налога на доходы физических лиц, то согласно положениям статьи 209 Налогового кодекса объектом налогообложения данным налогом признается доход, полученный налогоплательщиками.
На основании абзаца первого пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса.
Исходя из положений статьи 225 Налогового кодекса следует, что в общем случае сумма налога на доходы физических лиц исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Механизм осуществления выплат вознаграждения за услуги доверительного управляющего (включая иные виды выплат), предусматривающий, например, прямые выплаты или удержание из доходов учредителя управления, не изменяет размер дохода, подлежащего налогообложению, если это прямо не предусмотрено положениями Налогового кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вознаграждение, получаемое доверительным управляющим по договору доверительного управления имуществом, является платой за услуги доверительного управляющего. Оно облагается НДС в общем порядке.
В отношении НДФЛ Минфин разъяснил следующее. Механизм осуществления выплат вознаграждения за услуги доверительного управляющего (включая иные виды выплат), предусматривающий, например, прямые выплаты или удержание из доходов учредителя управления, не изменяет размер дохода, подлежащего налогообложению, если это прямо не предусмотрено НК.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 августа 2024 г. N 03-07-11/74463
Опубликование:
-