Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 августа 2024 г. N 03-07-11/77570
Вопрос: Представляя интересы собственников помещений в многоквартирных домах и управляющих организаций, выражаем нашу глубокую обеспокоенность в связи с изменениями в Налоговом кодексе Российской Федерации, принятыми на основании Федерального закона N 176-ФЗ от 12.07.2024 г. "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", предусматривающими обязательную уплату НДС с 1 января 2025 года для субъектов, использующих упрощенную систему налогообложения. Эти изменения могут привести к значительным негативным последствиям для всей отрасли ЖКХ, в частности, для деятельности управляющих организаций.
Просим пересмотреть положения п. 6 ст. 168 НК РФ и/или ст.ст. 156, 162 ЖК РФ таким образом, чтобы управляющие организации могли предъявлять НДС потребителям услуг сверх размера платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений без применения дополнительных процедур, предусмотренных ЖК РФ, т.е. проведения общих собраний собственников и внесения изменений в договоры управления.
Ответ: В связи с обращением, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Как следует из обращения, предлагается пересмотреть положения пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации и (или) статей 156, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - НК РФ, ЖК РФ) таким образом, чтобы управляющие организации могли предъявлять налог на добавленную стоимость (далее - НДС) потребителям услуг сверх размера платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений без применения дополнительных процедур, предусмотренных ЖК РФ, то есть без проведения общих собраний собственников и внесения изменений в договоры управления.
В связи с этим следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вопросы, касающиеся порядка формирования размера платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений, в том числе с применением предусмотренных ЖК РФ дополнительных процедур (проведение общих собраний собственников, внесение изменений в договоры управления), нормами НК РФ не регулируются.
Одновременно сообщаем, что согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками НДС с 1 января 2025 года.
При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у этой организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном НК РФ, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В случае, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такая организация не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, и не имеющей оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, установлен статьей 149 НК РФ.
Так, согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения коммунальных услуг указанными управляющими организациями у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДС при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Таким образом, управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, вправе при реализации коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме применять освобождение от налогообложения НДС в порядке, установленном вышеуказанными подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
В то же время необходимо отметить, что согласно пункту 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
В связи с этим в случае, если управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке отказалась от освобождения от налогообложения НДС коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, поименованных в подпунктах 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, то данные работы (услуги), выполняемые (оказываемые) этой управляющей организацией с 1 января 2025 года, подлежат налогообложению НДС с применением налоговой ставки в размере 20 процентов, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса.
В то же время обращаем внимание, что на основании подпункта "б" пункта 5 и подпункта "а" пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ вышеуказанные управляющие организации вправе при реализации товаров (работ, услуг) производить налогообложение НДС соответствующих операций по налоговой ставке в размере 5 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 250 миллионов рублей) либо 7 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 450 миллионов рублей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно пункту 6 данной статьи НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).
Поэтому при реализации коммунальных услуг, а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и отказавшимися от освобождения от налогообложения НДС таких работ (услуг), соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы) этих работ (услуг).
Учитывая изложенное, вопрос включения суммы НДС в цены (тарифы) коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и отказавшимися от освобождения от налогообложения НДС данных работ (услуг), в достаточной мере урегулирован нормами НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организации на УСН с годовым доходом от 60 млн руб. с 2025 г. признаются плательщиками НДС. Эта норма в т. ч. касается управляющих компаний.
Исключение составляют коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту имущества МКД. При этом УК может отказаться от освобождения и применять стандартную ставку 20% или пониженную ставку в 5 либо 7% (в зависимости от суммы доходов). НДС при этом включается в тариф.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 августа 2024 г. N 03-07-11/77570
Опубликование:
-