Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 августа 2024 г. N 03-07-11/78275
Вопрос: Наша компания является сетью турагентств. Мы, как и другие компании туристического рынка сейчас работаем на УСН и НДС не платим. Наш бизнес низкомаржинальный, наша прибыль, это комиссия от проданного турпакета, которая составляет 6-7%. Сейчас с нее мы платим налог в размере 6-8% в зависимости от дохода.
В соответствии с обсуждаемыми налоговыми поправками, предлагается облагать ставкой НДС все компании, работающие на УСН с доходностью более 60 млн рублей в год:
1) либо режим со стандартными ставками 20% с возможностью применять вычеты;
2) либо 5% НДС без права на вычеты при годовой выручке от 60 до 250 млн рублей и 7% при выручке от 250 до 450 млн рублей
Но нет никаких разъяснений, как компании на агентской комиссии будут платить НДС. Оба предложенных варианта не позволят нам платить НДС и сохранить бизнес, т.к. наш бизнес агентский и низкомаржинальный. Если мы будем платить от суммы поступлений, то данный налог будет в 3 раза выше дохода, т.к. доход составляет 6-7% от полученных от туриста денежных средств. Если от агентского вознаграждения, то сумма налога вырастет в 2 раза в случае (варианта без вычетов) и в 4 раза (в случае 20%),что ведет к тому, что ведение коммерческой деятельности становится нецелесообразным.
Для возможности дальнейшего ведения и существования турагентского бизнеса, необходимо в новых налоговых инициативах обнулить ставку НДС для компаний, работающих по кодам ОКВЭД 79.11.
На основании моего обращения, прошу сделать запрос в комитет Государственной Думы по бюджету и налогам для разъяснения данной ситуации.
Ответ: В связи с обращением с предложением об установлении налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 0 процентов в отношении турагентской деятельности, а также по вопросам применения НДС организацией, применяющей с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения при осуществлении указанной деятельности, Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турагентской деятельностью признается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, сведения о которых внесены в единый федеральный реестр турагентов, субагентов в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом (далее - турагент).
На основании норм главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов, имеют право на возмещение сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для данных операций по реализации товаров (работ, услуг).
В случае установления налоговой ставки НДС в размере 0 процентов в отношении услуг по продвижению и реализации туристского продукта на территории Российской Федерации, турагенты, оказывающие данные услуги, не только будут освобождены от уплаты НДС, но и получат право на возмещение НДС, предъявленного поставщиками материальных ресурсов производственного назначения, в том числе основных средств. В связи с этим принятие положительного решения по данному вопросу, по существу, будет являться субсидированием турагентов, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, из федерального бюджета на сумму НДС.
Кроме того, принятие предложения об установлении ставки НДС в размере 0 процентов в отношении вознаграждения турагентов, в том числе полученных при исполнении посреднических договоров (договоров поручения, комиссии либо агентских договоров), создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов иными налогоплательщиками, осуществляющими посредническую деятельность на основании договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, что, в конечном итоге, приведет к увеличению потерь доходов федерального бюджета и, соответственно, ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере и на поддержку устойчивого развития экономики.
Следует также отметить, что, как показывает практика применения НДС в Российской Федерации, отмена НДС на отдельные товары (работы, услуги) не гарантирует соответствующего снижения цен на эти товары (работы, услуги), поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от складывающегося соотношения спроса и предложения, а также от маркетинговой политики и платежеспособности потребителей. В связи с этим установление ставки НДС в размере 0 процентов в отношении услуг по продвижению и реализации туристского продукта, включая вознаграждение турагентов, в том числе полученных при исполнении посреднических договоров (договоров поручения, комиссии либо агентских договоров), не гарантирует снижение цен на эти услуги и, соответственно, повышение их ценовой конкурентоспособности.
В связи с этим вышеуказанное предложение не поддерживается.
В отношении Федерального закона N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) отмечаем следующее.
Согласно положениям Федерального закона N 176-ФЗ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками НДС с 1 января 2025 года.
В то же время пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом не превысила в совокупности 60 миллионов рублей, такая организация освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
В случае, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом, превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такая организация не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, и, соответственно, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года указанной организацией, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Пунктом 1 статьи 156 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики НДС при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
Поэтому если организация с 1 января 2025 года применяет упрощенную систему налогообложения в отношении турагентской деятельности, в рамках которой он получает вознаграждение при исполнении посреднических договоров (договоров поручения, комиссии либо агентских договоров), и при этом она не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, то такой организацией налоговая база по НДС определяется в порядке, установленном вышеуказанным пунктом 1 статьи 156 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 2025 г. организации на УСН с годовым доходом от 60 млн руб. признаются плательщиками НДС.
Эта норма в т. ч. касается турагентской деятельности, в рамках которой организация получает вознаграждение при исполнении посреднических договоров (договоров поручения, комиссии либо агентских договоров).
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 августа 2024 г. N 03-07-11/78275
Опубликование:
-