Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 августа 2024 г. N 03-07-11/75998
Вопрос: Федеральным законом N 176-ФЗ в ст. 145 НК РФ внесены изменения, согласно которым налогоплательщики УСН, у которых сумма доходов, определяемых в порядке установленном главой 23, 25 или 26.1 НК РФ за 2024 г., превысила в совокупности 60 млн рублей, будут обязаны уплачивать с 1.01.2025 г. НДС (абз. 5 п. 1 ст. 145 НК РФ). Т.е. налогоплательщики УСН становятся налогоплательщиками НДС, и платят этот налог руководствуясь нормами Главы 21 НК РФ.
Налогоплательщики НДС, могут пользоваться льготами предусмотренными ст. 149 НК РФ. Это означает, что если у налогоплательщика УСН, есть операции освобожденные от налогообложения НДС согласно ст. 149 НК РФ, то он может воспользоваться этим освобождением. Например, если налогоплательщик на УСН осуществляет оказание услуг общественного питания (ОКВЭД 56.10), то может пользоваться освобождением от уплаты НДС согласно п.п. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, при соответствии критериям предусмотренным данной нормой.
Т.е. у налогоплательщиков на УСН, оказывающих услуги общепита в 2024 г. могут быть операции как освобождаемые, так и не освобождаемые от НДС.
ВАС РФ в Постановлении Пленума N 33 от 30.05.2014 г. "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" установил общий правоприменительный подход для ст. 145 НК РФ:
"При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения статьи 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций.
Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны".
Да, ВАС выносил решение когда ст. 145 НК РФ не содержала дополнений, но вынося свое решение ВАС определил универсальный правоприменительный подход в целом к статье 145 НК РФ. С данным подходом ВАС РФ согласилась ФНС РФ, письмо N ГД-4-3/8911@ от 12.05.2014 г.
При осуществлении мною деятельности основной объем дохода приходится на операции общепита, т.е. не облагаемые НДС, и лишь незначительный доход от неосновного вида деятельности (продажа отработанного масла и макулатуры ).
Исходя из вышеизложенного прошу предоставить пояснение:
1. Имеет ли право налогоплательщик УСН, не включать в расчет дохода, определяемого с 1.01.2025 г. согласно абз. 5 п. 1 ст. 145 НК РФ, операции освобождаемые от налогообложения НДС согласно ст. 149 НК РФ, для оценки наличия обязанности платить НДС?
Ответ: В связи с обращением об определении индивидуальным предпринимателем, применяющим с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, величины доходов, при которых индивидуальный предприниматель освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.
В то же время пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, при соблюдении одного из следующих условий:
за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, у указанного индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.1 Налоговым кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона N 176-ФЗ (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей;
за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у указанного индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
При этом установлено, что при определении величины доходов, не превышающей в совокупности 60 миллионов рублей, не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
Кроме того, в случае, если индивидуальный предприниматель применял одновременно общий режим налогообложения и патентную систему налогообложения либо систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов, не превышающей в совокупности 60 миллионов рублей, учитываются доходы по обоим указанным налоговым режимам. В случае, если индивидуальный предприниматель применял одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении указанной величины доходов учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
Принимая во внимание, что иных особенностей определения величины доходов, не превышающей в совокупности 60 миллионов рублей, положениями Федерального закона N 176-ФЗ не установлено, индивидуальному предпринимателю, осуществляющему в том числе предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, в отношении которых подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, при определении указанной величины доходов следует учитывать также доходы от оказания данных услуг общественного питания.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2025 г. ИП, применяющие УСН, должны платить НДС. Однако если за календарный год, предшествующий тому, начиная с которого предприниматель переходит на спецрежим, либо за предшествующий налоговый период по УСН сумма доходов не превысила в совокупности 60 млн руб., то он освобождается от обязанностей плательщика НДС.
Минфин разъяснил, что если ИП в т. ч. оказывает услуги общепита, в отношении которых предусмотрено освобождение от НДС, то при определении указанной величины следует учитывать также доходы от этих услуг.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 августа 2024 г. N 03-07-11/75998
Опубликование:
-