Приложение N 1
к приказу Федерального казначейства
от 9 июля 2024 г. N 6н
Порядок
осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета и едином казначейском счете в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо и заключения договоров займа ценных бумаг
I. Общие положения
1. Федеральное казначейство осуществляет покупку (продажу) ценных бумаг не на организованных торгах по договорам репо (далее - Операции репо).
2. Операции репо осуществляются с кредитной организацией, являющейся банком с универсальной лицензией, небанковской кредитной организацией - центральным контрагентом (далее при совместном упоминании - кредитная организация) и международной финансовой организацией, созданной на основе межгосударственного соглашения с участием Российской Федерации (далее при совместном упоминании с кредитными организациями - организация), заключившими с Федеральным казначейством (территориальным органом Федерального казначейства) генеральное соглашение о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо (далее - Генеральное соглашение).
3. Генеральное соглашение заключается Федеральным казначейством (территориальным органом Федерального казначейства) с организацией, соответствующей требованиям, предусмотренным пунктами 3 или 3(1) Правил осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета и едином казначейском счете в части покупки (продажи) ценных бумаг не на организованных торгах по договорам репо, заключения договоров займа ценных бумаг и открытия счетов для осуществления таких операций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 777 (далее соответственно - Требования, Правила, Постановление).
4. Федеральное казначейство осуществляет Операции репо с организациями, заключившими Генеральные соглашения и соответствующими Требованиям, проводя отбор заявок организаций на заключение договоров репо (далее - Заявка) и заключая по итогам проведения отбора Заявок договоры репо с организациями.
5. Федеральное казначейство проводит отбор Заявок и заключение договоров репо с учетом требований настоящего Порядка в электронном виде с использованием информационных программно-технических средств, определяемых Федеральным казначейством.
Информационные программно-технические средства используются также для доведения Федеральным казначейством и получения кредитной организацией лимита покупки ценных бумаг по договорам репо (далее - Лимит размещения средств в репо), обмена с организациями иными документами в рамках заключения и исполнения договоров репо.
Федеральное казначейство уведомляет организации, заключившие Генеральное соглашение, об используемых информационных программно-технических средствах.
6. По решению Федерального казначейства отбор Заявок проводится в открытой форме в два этапа (в предварительном режиме и в режиме конкуренции) или в закрытой форме в один этап.
При проведении отбора Заявок в открытой форме организациям доступна информация обо всех Заявках, направленных организациями в процессе проведения отбора Заявок, без указания наименования организаций, а при проведении отбора Заявок в закрытой форме организациям доступна информация только о собственных поданных Заявках.
7. По решению Федерального казначейства заключение договоров репо осуществляется в одном из видов - на обычных условиях или на особых условиях. Изменение вида договора репо в течение срока его действия не допускается.
По договору репо, заключенному на обычных условиях, исполнение первой и второй частей договора репо осуществляется в день, установленный договором репо, за исключением случаев, предусмотренных Генеральным соглашением.
По договору репо, заключенному на особых условиях, Федеральное казначейство имеет право предъявить требование о досрочном исполнении обязательств по второй части договора репо в любой рабочий день действия договора репо (день, не являющийся выходным и (или) нерабочим праздничным днем, в который обеспечена возможность проведения расчетов и операций, как по ценным бумагам, так и по денежным средствам в центральном депозитарии, расчетной организации и (или) Центральном банке Российской Федерации, а в случае привлечения Федеральным казначейством клиринговой организации - возможность принимать к исполнению и исполнять поручения участников клиринга).
8. Договором репо может быть предусмотрена возможность до исполнения второй части договора репо осуществлять замену ценных бумаг, переданных по первой части договора репо, на другие ценные бумаги из перечня ценных бумаг, в отношении которых заключаются договоры репо, определенного Федеральным казначейством в соответствии с подпунктом "в" пункта 39 настоящего Порядка.
9. Проведение расчетов по договорам репо и договорам займа ценных бумаг осуществляется путем проведения расчетов по каждому договору репо и договору займа ценных бумаг или путем полного или частичного прекращения обязательств, допущенных к клирингу, зачетом взаимных обязательств (неттинг) и (или) иными способами, предусмотренными правилами клиринга (правилами осуществления клиринговой деятельности), и другими документами клиринговой организации (далее - Документы клиринговой организации), а в части договоров займа ценных бумаг также документами центрального депозитария, через клиринговую организацию и центральный депозитарий, привлекаемых Федеральным казначейством в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Постановления.
Федеральное казначейство уведомляет организации о привлечении клиринговой организации и клиринговую организацию об организациях, заключивших Генеральное соглашение, и о кредитных организациях, с которыми могут быть заключены договоры займа ценных бумаг.
10. Учет прав на ценные бумаги, передаваемые по договорам репо и по договорам займа ценных бумаг, и хранение ценных бумаг осуществляются на счетах депо, открытых Федеральному казначейству (территориальному органу Федерального казначейства) и организациям в центральном депозитарии, привлекаемом Федеральным казначейством в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Постановления.
Федеральное казначейство уведомляет организации о привлечении центрального депозитария и центральный депозитарий об организациях, заключивших Генеральное соглашение, и о кредитных организациях, с которыми могут быть заключены договоры займа ценных бумаг.
11. Расчеты по договорам репо и договорам займа ценных бумаг проводятся через счета, открытые Федеральному казначейству (территориальному органу Федерального казначейства) и организациям в Центральном банке Российской Федерации и (или) в расчетной организации - небанковской кредитной организации, осуществляющей расчеты по договорам репо (далее - Расчетная организация), привлекаемой Федеральным казначейством в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Постановления.
Федеральное казначейство уведомляет организации о привлечении Расчетной организации и Расчетную организацию об организациях, заключивших Генеральное соглашение, и о кредитных организациях, с которыми могут быть заключены договоры займа ценных бумаг.
12. Федеральное казначейство не заключает договоры репо с организацией, заключившей Генеральное соглашение, в случае если организация не оснащена информационными программно-техническими средствами, определенными Федеральным казначейством.
13. Федеральное казначейство в случае привлечения в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Постановления для обеспечения Операций репо юридического лица, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, или Центрального банка Российской Федерации уведомляет об этом организации, заключившие Генеральное соглашение.
14. Уведомление организаций в соответствии с требованиями, указанными в пунктах 5, 9, 10, 11 и 13 настоящего Порядка, осуществляется Федеральным казначейством путем размещения информации на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
15. По решению Федерального казначейства, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации, заключение договоров репо может осуществляться с установлением для кредитных организаций Лимита размещения средств в репо.
16. По решению Федерального казначейства проведение отбора Заявок и заключение договоров репо, а также заключение договоров займа ценных бумаг осуществляется по фиксированной или плавающей процентной ставке.
Плавающая процентная ставка размещения средств по договорам репо состоит из базовой плавающей процентной ставки размещения средств и размера премии к ней (далее - спред). Плавающая процентная ставка при заключении договоров займа ценных бумаг состоит из базовой процентной ставки и применяемого к ней коэффициента.
II. Подготовка и представление обращения о намерении заключить Генеральное соглашение
17. Организация, соответствующая Требованиям и намеренная осуществлять с Федеральным казначейством Операции репо, направляет в Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) письменное обращение о намерении заключить Генеральное соглашение (далее - Обращение).
18. Кредитная организация прикладывает к Обращению:
а) заверенную кредитной организацией или нотариально удостоверенную копию 1 лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций или лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций для небанковских кредитных организаций - центральных контрагентов;.
б) нотариально удостоверенные копии 1 учредительных документов кредитной организации;
в) заверенные кредитной организацией или нотариально удостоверенные копии 1 документов, подтверждающих полномочия руководителя и главного бухгалтера;
г) доверенности на подписание Обращения и Генерального соглашения, содержащие образцы подписи лиц, уполномоченных на подписание указанных документов (при их подписании руководителем и главным бухгалтером кредитной организации не требуются);
д) нотариально удостоверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати 1, содержащую образцы подписи руководителя и главного бухгалтера кредитной организации и оттиск печати (при наличии);.
е) заверенные кредитной организацией копии документов, подтверждающих открытие счета депо в центральном депозитарии;
ж) при осуществлении расчетов по договорам репо с использованием счета в Расчетной организации - заверенные кредитной организацией копии документов, подтверждающих открытие банковского счета в Расчетной организации.
19. Международная финансовая организация прикладывает к Обращению:
а) заверенную международной финансовой организацией копию межгосударственного соглашения об учреждении международной финансовой организации;
б) подписанную уполномоченным лицом международной финансовой организации выписку из реестра участников международной финансовой организации, подтверждающую долю Российской Федерации в её уставном капитале не менее 50 процентов;
в) заверенные международной финансовой организацией или нотариально удостоверенные копии 1 документов, подтверждающих полномочия руководителя и главного бухгалтера (при наличии);
г) доверенности на подписание Обращения и Генерального соглашения, содержащие образцы подписей лиц, уполномоченных на подписание указанных документов (при их подписании руководителем или главным бухгалтером (при наличии) международной финансовой организации не требуются);
д) нотариально удостоверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати 1, содержащую образцы подписей руководителя и главного бухгалтера (при наличии) международной финансовой организации и оттиск печати (при наличии);
е) заверенные международной финансовой организацией копии документов, подтверждающих открытие счета депо в центральном депозитарии;
ж) при осуществлении расчетов по договорам репо с использованием счета в Расчетной организации - заверенные международной финансовой организацией копии документов, подтверждающих открытие банковского счета в Расчетной организации.
В случае если русский язык не является рабочим или официальным языком международной финансовой организации, то вышеуказанные документы предоставляются на иностранном языке с их нотариально заверенным переводом 1 на русский язык.
20. Реквизиты корреспондентского счета в Центральном банке Российской Федерации, счета депо, открытого в центральном депозитарии и банковского счета в Расчетной организации, при условии осуществления расчетов по договорам репо с использованием счета в Расчетной организации, указанные организацией в Обращении, включаются в Генеральное соглашение.
21. Обращение оформляется на бумажном носителе, на фирменном бланке организации (при наличии), подписывается уполномоченным лицом организации и скрепляется печатью организации (при наличии).
22. Обращение представляется организацией в Федеральное казначейство или территориальный орган Федерального казначейства, уполномоченный Федеральным казначейством.
Федеральное казначейство уведомляет организации о месте предоставления ими Обращения путем размещения информации на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
23. Организация направляет Обращение в Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) заказным письмом с уведомлением о вручении или доставляет Обращение по адресу, указанному на официальном сайте Федерального казначейства (территориального органа Федерального казначейства) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
III. Рассмотрение Обращения, заключение и расторжение Генерального соглашения
24. При получении Обращения Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) проверяет:
а) форму представленного Обращения на соответствие форме, приведенной в приложении N 2 к настоящему приказу;
б) наличие на Обращении подписи уполномоченного лица и оттиска печати (при наличии);
г) наличие со стороны Федерального казначейства к организации ограничений на рассмотрение Обращения и заключение Генерального соглашения, указанных в пунктах 33, 36 и 37 настоящего Порядка;
д) соответствие места представления Обращения требованиям, предусмотренным пунктом 22 настоящего Порядка.
25. Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) отказывает организации в рассмотрении Обращения при наличии следующих замечаний:
а) форма представленного Обращения не соответствует форме, приведенной в приложении N 2 к настоящему приказу;
б) на Обращении отсутствует подпись уполномоченного лица и (или) оттиск печати (при наличии);
г) со стороны Федерального казначейства к организации действуют ограничения на рассмотрение Обращения и заключение Генерального соглашения, указанные в пунктах 33, 36 и 37 настоящего Порядка;
д) место представления Обращения не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 22 настоящего Порядка.
26. В случае отсутствия замечаний, указанных в пункте 25 настоящего Порядка, Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) проверяет:
а) право подписи Генерального соглашения уполномоченными лицами организации на соответствие их полномочиям согласно прилагаемым к Обращению документам;
б) соответствие организации Требованиям;
в) наличие счета депо организации, указанного в Обращении, открытого в центральном депозитарии, привлеченном Федеральным казначейством;
г) наличие банковского счета организации, указанного в Обращении, открытого в Расчетной организации, привлеченной Федеральным казначейством (в случае привлечения Федеральным казначейством Расчетной организации);
д) наличие договора об оказании клиринговых услуг, указанного в Обращении, с клиринговой организацией, привлеченной Федеральным казначейством.
27. Для проверки соответствия кредитной организации Требованиям в части, предусмотренной подпунктами "а" и "б" пункта 3 Правил, Федеральным казначейством (территориальным органом Федерального казначейства) используется информация, представленная Центральным банком Российской Федерации 2.
28. Проверка международной финансовой организации соответствию Требованиям в части, предусмотренной подпунктом "а" пункта 3(1) Правил, проводится на основании представленных международной финансовой организацией документов, а также на основании федерального закона о ратификации межгосударственного соглашения с участием Российской Федерации.
29. Для проверки соответствия международной финансовой организации Требованиям в части, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3(1) Правил, используются на день проверки данные, размещенные на официальном сайте кредитных рейтинговых агентств, указанных в подпункте "б" пункта 3(1) Правил.
30. Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) отказывает организации в заключении Генерального соглашения в случаях, если:
а) не установлено право подписи Генерального соглашения уполномоченными лицами организации согласно прилагаемым к Обращению документам;
б) организация не соответствует Требованиям;
в) счет депо организации, указанный в Обращении, открыт не в центральном депозитарии, привлеченном Федеральным казначейством;
г) банковский счет организации, указанный в Обращении, открыт не в Расчетной организации, привлеченной Федеральным казначейством;
д) договор об оказании клиринговых услуг, указанный в Обращении, заключен не с клиринговой организацией, привлеченной Федеральным казначейством.
31. В случае отсутствия оснований для отказа в заключении Генерального соглашения и соответствия организации Требованиям Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) заключает с организацией Генеральное соглашение в следующем порядке.
Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) в срок не позднее семнадцати рабочих дней со дня получения Обращения подписывает два экземпляра Генерального соглашения и информирует организацию о месте и времени передачи Федеральным казначейством (территориальным органом Федерального казначейства) организации Генерального соглашения, а также о месте и времени возврата Федеральному казначейству (территориальному органу Федерального казначейства) организацией Генерального соглашения, подписанного с ее стороны.
Организация получает Генеральное соглашение в Федеральном казначействе (территориальном органе Федерального казначейства) и не позднее трех рабочих дней со дня получения Генерального соглашения представляет в Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) Генеральное соглашение в двух экземплярах, подписанное со своей стороны.
Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) регистрирует Генеральное соглашение и возвращает организации зарегистрированный экземпляр Генерального соглашения не позднее трех рабочих дней со дня регистрации Генерального соглашения.
32. В случаях, указанных в пунктах 25 и 30 настоящего Порядка, Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня получения Обращения письменно информирует организацию об отказе в рассмотрении Обращения или отказе в заключении Генерального соглашения с указанием причин отказа.
33. В случае принятия решения Федеральным казначейством об отказе организации в соответствии с пунктами 25 и 30 настоящего Порядка новое Обращение организации может быть рассмотрено Федеральным казначейством (территориальным органом Федерального казначейства) в соответствии с пунктами 24-32 настоящего Порядка не ранее чем по истечении двух месяцев со дня принятия соответствующего решения и только после устранения организацией замечания, послужившего причиной такого отказа.
34. Организация, заключившая Генеральное соглашение, предоставляет право на списание Центральным банком Российской Федерации в пользу Федерального казначейства денежных средств с корреспондентского счета организации (субсчета) организации в Центральном банке Российской Федерации на основании поручения Федерального казначейства без распоряжения владельца счета в случае нарушения организацией обязательств по договору репо по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени).
Организация, заключившая Генеральное соглашение, также предоставляет право на списание Расчетной организацией при осуществлении расчетов с использованием счета в Расчетной организации в пользу Федерального казначейства денежных средств со счетов организации, открытых в Расчетной организации, на основании поручения Федерального казначейства без распоряжения владельца счета в случае нарушения организацией обязательств по договору репо по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени).
Организация предоставляет в Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) по месту заключения Генерального соглашения копии документов, подтверждающих предоставление указанного права.
35. Федеральное казначейство в случае непредставления организацией Федеральному казначейству (территориальному органу Федерального казначейства) копий документов, указанных в пункте 34 настоящего Порядка, не заключает договоры репо с организацией.
36. Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) в случае повторного в течение календарного года неисполнения организацией обязательства по второй части договора репо расторгает Генеральное соглашение.
В этом случае заключение нового Генерального соглашения осуществляется с указанной организацией не ранее шести месяцев со дня расторжения Генерального соглашения.
37. Срок действия Генерального соглашения составляет один год.
Генеральное соглашение по истечении срока действия продлевается на тех же условиях на тот же срок при добросовестном выполнении организацией всех его условий.
Генеральное соглашение не подлежит продлению в случае, если организация в течение года со дня вступления в силу Генерального соглашения или со дня продления Генерального соглашения не заключила с Федеральным казначейством ни одного договора репо.
Генеральное соглашение не подлежит продлению в случае несоответствия кредитной организации требованиям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" пункта 3 Правил или несоответствия международной финансовой организации требованиям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" пункта 3(1) Правил, на день истечения года со дня вступления в силу Генерального соглашения или со дня продления Генерального соглашения.
В указанных случаях заключение нового Генерального соглашения осуществляется с указанной организацией не ранее шести месяцев со дня прекращения действия Генерального соглашения.
38. В случае расторжения Генерального соглашения сторона, расторгающая Генеральное соглашение, предварительно письменно уведомляет об этом другую сторону не позднее, чем за десять рабочих дней до даты расторжения.
Со дня направления Федеральным казначейством (территориальным органом Федерального казначейства) организации или получения от организации письменного уведомления о намерении расторгнуть Генеральное соглашение Федеральное казначейство не заключает договоры репо с организацией.
IV. Подготовка к отбору Заявок
39. Проведение отбора Заявок и заключение договоров репо осуществляется на основании решения о проведении отбора Заявок, принимаемого Федеральным казначейством.
Решение о проведении отбора Заявок принимается Федеральным казначейством в соответствии с положениями пункта 16 Правил.
Решение о проведении отбора Заявок включает:
а) дату проведения отбора Заявок и уникальный идентификатор отбора Заявок;
б) расписание отбора Заявок;
в) перечень ценных бумаг, в отношении которых заключаются договоры репо;
г) максимальный размер средств, направляемых на покупку ценных бумаг по договорам репо;
д) срок действия договора репо, даты исполнения первой и второй частей договора репо, валюту договора репо;
е) процентную ставку размещения средств по договорам репо - фиксированную или плавающую. При размещении средств по фиксированной процентной ставке - минимальную фиксированную процентную ставку размещения средств, по плавающей процентной ставке - базовую плавающую процентную ставку размещения средств и минимальный спред к ней;
ж) минимальный размер одной Заявки;
з) максимальное количество Заявок от одной организации;
и) форму отбора Заявок (открытая или закрытая);
к) условия исполнения договора репо (обычные или особые; начальные дисконты (дисконт); предельные значения обеспеченности).
Перечень ценных бумаг, в отношении которых заключаются договоры репо, и начальные значения дисконтов определяются Федеральным казначейством по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Договор репо может предусматривать условия о замене ценных бумаг, внесении компенсационного взноса, зачете взаимных обязательств.
40. Расписание отбора Заявок включает сведения о времени начала и окончания приема Заявок, о времени установления значения процентной ставки отсечения и (или) о признании отбора Заявок несостоявшимся, о времени заключения договоров репо и иные сведения, необходимые для проведения отбора Заявок.
41. При проведении отбора Заявок в открытой форме в расписание отбора Заявок дополнительно включаются сведения о времени начала и окончания приема Заявок в предварительном режиме и о времени начала и окончания приема Заявок в режиме конкуренции.
42. Федеральное казначейство перед проведением отбора Заявок:
размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о проведении отбора Заявок, указанную в пункте 39 настоящего Порядка;
проверяет соответствие организаций, заключивших Генеральные соглашения, Требованиям.
Федеральное казначейство в случае выявления несоответствия организации, заключившей Генеральное соглашение, Требованиям не допускает организацию к участию в отборе Заявок и не заключает договоры репо с организацией.
43. В случае установления Лимита размещения средств в репо в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка Федеральное казначейство до проведения отбора Заявок:
рассчитывает его для каждой кредитной организации, с которой заключено Генеральное соглашение, в зависимости от размера собственных средств (капитала) кредитной организации;
доводит сведения о Лимите размещения средств в репо до сведения кредитных организаций, заключивших Генеральные соглашения.
44. Федеральное казначейство вправе в один день проводить несколько отборов Заявок.
45. Организация направляет в Федеральное казначейство доверенность или иной правоустанавливающий документ на право направления Заявки для заключения договора репо с Федеральным казначейством (при подписании руководителем организации не требуется) и обязуется в случае необходимости их своевременно актуализировать.
Федеральное казначейство до проведения отбора Заявок проверяет актуальность документов, подтверждающих право на направление Заявки для заключения договора репо с Федеральным казначейством уполномоченными лицами организации.
В случае если право на направление Федеральному казначейству Заявки уполномоченными лицами организации не подтверждено, Федеральное казначейство не заключает договоры репо с организацией.
46. Международная финансовая организация уведомляет Федеральное казначейство об изменении доли участия Российской Федерации в ее уставном капитале с приложением подтверждающих документов не позднее 5 рабочих дней со дня изменения доли участия Российской Федерации в ее уставном капитале.
V. Расчет Лимита размещения средств в репо
47. Лимит размещения средств в репо включает максимально допустимый совокупный размер средств, в пределах которого с кредитной организацией могут заключаться договоры репо (далее - Лимит на средства репо) и лимит покупки, в пределах которого кредитная организация вправе подавать Заявки в ходе проведения отбора Заявок (далее - Лимит на заявки репо).
48. Лимит на средства репо для i-й кредитной организации рассчитывается по следующей формуле:
Lim Ai=r iK i, где
Lim Ai - Лимит на средства репо для i-й кредитной организации в миллионах рублей;
r i - коэффициент для i-й кредитной организации равный:
1,0 - если i-я кредитная организация имеет кредитный рейтинг не ниже уровня "AA-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитный рейтинг не ниже уровня "ruАА-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА";
0,5 - если i-я кредитная организация имеет кредитный рейтинг не ниже уровня "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитный рейтинг не ниже уровня "ruА-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА";
0,3 - для иной i-ой кредитной организации;
K i - размер собственных средств (капитала) i-й кредитной организации в миллионах рублей.
Размер собственных средств (капитала) определяется по данным на день расчета из ежемесячной отчетности кредитной организации, представленной в Центральный банк Российской Федерации.
Показатели Lim Ai и K i округляются с точностью до целого числа.
Округление производится по правилам математического округления. В случае если первый знак после запятой больше или равен 5, целая часть числа увеличивается на единицу, в случае если первый знак после запятой меньше 5, целая часть числа не изменяется.
49. Лимит на заявки репо для i-й кредитной организации рассчитывается по следующей формуле:
Lim Zi=Lim Ai-d i+v i, где
Lim Zi - Лимит на заявки репо для i-й кредитной организации в миллионах рублей;
d i - сумма средств, перечисленная и подлежащая перечислению i-ой кредитной организации по действующим договорам репо в миллионах рублей, рассчитываемая по следующей формуле:
d i=(d i,x+d i,y+d i,z)/1000000, где
d i,x - сумма средств, перечисленная i-ой кредитной организации по действующим договорам репо на начало рабочего дня, предшествующего дню проведения отбора Заявок, в рублях и копейках;
d i,y - сумма средств, подлежащая перечислению i-ой кредитной организации по действующим договорам репо в рабочий день, предшествующий дню проведения отбора Заявок, в рублях и копейках;.
d i,z - сумма средств, подлежащая перечислению i-ой кредитной организации по действующим договорам репо в день проведения отбора Заявок, в рублях и копейках;
v i - сумма средств, перечисленная i-ой кредитной организации по действующим договорам репо и подлежащая уплате i-ой кредитной организацией, в миллионах рублей, рассчитываемая по следующей формуле:.
v i=(v i,x+v i,y+v i,z)/1000000, где
v i,x - сумма средств, перечисленная i-ой кредитной организации по действующим договорам репо и подлежащая уплате i-ой кредитной организацией в рабочий день, предшествующий дню проведения отбора Заявок, в рублях и копейках;
v i,y - сумма средств, перечисленная i-ой кредитной организации по действующим договорам репо и подлежащая уплате i-ой кредитной организацией в день проведения отбора Заявок, в рублях и копейках;
v i,z - сумма средств, перечисленная i-ой кредитной организации по действующим договорам репо и подлежащая уплате i-ой кредитной организацией в день перечисления средств i-ой кредитной организации по итогам проведенного отбора Заявок, в рублях и копейках.
Показатели Lim Zi, d i и v i округляются с точностью до целого числа.
Округление производится по правилам математического округления. В случае если первый знак после запятой больше или равен 5, целая часть числа увеличивается на единицу, в случае если первый знак после запятой меньше 5, целая часть числа не изменяется.
В случае если при расчете Лимита на заявки репо средства перечислены кредитной организации по действующим договорам репо в иностранной валюте, указанные средства пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, устанавливаемому в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на дату проведения отбора Заявок.
В случае если средства направляются на покупку ценных бумаг по договорам репо в иностранной валюте, Лимит на заявки репо для кредитной организации, рассчитанный в рублях, пересчитывается в иностранную валюту по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату проведения отбора Заявок.
50. В случае если размер рассчитанного для кредитной организации Лимита на заявки репо составляет величину меньшую, чем минимальный размер размещаемых средств для одной Заявки, установленный для отбора Заявок, Лимит на заявки репо для кредитной организации устанавливается равным нулю.
51. В случаях, указанных в пунктах 12, 35, 38, в абзаце четвертом пункта 42, в абзаце третьем пункта 45, пунктах 88 и 102 настоящего Порядка, Лимит на заявки репо для кредитной организации устанавливается равным нулю.
VI. Проведение отбора Заявок
52. Федеральное казначейство в день проведения отбора Заявок в соответствии с расписанием отбора Заявок принимает Заявки от организаций, заключивших Генеральное соглашение.
Заявка должна содержать:
- номер Заявки;
- дату заключения договора репо и уникальный идентификатор отбора Заявок;
- наименование отправителя;
- наименование получателя;
- вид договора репо (обычный или особый);
- срок договора репо в календарных днях;
- дату исполнения первой части договора репо;
- дату исполнения второй части договора репо;
- сумму денежных средств, которую организация предполагает получить по первой части договора репо;
- процентную ставку размещения средств по договорам репо по заключаемому договору репо. При размещении средств по фиксированной процентной ставке - фиксированную процентную ставку размещения средств, по плавающей процентной ставке - базовую плавающую процентную ставку размещения средств и спред;
- реквизиты ценных бумаг из перечня ценных бумаг, предусмотренного подпунктом "в" пункта 39 настоящего Порядка;
- валюту договора репо;
- дополнительную информацию (указывается в случае необходимости).
53. Размер денежных средств, указанный в Заявке, не может быть меньше минимального размера одной Заявки, установленного Федеральным казначейством для проводимого отбора Заявок.
54. При представлении одной кредитной организацией нескольких Заявок совокупный размер денежных средств, указанный в Заявках одной кредитной организации, не должен превышать значения Лимита на заявки репо, в случае его установления в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
55. Фиксированная процентная ставка или спред (далее - процентная ставка), указываемая (указываемый) организацией в Заявке, не может быть ниже минимальной фиксированной процентной ставки размещения средств или минимального спреда, установленной (установленного) Федеральным казначейством для проводимого отбора Заявок.
56. Федеральное казначейство при проведении отбора Заявок в закрытой форме принимает Заявки от одной кредитной организации в порядке очередности поступления до момента исчерпания Лимита на заявки репо, в случае его установления в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, или от одной организации до окончания времени приема Заявок в количестве, не превышающем максимальное количество Заявок от одной организации, установленное Федеральным казначейством для проводимого отбора Заявок.
До времени окончания приема Заявок в закрытой форме организация вправе отозвать Заявку.
57. Федеральное казначейство при проведении отбора Заявок в открытой форме принимает Заявки в следующем порядке.
В предварительном режиме Заявки принимаются в порядке очередности поступления до момента исчерпания кредитной организацией Лимита на заявки репо, в случае его установления в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, или до окончания времени приема Заявок от организаций в количестве, не превышающем максимальное количество Заявок от одной организации, установленное Федеральным казначейством для проводимого отбора Заявок.
Организация вправе отозвать Заявку до времени окончания приема Заявок в предварительном режиме.
По окончании предварительного режима начинается режим конкуренции на повышение процентных ставок, указанных в Заявках, направленных организациями в предварительном режиме.
Со времени начала режима конкуренции и до его окончания организация вправе отозвать Заявку, поданную в предварительном режиме, и направить взамен другую Заявку. В новой Заявке организация вправе повысить процентную ставку без изменения других параметров Заявки.
До окончания времени приема Заявок в режиме конкуренции организация вправе отзывать Заявки и направлять взамен другие Заявки неограниченное число раз.
В режиме конкуренции организация не вправе отозвать Заявку, поданную в предварительном режиме, без направления новой Заявки.
В режиме конкуренции Заявки принимаются в порядке очередности поступления до окончания времени приема Заявок.
58. Федеральное казначейство не рассматривает Заявки, поданные с нарушением требований, предусмотренных пунктами 52 - 57 настоящего Порядка.
59. Федеральное казначейство по окончании приема Заявок в соответствии с расписанием отбора Заявок:
формирует реестр Заявок, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным пунктами 52 - 57 настоящего Порядка;
на основании реестра Заявок, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным пунктами 52 - 57 настоящего Порядка, устанавливает значение процентной ставки отсечения и (или) признает отбор Заявок несостоявшимся;
доводит до сведения организаций, подавших Заявки, значение процентной ставки отсечения и (или) решение о признании отбора Заявок несостоявшимся.
60. Федеральное казначейство принимает решение о признании отбора Заявок несостоявшимся в случае отсутствия Заявок либо в случае если процентные ставки, указанные во всех принятых Заявках, ниже процентной ставки отсечения.
VII. Заключение договоров репо
61. Федеральное казначейство на основании установления значения процентной ставки отсечения и решения о признании отбора Заявок состоявшимся в соответствии с расписанием отбора Заявок заключает с организациями договоры репо.
62. Федеральное казначейство заключает договор репо по процентной ставке, указанной в Заявке, но не ниже процентной ставки отсечения.
63. Федеральное казначейство заключает договор репо на сумму денежных средств, указанную в Заявке.
64. При превышении совокупного размера денежных средств в Заявках, содержащих процентные ставки не ниже процентной ставки отсечения, максимального размера средств, направляемого на покупку ценных бумаг по договорам репо, договоры репо по Заявкам, содержащим процентные ставки, равные процентной ставке отсечения, заключаются Федеральным казначейством на сумму денежных средств, рассчитанную пропорционально долям указанных Заявок в общем объеме Заявок, содержащих процентные ставки, равные процентной ставке отсечения.
65. Федеральное казначейство в соответствии с расписанием отбора Заявок обеспечивает заключение с организацией договора репо путем направления организации, направившей Заявку, информации о заключении договора репо (далее - Заявка Федерального казначейства).
Заявка Федерального казначейства должна содержать:
- номер Заявки;
- дату заключения договора репо и уникальный идентификатор отбора Заявок;
- наименование отправителя;
- наименование получателя;
- вид договора репо (обычный или особый);
- срок договора репо в календарных днях;
- дату исполнения первой части договора репо;
- дату исполнения второй части договора репо;
- сумму денежных средств, которую организация получит по первой части договора репо;
- процентную ставку размещения средств по договорам репо по заключаемому договору репо. При размещении средств по фиксированной процентной ставке - фиксированную процентную ставку размещения средств, по плавающей процентной ставке - базовую плавающую процентную ставку размещения средств и спред;
- реквизиты ценных бумаг из перечня ценных бумаг, определенного Федеральным казначейством в соответствии с подпунктом "в" пункта 39 настоящего Порядка;
- валюту договора репо;
- дополнительную информацию (указывается в случае необходимости).
66. Договор репо считается заключенным при направлении Федеральным казначейством организации Заявки Федерального казначейства в ответ на Заявку организации на условиях, указанных в Заявке Федерального казначейства.
67. Федеральное казначейство по окончании проведения отбора Заявок формирует сводный реестр договоров репо.
68. Федеральное казначейство размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о результатах проведения отбора Заявок не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения отбора Заявок.
VIII. Исполнение договоров репо
69. Организация, заключившая договор репо, в день исполнения первой части договора репо, установленный договором репо, переводит на счет депо Федерального казначейства ценные бумаги согласно договору репо.
Обязательства организации по исполнению первой части договора репо считаются исполненными в момент зачисления ценных бумаг на счет депо Федерального казначейства.
70. Федеральное казначейство в день исполнения первой части договора репо, установленный договором репо, при условии поступления от организации ценных бумаг, указанных в пункте 69 настоящего Порядка, перечисляет денежные средства в сумме согласно договору репо на банковский счет организации в соответствии с реквизитами, указанными в Генеральном соглашении.
71. Денежные средства по тем договорам репо, сумма по которым превышает разницу между Лимитом на средства репо, рассчитанным на кредитную организацию, и общей суммой денежных средств, перечисленной ранее кредитной организации по действующим договорам репо, перечисляются на банковский счет кредитной организации при условии уплаты кредитной организацией денежных средств по договорам репо, предусматривающим исполнение кредитной организацией обязательств по уплате денежных средств в текущий день.
72. Вторая часть договора репо исполняется в день, установленный договором репо, либо в день, установленный по иным основаниям, предусмотренным Генеральным соглашением и в соответствии с настоящим Порядком.
73. Досрочное исполнение второй части договора репо допускается по инициативе Федерального казначейства в соответствии с условиями Генерального соглашения в следующих случаях:
а) эмитент ценных бумаг по договору репо принял решение о совершении действий с ценными бумагами, вследствие которых покупка (продажа) ценных бумаг будет прекращена;
б) стоимость ценных бумаг по договору репо с учетом начального дисконта снизилась на величину, превышающую предельное значение обеспеченности, если условиями договора репо не предусмотрено внесение компенсационного взноса;
в) организация не внесла компенсационный взнос, если он установлен условиями договора репо.
74. Досрочное исполнение второй части всех договоров репо, заключенных с одной организацией, допускается по инициативе Федерального казначейства в соответствии с условиями Генерального соглашения в следующих случаях:
а) по одному из договоров репо просрочка исполнения организацией обязательств по первой части договора репо по уплате неустойки (штрафы, пени) составляет более трех рабочих дней со дня исполнения первой части договора репо;
б) по одному из договоров репо просрочка исполнения организацией обязательств по второй части договора репо составляет более трех рабочих дней со дня исполнения второй части договора репо.
В указанных случаях досрочному исполнению второй части подлежат все договоры репо, заключенные с данной организацией, срок исполнения обязательств по которым составляет 30 календарных дней и более со дня возникновения указанных случаев.
75. Досрочное исполнение второй части договора репо, заключенного на особых условиях, допускается по инициативе Федерального казначейства в соответствии с условиями Генерального соглашения и настоящего Порядка в любой рабочий день действия договора репо, заключенного на особых условиях.
76. В случае досрочного исполнения второй части договора репо по основанию, предусмотренному пунктом 75 настоящего Порядка, Федеральное казначейство в соответствии с условиями Генерального соглашения и настоящего Порядка направляет организации не позднее дня, предшествующего дате досрочного исполнения, письменное уведомление о досрочном исполнении второй части договора репо.
Уведомление организации о досрочном исполнении договора репо в случаях, указанных в пунктах 73 и 74 настоящего Порядка, не производится.
77. Организация, заключившая договор репо, в день исполнения второй части договора репо осуществляет уплату денежных средств по второй части договора репо на счета Федерального казначейства, в соответствии с реквизитами, указанными в Генеральном соглашении, или в соответствии с Документами клиринговой организации.
При досрочном исполнении второй части договора репо сумма денежных средств по второй части договора репо уплачивается организацией исходя из количества дней фактического срока действия договора репо.
Обязательства организации по исполнению второй части договора репо считаются исполненными в момент зачисления денежных средств на счета Федерального казначейства.
78. Федеральное казначейство в день исполнения второй части договора репо переводит ценные бумаги согласно договору репо на счет депо организации.
Перевод ценных бумаг осуществляется Федеральным казначейством при условии поступления от организации денежных средств, указанных в пункте 77 настоящего Порядка.
79. Сумма денежных средств, подлежащая уплате организацией по второй части договора репо, рассчитывается в соответствии с условиями Генерального соглашения.
80. В случае решения Федерального казначейства об исполнении договора репо путем зачета взаимных обязательств, проведение расчетов по первой и второй частям договора репо осуществляется в соответствии с Документами клиринговой организации.
При проведении частичного зачета взаимных обязательств по договору репо оставшаяся часть обязательств по договору репо исполняется в соответствии с условиями, указанными в пунктах 69 - 78 настоящего Порядка.
81. В случае решения Федерального казначейства о возможности замены ценных бумаг по договору репо организация вправе до исполнения второй части договора репо осуществлять замену ценных бумаг, переданных по первой части договора репо, на другие ценные бумаги из перечня ценных бумаг, определенного Федеральным казначейством в соответствии с подпунктом "в" пункта 39 настоящего Порядка.
Замена ценных бумаг по договору репо осуществляется в соответствии с Документами клиринговой организации.
82. Федеральное казначейство и организации осуществляют мониторинг изменения стоимости ценных бумаг, в отношении которых заключены договоры репо.
83. В случае снижения в период действия договора репо стоимости ценных бумаг, установленной с учетом начального дисконта, на величину, превышающую предельное значение обеспеченности, договор репо подлежит досрочному исполнению во второй части, если условиями договора репо не предусмотрено внесение компенсационного взноса.
Досрочное исполнение второй части договора репо осуществляется организацией в рабочий день, следующий за днем указанного снижения стоимости ценных бумаг.
84. В случае если договором репо предусмотрено внесение компенсационного взноса, то он вносится, если в период действия договора репо произошло снижение (увеличение) стоимости ценных бумаг, установленной с учетом начального дисконта, по отношению к сумме денежных средств, подлежащих уплате по вторым частям договоров репо, на величину, превышающую предельное значение обеспеченности.
В случае увеличения стоимости ценных бумаг, переданных по договору репо, по которому предусмотрено внесение компенсационного взноса, и в случае передачи указанных ценных бумаг по договору займа ценных бумаг, по договору репо внесение компенсационного взноса не осуществляется по ценным бумагам, переданным в заем.
85. При компенсационном взносе осуществляется перевод организацией (Федеральным казначейством) дополнительного количества (части) ценных бумаг по договору репо на счет депо Федерального казначейства (организации).
Компенсационный взнос ценными бумагами уменьшает (увеличивает) с момента его внесения количество ценных бумаг по договору репо на величину компенсационного взноса.
86. Предельные значения обеспеченности отражают допустимые отклонения в изменении стоимости ценных бумаг по отношению к сумме обязательств организации по уплате денежных средств по договорам репо, при которых компенсационный взнос не вносится.
87. Компенсационный взнос рассчитывается и вносится в соответствии с Документами клиринговой организации.
В случае заключения Федеральным казначейством с одной организацией нескольких договоров репо, предусматривающих внесение компенсационного взноса, в соответствии с Документами клиринговой организации величина компенсационного взноса может рассчитываться по совокупности всех ценных бумаг по всем договорам репо.
88. В случае неисполнения организацией обязательства по внесению компенсационного взноса договор репо подлежит досрочному исполнению в рабочий день, следующий за днем внесения компенсационного взноса, и Федеральное казначейство не заключает договоры репо с организацией до рабочего дня, следующего за днем исполнения обязательств по соответствующему договору репо.
89. В случае получения Федеральным казначейством денежных средств от выплат по ценным бумагам, полученным от организации по первой части договора репо, при отсутствии у организации неисполненных обязательств по договору репо и (или) по договору займа ценных бумаг по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени), Федеральное казначейство перечисляет полученные денежные средства организации.
Перечисление денежных средств осуществляется Федеральным казначейством на банковский счет организации в соответствии с реквизитами, указанными в Генеральном соглашении, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня зачисления указанных денежных средств на банковский счет Федерального казначейства, если иное не предусмотрено Документами клиринговой организации.
90. В случае нарушения организацией условий Генерального соглашения и (или) настоящего Порядка, и (или) договора репо по исполнению первой части договора репо в соответствии с условиями Генерального соглашения:
а) Федеральное казначейство освобождается от исполнения обязательств по договору репо;
б) организация обязана уплатить Федеральному казначейству неустойку (штрафы, пени).
Подтверждением нарушения организацией условий первой части договора репо является выписка со счета депо Федерального казначейства, предоставляемая центральным депозитарием.
91. Неустойка (штрафы, пени) по первой части договора репо уплачивается организацией за один календарный день просрочки исполнения обязательств в размере двойной ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения первой части договора репо, от суммы договора репо.
Неустойка (штрафы, пени) по первой части договора репо уплачивается организацией не позднее трех рабочих дней со дня исполнения первой части договора репо, установленного договором репо.
92. В случае нарушения организацией условий Генерального соглашения и (или) настоящего Порядка и (или) договора репо по исполнению второй части договора репо организация обязана уплатить Федеральному казначейству неустойку (штрафы, пени).
Подтверждением нарушения организацией условий второй части договора репо являются выписки со счетов Федерального казначейства, предоставляемые соответственно Центральным банком Российской Федерации и (или) Расчетной организацией с приложением банковских документов.
93. Неустойка (штрафы, пени) по второй части договора репо уплачивается организацией Федеральному казначейству за каждый день просрочки исполнения обязательств в размере двойной ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения второй части договора репо, от суммы неисполненных обязательств.
Неустойка (штрафы, пени) по второй части договора репо уплачивается организацией Федеральному казначейству не позднее двадцати рабочих дней со дня фактического исполнения обязательств по второй части договора репо.
94. Федеральное казначейство информирует организацию о неустойке (штрафы, пени) по второй части договора репо, направляя организации не позднее пяти рабочих дней со дня фактического исполнения обязательств по договору репо по уплате денежных средств письменное уведомление о неустойке (штрафы, пени).
95. Федеральное казначейство в случае нарушения организацией условий договора репо и Генерального соглашения принимает меры, предусмотренные условиями Генерального соглашения, и обращается в Центральный банк Российской Федерации и (или) Расчетную организацию (при осуществлении расчетов с использованием счета в Расчетной организации) с требованием о проведении списания в пользу Федерального казначейства суммы неисполненных обязательств организации по договору репо по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени) с корреспондентского счета организации в Центральном банке Российской Федерации и (или) счетов организации в Расчетной организации на основании поручения Федерального казначейства, без распоряжения владельца счета, в соответствии с документами, указанными в пункте 34 настоящего Порядка.
96. Федеральное казначейство в случае недостаточности денежных средств, списанных с корреспондентского счета организации в Центральном банке Российской Федерации и (или) с банковских счетов организации в Расчетной организации, для покрытия суммы неисполненных обязательств организации по договору репо по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени) осуществляет на сумму неисполненных обязательств реализацию ценных бумаг, полученных от организации по первой части договора репо.
97. В случае получения Федеральным казначейством денежных средств от выплат по ценным бумагам и от погашения ценных бумаг, полученных от организации по первой части договора репо, Федеральное казначейство при наличии у организации неисполненных обязательств по договору репо и (или) по договору займа ценных бумаг по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени) использует полученные денежные средства для покрытия суммы неисполненных обязательств организации.
98. При взыскании Федеральным казначейством неисполненных обязательств организации по нескольким договорам репо по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени) Федеральное казначейство использует полученные ценные бумаги и денежные средства для покрытия всей суммы неисполненных обязательств организации по всем договорам репо.
99. При наличии у организации неисполненных обязательств по договору репо по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени) организация вправе перечислить на счета Федерального казначейства денежные средства для погашения неисполненных обязательств.
100. Федеральное казначейство осуществляет перевод организации ценных бумаг и перечисление денежных средств в количестве и в сумме, оставшихся после покрытия всей суммы неисполненных обязательств организации по всем договорам репо по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени).
Перевод организации ценных бумаг и перечисление денежных средств осуществляется в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня взыскания всей суммы неисполненных обязательств организации по всем договорам репо в соответствии с реквизитами, указанными в Генеральном соглашении.
101. Федеральное казначейство информирует организацию о проведенных операциях по взысканию неисполненных обязательств по договорам репо по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени), направляя организации не позднее пяти рабочих дней со дня взыскания всей суммы неисполненных обязательств письменное уведомление о взыскании неисполненных обязательств по уплате денежных средств вместе с уведомлением о неустойке (штрафы, пени), указанном в пункте 94 настоящего Порядка.
102. В случае неисполнения организацией обязательств по договору репо по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени) Федеральное казначейство не заключает договоры репо с организацией до рабочего дня, следующего за днем исполнения обязательств по соответствующему договору репо.
IX. Условия заключения договоров займа ценных бумаг
103. Федеральное казначейство передает в заем ценные бумаги кредитной организации, передавшей их в соответствии с настоящим Порядком Федеральному казначейству по первой части договора репо, заключая с кредитной организацией договор займа ценных бумаг.
104. Заключение договоров займа ценных бумаг осуществляется Федеральным казначейством с кредитными организациями, соответствующими требованиям, предусмотренным пунктом 47 Правил.
105. Заключение договоров займа ценных бумаг осуществляется на основании решения о заключении договоров займа ценных бумаг, принимаемого Федеральным казначейством.
Решение о заключении договоров займа ценных бумаг включает:
а) процентную ставку по договорам займа ценных бумаг фиксированную или плавающую. При заключении договора займа ценных бумаг по фиксированной процентной ставке - минимальную фиксированную процентную ставку, по плавающей процентной ставке - минимальную базовую процентную ставку;
б) условия заключения договоров займа ценных бумаг (в том числе перечень ценных бумаг, в отношении которых заключаются договоры займа ценных бумаг, премию к рыночной цене ценной бумаги, возможность замены ценных бумаг);
в) максимальное количество заявок на заключение договоров займа ценных бумаг от одной кредитной организации;
г) расписание заключения договоров займа ценных бумаг.
106. Федеральное казначейство перед заключением договоров займа ценных бумаг:
а) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию, указанную в пункте 105 настоящего Порядка;
б) определяет кредитные организации, соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 47 Правил.
Федеральное казначейство не заключает договоры займа ценных бумаг с кредитной организацией в случае несоответствия кредитной организации требованиям, предусмотренным пунктом 47 Правил.
107. Кредитная организация, соответствующая требованиям, предусмотренным пунктом 47 Правил, планирующая заключить договор займа ценных бумаг, направляет Федеральному казначейству заявку на заключение договора займа ценных бумаг.
Заявка на заключение договора займа ценных бумаг от кредитной организации должна содержать:
- наименование отправителя;
- наименование получателя;
- дату заключения договора займа ценных бумаг;
- срок договора займа ценных бумаг в календарных днях;
- дату возврата займа (далее - дата исполнения договора займа ценных бумаг);
- процентную ставку по договору займа ценных бумаг. При заключении договора займа ценных бумаг по фиксированной процентной ставке - фиксированную процентную ставку, по плавающей процентной ставке - базовую процентную ставку;
- реквизиты ценных бумаг из перечня ценных бумаг, предусмотренного подпунктом "б" пункта 105 настоящего Порядка, которые кредитная организация может получить по договору займа ценных бумаг;
- совокупную стоимость ценных бумаг (сумму займа), которые кредитная организация планирует получить по договору займа ценных бумаг;
- дополнительную информацию (указывается в случае необходимости).
Фиксированная процентная ставка или базовая процентная ставка, указываемая кредитной организацией в заявке, не может быть ниже минимальной фиксированной процентной ставки или минимальной базовой процентной ставки, установленной Федеральным казначейством в соответствии с пунктом 105 настоящего Порядка.
108. Федеральное казначейство принимает заявки от кредитных организаций на заключение договора займа ценных бумаг, осуществляет их рассмотрение и проверку на соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 105 и 107 настоящего Порядка.
Федеральное казначейство не рассматривает заявки от кредитных организаций на заключение договора займа ценных бумаг, несоответствующие требованиям, предусмотренным пунктами 105 и 107 настоящего Порядка.
Федеральное казначейство при получении заявки от кредитной организации на заключение договора займа ценных бумаг рассчитывает для кредитной организации лимит, в пределах которого кредитная организация вправе подавать заявку кредитной организации на заключение договора банковского депозита в ходе проведения отбора заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита (далее - Лимит на заявки), по формуле, определенной пунктом 43 Порядка работы по размещению средств федерального бюджета, средств единого казначейского счета, резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иных средств на банковских депозитах, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27 апреля 2023 г. N 10н 3.
Федеральное казначейство проверяет совокупную стоимость ценных бумаг, которые кредитная организация может получить по договору займа ценных бумаг, указанную в заявке кредитной организации на заключение договора займа ценных бумаг, на не превышение Лимита на заявки.
Федеральное казначейство направляет кредитной организации, направившей заявку на заключение договора займа ценных бумаг, соответствующую требованиям, предусмотренным пунктами 105 и 107 настоящего Порядка, информацию о заключении договора займа ценных бумаг (встречную заявку), содержащую:
- наименование отправителя;
- наименование получателя;
- дату заключения договора займа ценных бумаг;
- срок договора займа ценных бумаг в календарных днях;
- дату исполнения договора займа ценных бумаг;
- процентную ставку по договору займа ценных бумаг. При заключении договора займа ценных бумаг по фиксированной процентной ставке - фиксированную процентную ставку, по плавающей процентной ставке - базовую процентную ставку, указанную в заявке на заключение договора займа ценных бумаг от кредитной организации;
- реквизиты ценных бумаг из перечня ценных бумаг, предусмотренного подпунктом "б" пункта 105 настоящего Порядка, которые кредитная организация может получить по договору займа ценных бумаг;
- совокупную стоимость ценных бумаг (сумму займа), которые кредитная организация может получить по договору займа ценных бумаг;
- дополнительную информацию (указывается в случае необходимости).
В случае превышения совокупной стоимости ценных бумаг, которые кредитная организация планирует получить по договору займа ценных бумаг, указанной в заявке кредитной организации на заключение договора займа ценных бумаг, над Лимитом на заявки, Федеральное казначейство указывает в информации о заключении договора займа ценных бумаг совокупную стоимость ценных бумаг, которые кредитная организация может получить по договору займа ценных бумаг, равную Лимиту на заявки.
109. Заключение договоров займа ценных бумаг осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, Генеральным соглашением, правилами биржи, привлекаемой Федеральным казначейством в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Постановления, Документами клиринговой организации и документами центрального депозитария.
Федеральное казначейство уведомляет кредитные организации о привлечении биржи и биржу о кредитных организациях, с которыми могут быть заключены договоры займа ценных бумаг.
Уведомление кредитных организаций о привлечении биржи осуществляется Федеральным казначейством путем размещения информации на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Договор займа ценных бумаг считается заключенным и ценные бумаги считаются переданными Федеральным казначейством кредитной организации по договору займа ценных бумаг в момент зачисления ценных бумаг на счет депо кредитной организации в центральном депозитарии.
110. Кредитная организация до заключения договоров займа ценных бумаг направляет в Федеральное казначейство доверенность или иной правоустанавливающий документ на право заключения договора займа ценных бумаг с Федеральным казначейством (при подписании руководителем кредитной организации не требуется) и обязуется в случае необходимости их своевременно актуализировать.
Федеральное казначейство до заключения договоров займа ценных бумаг проверяет актуальность документов, подтверждающих право на заключение договора займа ценных бумаг с Федеральным казначейством уполномоченными лицами кредитной организации.
В случае если право на заключение договора займа ценных бумаг с Федеральным казначейством уполномоченными лицами кредитной организации не подтверждено, Федеральное казначейство не заключает договоры займа ценных бумаг с кредитной организацией.
Федеральное казначейство уведомляет биржу об уполномоченных лицах кредитных организаций, наделенных правом на заключение договора займа ценных бумаг.
111. Кредитная организация, планирующая заключить договор займа ценных бумаг, до его заключения:
предоставляет право на списание Центральным банком Российской Федерации в пользу Федерального казначейства денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации (субсчета) в Центральном банке Российской Федерации на основании поручения Федерального казначейства без распоряжения владельца счета в случае нарушения кредитной организацией обязательств по договору займа ценных бумаг по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени);
предоставляет право на списание Расчетной организацией, при осуществлении расчетов с использованием счета в Расчетной организации, в пользу Федерального казначейства денежных средств со счетов кредитной организации, открытых в Расчетной организации, на основании поручения Федерального казначейства без распоряжения владельца счета в случае нарушения кредитной организацией обязательств по договору займа ценных бумаг по уплате денежных средств и неустойки (штрафы, пени);
предоставляет право на списание центральным депозитарием в пользу Федерального казначейства ценных бумаг, переданных по договорам займа ценных бумаг, со счетов депо кредитной организации, открытых в центральном депозитарии, без распоряжения владельца счета в случае нарушения кредитной организацией обязательств по возврату ценных бумаг по договору займа ценных бумаг.
Кредитная организация предоставляет в Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) по месту заключения Генерального соглашения копии документов, подтверждающих предоставление указанного права.
112. Федеральное казначейство в случае непредставления кредитной организацией Федеральному казначейству (территориальному органу Федерального казначейства) копий документов, указанных в пункте 111 настоящего Порядка, не заключает договоры займа ценных бумаг с кредитной организацией.
113. В случае решения Федерального казначейства о возможности замены ценных бумаг по договору займа ценных бумаг кредитная организация вправе осуществлять замену ценных бумаг, полученных по договору займа ценных бумаг, на другие ценные бумаги, переданные Федеральному казначейству по договорам репо.
Замена ценных бумаг по договору займа ценных бумаг осуществляется в соответствии с Документами клиринговой организации.
В случае если договором займа ценных бумаг не предусмотрена возможность осуществлять замену полученных ценных бумаг на другие ценные бумаги, то по договору репо, по которому получены переданные в заем ценные бумаги, замена ценных бумаг не осуществляется по ценным бумагам, переданным в заем.
114. Федеральное казначейство по результатам заключения договоров займа ценных бумаг ежемесячно размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сводную информацию о результатах заключения договоров займа ценных бумаг 4.
115. Договор займа ценных бумаг подлежит досрочному исполнению кредитной организацией в случае досрочного исполнения второй части договора репо, по которому полученные ценные бумаги переданы в заем, или по инициативе кредитной организации, или в иных случаях в соответствии с положениями настоящего Порядка.
В случае досрочного исполнения договора займа ценных бумаг сторона, инициирующая досрочное исполнение договора займа ценных бумаг, предварительно письменно уведомляет об этом другую сторону и клиринговую организацию не позднее дня, предшествующего дате досрочного исполнения договора займа ценных бумаг, путем направления письменного уведомления о досрочном исполнении договора займа ценных бумаг в соответствии с Документами клиринговой организации.
116. В случае нарушения кредитной организацией условий настоящего Порядка и (или) договора займа ценных бумаг по возврату ценных бумаг и (или) уплаты процентов за пользование займом, кредитная организация обязана уплатить Федеральному казначейству неустойку (штрафы, пени).
Подтверждением нарушения кредитной организацией условий договора займа ценных бумаг являются выписки со счета Федерального казначейства, предоставляемые соответственно Центральным банком Российской Федерации и (или) Расчетной организацией, выписка со счета депо Федерального казначейства, предоставляемая центральным депозитарием, и отчет, предоставляемый клиринговой организацией.
117. Неустойка (штрафы, пени) по договору займа ценных бумаг уплачивается кредитной организацией Федеральному казначейству за каждый день просрочки исполнения обязательств.
Неустойка (штрафы, пени) по договору займа ценных бумаг начисляется кредитной организации Федеральным казначейством в размере двойной ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательств по договору займа ценных бумаг, установленный договором займа ценных бумаг, от суммы неисполненных обязательств.
Неустойка (штрафы, пени) начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем исполнения договора займа ценных бумаг, установленного договором займа ценных бумаг, до дня фактического исполнения обязательств по договору займа ценных бумаг включительно.
Если дни периода начисления неустойки (штрафы, пени) приходятся на календарные годы с различным количеством дней (365 и 366 дней), то начисление процентов за дни, приходящиеся на календарный год с количеством дней 365, производится из расчета 365 календарных дней в году, а за дни, приходящиеся на календарный год с количеством дней 366, производится из расчета 366 календарных дней в году.
118. Неустойка (штрафы, пени) по договору займа ценных бумаг уплачивается кредитной организацией Федеральному казначейству не позднее двадцати рабочих дней со дня фактического исполнения обязательств по договору займа ценных бумаг.
Уплата неустойки (штрафы, пени) не освобождает кредитную организацию от исполнения обязательств по договору займа ценных бумаг.
119. Федеральное казначейство информирует кредитную организацию о неустойке (штрафы, пени) по договору займа ценных бумаг, направляя кредитной организации не позднее пяти рабочих дней со дня фактического исполнения обязательств по договору займа ценных бумаг письменное уведомление о неустойке (штрафы, пени) и порядке ее уплаты.
120. В случае нарушения кредитной организацией условия договора займа ценных бумаг по возврату ценных бумаг центральный депозитарий проводит списание в пользу Федерального казначейства ценных бумаг в количестве, не возвращенном по договору займа ценных бумаг, со счетов депо кредитной организации, открытых в центральном депозитарии без распоряжения владельца счета, в соответствии с документами, указанными в пункте 111 настоящего Порядка.
Федеральное казначейство в случае нарушения кредитной организацией условия договора займа ценных бумаг по уплате процентов за пользование займом и (или) неустойки (штрафы, пени) обращается в Центральный банк Российской Федерации и (или) Расчетную организацию (при осуществлении расчетов с использованием счета в Расчетной организации) с требованием о проведении списания в пользу Федерального казначейства суммы неисполненных обязательств кредитной организации по договору займа ценных бумаг по уплате процентов за пользование займом и (или) неустойки (штрафы, пени) с корреспондентского счета кредитной организации в Центральном банке Российской Федерации и (или) счетов кредитной организации в Расчетной организации на основании поручения Федерального казначейства, без распоряжения владельца счета, в соответствии с документами, указанными в пункте 111 настоящего Порядка.
121. При взыскании Федеральным казначейством неисполненных обязательств кредитной организации по договору займа ценных бумаг и неустойки (штрафы, пени) Федеральное казначейство вправе использовать ценные бумаги, полученные от кредитной организации по договорам репо, для покрытия неисполненных обязательств кредитной организации.
122. Федеральное казначейство информирует кредитную организацию о проведенных операциях по взысканию неисполненных обязательств по договору займа ценных бумаг и неустойки (штрафы, пени), направляя кредитной организации не позднее пяти рабочих дней со дня взыскания неисполненных обязательств письменное уведомление о взыскании неисполненных обязательств с уведомлением о неустойке (штрафы, пени), указанном в пункте 119 настоящего Порядка.
123. В случае неисполнения кредитной организацией обязательств по договору репо и (или) по договору займа ценных бумаг, включая неустойку (штрафы, пени), Федеральное казначейство не заключает договоры репо и договоры займа ценных бумаг с кредитной организацией до рабочего дня, следующего за днем исполнения обязательств по соответствующему договору, включая неустойку (штрафы, пени).
124. Федеральное казначейство в случае повторного в течение календарного года ненадлежащего исполнения кредитной организацией обязательства по возврату ценных бумаг по договору займа ценных бумаг и (или) уплаты процентов за пользование займом не заключает с кредитной организацией договоры займа ценных бумаг в течение шести месяцев со дня повторного нарушения.
------------------------------
1 В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.
2Подпункт "б" пункта 4 Постановления.
3 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2023 г., регистрационный N 73704, с изменениями, внесенными приказами Федерального казначейства от 22 сентября 2023 г. N 20н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2023 г., регистрационный N 75946) и от 9 июля 2024 г. N 7н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 августа 2024 г., регистрационный N 79329).
4Пункт 52 Правил.
------------------------------