Решение Калининградского областного суда от 20 октября 2023 г. N 3а-252/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "П." об оспаривании нормативного акта Правил землепользования и застройки МО "Янтарный городской округ", утв. Приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года N 531 в части, установил:
ООО "П." обратилось с административным иском в суд, указав, что является арендатором земельного участка N, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, общей площадью 94 920 кв. м., из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного назначения. Право аренды подтверждается дополнительным соглашением от 14 июня 2013 года к договору аренды земельного участка N 318/2021 от 25 апреля 2021 года. Срок аренды установлен до 25 апреля 2027 года. Решением окружного совета депутатов муниципального образования "Янтарный городской округ" от 6 декабря 2012 года N 13 был утвержден генеральный план, которым земельный участок N отнесен к функциональной зоне Cx-1 - "территория сельскохозяйственного использования (сенокосы, выпасы, пастбища)". Соответственно установленному функциональному зонированию территория земельного участка N была отнесена правилами землепользования и застройки, утвержденными решением окружного совета депутатов от 25 декабря 2012 года N 26, к территориальной зоне Cx-1 - "территория сельскохозяйственного использования (сенокосы, выпасы, пастбища)". Данное территориальное планирование и градостроительное зонирование соответствовали целям договора аренды N 318/2012 от 25 апреля 2012 года, а также фактическому использованию и разрешенному виду использования земельного участка: сельскохозяйственное использование (назначение) - выпас лошадей (1.19), сенокошение (1.20). Земельный участок N, предоставленный в аренду для сельскохозяйственного использования, используется Обществом для выпаса лошадей (открытая левада), как собственных лошадей (7 шт.) так и принятых на постой. Участок огорожен, по периметру оборудован "электронным пастухом", на участке также расположены две деревянные постройки - навесы для укрытия лошадей от дождя в период выпаса с подкормкой. Земельный участок используется также для сенокошения. Заготовку сена Общество осуществляет самостоятельно и использует сено для подкормки животных в зимний период. Административный истец осуществляет сельскохозяйственное производство, связанное с разведением лошадей. Данные обстоятельства также подтверждаются уплатой арендной платы по договору N 318/2021 от 25 апреля 2021 года, расчет которой сделан с учетом коэффициента 6,0%, применяемого администрацией для расчета платы за аренду земли, используемой арендатором исключительно для сельскохозяйственного использования, на основании решения окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ" от 04 апреля 2018 г. N 20. Постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2021 года N 370 утвержден генеральный план муниципального образования "Янтарный городской округ", которым спорный земельный участок, как и в редакции генерального плана 2012, отнесен к функциональной зоне - Сх - зона сельскохозяйственного использования. Пунктом 5.11 главы 5 генерального плана в редакции 2021 года определено, что зона сельскохозяйственного использования предназначена для размещения объектов сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ведения сельского хозяйства, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства, для целей аквакультуры (рыбоводства), научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей, созданием защитных лесных насаждений, развития объектов сельскохозяйственного назначения, а также сопутствующих объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов первичной ступени культурно-бытового обслуживания. Приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года N 531 утверждены новые Правила землепользования и застройки МО "Янтарный городской округ", согласно которым земельный участок N отнесен к территориальной зоне "Сх-3", с определением перечня основных видов разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, согласно главе 40 (таблица 68, пункты 280-283 Правил), в соответствии с которой из перечня исключены такие виды разрешенного использования, как сенокошение (1.19) и выпас сельскохозяйственных животных (1.20). В соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 N 61482). установлен вид разрешенного использования земельных участков "Сельскохозяйственное использование", то есть ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.20, из которых: 1.19 - сенокошение (кошение трав, сбор и заготовка сена) и 1.20. - выпас сельскохозяйственных животных. 18 февраля 2022 года в официальном печатном издании муниципалитета - газете "Наш Янтарный" выпуск N 6 (892) был опубликован проект Правил землепользования и застройки (стр. 9) с публикацией решения окружного Совета депутатов от 15.02.2022 N 24 о назначении на 29 апреля 2022 года проведения публичных слушаний по данному проекту (стр. 33). Размещенный в официальном печатном издании и на официальном сайте Проект Правил предусматривал наличие территориальных зон Сх-2 и Сх-З, в перечнях основных видов разрешенного использования которых отсутствовали такие виды разрешенного использования земельных участков, как 1.19 и 1.20. В связи с изложенным на состоявшихся публичных слушаниях Общество просило либо включить в Проект ранее установленную в отношении земельного участка N территориальную зону Сх-1, которой предусматривалось наличие видов 1.19, 1.20, либо включить в Проект в основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства градостроительного регламента территориальной зоны "зона сельскохозяйственного использования" (индекс Сх-3) ранее установленные виды разрешенного использования - "сенокошение" (код 1.19) и "выпас сельскохозяйственных животных" (код 1.20). Однако, данные замечания при издании оспариваемого нормативного акта приняты во внимание не были. При этом, территориальная зона "Сх-2" согласно Правилам (таблица N 66 позиции N 10-11) содержит испрашиваемые виды разрешенного использования и полностью соответствует ранее установленным градостроительным регламентам, соответствует действующему Генеральному плану МО "Янтарный городской округ" и фактическому использованию земельного участка. В соответствии с пунктами 281, 282 Правил, условно разрешенные и вспомогательные виды использования земельных участков в территориальной зоне "Сх-3" не предусмотрены. В целях сохранения необходимого баланса частных и публичных интересов, обеспечения стабильности ранее сложившихся земельных и имущественных отношений, предоставления гарантий для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу оспариваемых в части изменений Правил землепользования и застройки и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства, полагает законным и обоснованным установление в отношении земельного участка территориальной зоны "Сх-2". Просит признать незаконными Правила землепользования и застройки муниципального образования "Янтарный городской округ", утвержденные Приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года N 531, в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны "Сх-3" и установить в отношении земельного участка территориальную зону "Сх-2" в установленном законом порядке.
Представитель административного истца ООО "П." С.Н.Н. заявленные административные исковые требования поддержала и пояснила, что при принятии оспариваемого нормативного акта не выражена позиция органов власти относительно возможного земельного участка N под пастбище и сенокошение, невозможность включения таких видов разрешенного использования в зону СХ-3 не аргументирована. Вопреки позиции административного ответчика, в черте населенного пункта пгт. Янтарный имеются земельные участки, отнесенные актуальными Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Янтарный городской округ" в территориальной зоне СХ-2.
Представитель административного ответчика Министерства градостроительной политики Калининградской области И.В.С. в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований. Как следует из данных ей пояснений и письменного отзыва, приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 21 июня 2021 года N 256 Министерством в установленном законом порядке обеспечивалась подготовка (актуализация) проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования "Янтарный городской округ" Калининградской области. Проект Правил направлен в Администрацию для организации и проведения публичных слушаний. Организатором публичных слушаний являлась администрация муниципального образования "Янтарный городской округ" Калининградской области. Проект Правил был размещен на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Срок проведения публичных слушаний был установлен с 18 февраля 2022 года по 13 мая 2022 года. В целях доведения до населения информации о содержании Проекта Правил Администрацией в рамках проведения информационной компании состоялись следующие мероприятия: размещена и обеспечена работа экспозиций демонстрационных материалов, проведение консультаций по Проекту Правил в помещении отдела градостроительства, архитектуры и территориального развития администрации в здании, расположенном по адресу: <адрес>; в общественно-политической газете "Наш Янтарный" N 6 (892) от 18 февраля 2022 года; опубликованы и размещены на официальном сайте муниципального образования "Янтарный городской округ" Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующие материалы: решение окружного Совета депутатов муниципального образования "Янтарный городской округ" от 15.02.2022 N 24 "О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования "Янтарный городской округ"; оповещение о начале публичных слушаний, содержащее информацию о дате, времени, месте проведения публичных слушаний, порядок и сроки приема замечаний и предложений по Проекту Правил, адрес, по которому принимаются замечания и предложения. Собрание участников публичных слушаний состоялось 29 апреля 2022 года. В публичных слушаниях приняли участие 44 участника. ООО "П." также высказало свое предложение о внесении изменений в Проект Правил в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны "Зона сельскохозяйственных угодий" (индекс "Сх-1"), либо о включении в основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства градостроительного регламента территориальной зоны "Зона сельскохозяйственного использования из земель населенных пунктов" (индекс "Сх-3") видов разрешенного использования "Сенокошение" (код 1.19), "Выпас сельскохозяйственных животных" (код 1.20). По результатам публичных слушаний Администрацией подготовлен протокол публичных слушаний по Проекту Правил от 29 апреля 2022 года. Заключение о результатах публичных слушаний Проекта Правил от 11 мая 2022 года N 2120 публиковано в общественно-политической газете "Наш Янтарный" от 13 мая 2022 года N 18 (904) и размещено на официальном сайте МО "Янтарный городской округ" Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В заключении о результатах публичных слушаний отражено аргументированное мнение Администрации, являющейся организатором публичных слушаний, о несогласии с предложением ООО "П." о внесении испрашиваемых изменений. По результатам публичных слушаний по Проекту Правил было подготовлено заключение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, в котором, принимая во внимание аргументированное мнение Администрации, а также отсутствие сельскохозяйственных угодий на территории муниципального образования "Янтарный городской округ", Комиссией принято решение об отнесении земельного участка N к территориальной зоне "Зона сельскохозяйственного использования из земель населенных пунктов" (код "Сх-3") без дополнения градостроительного регламента видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства "Сенокошение" (код 1.19), "Выпас сельскохозяйственных животных" (код 1.20). Законом Калининградской области от 07.07.2022 N 106 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области от 07.07.2022 N 106) внесены изменения, согласно которым подпункты 2, 3 пункта 1 признаны утратившими силу; подпункт 11 пункта 2 изложен в следующей редакции: "11) принятие решения о подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, их утверждение, внесение изменений в такие документы;"; пункт 12 изложен в следующей редакции: "12) принятие решения о подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, утверждение правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в указанные правила". С 12 июля 2022 года полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы, утверждению правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы переданы уполномоченному Правительством Калининградской области органу государственной власти Калининградской области, которым в настоящее время является Министерство градостроительной политики Калининградской области. 23 декабря 2022 года Министерством был издан приказ N 531 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Янтарный городской округ" Калининградской области", который размещен на Официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 29 декабря 2022 года за номером N. Таким образом, оспариваемый приказ от 23 декабря 2022 года N 531 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Янтарный городской округ" Калининградской области" принят Министерством в рамках установленных полномочий и с соблюдением установленного Градостроительным кодексом РФ порядка.
Представитель заинтересованного лица администрации МО "Янтарный городской округ" М.Т.М. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала. Согласно письменному отзыву и данным ей пояснениям, п. 274 указанных Правил землепользования и застройки предусмотрено, что территориальная зона Сх-2 - это зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенная для ведения сельского хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения из земель сельскохозяйственного назначения, выделена для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и предназначена для ведения сельского хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения на землях сельскохозяйственного назначения (за границами населенных пунктов). Поскольку земельный участок N находится в границах населенного пункта, заявленное требование административного истца установить в отношении этого земельного участка территориальную зону "Сх-2" является необоснованным и не подлежат удовлетворению. Земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ может использоваться без установления срока приведения его в соответствие с градостроительным регламентом, он находится в пользовании ООО "П." на праве аренды сроком до 25 апреля 2027 года, т.е. какие-либо права арендатора не нарушены. Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленном порядке, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Концепция развития Янтарного ГО предполагает приоритет туристической отрасли, но не сельскохозяйственного производства, в связи с чем наличие обширного земельного участка для сельскохозяйственных угодий в центре населенного пункта представляется нецелесообразным.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные административные исковые требования оставить без удовлетворения, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
Законом Калининградской области от 7 июня 2004 года N 402 муниципальное образование "Поселок Янтарный" наделен статусом городского округа, в состав городского округа включены поселок городского типа Янтарный, поселки Покровское и Синявино.
В последующем статус муниципального образования "Янтарный городской округ" не изменялся.
Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
1 января 2017 года вступил в силу Закон Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", которым полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы, утверждению правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
Статьей 2 названного Закона предусмотрены переходные положения, согласно которым документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, разработка которых была начата до вступления в силу настоящего Закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в ч. 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Согласно ч. 2 Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а частью 4 этой же статьи определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
В силу ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Пунктом 3 части 2 этой же статьи определено, что границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6 и 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водопроводными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ, части 1 и 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам сельскохозяйственного использования (статья 85 Земельного кодекса РФ).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 5.1 ГрК РФ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания. В силу ч. 4 этой статьи процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Согласно пп. 22 п. 11 Положения о Министерстве градостроительной политики Калининградской области, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 03.03.2022 N 107, данное ведомство принимает решения о подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, утверждает правила землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, вносит изменения в указанные правила.
Установлено, что приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 21 июня 2021 года N 256 обеспечена подготовка проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования "Янтарный городской округ" Калининградской области.
Проект Правил направлен в Администрацию МО "Янтарный городской округ" Калининградской области для организации и проведения публичных слушаний. Организатором публичных слушаний являлась администрация муниципального образования "Янтарный городской округ" Калининградской области, проект был размещен на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Срок проведения публичных слушаний был установлен с 18 февраля 2022 года по 13 мая 2022 года.
В целях доведения до населения информации о содержании Проекта Правил Администрацией в рамках проведения информационной компании состоялись следующие мероприятия: размещена и обеспечена работа экспозиций демонстрационных материалов, проведение консультаций по Проекту Правил в помещении отдела градостроительства, архитектуры и территориального развития администрации в здании, расположенном по адресу: <адрес>; в общественно-политической газете "Наш Янтарный" N 6 (892) от 18 февраля 2022 года; опубликованы и размещены на официальном сайте муниципального образования "Янтарный городской округ" Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": решение окружного Совета депутатов муниципального образования "Янтарный городской округ" от 15.02.2022 N 24 "О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования "Янтарный городской округ"; оповещение о начале публичных слушаний, содержащее информацию о дате, времени, месте проведения публичных слушаний, порядок и сроки приема замечаний и предложений по Проекту Правил, адрес, по которому принимаются замечания и предложения.
Собрание участников публичных слушаний состоялось 29 апреля 2022 года.
В рамках публичных слушаний ООО "П." внесло предложение о внесении изменений в Проект Правил в части установления в отношении земельного участка N территориальной зоны "Зона сельскохозяйственных угодий" (индекс "Сх-1") либо о включении в основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства градостроительного регламента территориальной зоны "Зона сельскохозяйственного использования из земель населенных пунктов" (индекс "Сх-3") видов разрешенного использования "Сенокошение" (код 1.19), "Выпас сельскохозяйственных животных" (код 1.20).
По результатам публичных слушаний Администрацией подготовлен протокол публичных слушаний по Проекту Правил от 29 апреля 2022 года.
Заключение о результатах публичных слушаний Проекта Правил от 11 мая 2022 года N 2120 публиковано в общественно-политической газете "Наш Янтарный" от 13 мая 2022 года N 18 (904) и размещено на официальном сайте МО "Янтарный городской округ" Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
23 декабря 2022 года Министерством был издан приказ N 531 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Янтарный городской округ" Калининградской области", который размещен на Официальном интернет-портале правовой информации (parvo.gov.ru) 29 декабря 2022 года за номером N.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом в установленном порядке и опубликован.
ООО "П." является арендатором земельного участка N, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, общей площадью 94920 кв. м., из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного назначения, что подтверждается дополнительным соглашением от 14 июня 2013 года к договору аренды земельного участка N 318/2021 от 25 апреля 2021 года.
Согласно ранее действовавшим Правилам землепользования и застройки МО "Янтарный городской округ", утв. Решением окружного Совета депутатов от 25 декабря 2012 года N 26, указанный земельный участок находился в территориальным зонам СХ-1 - зона сельскохозяйственных угодий, Р - зона рекреационного назначения.
В соответствии с предложенным на обсуждение проектом новых Правил предусматривалось отнесение земельного участка N к территориальной зоне СХ-3, которым виды разрешенного использования - сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных (позиции 1.19, 1.20 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412) не предусмотрены.
Как указано выше, ООО "П." приняло участие в общественных слушаниях по проекту Правил землепользования и застройки.
В заключении о результатах публичных слушаний изложено мнение Администрации МО "Янтарный городской округ", являющейся организатором публичных слушаний, о несогласии с предложением ООО "П." о внесении испрашиваемых изменений, поскольку земельный участок N может использоваться без установления срока приведения вида разрешенного использования в соответствие с градостроительным регламентом.
По результатам публичных слушаний по Проекту Правил было подготовлено заключение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, в котором, принимая во внимание аргументированное мнение Администрации, а также отсутствие сельскохозяйственных угодий на территории муниципального образования "Янтарный городской округ", Комиссией принято решение об отнесении земельного участка N к территориальной зоне "Зона сельскохозяйственного использования из земель населенных пунктов" (код "Сх-3") без дополнения градостроительного регламента видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства "Сенокошение" (код 1.19), "Выпас сельскохозяйственных животных" (код 1.20).
Согласно положениям части 3 статьи 9, частям 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, что в данном случае соблюдено.
Правилами землепользования и застройки МО "Янтарный городской округ", утв. приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области от 23 декабря 2022 года N 531, предусмотрены две территориальные зоны: СХ-2 - за границами населенных пунктов (п. 274 Правил), и СХ-3.
Таким образом, в отношении земельного участка N, находящегося в границах населенного пункта, территориальная зона СХ-2 не могла быть установлена.
Наличие различных территориальных зон сельскохозяйственного использования отвечает принципу дифференцирования использования территорий, их градостроительного регламента с целью оптимизации их использования, что приведенным выше положениям нормативных актов, имеющим большую юридическую силу, соответствует.
Положения оспариваемого нормативного акта в части территориальной зоны земельного участка N соответствуют вынесенному на общественное обсуждение проекту Правил.
Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе продолжать использование этого участка по виду, разрешенному до такого изменения, без какого-либо ограничения по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов.
Таким образом, установление территориальной зоны СХ-3, в границах которой расположен спорный участок, не влечет нарушения прав ООО "П." как арендатора, поскольку позволяет продолжать его эксплуатацию в соответствии с имеющимся видом разрешенного использования, и вопреки позиции административного истца, не порождает какой-либо неопределенности в этом вопросе.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития МО "Янтарный городской округ" до 2028 года, утв. решением окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ" от 20 декабря 2018 года N 68, туристическая деятельность определена как одна из ведущих отраслей. Направлением экономического развития является создание на территории муниципального образования рекреационного туристического комплекса европейского уровня. Развитие сельского хозяйства среди приоритетных целей развития городского округа не указано.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованными доводы администрации МО "Янтарный городской округ" о том, что отнесение обширного земельного участка N в черте населенного пункта к сельскохозяйственным угодьям не вполне отвечает целям и задачам перспективного развития пгт Янтарный.
Наличие в черте населенного пункта земельных участков в территориальной зоне СХ-2, на что ссылается административный истец, не опровергает вышеприведенных доводов и не отменяет действие п. 274 Правил землепользования и застройки.
Таким образом, поскольку оспариваемый нормативный акт не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления ООО "П." - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 20 октября 2023 г. N 3а-252/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании