Новая форма налоговой декларации по земельному налогу
Форма налоговой декларации по земельному налогу, утвержденная приказом МНС России от 12.04.02 г. N БГ-3-21/197, была громоздкой, с большим количеством приложений, однако в ней не содержалось многих показателей, необходимых для исчисления земельного налога. Поэтому возникла необходимость в создании другой формы декларации. Новая форма налоговой декларации по земельному налогу и инструкция по ее заполнению введены приказом МНС России от 29.12.03 г. N БГ-3-21/725*(1), зарегистрированным в Минюсте России 20.01.04 г. N 5432.
Налоговая декларация по земельному налогу представляется налогоплательщиками в налоговые органы, в которых эти налогоплательщики состоят на учете по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. При наличии объектов налогообложения на территории нескольких муниципальных образований, находящихся в ведении одного налогового органа, в котором осуществляется постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения земельных участков, заполняется одна налоговая декларация. При этом на каждый объект налогообложения заполняется отдельный лист соответствующего Раздела 1, 2, 3, 4 и 5. Организации, которые состоят на учете в межрегиональных (межрайонных) инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту нахождения земельных участков в общеустановленном порядке.
Декларация представляется на бумажном носителе и заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Можно заполнить налоговую декларацию на пишущей машинке или сделать распечатку на принтере.
На титульном листе декларации российской и иностранной организацией указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), который присвоен организации тем налоговым органом, куда представляется налоговая декларация. В частности, для российской организации ИНН и КПП по месту нахождения организации указываются в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-7, утвержденной приказом МНС России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309. КПП по месту нахождения обособленного подразделения российской организации приводится согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-8, утвержденной этим же приказом. КПП по месту нахождения недвижимого имущества и по месту нахождения принадлежащего юридическому лицу транспортного средства указывается на основании соответствующего Уведомления о постановке на учет по формам N 12-1-9 и 12-1-10, утвержденным данным приказом.
Если декларация подается иностранной организацией, то ИНН и КПП по месту нахождения отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, приводятся на основании Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД, утвержденной приказом МНС России от 7.04.2000 г. N АП-3-06/124, и/или информационного письма об учете в налоговом органе отделения иностранной организации по форме N 2201И, утвержденной этим приказом.
На листе 1 титульного листа налогоплательщик должен указать:
вид документа (если налоговая декларация подается в первый раз, то в соответствующей ячейке проставляется "1", т.е. документ первичный. При представлении налоговой декларации, в которой отражены налоговые обязательства с учетом внесенных дополнений и изменений, в реквизите титульного листа "Вид документа" указывается код 3 - корректирующий с отражением через дробь номера, свидетельствующего о том, какая по счету налоговая декларация с учетом внесенных изменений и дополнений представляется налогоплательщиком в налоговый орган, например 3/1, 3/2, 3/3);
налоговый период, за который представлена декларация: если за год - проставляется "0", если иное, то указывается "2" (по земельному налогу налоговым периодом является год, поэтому в соответствующей ячейке указывается "0");
полное наименование налогового органа, в который представляется налоговая декларация, и его код (например, 3217, где первые две цифры - код региона, следующие две цифры - номер налогового органа);
полное наименование российской организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах, либо полное наименование отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, в соответствии с учредительными документами;
основной государственный регистрационный номер (ОГРН) в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (форма N Р51001) или Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. (форма N Р57001), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. N 439 (в ред. на 16.10.03 г. N 630) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей";
количество страниц, включенных в декларацию;
количество листов подтверждающих документов или их копий, приложенных к декларации.
Если на странице 1 декларации не указан ИНН руководителя, главного бухгалтера организации или уполномоченного представителя, следует привести сведения, предусмотренные на странице 2 титульного листа. В этом случае указываются фамилия, имя, отчество руководителя, главного бухгалтера или уполномоченного представителя, номер контактного телефона с кодом города, сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование документа, серия, номер, кем выдан и дата выдачи), адрес места жительства. Для взаимодействия налогового органа с руководителем, главным бухгалтером организации и уполномоченным представителем указывается номер контактного телефона с кодом города. При наличии домашнего и служебного телефонов даются оба номера.
В строке "вид документа, удостоверяющего личность" записывается конкретное название документа (паспорт, удостоверение личности, военный билет и т.п.) и указывается его код в соответствии со справочником, действующим в системе налоговых органов. Далее приводятся реквизиты, которые имеются в документе, удостоверяющем личность. Указывается также адрес места жительства в Российской Федерации на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если это не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность), с обязательным указанием почтового индекса и кода субъекта Российской Федерации в соответствии со справочником, действующим в системе налоговых органов.
Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)" заполняется по всем земельным участкам, признаваемым объектами налогообложения, находящимся в пределах соответствующего муниципального образования. В Разделе 1 приводятся следующие сведения:
наименование соглашения о разделе продукции (для участков недр, предоставленных в пользование на условиях соглашения о разделе продукции);
код бюджетной классификации, соответствующий земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения (код - 1050701), земельному налогу за земли городов и поселков (код - 1050702), земельному налогу за другие земли несельскохозяйственного назначения (код - 1050703). Коды бюджетной классификации указываются в соответствии с приложением 2 к Федеральному закону от 15.08.96 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации";
код ОКАТО муниципального образования, на территории которого находятся земельные участки организации (код ОКАТО указывается в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления);
сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего муниципального образования;
сроки уплаты налога и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по соответствующему сроку уплаты налога.
В форму налоговой декларации включены также Разделы 2, 3, 4 и 5, в которых содержатся расчеты по земельному налогу в зависимости от категорий земельных участков и налогоплательщиков.
В Разделе 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по землям поселений; по расположенным вне населенных пунктов землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения; по землям водного фонда" ведется расчет налоговой базы и суммы налога по каждому земельному участку, расположенному на территории города или поселка, а также по расположенным вне населенных пунктов землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения. Этот Раздел заполняется организациями, которые используют земельные участки непосредственно для указанных целей, а также по земельным участкам, занятым полигонами (кроме военных) и аэродромами, расположенными вне населенных пунктов, и земельным участкам, расположенным в полосе отвода железных дорог. Раздел 2 предназначен также для расчета налоговой базы и суммы налога по землям водного фонда, и этот Раздел заполняется организациями за земли водного фонда как покрытые, так и не покрытые водой, расположенные вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях.
В Разделе 3 приводятся показатели налоговой базы и суммы налога по землям лесного фонда. Здесь ведется расчет по землям лесного фонда, предоставленным для заготовки древесины, а также по сельскохозяйственным угодьям в составе лесного фонда и по землям лесного фонда, предоставленным для рекреационных целей.
В Разделе 4 производится расчет суммы налога и определяется налоговая база по сельскохозяйственным угодьям.
Показатели налоговой базы и суммы налога в Разделе 5 заполняют дачно-строительные, гаражно-строительные, жилищно-строительные кооперативы, садоводческие, огороднические и животноводческие товарищества. Этот Раздел заполняется правлением товарищества или кооператива отдельно по каждому земельному участку, находящемуся в собственности, владении или пользовании данных кооперативов и товариществ.
Налоговую декларацию представляют плательщики земельного налога, которыми признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. При этом организации, являющиеся юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны подавать в налоговые органы налоговые декларации по земельному налогу.
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, вместо налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Эти организации уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают земельный налог и должны представлять в налоговые органы соответствующие налоговые декларации.
Организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, согласно главе 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ признаются плательщиками земельного налога и обязаны представлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.
Плательщиками земельного налога признаются организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 НК РФ (новая редакция), введенной в действие Федеральным законом от 11.11.03 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Плательщики единого сельскохозяйственного налога обязаны представлять в налоговые органы налоговую декларацию по земельному налогу.
Организации, которые освобождены от уплаты земельного налога в соответствии со ст.12-14 Закона Российской Федерации "О плате за землю", должны представлять налоговые декларации в налоговые органы, так как ст.12 этого Закона устанавливает льготы по взиманию платы за землю, но не выводит те или иные земельные участки из объектов налогообложения и не освобождает организации от обязанностей налогоплательщиков. Льготы, предоставленные согласно ст.13 и 14 указанного Закона органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не дают оснований на освобождение организаций от обязанности подавать налоговые декларации. Поэтому организации, полностью освобожденные от уплаты земельного налога, должны представлять в налоговые органы налоговые декларации по земельному налогу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Организации исполняют обязанность по уплате налога согласно ст.45 НК РФ в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Суммы земельного налога должны уплачиваться равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Вместе с тем органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. В этом случае налогоплательщик должен уплатить земельный налог также равными долями в сроки, установленные органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Если земельный участок предоставлен организации в течение календарного года, то земельный налог уплачивается в сроки, следующие за месяцем предоставления земельного участка. Если законодательством субъекта Российской Федерации не установлено помесячных (поквартальных) сроков уплаты, а земельный участок предоставлен после истечения сроков уплаты, установленных Законом Российской Федерации "О плате за землю", налогоплательщик уплачивает сумму налога по срокам, установленным законодательством, следующего года.
При заполнении налоговой декларации сроки уплаты земельного налога указываются в Разделе 1. Если организация уплачивает налог дважды (не позднее 15 сентября и 15 ноября), то по коду строки 040 указывается "15 сентября", а по коду строки 050 - сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в установленный срок, которая определяется путем деления значения по коду строки 030 на два. По коду строки 040 указывается "15 ноября", а по коду строки 050 - остальная часть общей суммы налога (т.е. сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в установленный срок, которая определяется как разница значений, указанных по коду строк 030 и 050). Если органами законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления установлены другие сроки уплаты налога, то указываются соответствующие сроки, установленные этими органами, и суммы налога, подлежащие уплате по каждому конкретному сроку.
Пример заполнения налоговой декларации
Организации, расположенной на территории Центрального экономического района, выделены земельные участки общей площадью 273 000 м2. Эти участки организация использует для производственных целей. Допустим, что численность населения в районном центре в городе, где частично расположены земельные участки организации, составляет 40 тыс. человек. Организация является плательщиком земельного налога. В состав ее земель входят земельные участки, занятые производством двигателей и оборудования для авиационной промышленности, площадью 150 000 м2 (расположены в черте города); земельный участок, занятый вспомогательным производством (расположен за чертой города вне населенного пункта), площадью 120 000 м2. На территории организации есть спортивная площадка площадью 3000 м2, которая используется для занятий спортом. Земельные участки на территории города, занятые производством двигателей и оборудования и спортивной площадкой, объединены в один массив на городской территории. Общая площадь земельных участков, занятых производством двигателей и оборудования и спортивной площадкой, составляет 153 000 м2. Земельные участки, занятые производством двигателей и спортивной площадкой, находящиеся на территории города, относятся к одному муниципальному образованию. Земельный участок для вспомогательного производства, находящийся вне черты города, относится к другому муниципальному образованию. Сроки уплаты налога установлены органами местного самоуправления: 1 июля, 1 октября и 10 декабря.
Налоговая декларация заполняется в такой последовательности: сначала для каждого вида земельного участка заполняются отдельные соответствующие Разделы 2, затем данные из этих разделов переносятся в Разделы 1 и после этого рассчитывается исчисленная сумма налога по соответствующим срокам уплаты. Поскольку первый земельный участок организации, занятый производством двигателей и оборудования и спортивной площадкой, находится на территории города, по нему должен быть заполнен Раздел 2. За земельный участок под вспомогательным производством, находящийся за чертой города, заполняется отдельный Раздел 2.
Заполнение Раздела 2
Земельный участок под производством двигателей и оборудования и спортивной площадкой имеет один кадастровый номер. По коду строки 010 указывается этот кадастровый номер: 41:10:11:28:02:0005 (значение условное). По коду строки 020 приводится код ОКАТО муниципального образования, где находятся земельные участки организации. Далее следует указать код категории земель. Он записывается по коду строки 030. Код категории земель определяется в соответствии с приложением 1 к инструкции, утвержденной приказом МНС России от 29.12.03 г. N БГ-3-21/725. Поскольку земельный участок, занятый производством, находится в городской черте, по коду строки 030 указывается "2280". Это код земель производственного назначения в черте городских (поселковых) земель.
Предположим, данный земельный участок используется весь год (12 месяцев). Тогда по коду строки 040, где указывается количество месяцев использования земельного участка в текущем налогом периоде, записывается "12".
Основное производство организации располагается на одном земельном участке, включая участок под производством двигателей и оборудования и спортивной площадкой, общей площадью 153 000 м2, и этот земельный участок указан в свидетельстве на право собственности на землю, выданном организации. В связи с этим по коду строки 050, по которой указывается площадь земельного участка в квадратных метрах, находящегося в собственности, владении или пользовании организации, записывается "153000".
По коду строки 060 указывается норма отвода земельного участка. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления либо в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или с правилами землепользования и застройки, землеустроительной и проектной документацией. Земельный участок (производство двигателей и оборудования и спортивная площадка) выделен организации без учета нормы отвода, так как ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления предельные размеры земельных участков по рассматриваемому в примере городу не установлены. Поэтому по коду строки 060 ставится прочерк.
По коду строки 070 записывается "3", поскольку по этому коду указывается зона градостроительной ценности территории, а рассматриваемый земельный участок находится в третьей градостроительной зоне. По коду строки 080 указывается площадь санитарно-защитных, технических и других зон организации, предоставленных в пользование налогоплательщику, которая включается в облагаемую налогом площадь. Поскольку таких земельных участков нет, по этому коду строки ставится прочерк.
Общая площадь земельных участков, освобождаемых от уплаты земельного налога в соответствии со ст.12 Закона "О плате за землю", федеральным законом или международным договором, указывается по коду строки 090. По кодам строк 110 и 130 указывается площадь земельного участка, не подлежащая налогообложению в соответствии с конкретным пунктом ст.12 Закона "О плате за землю". Земельный участок, занятый спортивным сооружением, освобождается от уплаты земельного налога согласно п.10 ст.12 этого Закона. Налогоплательщик должен отразить льготу по соответствующему коду строки декларации и представить документы, подтверждающие право на льготу по земельному налогу, заполнив код строки 100, где указывается код льготы.
Земельный участок, занятый спортивной площадкой (спортивное сооружение), занимает площадь 3000 м2, поэтому по кодам строк 090 и 110 указывается "3000". По коду строки 130 ставится прочерк, поскольку других земельных участков, не подлежащих налогообложению, организация не имеет. По кодам строк 100 и 120 должны быть указаны коды налоговых льгот, предоставленных в соответствии со ст.12 Закона "О плате за землю". Эти коды определяются на основании приложения 2 к инструкции, утвержденной приказом МНС России от 29.12.03 г. N БГ-3-21/725. По коду строки 100 указывается цифра 3020333 (это код налоговой льготы, соответствующий освобождению от уплаты земельного налога спортивных сооружений). По коду строки 120 (код льготы) ставится прочерк, поскольку других льгот у организации нет.
По коду строки 140 должен быть указан код налоговой льготы в соответствии с федеральным законом или международным договором. По коду строки 150 указывается площадь земельного участка организации, не подлежащая налогообложению согласно федеральному закону или международному договору. Поскольку земельных участков, освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с федеральным законом или международным договором, организация не имеет, по указанным кодам строк ставятся прочерки.
Затем нужно указать налоговую базу (облагаемую налогом площадь) по части площади земельного участка в пределах нормы отвода. Эта площадь определяется как разница между суммой площадей земельных участков, занятых основным производством (производство двигателей и оборудования + спортивное сооружение) и санитарно-защитными зонами организации, за минусом площади земельных участков, подлежащих освобождению от уплаты земельного налога (т.е. тех же земельных участков, занятых спортивным сооружением). Облагаемая налогом площадь в пределах нормы отвода составляет: 153 000 м2 - 3000 м2 = 150 000 м2. По коду строки 160 записывается: 150 000.
Далее указывается облагаемая налогом площадь земельного участка сверх установленной нормы отвода. Поскольку таких земельных участков у организации нет, то по коду строки 170 ставится прочерк.
Если земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного использования, расположенным в пределах городской черты, т.е. к землям, занятым пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемыми в целях ведения сельскохозяйственного производства, то по коду строки 180 должна указываться площадь земельного участка, отнесенная к землям сельскохозяйственного использования. Поскольку организация не имеет таких земельных участков, по коду строки 180 также ставят прочерки.
В подразделе "Налоговая ставка" отражаются данные о ставках земельного налога. Целевое назначение земельного участка, от которого зависит ставка земельного налога, определяется на основании землеустроительной документации и документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком. В документе, удостоверяющем право на землю, указано, что земельный участок организации выделен в черте города для производства двигателей и оборудования для авиационной промышленности и размещения на земельном участке спортивной площадки.
По коду строки 190 указывается средняя налоговая ставка по населенному пункту в рублях и копейках на 1 м2 земельного участка в соответствии с приложением 2 (табл.1) к Закону "О плате за землю" и с учетом коэффициента индексации, установленного на соответствующий год для ставок земельного налога. Ставки налога зависят от конкретной категории земель и местоположения земельных участков.
В связи с тем что земельные участки организации, в частности занятые производством оборудования и двигателей и спортивной площадкой, находятся на территории города, при определении суммы земельного налога, подлежащей уплате за 2004 г., следует исходить из средних ставок налога, установленных для городских земель, с учетом коэффициента индексации на соответствующий год для ставок земельного налога. Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (табл.1, 2, 3) к Закону "О плате за землю" (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Для городов и поселков, расположенных в курортных районах, зонах отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга, в пригородных зонах городов с численностью населения свыше 500 тыс. человек, а также для городов, являющихся столицами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными центрами, и городов с развитым социально-культурным потенциалом соответствующий городу, поселку норматив из табл.1 приложения 2 к Закону "О плате за землю" увеличивается кратно коэффициентам из табл.2 и 3 этого приложения.
Как уже указывалось, земельные участки организации находятся в городе, численность населения которого - 40 тыс. человек. Средняя ставка налога для населенного пункта с численностью 40 тыс. человек определяется из табл.1 приложения 2 к Закону "О плате за землю", которая находится на пересечении строки, соответствующей Центральному экономическому району, и столбца, соответствующего численности населения от 20 тыс. до 50 тыс. человек. Средняя ставка равна 1,5 руб./м2. Для расчета ставки налога на 2004 г. следует учитывать следующие коэффициенты индексации: 50 - в 1994 г., 2 - в 1995 г., 1,5 - в 1996 г., 2 - в 1997 г., 2 - в 1999 г., 1,2 - в 2000 г., 2 - в 2002 г., 1,8 - в 2003 г., 1,1 - в 2004 г. Коэффициент индексации применяется в 2004 г. в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 7.07.03 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в которой установлено, что действующие в 2003 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 г. с коэффициентом 1,1.
Поскольку город имеет численность населения 40 тыс. человек, коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, который указан в табл.3 приложения 2 к Закону "О плате за землю", не применяется к средней ставке земельного налога по этому городу.
Средняя ставка земельного налога на 2004 г. составит 4,28 руб./м2 (1,5 руб./м2 х 50 х 2 х 1,5 х 2 х 2 х 1,2 х 2 х 1,8 х 1,1) : 1000, где 1000 - соответствует деноминации, проведенной в 1998 г.
Значение ставки - 4,28 руб./м2 указывается по коду строки 190.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Допустим, что органы местного самоуправления исходя из средней ставки налога по городу в размере 4,28 руб./м2 установили ставки земельного налога по зонам города следующим образом: по зоне 1 - 4,66 руб./м2; по зоне 2 - 4,28 руб./м2; по зоне 3 - 3,89 руб./м2. Эти ставки будут использоваться для расчета налога в 2004 г.
Поскольку земельные участки организации относятся к третьей градостроительной зоне, по коду строки 200, которой соответствует значение налоговой ставки, установленной для соответствующей градостроительной зоны, указывается "3,89".
Пример заполнения налоговой декларации
По кодам строк 210-230, по которым приводятся налоговые ставки по сельскохозяйственным угодьям аналогичного качества, для земель промышленности, расположенных вне населенных пунктов, для земель сельскохозяйственного назначения административного района, ставятся прочерки.
Далее нужно указать налоговую ставку, применяемую налогоплательщиком в отношении данного земельного участка в зависимости от его местоположения, принадлежности к территориальной зоне, определяемой в соответствии с градостроительными регламентами, и целевого использования. Каждой категории земельных участков, находящихся на территории города, соответствует установленная законодательством ставка налога. Земельные участки организации относятся к землям, к которым применяется дифференцированная по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории налоговая ставка, установленная органами местного самоуправления, значение которой равно 3,89 руб./м2. Поэтому по коду строки 240 указывается "3,89".
В подразделе "Исчисленная сумма налога по земельному участку" отражается сумма налога, исчисленная за налоговый период по соответствующему земельному участку. Это значение должно быть равно сумме налога, исчисленной за налоговый период по налоговой ставке по части площади земельного участка в пределах нормы отвода земельного участка, указанной по коду строки 270, и сумме налога, исчисленной по двойной налоговой ставке для части площади земельного участка сверх нормы отвода, указанной по коду строки 280 Сначала нужно определить исчисленную сумму налога по налоговой ставке по части площади земельного участка в пределах нормы отвода земельного участка, которая указывается по коду строки 270. Эта сумма определяется как произведение налоговой базы по части площади земельного участка в пределах нормы отвода, указанной по коду строки 160, и применяемой налоговой ставки, указанной по коду строки 240. S налога = П (площадь) х С (ставка) = 150 000 м2 х 3,89 руб./м2 = 583 500 руб.
Полученное значение (583 500 руб.) соответствует исчисленной сумме налога по налоговой ставке по части площади земельного участка в пределах нормы отвода земельного участка. По коду строки 270 указывается "583500".
По коду строки 280 приводится сумма налога, исчисленная за налоговый период по двойной налоговой ставке, которая определяется как произведение налоговой базы по части площади земельного участка сверх нормы отвода, указанной по коду строки 170, и налоговой ставки для части земельного участка сверх установленной нормы отвода, указанной по коду строки 240, умноженной на два. По коду строки 280, по которой указывается сумма налога, исчисленная за налоговый период по двойной налоговой ставке, ставятся прочерки.
Теперь следует показать сумму налога, исчисленную за налоговый период по соответствующему земельному участку, которая указывается по коду строки 250. Это значение должно быть равно сумме налога, исчисленной за налоговый период по налоговой ставке по части площади земельного участка в пределах нормы отвода земельного участка, указанной по коду строки 270, по которой получилось значение, равное 583 500, и сумме налога, исчисленной по двойной налоговой ставке для части земельного участка сверх нормы отвода, по которой проставлен прочерк (код строки 280). Поскольку второго показателя нет, для определения исчисленной суммы налога значение, указанное по коду строки 270, переносится по коду строки 250, по которой указывается "583500".
По коду строки 290 указывается сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации. Это значение определяется как произведение исчисленной суммы земельного налога и соответствующей доли средств, перечисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации от земельного налога за земли городов и поселков. По коду строки 300 указывается сумма земельного налога, подлежащая уплате в местный бюджет. Это значение определяется как произведение исчисленной суммы земельного налога и соответствующей доли средств, перечисляемых в местный бюджет от суммы земельного налога за земли городов и поселков. Поскольку в примере налоговая декларация заполняется за 2004 г., используются нормативы распределения сумм земельного налога по уровням бюджетов, указанные в Федеральном законе от 23.12.03 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", в ст.12 которого установлено, что в 2004 г. плательщики земельного налога за земли городов и поселков, а также арендной платы за земли городов и поселков, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:
бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) - 50%;
бюджеты г. Москвы и г. Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований - 100%;
бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) - 50%. В связи с этим сумма налога, направляемая в бюджет субъекта Российской Федерации, составляет 291 750 руб.(583 500 руб. х 50% / 100%), в бюджет города - 291 750 руб. (583 500 руб. х 50% / 100%).
На основе полученных расчетов по коду строки 290 указывается "291750", по коду строки 300 - "291750".
По коду строки 310 указывается сумма предоставленных органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации льгот по земельному налогу в соответствии со ст.13 Закона "О плате за землю", а по коду строки 320 - сумма предоставленных органами местного самоуправления льгот по земельному налогу согласно ст.14 Закона "О плате за землю". В связи с тем что организации таких льгот не предоставлено, по кодам строк 310 и 320 ставятся прочерки.
Общая сумма земельного налога, подлежащая зачислению в бюджет (указывается по коду строки 330), определяется как сумма значений, соответствующих сумме налога, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации и в местный бюджет, за минусом суммы налога, на которую приходятся налоговые льготы, предоставленные органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Общую сумму налога, указанную по коду строки 330, можно определить исходя из суммы значений, указанных по кодам строк 340 и 350.
Сумма земельного налога, подлежащая зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, приводится по коду строки 340. Она определяется как разница значений, соответствующих сумме земельного налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации (указанной по коду строки 290), и сумме предоставленных органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации льгот по земельному налогу в соответствии со ст.13 Закона "О плате за землю" (указанной по коду строки 310). Поскольку организации не предоставлены льготы по налогу органами законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации, по коду строки 340 указывается "291750", по коду строки 330, по которой суммируются значения, приведенные по кодам строк 340 и 350 (а именно 291 750 + 291 750 = 583 500) - "583500".
Сумма земельного налога, подлежащая зачислению в местный бюджет, отражается по коду строки 350. Она определяется как разница значений, соответствующих сумме земельного налога, подлежащей уплате в местный бюджет (указанной по коду строки 300), и сумме предоставленных органами местного самоуправления льгот по земельному налогу в соответствии со ст.14 Закона "О плате за землю" (указанной по строке 320). Поскольку организации не предоставлены льготы по налогу органами местного самоуправления, по коду строки 350 указывается "291750".
Организация имеет земельный участок для вспомогательного производства, расположенный вне черты населенного пункта. Земельный участок, используемый для вспомогательного производства, при обложении земельным налогом следует рассматривать как земли промышленности. При этом следует иметь в виду, что землями промышленности признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов. Как уже указывалось, в Разделе 2 ведется расчет налоговой базы и суммы земельного налога по расположенным вне населенных пунктов землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, а также по земельным участкам, занятым полигонами (кроме военных), аэродромами, расположенными вне населенных пунктов, и по земельным участкам, расположенным в полосе отвода железных дорог. Поэтому данные по земельному участку для вспомогательного производства заносятся во второй Раздел 2.
Поскольку порядок заполнения Раздела 2 по земельному участку, занятому основным производством двигателей и оборудования, в целом аналогичен порядку заполнения Раздела 2 по земельному участку, используемому вспомогательным производством, рассмотрим, как заполняется второй Раздел 2 только в части показателей, определяющих ставку земельного налога и исчисленную сумму налога по земельному участку по вспомогательному производству.
В подразделе "Налоговая ставка" отражаются данные о ставках земельного налога, применяемых при расчете земельного налога за земли, используемые вспомогательным производством. По коду строки 220 следует указать среднюю налоговую ставку земельного налога за 1 м2 земельного участка для поселений численностью до 20 тыс. человек в соответствии с приложением 2 (табл.1) к Закону "О плате за землю" и с учетом коэффициента индексации, установленного на соответствующий год для ставок земельного налога.
Земельный участок для вспомогательного производства, находящийся в пользовании организации, расположен вне населенного пункта. Этот участок рассматривается как участок, используемый землями промышленности вне населенного пункта. Значит, следует применять ставку земельного налога, установленную частью первой ст.9 Закона "О плате за землю". Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью) устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (табл.1) к Закону "О плате за землю" для поселений численностью до 20 тыс. человек.
Из табл.1 приложения 2 к Закону "О плате за землю" определяется базовая ставка для расчета земельного налога за земельный участок, используемый для вспомогательного производства. На пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района (Центральный район), и графы, соответствующей численности населения до 20 тыс. человек, видно, что средняя ставка налога в расчете на год равна 1,0 руб./м2 (ставка приведена в Законе в условиях 1994 г.).
С учетом коэффициентов, применяемых к ставкам земельного налога в 1995-1997 гг., в 1999-2000 гг., в 2002-2004 гг., средняя ставка в 2004 г. составит 2,85 руб./м2 [(1,0 руб./м2 х 50 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.)] : 1000) х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.).
Норматив, по которому следует рассчитать среднюю ставку земельного налога, составляет 20% от средних ставок, определенных по табл.1 приложения 2 к Закону "О плате за землю" для поселений численностью до 20 тыс. человек.
Средняя ставка на 2004 г. составит 0,57 руб./м2 (2,85 руб./м2 х 20%). По коду строки 220 указывается "0,57".
По коду строки 240 приводится применяемая налогоплательщиком налоговая ставка для исчисления суммы земельного налога. Рассматриваемый земельный участок относится к землям промышленности вне населенного пункта. Должна указываться ставка, равная 20% от средних ставок, установленных в соответствии с приложением 2 (табл.1) к Закону "О плате за землю" для поселений численностью до 20 тыс. человек, с учетом коэффициента, установленного на соответствующий год для ставок земельного налога. Поскольку при расчете средняя ставка составила 0,57 руб./м2, по коду строки 240 указывается "0,57".
В подразделе "Исчисленная сумма налога по земельному участку" отражается сумма налога, исчисленная за налоговый период по земельному участку, используемому для вспомогательного производства. Это значение должно быть равно сумме налога, исчисленной за налоговый период по налоговой ставке по части площади земельного участка в пределах нормы отвода земельного участка, указанной по коду строки 270, и сумме налога, исчисленной по двойной налоговой ставке для части земельного участка сверх нормы отвода, указанной по коду строки 280. Сумма налога в пределах нормы отвода земельного участка, которая указывается по коду строки 270, определяется как произведение налоговой базы по части площади земельного участка в пределах нормы отвода и применяемой налоговой ставки, указанной по коду строки 240. Sналога = П (площадь) х С (ставка) = 120 000 м2 х 0,57 руб./м2 = 68 400 руб. Это соответствует исчисленной сумме налога в пределах нормы отвода земельного участка, поэтому по коду строки 270 указывается "68400".
Сумма налога, исчисленная за налоговый период по двойной налоговой ставке, должна быть отражена по коду строки 280. Этот показатель определяется как произведение налоговой базы по части площади земельного участка сверх нормы отвода, указанной по коду строки 170, и налоговой ставки для части земельного участка сверх установленной нормы отвода, указанной по коду строки 240, умноженной на два. По коду строки 280, где приводится сумма налога, исчисленная за налоговый период по двойной налоговой ставке, ставятся прочерки.
Сумма налога, исчисленная за налоговый период по соответствующему земельному участку, указывается по коду строки 250. Это значение должно быть равно сумме налога, исчисленной за налоговый период по налоговой ставке по части площади земельного участка в пределах нормы отвода земельного участка, указанной по коду строки 270, по которой получилось значение, равное 68 400, и сумме налога, исчисленной по двойной налоговой ставке для части земельного участка сверх нормы отвода, по которой поставлен прочерк (код строки 280). Поскольку второго показателя нет, для определения исчисленной суммы налога значение, приведенное по коду строки 270, переносится по коду строки 250, в которой указывается "68400".
Заполнение Раздела 1
При заполнении Раздела 1 следует учитывать, что в соответствии с п.1.1 Общих положений Инструкции по заполнению налоговой декларации по земельному налогу, утвержденной приказом МНС России от 29.12.03 г. N БГ-3-21/725, при наличии у налогоплательщика объектов налогообложения на территории нескольких муниципальных образований, находящихся в ведении одного налогового органа, в котором осуществляется постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения земельных участков, заполняется одна налоговая декларация. При этом на каждый объект налогообложения заполняется отдельный лист соответствующего Раздела 1, 2, 3, 4 и 5. Раздел 1 заполняется плательщиком земельного налога по всем земельным участкам, находящимся в пределах соответствующего муниципального образования. Поэтому Раздел 1 должен быть заполнен по земельному участку, занятому производством двигателей и оборудования для авиационной промышленности и спортивной площадкой, объединенному в один массив на городской территории и относящемуся к одному муниципальному образованию. Другой (второй) Раздел 1 должен быть заполнен по земельному участку для вспомогательного производства, находящемуся вне черты города и относящемуся к другому муниципальному образованию.
В Разделе 1 по земельному участку, занятому производством оборудования и спортивной площадкой, объединенному в один массив на городской территории, по коду строки 001 указывается наименование соглашения о разделе продукции (для участков недр, предоставленных в пользование на условиях СРП). В данном случае по коду строки 001 ставится прочерк.
По коду строки 010 должен быть указан код бюджетной классификации, соответствующий земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения; земельному налогу за земли городов и поселков; земельному налогу за другие земли несельскохозяйственного назначения. Поскольку земельный участок, занятый производством оборудования и спортивной площадкой, находится на территории города, по коду строки 010 указывается "1050702". Этот код согласуется с кодом бюджетной классификации, соответствующим земельному налогу за земли городов и поселков.
По коду строки 020 приводится код ОКАТО муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, занятый производством двигателей и оборудования для авиационной промышленности.
Сумму налога по всем земельным участкам, находящимся в одном муниципальном образовании, подлежащую уплате в бюджет, следует указать по коду строки 030. Основное производство организации располагается на одном земельном участке. Сумма налога по этому земельному участку, подлежащая уплате в бюджет, составляет 583 500 руб. и указывалась по коду строки 330 Раздела 2 (первого). Теперь сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, следует перенести в Раздел 1. По коду строки 030 Раздела 1 указывается "583500".
По кодам строк 040-050 приводятся сроки уплаты налога и сумма налога, подлежащая уплате по соответствующему сроку его уплаты.
В рассматриваемом примере сроки уплаты земельного налога установлены на 1 июля, 1 октября и 10 декабря. В связи с этим по кодам строк 040-050 указываются сроки уплаты налога и сумма налога, соответствующая этим срокам. По коду строки 040 приводится срок уплаты налога "01 07 2004", а по коду строки 050 - сумма налога по расчету, подлежащая уплате в бюджет в установленный срок. Сумма налога, подлежащая уплате по первому сроку, определяется путем деления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, указанной по коду строки 030, на три. Это значение составляет 194 500 руб. (583 500 руб. : 3). По коду строки 050 указывается "194500".
По коду строки 040 приводится срок уплаты налога "01 10 2004", а по коду строки 050 записывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в этот срок. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указанная по коду строки 030, составляет 583 500 руб. Сумма налога по второму сроку составит 194 500 руб. (583 500 руб. : 3). По коду строки 050 по данному сроку уплаты указывается "194500".
По следующему коду строки 040 приводится срок уплаты налога "10 12 2004". Сумма налога по третьему сроку уплаты составляет 194 500 руб. (583 500 руб. - 194 500 руб. -194 500 руб.). По коду строки 050 по сроку уплаты 10 декабря 2004 г. указывается "194500".
Второй Раздел 1 по земельному участку для вспомогательного производства заполняется аналогично первому Разделу 1 по земельному участку, занятому производством двигателей и оборудования для авиационной промышленности.
Н. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, 14, 15, март 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Опубликован в "Финансовой газете. Региональный выпуск" N 9-11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71