Заработало... "одно окно" в Москве и области
Во всем виноват ОКВЭД?
"Приходить к нам не надо..."
"Однооконная" технология
Принцип "одного окна": "принес документы в ИМНС - получил свидетельство - начал работать" - уже действует.
Однако на учет во внебюджетных фондах столичным и подмосковным фирмам все еще приходится становиться самим.
В конце прошлого года президент подписал Закон N 185-ФЗ, согласно которому изменились порядок регистрации фирм и предпринимателей, а также правила их постановки на учет в фондах. В МНС тут же поспешили отрапортовать о своей победе. Замминистра по налогам и сборам Михаил Мишустин в деталях рассказал журналистам о том, как в 2004 году будет проходить госрегистрация будущих налогоплательщиков в режиме "одного окна" (см. вставку). Однако уже тогда он выразил некоторое сомнение в том, что на первых порах все пойдет по плану. Но, избави боже, никак не по вине сотрудников налогового ведомства. "Территориальные отделения внебюджетных фондов и Госкомстата в техническом плане оснащены гораздо хуже нас. Поначалу они, возможно, не смогут своевременно отправлять нам информацию в электронном виде. Однако тут мы готовы прийти на помощь - принимать у них сведения о налогоплательщиках на бумажных носителях, - заметил он и предусмотрительно добавил: - Правда, налоговые органы за задержку никакой ответственности не несут".
Во всем виноват ОКВЭД?
Определенно, г-н Мишустин обладает пророческим дарованием. Практически через месяц работы в режиме полноценного "одного окна" столичные и областные налоговики не получили от московских и подмосковных отделений внебюджетных фондов ни одного бумажного или электронного "послания". Не получили они их и от органов статистики. Мало того, в фондах до сих пор ставят на учет по старым правилам. Почему? По разным причинам.
"С нового года работаем по-новому: информацию из единого госреестра нам присылают, мы присваиваем коды видов деятельности, но никому - ни организациям и предпринимателям, ни сотрудникам налоговых органов - эту информацию не отправляем. Ждем внесения изменений в постановление правительства N 438 "О государственной регистрации юридических лиц", - сухо ответила Татьяна Савельева, начальник отдела по ведению ЕГРН Москомстата.
Не только в отделениях Госкомстата, но и в ФСС ждут, когда правительство утвердит новые бланки заявлений на госрегистрацию фирм, в которые наряду с иными изменениями будет добавлена и строка об ОКВЭД. Ее, по словам Михаила Мишустина, сославшегося на постановление правительства N 677, заявителю нужно будет заполнять самому с помощью Всероссийского классификатора видов экономической деятельности (органы статистики лишь подтвердят тот факт, что он выбран правильно).
Но новых бланков регистрационных заявлений для фирм нет. Хотя, возможно, они появятся уже в ближайшее время. Пока же налоговики области и столицы из создавшейся ситуации выходят по-разному. В Подмосковье ОКВЭД указывать не просят. В результате фирмы вынуждены становиться на учет в ФСС самостоятельно. "Пока работаем так, как работали прежде: фирмы регистрируются у нас сами. Представляют тот же пакет документов, что и до нового года. Сотрудники филиалов потом отправляют нам номера свидетельств, мы формируем из них единый список и отправляем в УМНС официальным письмом. Главная проблема не в том, что у налоговиков программный комплекс еще сырой, а в отсутствии ОКВЭД в поступающих к нам файлах. А не зная кода деятельности, мы на учет поставить не можем", - вздыхает Оксана Карташина, сотрудница подмосковного отделения ФСС.
В Москве все несколько проще. Во-первых, регистрация всех фирм и предпринимателей проходит в ИМНС N 46, а во-вторых, статистические коды представителей фирм просят определять самим, записывать на листочке и прикалывать к заявлению о госрегистрации. Похоже, это оказалось действенной мерой. В отделении ФСС по г.Москве уверяют, что постановку на учет проводят исключительно по новым правилам - на основе информации, полученной из ИМНС N 46.
"Приходить к нам не надо..."
А вот в отделениях Пенсионного фонда и ФОМС Московского региона правительственного постановления если и ждут, так только для успокоения души - о том, каким образом будет проходить обмен информацией между ними и налоговиками, они уже договорились. Оба УМНС - по Москве и Московской области - снабдили отделения фонда необходимыми программами для формирования данных, ЭЦП и средствами криптографической защиты. Но и ставить на учет по старинке не отказываются. "Многие страхователи еще не знают о происшедших в законодательстве изменениях и приходят становиться на учет в обычном порядке. И хотя к нам приходить уже не надо, в этом случае мы все же регистрируем их, как обычно", - рассказывает Тамара Дашина, начальник управления взаимодействия со страхователями и застраховыми лицами отделения Пенсионного фонда по Москве и Московской области. Что касается обмена информацией с налоговиками по электронной почте, то он, по словам г-жи Дашиной, только начался. "Сейчас работа налажена только с Единым регистрационным центром Москвы - ИМНС N 46. На днях получили первые сведения о фирмах и предпринимателях, которых мы должны поставить у себя на учет. Но данные о регистрации в системе Пенсионного фонда обратно еще не отправили, так как это невозможно сделать за один день. С ИМНС Московской области ситуация иная: средства обмена данными установлены, но информацию от них мы еще не получили. Впрочем, это проблема времени. Фирмам с предпринимателями волноваться не стоит. Для них регистрация у нас значительно облегчена и проходит без их непосредственного участия. Главное, чтобы они у нас в течение года зарегистрировались и мы правильно получали их платежи", - добавила она.
"Однооконная" технология
По словам Михаила Мишустина, фирма или предприниматель могут начать работу через неделю после того, как подадут документы на государственную регистрацию в налоговые органы. А постановка на учет во внебюджетных фондах и органах статистики будет проходить практически одновременно с регистрацией и постановкой на налоговый учет - на основании одного пакета документов, представленного в налоговую инспекцию.
На шестой день после того, так документы на госрегистрацию будут переданы в ИМНС, сотрудники налоговых органов выдадут заявителю лично в руки или отправят по почте два свидетельства: о государственной регистрации и постановке на налоговый учет. Любой банк обязан открыть расчетный счет на основании этих двух документов. И потом не позже чем через пять дней отправить информацию о счетах в налоговые органы.
В течение пяти дней после регистрации фирмы или предпринимателя в ЕГРЮЛ или ЕГРИП налоговые органы обязаны передать сведения, содержащиеся в государственных реестрах, по электронным каналам связи в территориальные отделения внебюджетных фондов и Госкомстата. Через 10 дней из фондов и Госкомстата должна прийти ответная информация: дата присвоения и номера свидетельств о постановке на учет в фондах, а также коды видов деятельности.
Сведения, поступившие из внебюджетных фондов, органов статистики и банков, вносятся в единые государственные реестры юридических лиц и предпринимателей. Они доступны для всех желающих. Исключение составляют лишь паспортные данные и ИНН генерального директора и главного бухгалтера фирмы. Правда, только при условии, что они не указаны в ее учредительных документах. Для того чтобы получить всю остальную информацию, необходимо написать заявление на представление сведений из государственных реестров и оплатить госпошлину в размере 200 или 400 рублей (ее размер зависит от того, насколько срочно нужна информация).
Е. Михайлова
"Московский бухгалтер", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007