Добровольная сертификация бытовых услуг в Москве
С весны 2004 года в столице будет введена система добровольной сертификации бытовых услуг. О том, какие цели и задачи она преследует и как будет функционировать, рассказано в этой статье.
Сертификация и стандартизация товаров, работ, услуг в развитых странах являются одним из основных способов создания справедливой конкуренции. В нашей стране к этому уже делаются существенные шаги, например принятие нового Закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.
В соответствии с распоряжением правительства Москвы от 19 декабря 2003 г. N 2342-РП в столице создается региональная система добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг (далее - Система). Основной задачей Системы является создание условий для конкуренции на этом рынке и предоставление объективной информации об исполнителях в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1.
Конечно, за отсутствие сертификата никто штрафовать не будет. Однако он будет свидетельствовать о высоком качестве предоставляемых услуг, следовательно, будет улучшать репутацию фирмы и способствовать привлечению клиентов и развитию бизнеса.
Система будет иметь следующую структуру (см. схему).
Для получения сертификата организация или предприниматель (заявитель) должны подать заявку в соответствующий орган по сертификации, который выносит свое решение.
Сертификат соответствия выдается в том случае, если по результатам проведенной проверки получены положительные результаты. Он имеет приложение, содержащее перечень однородных услуг, на которое распространяется его действие. Срок его действия устанавливается органом по сертификации, но не более чем на два года.
Если в организации, получившей сертификат, произошли изменения, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, об этом необходимо сообщить органу по сертификации. А он в свою очередь может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.
Наряду с проведением сертификации в данном распоряжении правительства Москвы предусмотрена организация проведения классификации предприятий сферы бытовых услуг по категориям. Например, салон красоты отличается от парикмахерской по спектру предоставляемых услуг, а следовательно, они будут в разных категориях.
Инспекционный контроль должен проводиться не реже одного раза в полгода в форме плановых и внеплановых проверок. Внеплановые проверки осуществляются в тех случаях, когда у потребителей возникают претензии к качеству услуг.
Если услуги не соответствуют необходимым требованиям, принимается решение о приостановлении действия сертификата до проведения корректирующих мероприятий или его отзыва.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. При возникновении спорных вопросов участник может подать апелляцию в апелляционную комиссию при центральном органе Системы или разрешить их в соответствии с законодательством России.
В заключение следует добавить, что сертификация бытовых услуг дает возможность организациям заявить о себе с хорошей стороны, а их клиентам - возможность обслуживания на высоком уровне.
Структура системы
/----------------------------------------------------------------\
| Центральный орган |
|департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы |
\----------------------------------------------------------------/
/----------------------------------------------------------------\
| Методические центры |
| некоммерческие организации |
\----------------------------------------------------------------/
/----------------------------------------------------------------\
| Органы по сертификации |
| Осуществляют оценку соответствия услуг и систем качества |
| установленным требованиям и принимают решение о выдаче или |
| отказе в выдаче сертификата |
\----------------------------------------------------------------/
/----------------------------------------------------------------\
| Заявители |
| организации и предприниматели |
|Для получение сертификата подают заявление в органы сертификации|
\----------------------------------------------------------------/
Л. Коржнева,
заместитель руководителя департамента потребительского рынка
и услуг при правительстве Москвы
"Московский бухгалтер", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007