"Налогосберегающие" схемы от Сибнефти
Вот как это было
На круги своя
Инвалиды - их богатство
Вместо резюме
Проверка проведена государственными аудиторами в соответствии с планом работы Счетной палаты на 2002 год. Если коротко, то их выводы о методах компании по оптимизации налогообложения можно свести к следующему:
1) ОАО "Сибнефть" (далее - Компания) получала чистую прибыль, не уплачивая местных налогов, за счет использования подставных фирм-посредников, которые были зарегистрированы в зонах с льготным налогообложением. Основной функцией этих компаний было накапливание и сбережение всей прибыли, которую приносила деятельность Компании. Затем она благополучно, без существенных потерь по налогу на прибыль, переходила в собственность Компании путем ее реорганизации в виде присоединения подставных фирм-посредников;
2) налог на прибыль снижался двумя способами: а) использованием льгот по налогу, установленных законодательством того субъекта Российской Федерации, в котором была зарегистрирована конкретная фирма-посредник; б) снижением ставки налога за счет использования "инвалидских" схем.
Основными причинами, которые позволяли Компании получать сверхприбыль, а затем направлять ее за пределы Российского государства, стало несовершенство действующего законодательства, а также отсутствие в стране внутреннего рынка сырой нефти. Последняя причина делает невозможным определить законные основания для признания отпускных цен на сырую нефть завышенными. Следовательно, налоговики не вправе доначислять налоги в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса исходя из рыночных цен. А теперь несколько подробнее о том, как это было.
/---------\
|Фирма "А"|
\---------/
| 1
/--------------------------------------\
| Фирмы-посредники, зарегистрированные |
|в зонах с особым экономическим режимом|
\--------------------------------------/
| 6|2|3
4 | | 5 | | |
/---------\ 7 /--------\
|Фирма "В"|------------------|Компания|----\
| |- - - - - - - - - | |- |
\---------/ 8 \--------/ | |
5 10 | 3
| | |
/----------------\ /-------\
|Внутренний рынок| |Экспорт|
\----------------/ \-------/
------- - сырая нефть
- - - - - нефтепродукты
Основной деятельностью Компании являлось осуществление контроля над предприятиями, которые осуществляли разведку месторождений нефти, добычу и реализацию нефти, ее переработку и реализацию нефтепродуктов. Всего таких предприятий по состоянию на 1 января 2002 года насчитывалось более сорока.
Основным добытчиком нефти среди таких предприятий было акционерное общество "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" (далее - фирма "А"). Главной особенностью фирмы "А" было то, что она, являясь дочерним предприятием Компании, согласно своему уставу, обязана была по всем вопросам выполнять любые указания Компании.
Вся добытая предприятиями нефть перерабатывалась только на ОАО "Сибнефть-Омский нефтеперерабатывающий завод" (далее - фирма "В") и ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод" (далее - фирма "С"). Оба эти предприятия были подконтрольны Компании.
Вот как это было
-------- "сырая нефть.
-------- "нефтепродукты.
1. Фирма "А" продавала добытую ею сырую нефть не Компании, а фирмам-посредникам. Они были зарегистрированы в зонах с льготным налогообложением (Калмыкия, Чукотка). В этих регионах предприятия освобождались от уплаты местных налогов. Нефть продавалась по цене 1300 рублей за тонну.
2. Фирмы-посредники, в свою очередь, продавали ее Компании, но уже по цене от 2200 до 3800 рублей за тонну - почти в три раза дороже. То есть основная прибыль от дальнейшей продажи нефти оседала у этих посредников, поскольку сама Компания продавала сырье уже с небольшой разницей в цене.
3. Продажа нефти на экспорт, которую фирмы-посредники осуществляли через Компанию по агентским договорам.
4. Фирмы-посредники направляли сырую нефть на переработку в фирму "В".
5, 6. Полученные нефтепродукты фирмы-посредники продавали Компании.
7, 8. Приобретенная Компанией у фирм-посредников нефть перерабатывалась на фирме "В".
9, 10. Продажа Компанией нефтепродуктов, полученных в результате переработки, а также приобретенных у фирм-посредников, на внутреннем рынке и на экспорт.
На круги своя
Как видно, в результате реализации операций 1, 2 и 3, первоначальная цена добытой фирмой "А" нефти была взвинчена почти в три раза. Именно по такой цене Компания приобретала нефть у подставных фирм-посредников. В итоге львиная доля прибыли от продажи нефти оседала в подставных фирмах-посредниках, зарегистрированных в зонах с особым экономическим режимом, что давало возможность освободить получаемую прибыль от некоторых налогов.
Для сравнения приведем некоторые цифры. В первом полугодии 2001 года фирмами-посредниками было приобретено у фирмы "А" сырой нефти в объеме 9260,0 тыс. тонн на сумму 12 038,1 млн рублей, по цене 1300 рублей за тонну. А продано Компании 3156,5 тыс. тонн на сумму 9974,4 млн рублей, но уже по цене 3160 рублей за тонну. В результате проведения одной только этой операции Компания сберегла от местных налогов 5870,9 млн рублей прибыли.
После того как полученная прибыль была выведена из-под налогообложения, ее необходимо было как-то перевести в собственность Компании и при этом не заплатить ни единого налога на полученные таким образом доходы. Ведь формально сбереженная прибыль принадлежала тем самым фирмам-посредникам. Достигнуто это было следующим образом.
Фирмы-посредники, в которых накапливалась вся прибыль от продажи сырой нефти и нефтепродуктов, присоединялись к Компании. В результате этого все активы реорганизованных предприятий, в том числе и сбереженная от налогов прибыль, переходили в собственность Компании. При этом никакие налоги не платились. Дело в том, что, согласно статье 277 Налогового кодекса, от налогообложения освобождаются доходы, которые получены в результате реорганизации предприятий.
С использованием такой налогосберегающей схемы по итогам 2001 года Компания сохранила в целости полученную ею прибыль в размере более 28 млрд рублей. Так, по результатам финансовой деятельности Компании в 2001 году (до процедуры реорганизации) ее прибыль составляла 1750,4 млн рублей. Прибыль, сформированная Компанией в результате реорганизации в форме присоединения фирм-посредников, составила уже 29 790,0 млн рублей. Разница, согласитесь, весьма существенная.
Инвалиды - их богатство
Фирмы-посредники, которые были зарегистрированы в зонах с особым экономическим режимом, кроме того, что освобождались от уплаты местных налогов, уменьшали размер налога на прибыль с использованием "инвалидской" схемы. Так, в 2001 году в одной из таких фирм-посредников, согласно ее штатному расписанию, из всех семи сотрудников шесть человек имели инвалидность. В результате фирма применяла льготу по налогу на прибыль. Затем, когда отгрузка нефти и нефтепродуктов осуществлялась через другую фирму-посредника, эти работники-инвалиды переводились в нее из первой.
Это привело к тому, что доля налога на прибыль для федерального бюджета начислялась по ставке 5,5 процента. Ставка этого налога была уменьшена на 50 процентов благодаря тому, что инвалиды в таких фирмах составляли более половины от общего числа работников. В результате общая экономия по налогу на прибыль Компании в 2001 году составила 4000 млн рублей.
Вместо резюме
Вся полученная Компанией прибыль (а по итогам 2001 года это около 28 969,3 млн руб.) в полном объеме была направлена на выплату дивидендов ее учредителям, которые, в свою очередь, зарегистрированы в оффшорных зонах (Кипр, Британские Виргинские острова). А попросту говоря, "уплыли" деньги из России.
Недавно опубликован текст отчета о результатах проверки, которую провела Счетная палата России в отношении ОАО "Сибнефть". Аудиторы констатировали: несовершенство закона позволило предприятию направлять всю полученную им прибыль иностранным компаниям, зарегистрированным в оффшорных зонах.
"Московский бухгалтер", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007