"Время ККТ"
(интервью с В. Мозжухиным, заместителем руководителя отдела
оперативных проверок и применения ККТ)
В марте у столичных налоговиков и сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями г. Москвы запланированы совместные проверки применения ККТ*(1). Об особенностях мероприятий такого рода рассказал заместитель руководителя отдела оперативных проверок и применения ККТ Владимир Мозжухин.
Владимир Михайлович, в чем особенность совместных проверок, и как они проводятся?
- Такие проверки практически ничем не отличаются от тех, которые самостоятельно проводят сотрудники нашего управления и столичных налоговых инспекций (подробнее об этом читайте на стр.30). Сотрудники УБЭП ГУВД г. Москвы или ОБЭП по административным округам приезжают к нам в управление или в ИМНС. Их данные вписывают в поручение на проверку - в этом документе есть специальная графа, где указывается, совместно с представителями каких ведомств проводится проверка. И все, дальше работаем как обычно.
Единственное отличие - в ходе совместной проверки сотрудники милиции могут провести проверочную закупку и по ее результатам составить соответствующий акт. Кстати, такой документ нам очень пригодится, ведь это дополнительная доказательная база. Не секрет, что многие налогоплательщики оспаривают наши действия, потому что считают их неправомерными.
- Вы уже составили план совместных проверок на март?
- Пока нет. Это должно решаться на уровне заместителей руководителей управлений. Сотрудники нашего отдела и отделов выездных проверок в городских ИМНС занимаются проверкой применения ККТ постоянно, а не только по распоряжению мэра. О результатах мы сообщаем в департамент потребительского рынка и услуг при правительстве Москвы. Если возникает ситуация, когда проверку необходимо провести вместе с сотрудниками ГУВД, мы созваниваемся с ними, готовим письмо с просьбой выделить сотрудников, и они приезжают.
Например, в прошлом году мы обнаружили фирму, которая не представляла отчетность и не платила налоги. Пригласили на проверку сотрудников УБЭП. Оперативники вместе с нами снимали фискальные отчеты, изымали документы. Затем ИМНС проводила выездную проверку, и уже на ее основании сотрудники внутренних дел возбудили уголовное дело.
- В этом году вы уже проводили проверки вместе с сотрудниками отделов по борьбе с экономическими или налоговыми преступлениями?
- Нет, в этом пока не было необходимости, справлялись своими силами. У нас все-таки разные цели, способы работы. Наши сотрудники занимаются выявлением административных правонарушений, а не уголовных. Как правило, проверки мы проводим по отдельности, а если выявляем нарушения не нашей, так сказать, компетенции, сообщаем о них в те контролирующие структуры, которые этими нарушениями занимаются. Сейчас УМНС по г. Москве согласовывает со столичным ГУВД приказ о совместной деятельности.
- В чем суть этого приказа?
- Его содержание практически ничем не отличается от содержания совместного приказа ГУВД по г. Москве, столичного УФСНП, МНС и Мосгосторгинспекции 2001 года "Об организации контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере наличного денежного оборота и создания мобильных оперативных групп". Дело в том, что до упразднения ФСНП с нами на проверки ездили сотрудники службы физической защиты. В рамках нового приказа мы хотим вернуть эту практику.
- То есть вы хотите, чтобы с вами ездили "люди в масках"?
- В народе их называют именно так (улыбается). Да, в каких-то экстренных случаях, когда налицо явная агрессия по отношению к сотрудникам налоговых органов, их присутствие было бы желательно. Впрочем, по моему мнению, без них вполне можно обойтись. С июля мы ездим на проверки без этой силовой защиты и вполне успешно. Я девять лет работаю в налоговой системе и помню лишь три-четыре случая, когда нам действительно была необходима служба физзащиты. В случае чего всегда можно набрать "02". Нужно уметь общаться, разговаривать с людьми, надо знать психологию. Тогда любой человек все вам расскажет, покажет и документы представит.
- Совместная работа - это обмен информацией между ведомствами плюс совместные проверки?
- Именно так. И если совместные проверки нужны не так часто, то обмениваться информацией с органами внутренних дел нам необходимо постоянно. Вот, например, сейчас сотрудники налоговых органов не знают, кого штрафуют милиционеры в рамках КоАПа, допустим, по тем же нарушениям порядка реализации алкогольной продукции, применения контрольно-кассовой техники.
Наверняка вы видели в протоколе об административном нарушении в разделе "Сведения о правонарушителе" строку "подвергался ли ранее административным взысканиям". Как правило, все говорят "нет". А вот если бы у нас был доступ к базе ГУВД, то мы могли бы проверить эту информацию.
- А что бы вам это дало?
- Сумма штрафа зависит от того, сколько раз кассир, предприниматель или должностные лица фирмы совершали то или иное административное правонарушение.
- А почему вы решили не заключать соглашение о совместной работе с Мосгосторгинспекцией?
- Мы решили работать по отдельности. У налоговых и торговых инспекторов подход к работе разный. Смысл налоговых проверок по применению ККМ - в оперативности. У нас проверка одной точки длится в общей сложности с оформлением всех документов не больше получаса. Торгинспекторы же проверяют один торговый объект по три-четыре часа. Когда мы выходили на совместную проверку с ними, то были вынуждены ждать, пока торговый инспектор закончит свою работу. В результате вместо пяти-шести намеченных точек, мы успевали посетить только одну-две.
"Московский бухгалтер", N 3, март 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно распоряжению мэра от 31 декабря 2003 г. N 459-РМ "О планах работы группы по координации деятельности инспекций и Совета по координации работы контролирующих органов города Москвы на I квартал 2004 года".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007